Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый уровень развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. К. Марковой возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый уровень развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. К. Марковой возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте.
Известно, что развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения в школе. Обладая хорошо развитой связной монологической речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества (М. М. Алексеева, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др.).
Творческое рассказывание, которое является одним из видов монологической речи, - это придумывание детьми рассказов с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую форму.
Обучение творческому рассказыванию необходимо для развития словесно-логического мышления, возможности самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, а также для активизации знаний и представлений об окружающем.
Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.). В связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.).
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи, что является необходимым как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению (В. П. Глухов).
В работах Е. В. Аханьковой, В. П. Глухова, Н. В. Жуковой, Н. Н. Ефименковой, Н. В. Нищевой, Н. А. Козыревой, С. В. КоноваленкоН. В. Новоторцевой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Н. В. Чиркиной представлены исследования и методики обучения творческому рассказыванию детей с нарушениями речи. Но, несмотря на значительный интерес ученых к проблеме, творческое рассказывание детей данной категории остается недостаточно изученным.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка», разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе.
Рассказывание, по мнению А. М. Дементьевой, - сложное речевое умение, необходимое в жизни и ученье, как ребёнку, так и взрослому.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают сложными формами связной речи, словарём, большим запасом знаний об окружающем мире. Это дает возможность развития творческой речевой деятельности, замысла.
Вопросами формирования творческого рассказывания у детей дошкольного возраста занимались М. М. Алексеева, Л. М. Ворошнина, Э. П. Короткова, Н. А. Орланова, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина, А. Е. Шибицкая и др.
Творческое рассказывание – это вид литературного (словесного) творчества, под которым традиционно понимается деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений (А. М. Бородич, О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая и др.)
М. М. Алексеева под творческим рассказыванием понимает вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом. В основу творческого рассказывания положен процесс переработки и комбинирования представлений, которые отражают реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии.
По мнению А. М. Бородич, творческое рассказывание – это деятельность, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму, соответствующую содержанию.
В. П. Глухов рассматривает творческие рассказы как придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов, логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму.
По Е. В. Аханьковой, творческое рассказывание – это способность ребенка к самостоятельному созданию собственной системы построения рассказа, в основе которой лежат представления об окружающей действительности и языковом стандарте.
Традиционно выделяют несколько форм творческого рассказывания: словотворчество; сочинение рассказов, сказок, описаний; сочинение стихотворений, загадок, небылиц творческое пересказывание (М. М. Алексеева, Е. В. Вальчук, В. П. Глухов, Л. А. Фомичева и др.).
Словотворчество – это создание новых слов (новообразований). Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми словообразования. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка (Т. А. Ткаченко).
По мнению А. Н. Гвоздева, самый интенсивный процесс словотворчества приходится на возраст от 2 до 5 лет, так как словарный запас ребенка невелик и, не находя нужного слова, он придумывает его сам.
Детское сочинительство является одной из форм детского словесного творчества. К числу его видов относятся сочинение рассказов, сказок, описаний; сочинение стихотворений, загадок, небылиц.
Л. А. Фомичева выделяет следующие основные виды детских творческих сочинений:
1) Творческое сочинение по картине.
2) Контаминация на темы литературных произведений.
3) Свободное сочинение сказок и рассказов без опоры на наглядные или словесные средства.
На возможности использования сказок для развития речевого творчества дошкольников указывала Э. П. Короткова. Автор отмечала, что значительное влияние на развитие мышления, воображения, творческих, сценических способностей в разных видах художественной деятельности, повышение уровня речевого творчества оказывает использование при сочинении сказок приема контаминации знакомых литературных сюжетов, ориентация детей на употребление смысловых оттенков слова.
В. П. Глухов к основным видам творческого рассказывания относит также рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа на предложенную тему по нескольким опорным словам и схемам.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова).
ОНР может проявляться в разной степени, поэтому выделяют три уровня речевого развития:
1 уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»);
Переход ко 2 уровню речевого развития знаменуется тем, что кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
По мнению Р. Е. Левиной дети с ОНР третьего уровня старшего дошкольного возраста пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки, наиболее отчетливо проявляющиеся в разных видах монологической речи – описании, пересказе, рассказах по серии картин и др. Кроме того, по мнению автора, ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи [17].
В. П. Глухов отмечает, что у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровеньиспользуемой фразовой речи [17]. По мнению автора, значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитиемосновных компонентов языковой системы. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др., создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью [11].
Р. И Лалаева указывает на относительную сформированность связной речи, которая «оказывается более или менее развернутой» у детей, имеющих третий уровень речевого развития – уровень нерезк выраженного недоразвития устной речи. Связная речь детей данной категории характеризуется бедностью словаря, неумением распространять предложения, строить цепь взаимосвязанный предложений, строить сложные предложения. Как правило, дети используют только самые простые фразы. При необходимости построить сложные предложения, например, для описания своих последовательных действий с разными предметами или при рассказе о цепи взаимосвязанных событий по картинке, дети испытывают большие затруднения. В самостоятельном рассказе отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения [16].
Также изучением детей с недоразвитием речи занимались Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, которые считают, что эти детей «не имеют нормально развитую речь».
Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи связано с большими трудностями. По мнению Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой, эти дети испытывают значительные трудности в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста [17].
У дошкольников с ОНР не сформированы представления о композиции рассказа, затруднено определение смысловых связей между частями текста, развертывание сообщения, отмечается нарушение процесса тематического и семантического выбора слов, отсутствие самостоятельности в составлении высказывания (В. П. Глухов, Р. Е. Левина, Л. Б. Халилова, С. Н. Шаховская и др.)
В исследовании Е. В. Аханьковой описаны особенности и недостатки творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с ОНР II - III уровня. По мнению автора, основные трудности детей были обусловлены реализацией процесса лексико-грамматического развертывания собственного высказывания, проявляющейся в сложностях выбора слов и грамматического структурирования, появлении пауз, повторов, в отказе от деятельности. Отмечалось отсутствие содержательности, неумение выделить значимое, краткость и неразвернутость сообщений при самостоятельном рассказывании. Старшие дошкольники часто использовали речевые штампы, устойчивые выражения. Основным проявлением нарушения творческого рассказа, с точки зрения автора, было отсутствие в нем творческого начала [4].
Автор отмечает, что содержание творческих рассказов детей с общим недоразвитием речи отличается неполнотой, фрагментарностью и примитивностью. Дети также испытывают выраженные затруднения в поиске средств воплощения в творческом рассказывании, таких как лексический словарь, выразительные средства языка, использование диалогической формы повествования и т. д. Несформированность творческого рассказывания детей с общим недоразвитием речи в первую очередь обусловлена трудностями преобразования полученного опыта: неумение анализировать пережитый лично опыт, услышанный от других или полученный из книг, создает трудности создания нового явления: сюжета, облика героя, обстановки [4].
Работа с родителями является важнейшим звеном в коррекционной работе. Большую роль в появлении нарушений речевого развития играют такие негативные факторы, как психолого-педагогическая некомпетентность родителей, их пассивность. Родители часто не понимают, не знают или недооценивают всю значимость развития всех сторон речи ребенка (М. Ф. Фомичева, Н. С. Жукова и др.).
Личность ребенка формируется, прежде всего, в семейных отношениях. В дошкольных учреждениях к воспитательно-образовательному процессу привлекаются родители. Они принимают участие в праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных предоставлениях. В логопедической группе логопед и другие специалисты организуют открытые занятия для родителей, привлекают их к коррекционно-развивающей работе посредством методических рекомендаций. Эти рекомендации даются родителям в различных формах, в том числе и в форме игр и упражнений, чему отводится важная роль во взаимодействии учителя-логопеда с родителями.
Логопедические игры и упражнения можно предлагать родителям в виде тетрадей для занятий с детьми дома.
Формированию творческого рассказывания уделяется недостаточно внимания, особенно в группах детей с недоразвитием речи. При проведении фронтальных занятий, у логопеда не всегда есть возможность уделить достаточное количество времени и внимания каждому ребенку. Именно поэтому возникает необходимость в индивидуальных занятиях, а также взаимодействия педагога с родителями.
Некоторые педагоги, даже самые опытные, испытывают трудности в установлении контакта с семьями воспитанников. Однако необходимость такого взаимодействия очевидна, для эффективности коррекционной работы нужно установить контакт со всеми, учитывая различны социальные и педагогические факторы. Для благополучного речевого развития ребёнка необходимо взаимодействие, доверительность и сотрудничество.
Диагноз общее недоразвитие речи, получивший всё большее распространение среди детей дошкольного возраста, требует комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции. А создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Только целенаправленное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции является залогом его эффективности.
Сорокина Ирина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...
Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"
quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...