Статья на тему : Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией
статья
Статья на тему : Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией
Актуальность исследования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
По мнению Л.Г. Соловьевой, Т.А. Ткаченко, одним из видов связной монологической речи является творческое рассказывание, под которым традиционно понимают придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия.
В последнее время значительно выросло число детей, у которых в анамнезе отмечается неврологическая симптоматика, являющаяся в значительном большинстве случаев причиной такого речевого нарушения как стертая дизартрия, которая часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время это речевое нарушение рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.
Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией представляет большую трудность по сравнению с детьми, не имеющими речевых дефектов. В связи с чем проблема формирования навыков творческого рассказывания является на сегодняшний день весьма актуальной, так как именно творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуя активизации знаний и представлений об окружающем. Таким образом, сформированность навыков творческого рассказывания является условием успешной социальной адаптации и обеспечивает высокий уровень социализации личности дошкольника, что и определяет социальную актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы исследования. Проблемами изучения проблемы расстройств дизартрического характера занимались отечественные и зарубежные исследователи Е.Ф. Архипова, Г.В. Гуровец, И.Б. Карелина, А. Куссмауль, У. Литтль, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская. В отечественной логопедии термин «стертая дизартрия» был введен О.А. Токаревой в 50-60 гг. прошлого столетия.
Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных ученых таких,как Т.Г. Визель, Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Панченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Проблему формирования навыков творческого рассказывания у детей со стертой дизартрией освещали в своих трудах такие ученые как Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Т.А. Ткаченко и другие.
Однако проблема формирования навыков связной речи старших дошкольников стала объектом исследовательского интереса и находится за концептуальным полем психологии детей с речевыми патологиями. Все вышесказанное свидетельствует о научно-методической актуальности выбранной нами темы.
Объект исследования: связная речь старших дошкольников со стертой дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Цель исследования: изучить особенности формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией на логопедических занятиях.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические аспекты проблемы формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией.
- Выявить уровень сформированности навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией.
- Разработать проект перспективного плана логопедических занятий по формированию навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Методы исследования:
– теоретические (анализ, синтез, анализ, сравнение, обобщение);
– эмпирические (изучение медико-педагогической документации детей; наблюдение; беседа; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР
Участниками проекта являются дети, учитель-логопед, воспитатель, родители группы. Проект применялся с целью развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших д...
Статья на тему: "Нарушение функций словоизменения и словообразования у детей со стертой дизартрией ".
В данном материале представлены особенности функции словоизменения и словообразования у дошкольников со стертой дизартрией....
Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
Мастер- класс подготовлен и проведен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши....
Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.
В данной статье рассматриваются способы формирования просодической стороны речиу старших дошкольников со стертой дизартрией....
Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...
Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение...
Логопедическая работа по формированию фонетически оформленного высказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение....