Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией.
статья по логопедии на тему

Медкова Олеся Николаевна

В данной статье рассматриваются способы формирования просодической стороны речи

у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prosodika.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование просодической стороны речи

у старших дошкольников со стертой дизартрией.

          Коррекция просодики входит в подготовительный этап логопедической работы по устранению  дизартрии, поэтому целесообразно начинать с нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

         Цель – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо освободить артикуляционные мышцы от вялости и слабости.

          Для повышения тонуса применяется гигиенический массаж.

        Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем дети учатся самостоятельно хмуриться, морщить лоб, нос, сдвигать брови, надувать щёки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, т.к. по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

         Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата: языка; губ; челюстей.

           Особое внимание следует уделить дыхательной гимнастики, так как слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным, потому что связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания, которое необходимо в работе над голосом. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определённую трудность для детей дизартриков, которые недостаточно умеют управлять работой дыхательных мышц.

 Диафрагмальный тип дыхания принято считать самым глубоким, наиболее сильным, лёгкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.  

            Статические дыхательные упражнения с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха включают дутьё на ватку, на вертушки, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, губной гармошке.              

  Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки.

        Вслед за статической дыхательной гимнастикой включаются упражнения динамические, которые связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры. Физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции, вызывая чувство бодрости, создают уравновешенное нервно-психическое состояние. Цель: воспитание навыков правильного дыхания, борьба с дыхательной недостаточностью, развитие подвижности грудной клетки, оздоровление всего организма.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма, которое необходимо для подготовки к восприятию интонационной выразительности, способствует её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз.

       Развитие ритмической способности  должно являться важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических занятий.  

   Все упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением силы голоса. На данном этапе логопедической работы важно добиться ровного и спокойного, сильного и громкого, чистого и звонкого голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок.

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить детей говорить громко, но не крикливо, ясно, чётко, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.    

       Работу над тембром голоса целесообразно начать с беседы о возможных изменениях голоса. Дети должны знать о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: он может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, весёлым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.  Ребёнок владеет своими голосовыми возможностями, может изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией.

       Одно из ярких средств эмоционального воздействия на слушателя – междометия. Будучи экспрессивно окрашенными и интонационно модулированными, междометия выражают эмоции, настроения, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх, ужас, восхищение, жалобу, угрозу и т.д. Междометия тренируют подачу естественную подачу голоса, при их произнесении активны все мышцы, участвующие в голосообразовании, особенно диафрагма. Упражнения с использованием междометий осуществляют координацию дыхания с деятельностью гортани и голосовых складок, раскрепощают и расширяют объём глоточной и ротовой полости, развивают гибкость, диапазон голоса, создают связь между чисто внешним выражением чувств (силой, высотой) и внутренним подтекстом. Междометия дополняются интонацией, иногда мимикой и жестом.

          Работу над тембром голоса нужно начинать с междометий, например: «О!», «А!», «Ах!», «Ой!», «Ох!», выражающих удивление, радость, испуг, восторг, недовольство и т. д.

Стихи вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают так называемую ритмическую эмоцию, что приводит в рабочее, активное состояние весь организм ребёнка, в том числе и голосовой аппарат.

          Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.                          И.П. Павлов рассматривал интонацию как условно-рефлекторный раздражитель в процессе речевого общения.

         Работа по формированию представлений об интонационной выразительности начинается с повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса», сохраняем одинаковую высоту голоса на протяжении всего повествовательного предложения

          Знакомясь с вопросительной интонацией, вспомнить, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно спросить о чём-то. Сначала логопед задаёт вопрос: Кто? Откуда? Как? Затем предлагается сделать это детям. Далее логопед

показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается.

   Знакомясь с восклицательной интонацией, детям предлагается несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!». Проводится беседа по каждой из картинок: «Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!) Девочка уронила чашку. Как она воскликнула? (Ах!) и т. д.

Затем снова последовательно показываются те же картинки и даётся задание: назвать слово, соответствующее картинке: Ой! Ура! Ах! и т. д.

  Отработка восклицательной интонации проводится на материале междометий, звукоподражаний с использованием картинок, стихов; проговариваются сопряжено с логопедом, повторяется, произносится самостоятельно. (Маша! Смотри! Убирай! Как хорошо зимой! Пусть всегда будет солнце!)

 Далее идёт работа по дифференциации интонационной структуры   предложений в речи. Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи.

        Таким образом, с одной стороны, интонация придаёт речи эмоциональную окраску при помощи эмоциональных и волевых интонаций – вопроса, убеждения, восклицания, удивления, изумления, просьбы, угрозы. С другой стороны, интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций – повествования, перечисления, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

Логопедическая работа по формированию фонетически оформленного высказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией

В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение....

Статья на тему : Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией

Статья на тему :  Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников со стертой дизартрией...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...