Паспорт проекта «По следам первых космонавтов» в старшей группе
проект (старшая группа)
проект по работе с детьми старшего возраста по теме Космос"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sledam_pervyh_kosmonavtov.docx | 92.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «По следам первых космонавтов»
в старшей группе
Веткова Елена Павловна
Воспитатель
г. Белгород
Белгородская область
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида № 78 «Гномик»
Тип проекта: познавательный
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
«Человечество не останется вечно на земле,
но, в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все
околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Проблема:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. А вот кто стоял у истоков изучения космоса, дети мало знают. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность:
Воспитание любви к своему Отечеству - важная задача нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо научить старших дошкольников гордиться своей Родиной. Поэтому следует рассказывать детям о тех людях, которые прославили нашу страну – людях творческих профессий, ученых, изобретателях, космонавтах. Дошкольникам необходимо рассказывать о людях, покоривших космос, об устройстве звёздного мира, важности изучения космического пространства. Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. А содержание образовательной деятельности даст возможность выразить свои эмоциональные переживания и применить на практике освоенные знания о космосе. Невозможно рассказать детям о космосе коротко, в рамках одной беседы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе очень удобна проектная методика, направленная на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, осуществляемое через различные виды детской деятельности.
Цель проекта:
Формирование у старших дошкольников представлений о роли человека в изучении космического пространства (о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле).
Задачи проекта:
Обучающие:
• Познакомить детей с историей освоения космоса, с достижениями ученых (К. Э. Циолковского, С. П. Королёва) в области освоения космического пространства.
• Расширять представления детей о космической технике (искусственные спутники).
• Развивать и поддерживать интерес у детей к летчикам – космонавтам (Ю. Гагарину)
• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.
• Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал.
• Формировать у детей наглядно-действенное мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны, что наши ученые (Циолковский, Королев) внесли огромный вклад в развитие космонавтики.
• Стимулировать развитие самостоятельности и инициативности.
• Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- В ходе реализации проекта дети узнают кто такие К.Э. Циолковский, С.П. Королев.
– Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
– Принимают участие в экспериментировании.
– Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои поделки.
Для родителей:
– Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
– Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Для педагогов:
– Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.
– Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют во всех видах деятельности.
Родители: помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм на заданную тему.
Итоговое мероприятие:
Организация выставки детских работ на тему: «Юный изобретатель (спутники)».
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа:
– подготовительный (выбор темы проекта, определение цели и задач проекта, сбор сведений)
- основной (реализация проекта)
- заключительный.
1 этап подготовительный «Выбор темы»
Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе.
• Подготовить дидактический материал.
• Внесение в группу фотографий, видеофильмов, рисунков, рассказов о космосе и космонавтике.
• Создание дидактических игр. Создание условий для организации работы в группе.
На первом этапе сбора информации мы использовали метод «трёх вопросов» и объединили ответы детей в логический план.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как нам найти ответы на свои вопросы? |
Название планет солнечной системы. | Какие космические корабли бывают? | Спросить у родителей, дедушки, бабушки, воспитателя. |
Солнце – это звезда, а Луна – спутник Земли. | Кто из людей изобрел ракету? Был в открытом космосе? | Прочитать в книгах. |
В космосе много звезд. | Почему нельзя жить на других планетах? | Прочитать в энциклопедии. |
Кто был первым космонавтом. | Почему планеты вращаются около Солнца и не улетают в космос? | Посмотреть мультфильм, телепередачу |
2 этап – Основной «Реализация проекта»
Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
БЕСЕДЫ:
Беседа с детьми о К.Э. Циолковском.
Цель: познакомить детей с достижениями ученого К.Э. Циолковского.
Беседа «Освоение космоса».
Цель: познакомить детей с историей России на примере известных людей; рассказать о судьбе известного авиаконструктора С.П. Королёва, о значимости этой профессий в освоении космоса. Развивать у детей желание стать человеком-изобретателем.
Беседа «Луна – спутник Земли»
Цель: дать детям понятие о Луне – спутнике Земли, формировать познавательные интересы.
Беседа «Что такое спутник?»
Цель: уточнить знания детей о том, что такое спутник, какие спутники они знают, из каких систем они состоят.
Презентация для детей «Космические летательные аппараты»
Цель: познакомить детей с космическими летательными аппаратами.
Просмотр с родителями мультфильмов: «Тайна красной планеты»,
«Загадочная планета», «Незнайка на Луне».
Дидактическая игра «Найди и назови космическую технику»
Цель: закреплять умение находить, различать и назвать космическую технику.
Воспитатель предлагает выбрать из набора картинок космическую технику и правильно назвать её.
Дидактическая игра «Космические пазлы»
Цель: учить плоскостному конструированию.
Нарисовать несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?
Экспериментирование:
«Как спутник вращается вокруг Земли»
Материал: рыболовная леска, пластилин, корпус шариковой ручки, 2 скрепки, крепкая нить.
Ход:
разломите кусочек пластилина на 2 равные части (примерно 10 г и 50 г), протяните леску через корпус шариковой ручки, привяжите к концам по одной скрепке, насадите на них пластилиновые шарики. Возьмите корпус шариковой ручки, поверните вертикально к полу так, чтобы маленький шарик был сверху, и начинайте вращать его быстро по кругу. Маленький шарик устремляется от корпуса ручки. Та сила, с которой маленький шарик натягивает леску, стремясь оторваться и полететь, называется центробежной силой. По такому закону вращаются искусственные спутники Земли.
«Прямо или по кругу?»
Цель: установить, что удерживает спутники на орбите.
Материал: бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик.
Ход:
Взрослый предлагает детям решать задачу: что произошло бы со спутником (например, Луной), если бы планета его не притягивала (земное протяжение). Ставит вместе с детьми опыт: разрезает бумажную тарелку пополам и использует одну половину; помещает в нее шарик, ставит на стол и слегка наклоняет, чтобы шарик быстро покатился по выемке в тарелке. Дети выясняют, что происходит, (шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой), делают вывод: предметы двигаются по прямой, если на них не действует какая-нибудь сила. Луна тоже удалилась бы от Земли по прямой, если бы земное притяжение не удерживало ее на круговой
Конструирование «Спутники», «Луноход»
Сюжетно-ролевые игры:
- «Космонавты»,
- «Путешествие в космос»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Л. Бурмистрова Всемирная детская энциклопедия «Космос»,
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Заключительный.
- Знакомство родителей с выставкой поделок
-Проведение итогового НОД по конструированию «Спутники»
-Подведение итогов по выполнению проекта
Результаты реализации проекта:
- Дошкольники пополнили свои познания о планетах, космосе, космонавтах, конструкторах космической техники.
– Разработали дидактический комплекс (конспекты совместной образовательной деятельности, дидактические игры, опыты, эксперименты, картотеки загадок, игр).
– Повысился уровень педагогической компетентности педагогов.
Приложение к проекту
Конспект НОД. Тема «Спутники»
Тематический модуль: Авиационная и ракетно-космическая техника.
Цель деятельности: Вызывать интерес к космосу, через конструирование спутников.
Программные задачи:
1.Образовательные: познакомить детей с космическими объектами (спутники, ракеты, космические станции); продолжать учить создавать различные модели из деталей конструктора «Лего» по собственному замыслу (летательные аппараты).
2. Развивающие: развивать конструкторские навыки, учить конструировать модель по замыслу; стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания рисунка, развивать творческое воображение, фантазию; развивать потребность в творческой деятельности при работе с различными видами «Конструкторов».
3. Воспитательные: формировать чувство уверенности в себе и самовыражения; вызывать у детей чувство радости от красиво выполненных конструкций.
Воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать.
Виды детской деятельности: конструирование, коммуникативная, игровая.
Оборудование и материалы: простые карандаши; ластики; инженерная книга; конструктор "LEGO", магнитный конструктор, полидрон "Гигант", дополнительный бросовый материал.
Предварительная работа: презентация «Космические летательные аппараты», беседа с детьми об искусственных спутниках Земли.
Построение взаимодействия:
Организационный момент (введение в ситуацию).
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам прилетела звездочка? А откуда она к нам прилетела, вы узнаете, отгадав загадку:
Там все знаки зодиака
Водолея, девы, рака.
Светятся и ночью, днем
Туда смотрит астроном. (Космос)
Педагог: Ребята, что вы знаете о космосе? (Ответы детей).
Педагог: Да, это огромное пространство со множеством звезд и планет и сразу среди них есть наша Земля. Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах; есть ли жизнь и вот для этого ученые изобрели искусственные спутники земли, установили на них приборы и запустили их в космическое пространство.
Над землей в космос летают спутники-связи, с помощью их изучается вся жизнь нашей планеты.
Есть спутники-метеорологические, которые изучают погоду и передают информацию в метеоцентр.
Есть спутники- наблюдения. Они наблюдают за порядком на нашей планете.
Есть спутники-разведчики. Они помогают геологам искать полезные ископаемые.
Педагог: Ребята, а из каких систем состоит спутник?
(Полезная нагрузка - это оборудование для проведения измерений.
Система энергоснабжения – в качестве источника энергии чаще служат солнечные батареи. Основание - это корпус и несущие конструкции, которые удерживают оборудование вместе).
Ребята, вспомните, как называется место, откуда стартуют спутники? (ответы детей)
2. Поисковый этап
Педагог: Ребята, звездочка сообщила, что случилась беда. Сломался один из спутников. Что же теперь делать?
Педагог: А кто строит спутники, космические корабли, ракеты? Как называется эта профессия?
Педагог: Ребята сегодня вы тоже будет инженерами-конструкторами работающими в конструкторском бюро и построим с вами спутники.
- Что нам для этого понадобится, вы сами догадаетесь, внимательно посмотрев по сторонам нашей комнаты (модули конструкторов).
Но для начала мы должны сделать физминутку.
Физкультминутка:
Ждут нас наши астролеты (встать на носочки, руки на головой)
Для полетов прямо к звездам (шаг на месте).
На какую захотим, на такую полетим (руки в стороны).
Но в игре один секрет: (грозят пальчиком)
Опоздавшим места нет!
Педагог: Давайте сначала вспомним технику безопасности при работе с материалом.
Дети работают в инженерной книге (рисуют схему спутника, выбирают материал).
3.Самостоятельная работа детей.
По мере необходимости воспитатель помогает и подсказывает детям.
4.Рефлексивно-оценочный этап (осознание и обобщение содержания, осмысление качества собственной деятельности).
Когда все дети заканчивают работу рассказывают, что они смоделировали.
Педагог: Ребята, да вы довольно отлично потрудились. У вас вышли отличные спутники. Теперь составьте, пожалуйста, рассказы о собственных спутниках. Расскажите, для чего предназначен ваш спутник, из каких частей он состоит. (Рассказы детей).
В конце занятия фотографируются постройки. Обыгрываются и подводятся итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта "Что нам осень принесла?" в старшей группе детского сада
Паспорт проекта "Что нам осень принесла?" в старшей группе детского сада...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА "Здравствуй, Зимушка - зима!" Для детей старшей группы
Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предостав...
Паспорт проекта "Космос глазами детей" с детьми старшей группы
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие ино...
Паспорт проекта «Сюжетно-ролевая игра «Театр» в старшей группе с ТНР»
Ценность дошкольного возраста очевидна: быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Ведущее значение в развитии интеллекту...
Паспорт проекта "Делу время – потехе час" в старшей группе
Паспорт проекта "Делу время – потехе час" в старшей группе...
Рабочий паспорт проекта: «Путешествие в страну красивой речи» старшая группа от 5-и до 6-и лет
Цель проекта:Развитие речевых навыков детей в ходе совместной деятельности воспитателя, логопеда и музыкального руководителя....
Паспорт проекта «О жизни пчел» для детей старшей группы.
Изучить значимость пчел и продуктов пчеловодства в жизни человека. Создать условия для развития познавательной активности детей, способствующие формированию и развитию у детей экологических основ...