Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Мастер- класс подготовлен и проведен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лист программки сгибается втрое | 22.19 КБ |
tekst_k_prezent.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
См. следующий лист
Возьмите на заметку:
рассказ.
| Мастер класс по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп Тема: Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ . Подготовила: Учитель- логопед МКДОУ ЦРР д/с №10 Копцева Е.Н. 13.12. 2016г. | |
Мастер- класс подготовлен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши. Цели проведения мастер- класса:
| Программа: 1Теоретический аспект
2.Знакомство с опытом работы (фото, видео материал) Сочинение сказки - аналогии с использованием «Конструктора сказок»
3. Практическая часть
| Информация : Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz4QCUxV9Ra Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998. Электронное пособие «Конструктор картинок» https://mersibo.ru/cd11 Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению расказыванию. Дефектология N2, 1994. Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» . Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.2007. №10. С.16-21 |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Название
Слайд 2 Цели
Слайд 3 Сущность проблемы.
«Творчество - мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого решения возникшей задачи уже известными способами» (словарь системы психологических понятий). В основе творческого рассказывания лежат процессы творческого мышления и воображения, речь и личный опыт ребенка. Большинство ученых указывают на то, что творческий рассказ выступает как высший уровень владения связной монологической речью.
Творческое рассказывание представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами:
- структура речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения),
- содержание речевого сообщения (использование разнообразных лексических и эмоционально--выразительных средств при грамматически правильном построении фраз),
- - творческий компонент рассказа (индивидуальность, самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны»).
Слайд 4. Актуальность, значение
В соответствии с ФГОС в коррекционной педагогике особую актуальность приобретает поиск эффективных методов и приемов обучения связной монологической речи детей с ОНР в системе коррекционно-логопедической работы. Составной частью развития связной речи дошкольника с общим недоразвитием речи является обучение творческому рассказыванию. Обращается внимание на обеспечение равных стартовых возможностей детей с ОВЗ. Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе.
В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, неизбежно страдает связная речь, и по статистике последних лет уровень развития связной речи снизился на 15%.
Нужны инновационные методы и приемы , которые позволят детям с ОНР более эффективно овладеть компонентами творческого рассказа, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало
.
Слайд 5. ФГОСы, взаимосвязь образовательных областей
Цель образования по ФГОС: способствовать развитию интеллектуально смелой, самостоятельной , оригинально мыслящей творческой личности, умеющей принимать нестандартные решения, доказывать свою точку зрения.
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
Творческое рассказывание обеспечивается интеграцией мыслительной и речевой активности ребенка, проявляется в творческом использовании усвоенного ранее социального и речевого опыта. Процесс овладения творческим рассказыванием органически связан и влияет на интеллектуальное развитие, познавательную деятельность, художественные, нравственно - эстетические способности,- опирается на синтез образовательных областей и обеспечивает творческую направленность личности ребенка в целом.
Слайд 6. Исследования ученых о творческих возможностях детей- логопатов.
Исследованиями в области развития творческого рассказывания занимались психологи A.Н.Леонтьев, Н.В.Рождественская, Ф.И.Фрадкина, Д.Б.Эльконин. В своих исследованиях они пришли к выводу, что полноценное владение данным видом рассказывания требует определенных условий: сохранность базовых мыслительных процессов, социальный опыт и определенный уровень речевой деятельности.
Развитию словесного творчества ребенка уделяют внимание и специалисты в системе дошкольного образования (А.М.Бородич, Л.В.Ворошнина, Н.А.Орланова, Э.П.Короткова).
Ученые отмечают, особые трудности в овладении данным видом рассказывания возникают у детей с речевыми нарушениями.
ОНР проявляется на всех уровнях формирования речевой деятельности, включая фазу внутреннего программирования высказывания, лексико-грамматическое развертывание и способность связно передать свои впечатления (О.Е.Грибова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева.).
Несформированными оказываются представления о композиции рассказа, затруднено определение смысловых связей между частями текста, развертывание сообщения, отмечается нарушение процесса тематического и семантического выбора слов, отсутствие самостоятельности в составлении высказывания (В.П.Глухов, Р.Е.Левина, Е.Ф.Соботович, Л.Б.Халилова, С.Н.Шаховская)
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:
- недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями,
- узкое восприятие действительности,
- нехватка речевых средств,
- трудности планирования монолога.
Трудности овладения творческим рассказыванием объясняются многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью.
Методика коррекционной работы по формированию творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня применяется в рамках существующей в настоящее время системы коррекционного обучения детей с ОНР, а также используется адаптированные методики А.Т. Ткаченко, А.М. Бородич, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, Э.П. Коротковой, Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой, О.С. Гомзяк [4]. В ходе работы использовались элементы, разработанного в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства специального курса «Развитие Творческого Воображения» (РТВ), в основе которого лежит ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера, кроме того, применялась методика развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, упражнения профессора А.В. Белошистой, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой
Исследования различных авторов показывают, что дети с общим недоразвитием речи при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах
Слайд 7. Задачи формирования навыка творческого рассказывания.
При проведении занятий по обучению творческому рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации, формирование навыков построения связных монологических высказываний, развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний, целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
Необходима комплексная и систематическая работы по овладению творческим рассказыванием в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, которая результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.
В логопедической группе с детьми ОНР данный вид речев. деятельности позволяет параллельно работать в двух направлениях:
- 1- развивать творческое воображение и связную речь
- 2- автоматизация, дифференциация звуков на этапе введения в самостоятельную речь.
К1
- Овладение структурой рассказа, воссоздание целостности элементов- программирование
- Развертывание- передача содержания рассказа, привлечение языковых средств Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием:
- Использование творческих элементов: преобразование жизненный ситуаций, социального и речевого опыта ,создание и разрешение проблемных ситуаций, совершенствование комбинаторных возможностей.
К 2.
Способность связно передать свои впечатления
развивать внимание , самоконтроль к собственной речи
добиваться четкого, внятного изложения и звукопроизношения, понятного для окружающих
Слайд 8. Виды творческих рассказов:
- По методике
-рассказ по следам демонстрируемого действия;
- как часть пересказа, описательного рассказа;
- самостоятельный творческий рассказ.
2) по тематике
- Реалистические темы ( сказки о животных, о предметах, )( «Почему зебры полосатые» , « Поссорились чашка и блюдце» , « Сказка про машмак»)
- Введение элементов фантастики в реалистические сюжеты: « Пришел в гости волшебник». «Сон Маши»
- фантастический рассказ, сказка
- по содержанию
- рассказ с добавлением последующих событий.
- Составление рассказа с заменой объекта.
- Составление рассказа с заменой действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением предыдущих событий.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
- Составление рассказа с добавлением объекта.
- Составление рассказа с добавлением действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
- Составление рассказа с изменением результата действия.
- Составление рассказа со сменой времени действия.
· ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;
· воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
· конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
· ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
· и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.
Слайд 9.
Наглядное моделирование
Модель - графический способ предоставления информации
При моделировании творческих рассказов в качестве символов – заместителей используются:
· предметные картинки
· силуэтные изображения
· геометрические фигуры
символы
По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель- схемы, пиктограммы . Символы модели должны "рождаться" на глазах детей в момент обсуждения в виде рисунков, схематических изображений, таблиц, карт Проппа.
Использование ИКТ
Применение приемов ТРИЗ, РТВ.
Слайд 10.
Схема . Виды моделирования по мере усложнения.
Слайд 11. Схемы, карты Проппа.
Из опыта работы.
Слайд 12. Переходный этап к творческому рассказу
Слайд 13. Творческий рассказ ка часть других рассказов(Моделирование с использованием силуэтных изображений, геометрических фигур)
Слайд 14 Моделирование сказки с использованием картинок. Фото.
Слайд 15.ИКТ. Использование мультимедийных картинок в качестве моделей. Фото.
Слайд 16 -21 моделирование сказки с анимацией «Сон Маши в Новогоднюю ночь»
Слайд 22. ИКТ «Конструктор сказок» Сказка - аналогия. С анимацией.
Слайд 23. Видео фрагмент. Обсуждение проблемы сказки, поиск решения . использование схем.
Слайд 24. Сказка «Лиса и журавль» Видео.
Слайд 25. Видео Озвучивание сказки детьми.
Слайд 26 .заключение Фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени
Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».....
Подгрупповое занятие по обучению детей словообразованию, словоизменению, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: "Деревья"
Подгрупповое занятие по обучению детей словообразованию, словоизменению, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: "Деревья"...
Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»
В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо...
Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ, мнемотехники «На фабрике мебели» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи детей в старшей группе.
Коррекционно-образовательные цели. Расширение, конкретизация и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"
Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...
Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ
Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...
- Мне нравится (1)