План самообразования на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 комбинированного вида Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
План работы по самообразованию на тему:
Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста (вторая младшая группа, 2-3 года)
Работа планируется с 01.09.2022 по 31.05.2023
Подготовил: воспитатель Максимова Снежанна Федоровна
Цель: повышение личного теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.
Задачи:
1. Изучить необходимую литературу по теме пальчиковых игр и влияниях их на развитие мелкой моторики и речи младших дошкольников.
2. Подобрать необходимый теоретический материал и составить годовой план по развитию мелкой моторики младших дошкольников;
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов;
4. Совершенствовать игровую среду в группе, дополнять необходимыми развивающими играми и литературой.
5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр: консультации в родительском уголке, личное общение, выставки.
Формы работы:
1.Совместная деятельность воспитателя с детьми;
2.Индивидуальная работа с детьми;
3.Свободная самостоятельная деятельность детей в организованном развивающем пространстве.
Актуальность
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук.
В раннем возрасте именно мелкая моторика показывает нам то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.
Таким образом, мы видим важность работы над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План практической деятельности
Сентябрь
Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Сорока белобока», «Построим дом», «Этот пальчик-бабушка».
Цель: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»
Игры с предметами: «Баночка», «Мозаика», «Пирамидка».
Подбор материала, ознакомление. Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте. Привлечение родителей к работе по оформлению уголков в группе.
Октябрь
Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Капуста», «Здравствуй, осень».
Цель: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Массаж рук: игровое упражнение «Покатаем машинки». Подбор материала, ознакомление. Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.
Ноябрь
Пальчиковые игры: «Ладошки», «Пальчик-мальчик», «Пряничек»
Цель: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Массаж рук: игровое упражнение «Карандашик»
Декабрь, Январь
Художественная деятельность: Рисование с использование нетрадиционных техник рисование, кончиками пальцев, использование дополнительных предметов.
Разучивание пальчиковых игр: «Ладушки-ладошки», «Девочки-мальчики».
Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования. «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников», «Развитие мелкой моторики рук»
Февраль
Учить детей играм, способствующим развитию мелкой моторики (сортировка различных круп, мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, игра с резиночками, шнуровка, застёгивание молний, игра с пластмассовыми яичками из киндера, игры с карандашами, работа с пластилином).
Пальчиковые игры: «Большая стирка», «Помощники», «Зимние забавы», «Водичка, водичка», «День защитника отечества».
Цель: формировать у детей положительный настрой на игру, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Игры с предметами: деревянные игрушки со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, резинок.
Март
Научить детей пользоваться пальчиковым театром.
Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.
Пальчиковая гимнастика: «Мамин праздник», «Утром рано я встаю…», «Бумажный мячик», «Весна».
Цель: разучивать с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Молоточек», «тук -тук -тук»)
Участие в конкурсах, конференциях, и т. д.
Апрель, Май
Провести игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).
Цель: развивать мелкую моторику и речь.
Конструирование: «Паровозик из ракушек и пуговиц», «Машинка из пуговиц и ракушек», различных зверюшек, рыбок.
Ожидаемые результаты:
Развитие умений ребенка управлять пальцами и кистями рук, развитие памяти, внимания, обогащение словарного запаса, выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног, свободная самостоятельная деятельность детей в организованном развивающем пространстве.
Список литературы:
1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М.: ООО Издательство АСТ, 2000
2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс ISBN: 978-5-89814-776-1
3. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика - Синтез, 2008 г.
4. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, п...
Образовательная программа «Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей 3-7 лет»
Пограмма содержит пояснительную записку и план работы кружка «Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей 3-7 лет»...
План по самообразованию педагога Тема: «Бизиборд как средство развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
долгосрочный проект дл детей младшего дошкольного возраста...
«Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на эт...
Бизиборд как средство развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
В современном обществе и, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкиваается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук. ...
Консультация для родителе "Развитие сенсорной и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
quot;Развитие сенсорной и мелкой моторике у детей раннего дошкольного возраста "...