Доклад на педсовете. Тема "Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности", 23.03.20
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение правильного, убедительного слова, развитие речи становится особенно актуальным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АНТОШКА»

(АОУ детский сад «Антошка»)

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности»

Подготовила воспитатель Веселова Е.В.

г. Долгопрудный

23.03.20


«Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности»

        Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. В современном мире, когда возрастает значение правильного, убедительного слова, развитие речи становится особенно актуальным.

        Речь является каналом развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Общаясь, ребенок развивается как активная личность, готовая познавать окружающий мир, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Иначе говоря, постоянно находиться в «зоне ближайшего развития», преодолевая определённые трудности для своего возрастного этапа.

        Обращаясь к терминологии понятия «навыки разговорной речи», можно отметить, что в педагогической литературе данное понятие трактуется как навыки, обеспечивающие правильное звучание речи: слуховое внимание и фонематический слух; правильное речевое дыхание; голос; темп и ритм речи; интонационная выразительность; дикция.

        Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал разговорной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

        Большое значение для формирования разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет работа вне занятий – в повседневной жизни, например, в утренние и вечерние часы в группе во время самостоятельной деятельности детей, на прогулках.

        Из опыта работы следует, что зачастую в начале и середине года ребята неправильно согласовывают имена прилагательные с именами существительными и имена существительные с глаголами. В целях коррекции данной проблемы необходимо побуждать детей говорить правильно, развивать устойчивый интерес к нормам языка.

        Привлечение внимания воспитанников к названиям предметов и объектов, людей, качеств, действий в процессе ознакомления с окружающим миром с обязательным пояснением, откуда возникло то или иное название.

В тематических беседах, а также во время проведения прогулок постоянно следует постоянно задавать вопросы, на которые возможно ответить только сложным предложением («Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и др.).

Можно проводить словесные дидактические игры, создавать игровые и проблемные ситуации, активизирующие использование в речевых конструкциях прилагательных и глаголов.

        Использование в свободной деятельности игр и игровых упражнений, направленных на закрепление ранее изученного учебного материала и подготовку дошкольников к восприятию новых знаний (с опорой и без опоры на наглядность).

        В группе детского сада можно подготовит картотеку дидактических игр и упражнений по развитию разговорной (например, «Подбери рифму», «Если бы я был (а)…», «Бывает или нет?», и др.). Также воспитатель может подобрать красочные наглядные пособия по темам: «Рассказывание по картине и сериям сюжетных картин», «Согласование слов в предложении» и т.д.

        Проведение систематической и последовательной индивидуальной работы с каждым ребёнком группы в утренние или вечерние часы. С детьми старшего дошкольного возраста можно проводить небольшие утренние беседы, к примеру, в понедельник на тему «Как я провёл(а) выходной день». В процессы бесед ребята будут совершенствовать навыки составления рассказов на заданную тему на основе личного опыта.

        При формировании навыков разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста, делается акцент на обучении их пересказу.

  • Начинать занятие следует со вступления, которое позволит настроиться на восприятие рассказа, стихов или сказки.
  • Зачитываем произведение, не упоминая о необходимости его запоминания, чтобы дети получили возможность целостного его восприятия.
  • Проводится беседа по содержанию текста с наводящими вопросами педагога, направленными на понимание детьми сюжета, хронологии событий, характеров героев и отношения к ним. Обязательно должны быть вопросы об описании того или иного события автором, о словах, с помощью которых он это делает, вопросы поисковой направленности, а также проблемного характера, начинающиеся словами «Как?», «Почему?», и так далее. Дошкольник должен пытаться отвечать развернуто, применяя сложноподчиненные предложения.
  • Разрабатывается план пересказа.
  • Произведение повторно перечитывается.
  • Пересказ.
  • Дети вместе с педагогом оценивают пересказы друг друга.

        Если текст короткий, то дошкольнику поручается пересказать его полностью, а длинные произведения дети пересказывают поочередно. Кроме того, старшим дошкольникам может быть поручено, окончить незаконченный рассказ своими словами, что опять же оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи.

        Навыки разговорной речи у старших дошкольников активно формируются и в процессе обучения рассказу по картинке. Автор предлагает обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:

  • Подготовка к восприятию сюжета картинки.
  • Углубленное рассмотрение картинки с ответами на наводящие вопросы педагога.
  • Совместное с педагогом составление плана.
  • Рассказ дошкольника, у которого наиболее развита связная речь, в качестве примера.
  • Рассказы остальных детей.
  • Оценка рассказов детьми и педагогом.

        В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.

        Тренируя развитие разговорной речи у детей, следует одновременно работать над формированием ее грамматического строя, пополнением словаря, а также совершенствованием интонационной выразительности.

        Особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен.

        Выводы: разговорная речь является наиболее простой формой устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, поскольку разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Решающим средством в формировании навыков разговорной речи у старших дошкольников является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. С целью формирования навыков разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста могут применяться различные методы и приемы: беседа, личный пример воспитателя/логопеда, обучение пересказу, рассказу по картинке и др.

Литература

 [Электронный ресурс] / Н.В. Могилевцева // Всероссийский педагогический портал. – Режим доступа: http://portal2011.com/formirovanie-navykov-razgovornoj-rechi-starshih/ (


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...

"Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов" Проект "Мультипликационные фильмы наши помощники!"

quot;Формирование речевых навыков дошкольников с ТНР путем использования в процессе образовательной деятельности мультипликационных фильмов"Ключевые слова: средства мультипликации, методические ...

Применение наглядного моделирования в логопедической работе по формированию навыков связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

В современой научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются...

Формирование навыков разговорной речи у старших дошкольников в повседневной жизни

Развитие разговорной речи детей для нас, воспитателей логопедических групп, является одной из главных и приоритетных задач, и осуществляется оно, как правило, в повседневной жизни ребёнка через общени...