Консультация для педагогов ДОУ «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
консультация
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского г.о.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 28»
Консультация для воспитателей
«Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей
раннего дошкольного возраста»
Воситатель: Котенко Н.И.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.
В сенсорном уголке нашей группы мы используем большое количество приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»; «шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы — «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки; часы с передвижными стрелками и многое другое.
Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику, восприятие, внимание, память.
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без него.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей группе являются различные развивающие игрушки и дидактические игры, которые мы сделали сами.
Мешочки для развития мелкой моторики.
Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.
С мешочками мы изучаем понятия "Легче-тяжелее", "Больше-меньше", "Тише-громче".
Дидактические игры с пуговицами.
Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Для этого мы изготовили подушку с пуговицами.
Подушка с пуговицами.
Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица, какого она размера (большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.) . Или попросить найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.
Коробка самых разных пуговиц.
Пуговки насобирали родители: маленькие и большие, с ножкой и с отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка, различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют малыши. Одна из игр называется:
1.«Разноцветные пуговки».
Воспитатель предлагает детям:
- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ;
- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки) ;
- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;
- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка;
- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.
2. «Пуговичная мозаика».
Воспитатель предлагает выложить из пуговиц
какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок,
вишенку, машинку, виноград и др.).
3. «Дорожка».
Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:
- красная дорожка, зеленая и т. д.
- чередовать пуговицы четырех основных цветов;
- дорожка из маленьких или больших пуговиц;
- сохраняя определенную закономерность:
синяя – белая, синяя - белая и т. д.
Следующая игра «Матрешки, грибочки и цветочки с пуговицами».
Цель: упражнять детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать бабочку на грибочке, одежду для матрешки, лепестки у цветочка, закрепление понятия «один», «много».
«Бабочки».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.
«Найди шарик».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего цвета, умения пользоваться липучками.
Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры с прищепками.
Игры с прищепками.
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:
«Весёлые фигурки».
Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона заготовке.
Игра «Рассели по домикам».
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Игра «Веселая гусеница».
Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.
Игра «Упрямые шарики».
Перекладывание теннисных мячиков ложкой из одной емкости в другую.
Игра «Умные шнурочки».
Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.
С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»
Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, п...
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...
План по самообразованию педагога Тема: «Бизиборд как средство развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
долгосрочный проект дл детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры
Консультация для родителей...
Бизиборд как средство развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
В современном обществе и, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкиваается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук. ...
Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...
Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Актуальность мастер-класса по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенси...