Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Участниками проекта являются дети, учитель-логопед, воспитатель, родители группы. Проект применялся с целью развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших дошкольников
Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшилось количество логических ошибок в составлении монологов.
В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме большинство воспитанников справляются с творческими заданиями: придумать начало и конец к картинке, составить сказку с изменением героя, сочинить рассказ.
Проект может использоваться учителем-логопедом и воспитателями старшей логопедической группы для детей с речевым заключением ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР»
Автор Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед
МДОУ ЦРР детский сад № 21 «Сказка» г. Серпухова.
Содержание
1.Введение 3-4
2.Основная часть. Теоретическая значимость педагогического сопровождения процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР………………………………………… ….5-9
3. Практическая часть по теме Педагогическое сопровождение процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР …….10-14
3.1. Цель, задачи, срок проекта………………………………10-12
3.2. Перспективное планирование игр, направленных на развитие детского творчества и речи . ………………………………………………………12-14
Заключение……………………………………………………………………… 15
Список литературы 16
Приложение
Введение
Если речь ребенка недостаточно сформирована, то у него не будут развиты воображение и творческие способности, слабее мотивация к обучению в школе.
Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Использование дидактических игр творческого характера пробуждает познавательный интерес, позволяет решать широкий спектр образовательных и воспитательных задач, является важнейшим стимулом формирования навыков творческого рассказывания.
В системе обучения словесному творчеству предусматривается работа, направленная на уточнение и расширение активного и пассивного словаря детей с ОНР, на воспитание образной, интонационно-выразительной речи.
Умения и навыки по составлению творческих рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Цель: взаимодействие педагога с детьми и родителями в процессе развития словесного творчества и активизации творческого рассказывания старших дошкольников с ОНР
Задачи проекта:
- Изучение и анализ научно-методической литературы по теме проекта.
- Создание педагогических, психологических, социально-педагогических условий для реализации проекта.
- Разработать технологию работы с детьми в процессе формирования навыков творческого рассказывания.
- Привлечение родителей к совместной деятельности в рамках ДОУ, повышение уровня родительской компетентности.
- Анализ результативности, перспективность проекта
Практическая значимость.
Участниками проекта являются дети, учитель-логопед, воспитатель, родители группы. Проект применялся с целью развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших дошкольников
Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшилось количество логических ошибок в составлении монологов.
В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме большинство воспитанников справляются с творческими заданиями: придумать начало и конец к картинке, составить сказку с изменением героя, сочинить рассказ.
Проект может использоваться учителем-логопедом и воспитателями старшей логопедической группы для детей с речевым заключением ОНР.
I. Основная часть.
I.1. Теоретическая значимость педагогического сопровождения процесса формирования навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР.
Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации. Речевая деятельность определяется в современной отечественной психолингвистике как процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой, друг с другом. Основу его составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.
Предметом речевой деятельности, определяющим ее психологическое содержание, является мысль как форма отражения в сознании человека связей и отношений явлений и событий окружающего мира. Предметным содержанием каждого речевого высказывания является отражение того или иного фрагмента окружающего мира: общественного события, явление природы, человека, его внешнего облика и внутреннего мира, предметов не живой природы, животного и растительного мира.
Адекватное, полное и точное отображение средствами языка того или иного фрагмента действительности (или предметной ситуации) является основной целью речевой деятельности говорения и письма. Наиболее полной и точной формой такого отображения окружающего мира и является связная речь.
Если предметом речевой деятельности является мысль, на формирование и выражение которой направлены говорение и письмо, то главным и определяющим средством осуществления речевого общения
является язык или языковая система. Она включает в себя слова с их значениями (объективное и обобщенное отражение в сознании человека обозначаемого словом предмета, явления окружающей действительности) и
синтаксис (традиционно сложившиеся нормы, правила сочетания, объединение слов, на основе которых строится языковое сообщение). Основными и универсальными (используемыми в самых разных вариантах во всех видах речевой деятельности) единицами языка являются слово, предложение и текст.
Предложение и текст как основные языковые формы реализации речевого высказывания служат целям намеренной передачи информации о том или ином фрагменте окружающей действительности. Основной систематической (смысловой) функцией, предложения является формирование какой – либо одной законченной мысли. Текст, представляет собой передаваемое средствами языка развернутое речевое сообщение. С его помощью предмет речи (явление, событие) отображается в наиболее полном и законченном виде.
Фонемы (звуки речи в их смыслоразличительной функции) и морфемы (структурообразующие грамматические части каждого слова) являются базовыми «строительными» элементами языка. Правильное произношение звуков – фонем на внешней фазе реализации речевой деятельности обеспечивает возможность ее полноценного восприятия слушающим и, соответственно, адекватную передачу мысленного содержания. Точное, безошибочное воспроизведение морфем в составе слова обеспечивает
правильное грамматическое структурирование речи, соблюдение грамматических норм ее оформления по законам данного языка.
Мысль говорящего или пишущего может быть по – разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, т.е. словаря и грамматики данного языка.
В связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяются различные способы ее осуществление – различные способы формирования и формулирования мысли. Им отвечают различные формы организации речевого общения и, соответственно, различные формы речи.
Таких форм три – внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Внешняя (устная и письменная) речь представляет собой внешний способ формирования и формулирование мысли и передачи информации. Основными формами внешней речи являются диалогическая, монологическая и полилогическая (групповая) речь.
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формами речи.
Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), их цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексических элементов в смешных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля (речевые штампы). Простейшие формы
диалога (например, реплики – высказывания типа утвердительного или отрицательного ответа и т.п.) не требуют построения программы высказывания (А.Р. Лурия, Л.С. Цветков, Т.Г. Винокур и др.)
В лингвистике единицей диалога принято считать тематически объединенную цепь реплик, характеризующихся семантической, структурной и смысловой законченностью – «диалогическое единство»
(Н.Ю. Шведова, С.Е. Крюков, Л.Ю. Максимов и др.). Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным
использованием языковых и внеязыковых средств, в конкретной ситуации речевого общения, - критерии связности развернутой диалогической речи.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (Н.А. Головань, А.Г. Зикеев, А.Р. Лурия, Л.А.Долгова и др.). Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируются. Сопоставляя монологическую и диалогическую форму речи, как относительная развернутость, большая производительность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и… весь «монолог» как целое».
Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и
обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо – и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении.
II. Практическая часть.
Цель проекта: развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших дошкольников.
Задачи проекта:
1. Повышать речевую активность детей
2. Заложить основу для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, образности.
3. Вызвать стремление к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.
4. Обогащать, расширять и активизировать словарь детей
Этапы реализации проекта:
1. Организационный (сентябрь)
2. Содержательный (октябрь – апрель)
3. Результативный (май)
Организационный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1. | Анкетирование родителей | Учитель-логопед | сентябрь |
2. | Диагностика детей | Учитель-логопед | сентябрь |
3. | «Круглый стол» с участием родителей и детей | Учитель-логопед | сентябрь |
4. | Подбор методической и художественной литературы, иллюстрированного материала | Учитель-логопед | сентябрь |
5. | Составление перспективного планирования по использованию дидактических игр творческого характера | Учитель-логопед | сентябрь |
Содержательный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1 | Проведение игр направленных на развитие детского творчества и речи | Учитель-логопед | Октябрь - апрель |
2 | Консультация для родителей. Использование фольклора в работе с детьми. | Учитель-логопед | Октябрь |
3 | Консультация для родителей. Тема: «Рассказ - образец при обучении детей рассказыванию» | Учитель-логопед | Декабрь |
4 | Консультация для родителей. Тема: «Знакомство со сказкой в старшей группе детского сада». | Учитель-логопед | Февраль |
5 | Консультация для родителей. Тема: « Приемы обучения детей рассказыванию» | Учитель-логопед, родители | Апрель |
6 | Открытое занятие для родителей | Учитель-логопед, родители, дети | апрель |
Результативный этап
№ | Форма проведения | Ответственный | Сроки |
1 | Диагностика детей, анализ результативности, составление графиков | Учитель-логопед | май |
2 | Представление материалов проекта на итоговом педсовете | Учитель-логопед | май |
Перспективное планирование игр, направленных на развитие детского творчества и речи (старшая группа)
Период | Игры на развитие творческого мышления, воображения и речи |
Сентябрь | 1. «Хвосты» Цель: формировать умение видеть целое раньше частей (основной механизм воображения), развивать дивергентное мышление. 2. Составь предложение Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов. |
Октябрь | 1. Что общего? Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков. 2. Исключи лишнее слово Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. |
Ноябрь | 1. Поиск аналогов Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам. 2. «Противоположные» предметы Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше признаков другого предмета. |
Декабрь | 1. Найди предмет по заданным признакам Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой. 2. Соединительные звенья Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами |
Январь | 1. Как использовать предмет? Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности. 2. Расскажи какие Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета. |
Февраль | 1. Ох, уж эти причины! Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение. 2. Сократи рассказ Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное. |
Март | 1. "Сказка по вопросам". Цель. Учить детей отвечать на вопросы, продолжая сюжет общей истории. 2. «Придумай и расскажи» Цель. Учить детей поиску причин событий, развивать навыки творческого рассказывания. |
Апрель | 1.Придумай сказку. 2. Придумай сказку (№ 2) Цель. Развивать творческое мышление детей, учить придумывать рассказы, истории или сказки с использованием определенного набора слов. |
Май | 1. «Перевертыш» Цель. Учить детей объяснять любое событие с точки зрения "хорошо - плохо". 2. Что произойдет, если ... Цель. Развивать творческое мышление детей, учить придумывать продолжение к началу фразы |
Заключение
Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированное у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.). Обучение данному виду рассказывания занимает особое место в работе с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития.
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями.
Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.
При правильной организации работы по речевому развитию у детей с ОНР интенсивнее развивается активный словарь, логическое мышление, формируются различные языковые системы связей. Устная речь достаточно логична, стройна, интересна по своему содержанию, их рассказы творчески разнообразны, один рассказ не похож на другой.
Список литературы
1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст] / В.П. Глухов. - М. 2004г.
2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. [Текст] / Н.А. Стародубова. - М., 2006г.
3. Ушакова, О.С. Развития речи дошкольников. [Текст] / - О. С. Ушакова. - М., 2001г.
4. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. [Текст] / О. С. Ушакова. М. 2001г.
Приложения
Описание игр
1. «Хвосты»
Цель: формировать умение видеть целое раньше частей (основной механизм воображения), развивать дивергентное мышление.
Материал: картинки с изображениями животных, стихотворение А. Милна «Хвосты».
Интеллектуальная разминка. Игра с омонимами. Что мы можем назвать словом: ручка, ключ, язык, носок, коса, очки.
Разучивание скороговорки «Форсун форсил в фиолетовом фраке и фетровой шляпе». Рассматривание картинки. Объяснить детям значение слова «фрак».
Работа со стихотворением А. Милна «Хвосты».
Выразительное чтение текста , сопровождаемое показом соответствующих картинок.
У льва есть хвост могучий, длинный,
А у осла есть хвост ослиный.
У кошки хвост и у коня,
Но нет у вас и у меня.
Когда я буду именинник,
Куплю я хвостик за полтинник.
Мне продавец измерит рост
И подберёт отличный хвост.
Скажу я льву, киту, верблюду:
—Я вам завидовать не буду.
Смотрите, — с нынешнего дня
Завелся хвост и у меня!
Вопросы и задания.
Кто такой именинник? Что такое полтинник?
О каких животных идёт речь в стихотворении? Какие у них хвосты? (У кошки хвост мягкий, пушистый, у льва с кисточкой, тонкий, у осла с кисточкой.)
В каком магазине автор стихотворения собирается покупать себе хвост? (В магазине одежды. Одежда называется фрак.)
Для чего продавцу нужно будет измерить рост? (Не измерив рост, невозможно подобрать фрак по росту.)
Почему автор не будет завидовать льву, киту и верблюду? Чем его «хвост» лучше по сравнению с хвостами животных? (В нём тепло, хорошо выглядишь, есть карманы и т.д.)
Творческое задание «Подумай и ответь». Как вы считаете, что еще такого, что есть у животных, что могло бы пригодиться и человеку, в том числе детям? В какой ситуации? (Рассмотреть картинки с изображением животных.) Объяснить свою позицию. (Не обязательно внешность, может быть острый нюх, умение быстро бегать, крылья, чтобы летать, перья, чтобы было тепло, хорошее зрение). Все высказанные идеи коллективно
анализируются. Необходимо следить за тем, чтобы объяснения детей были логичными, в каждой идее необходимо найти рациональное зерно, не допускать «пустого фантазирования».
2. Составь предложение
Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игровое задание.
Составить как можно больше предложений, обязательно использовав, названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);
сложными с выходом за пределы 1 ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»); и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
3. Что общего?
Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Задача педагога — распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами.
4. Исключи лишнее слово
Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.
Игровое задание.
Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.
Задача педагога — стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.
5. Поиск аналогов
Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Игровое задание.
Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизироать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка — все они летают; вертолет, автобус, поезд — это транспортные средства).
6. «Противоположные» предметы
Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше признаков другого предмета, выделяя в них общее и различное.
Игровое задание.
Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом — сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом — поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого — в другом и т. д.).
7. Найди предмет по заданным признакам
Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два—три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и
открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».
8. Соединительные звенья
Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами
Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является транспортным средством)
Допускается использование двух трех соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.
9. Как использовать предмет?
Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).
10. Расскажи какие
Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.
Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или
явления (например, дырки), которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.
11. Ох, уж эти причины!
Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого- либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.
Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта,, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных — «забыл закрыть дверь» — и, кончая нетривиальными — «марсиане прилетели»).
12. Сократи рассказ
Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное
Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко — в двух—трех предложениях, сохранив основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.
МАРТ
13. "Сказка по вопросам".
Цель. Учить детей отвечать на вопросы, продолжая сюжет общей истории.
Играют несколько детей. Каждый по очереди (по кругу) должен ответить на свой вопрос, продолжая сюжет общей истории.
Вопросы:
Кто это был?
Где находился?
Что делал?
Кого встретил?
Что сказал?
Что ему ответили?
Что было вокруг?
Что подумали окружающие, оказавшиеся рядом?
Чем все окончилось?
14. «Придумай и расскажи»
Цель. Учить детей поиску причин событий, развивать навыки творческого рассказывания.
- Придумай окончание сказки.
Жил-был зайчик. Он был маленький, беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо елочек на опушку леса. Вдруг видит навстречу ему какой-то зверь идет, на длинных ногах и с большими рогами...
15.Придумай сказку.
Цель. Развивать творческое мышление детей, учить придумывать рассказы, истории или сказки с использованием определенного набора слов.
Набор слов:
Светофор, мальчик, санки.
16. Придумай сказку (№ 2)
Цель. Развивать творческое мышление детей, учить придумывать рассказы, истории или сказки с использованием определенного набора слов
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи
17. «Перевертыш»
Цель. Учить детей объяснять любое событие с точки зрения "хорошо - плохо".
Учить детей объяснять любое событие с точки зрения "хорошо - плохо".
Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка,
почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения.
НАПРИМЕР: мама купила новые ботинки.
Ответ первого ребенка: "Это хорошо, потому что у меня не намокнут ноги".
- У тебя не намокнут ноги, это плохо. Почему?
Ответ второго ребенка: "Потому что придется идти к зубному врачу".
- К зубному врачу идти хорошо почему?
Ответ третьего ребенка: "Потому что мне вылечат зуб, и он не будет болеть".
"Кто (что) это может быть?"
Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств.
Педагог задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые).
18. Что произойдет, если ...
Цель. Развивать творческое мышление детей, учить придумывать продолжение к началу фразы
Учить детей формулировать причины и выводить следствие
Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: "Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?") Дети другой команды должны дать оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ.
Вводится правило: задавать вопросы на определенную тему (например, из мира природы или мира сказки и т.д.).
Консультации для родителей
- Тема: « Приемы обучения детей рассказыванию»
План.
1) Рассказывание как средство обучения связной речи.
2) Приемы:
а) совместное рассказывание;
б) образец рассказа;
в) анализ образца рассказа;
г) план рассказа;
д) коллективное составление рассказа (подгруппами, по частям);
е) моделирование (виды моделей);
ж) оценка детских монологов.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудам Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, О.И.Соловьевой и др. показана роль рассказывания в развитии связной детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. В многолетней практике выделены следующие приемы:
Совместное рассказывание - это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. В младшей группе - в индивидуальной форме, а в средней старшей группе - со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (жила-была…, однажды… и т.д.). Совместное рассказывание с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
Образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения.
Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи.
Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа - это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании - отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план и контролировать следование ему рассказчиками. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением.
Коллективное составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию.
Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.
Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами (серии сюжетных картинок в рассказывании на свободную тему).
Составление рассказа по частям - это, когда каждый из рассказов создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
Моделирование используется в старшей подготовительной к школе группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей ( круг, разделенный на 3 неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г.Смольниковой). ориентиром для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания (статья Т.Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов. Д/в. - 1990 - № 10). Можно использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения (геометрические формы: кружок - начало рассказа, прямоугольник - основная часть, треугольник - концовка). Функции заместителям детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых
известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки - заместители. Широкую известность приобрели работы Л.А.Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.
Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаются картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших группах указывает на недостатки, чтобы дети знали, чему им еще предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети. Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
- Тема: «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах».
План:
1) Значение сказки для детей.
2) Анализ сказки в старшей и подготовительной группах.
3) Приемы восприятия сказки (беседа).
а) Эффективность приемов в беседах по сказке (вопросы, рассматривание иллюстраций, словесные зарисовки, повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, рассказ о самом смешном и самом грустном эпизоде сказки, драматизация отрывков и т.д.);
4) Специфические особенности жанров сказки в подготовительной группе.
Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
В старшей группе после рассказывания сказки необходимо так проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать и идейное ее содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.
Пример: После рассказывания сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нужно спросить детей: «Что я вам рассказала?» Почему вы думаете, что это сказка?» «О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Какие слова вам особенно запомнились?» Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев
сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).
В старшей группе надо чаще использовать присказки; желательно, чтобы по своему настроению присказка была связана с произведением. Обычно во втором полугодии дети, научившись внимательно вслушиваться в присказку, довольно верно угадывают, о чем будет идти речь (например: «Лиса по лесу ходила…», «Кот в печи пироги печет…», Посылали молодицу по водицу…» и т.д.).
Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…» и др.). После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Существует множество приемов, наиболее эффективных в беседах по сказкам: вопросы - они должны быть разнообразными по своей направленности: помочь точнее охарактеризовать героев сказки, или помочь детям почувствовать главную идею сказки и т.д.
Важно рассматривание иллюстраций, т.к. они помогают понять сказку. Также нужны словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали бы к данной сказе.
Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и др. средства выразительности.
По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают
описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом является драматизация сказки или отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например: диалог зайца и тети вороны (сказка «Заяц - хваста»).
В подготовительной группе на занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа. Эти задачи могут решаться на каждом занятии по рассказыванию русских народных сказок, но особенно они нужны при чтении или рассказывании авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например: после рассказывания сказки спросить детей: «Что я сейчас вам рассказала: сказку или рассказ?» Дети начинают рассуждать, что в рассказанном произведении звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках. Значит, рассказанное произведение - сказка!
Так в самой элементарной форме дети начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки. Систематическая работа по развитию поэтического слуха приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.
Консультация для родителей
3. Тема: «Рассказ - образец при обучении детей рассказыванию»
План:
1) Что такое связная монологическая речь.
2) Виды обучения рассказыванию:
а) рассказывание на основе восприятия;
б) рассказывание по игрушке, предмету, картине, пересказ художественных произведений;
в) рассказывание по памяти;
г) рассказывание по воображению (творческое).
Связная монологическая речь - это произвольная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства - слово и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства - отношение к предмету повествования. Обучение детей рассказыванию способствует развитию логики мышления и воспитанию чувств. В развитии речи ребенка умению связно рассказывать предшествует диалог, беседа. Отвечая на вопросы взрослого, ребенок заимствует структуру фразы и учится задавать вопросы самому себе. В практике детского сада используются разнообразные виды обучающего рассказывания: по восприятию, по памяти, по воображению. Дошкольники усваивают язык по подражанию, поэтому воспитателю необходимо готовить рассказ-образец. Образец демонстрируют на первых 2-3-х занятиях. Дети получают конкретное представление о том, что такое рассказ, используются им как эталоном. В первую очередь воспитатель должен учитывать языковую задачу, которую он ставит перед детьми, упражняя их в данном виде рассказывания. Объем рассказа-образца, его содержание и сюжет, словарный состав, стиль повествования определяются языковой задачей. Каждый вид рассказывания решает свою определенную задачу.
Рассказ по восприятию строится на основе впечатлений, полученных в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений одновременно
несколькими органами чувств или опосредованным познанием предметов и явлений одним из анализаторов (слуховым или зрительным). Например: на слуховом восприятии - небольшие по объему народные сказки, рассказы писателей. Зрительное и кожно-мышечное восприятия - это «Карусель для кукол», «Наш плюшевый мишка», «Кукла Зоя», и т.д.
Описание игрушки (предмета). Для того, чтобы ребенок мог рассказать о предмете, необходимо организовать полное и разностороннее, расчлененное его восприятие. Воспитатель помогает детям выделить свойство и составные части предмета и установить место этих частей в целом предмете. При описании предмета должны быть использованы слова, характеризующие предмет, его общие свойства, действия, характер действий, признаки, характерные для данного объекта. Рассказ об игрушке или другом предмете, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов-обобщений: игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. Образцы описания отдельных предметов и множества их дает Б.С.Житков в книге «Что я видел».
Рассказывание по картине сложнее предыдущего вида рассказывания, т.к. ребенок только зрением воспринимает отраженные образы предметов или сюжет в зримых образах. Языковая задача - уточнить и обогатить словарь детей, упражнять их в построении высказываний, подвести к практическому усвоению некоторых понятий. Заранее продумывают выбор картины, учитывают уровень развития диалогической и монологической речи детей, языковую задачу рассказывания, сложность сюжета и композиции. Только после всего этого воспитатель строит свой рассказ-образец. Серии картин, используемых в работе с детьми: «Мы играем», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Наши маленькие друзья», и т.д.
Пересказ художественного произведения - один из видов рассказывания по восприятию. Ребенок овладевает упражнением пересказывать, если он располагает непосредственным опытом, опирается на ассоциативное
образное мышление, слуховое внимание и память. Пересказ художественного произведения - необходимая ступень к творческому рассказыванию, т.к. пересказ включает преднамеренность и плановость речи, последовательность суждений. Языковая задача этого вида рассказывания - выработка интонационной выразительности, воспитание чувства языка. Давая образец пересказа, воспитатель проникается мыслями и чувствами автора, читает не только текст, но и подтекст, стремится осознать характеры литературных героев.
Рассказывание по памяти - последовательная и образная передача в устной речи события, имевшего место в жизни рассказчика. Языковая задача этого вида рассказывания - уточнение и активизация словаря, упражнения в построении фраз и рассказа в целом, работа над эмоциональной выразительностью речи.
Рассказывание по воображению - творческое, т.к. требует от ребенка воспроизведения в памяти ярких событий, участником или свидетелем которых он мог быть сам или узнать о них из художественной литературы. В своем воображении ребенок объединяет аналогичные факты, излагая их в определенной последовательности, облекая в структурную форму рассказа (начало, развитие событий, конец). В процессе обучения творческому рассказыванию совершенствуются речевые навыки ребенка. Творческие рассказы по сложности речевых задач делятся на несколько видов: продолжение и завершение рассказа, начатого воспитателем, придумывание рассказа по опорным словам, придумывание рассказа на тему, предложенную воспитателем.
Любое истинно художественное произведение, близкое детям по содержанию, может служить для воспитателя примером при составлении собственного рассказа - образца.
- Тема: «Использование фольклора в работе с детьми».
Слово фольклор - английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.
Историзм и народность - приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы - несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Потешки - песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например: колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, их поют ласковым, нежным голоском, покачивая куклу Катю: «Баю, баю, баю-бай, ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули, мою дочку не буди». Для того, чтобы легче и быстрее дети запоминали колыбельные песенки, их нужно обигрывать, т.е. включать те персонажи, о которых говорится в песенке (о собачке). Запомнив колыбельную, дети легко переносят песенку в повседневную игру («Семья», «Детский сад», «Дочки - матери»). Планомерная работа с детьми по заучиванию русских народных песенок
начинается со второй младшей группы.
Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций (Ю.Васнецов), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д.
Использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отобрадают ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. Словесная игра «в подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).
Можно проводить игры - инсценировки; например: «курочка - рябушка на реку пошла».
«Живые картинки» - при чтении потешки «сорока-белобока» - всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему - нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешки действием.
Использовать дидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время умывания, причесывания детей нужно обязательно использовать потешки: «Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших - с более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие
животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могут обыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети могли попробовать себя в роли любого персонажа.
Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.
На занятиях использовать зачины, повторы, песенки - в начале, середине, конце занятия - это делает занятие более живым, эмоциональным, интересным и полезным для детей.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Загадки - это полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так: на стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку.
Дети быстро отгадывают, т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети
Сказки - являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо одеть костюм Василисы - сказочницы. Знакомя ребенка со сказкой, воспитатель должен знать, что же лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-то научить, удивить или позабавить).
Есть три разновидности сказки:
1) бытовые;
2) волшебные;
3) сказки о животных.
Хорошо начинать сказку с присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать с помощью вопросов, поняли ли дети сказку? Вносить соответствующие игрушки, спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?» Конкурс рисунков, поделок по мотивам сказок; вносить предметы ряжения, драматизация сказок в грамзаписи.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в подготовительной группе продолжалась работа по тем же основным направления (указаны направления ранее, см. среднюю, старшую группу), что и в старшей группе.
В подготовительной группе особое внимание уделяется сюжетной связанности нескольких занятий, объединяемых общей сказочной ситуацией, которая может задаваться использованием постоянных сказочных персонажей (Баба Яга, Василиса прекрасная) и сказочных предметов (волшебная шкатулка и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС
Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....
Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения
Данный опыт посвящен проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...
Практико-значимый проект "Педагогическое сопровождение процесса формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР"
Практико-значимый проект...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая раб...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Представлен опыт работы с семьями воспитанников, поступающих в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО...
Технология обучения творческому рассказыванию старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Творческие задания стимулируют развитие воображения и фантазии, средств выразительности передачи образа, вызывают строй разнообразных чувств....
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
В статье раскрыт вопрос формирования физических качеств детей старшего школьного возраста, которое происходит с помощью методов ИКТ. Рассмотрена необходимость физического развития детей, а также...