«Проблемно – диалогическая технология в условиях ДОУ.
статья

Ящишина Елена Владимировна

     Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. Одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения педагога и воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx832.51 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема: «Проблемно – диалогическая технология в условиях ДОУ.

Ящишина Елена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №8»

       Цель: открытие новых знаний самими детьми через поиск проблемно-исследовательской ситуацией.

        Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. Одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения педагога и воспитанника.

         Диалог – (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск её решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.

Проблемно-диалогическая технология является:

    Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

    • Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

  • Общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.      

          Одной из развивающих технологий является технология проблемного диалога, автор которой – Мельникова Елена Леонидовна.

Технология проблемного диалога в полном объёме используется в школьном обучении, в дошкольном образовании она применяется частично. Технология эта не только уникальна, но и универсальна. Использование проблемного диалога в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Автор данной технологии, предлагает выделять побуждающий и подводящий диалог.

На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы дети осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения педагог побуждает воспитанников выдвинуть и проверить гипотезы, то есть обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок.

        Этапы: мотивационный этап, ориентировачный этап, исполнительский, рефлексионный, перспективный.

Рассмотрим каждый этап подробно:

1-й этап — введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания. На данном этапе мы создаём проблемно-поисковые ситуации - это такие ситуации, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Познавательная потребность не возникает на пустом месте.

Появился в поле зрения объект — ребёнок производит оценку (сознательно или бессознательно), новое это или уже знакомое, интересно или не очень, стоит рассмотреть или не стоит. Если это новое, интересное, тогда и начинает действовать познавательный мотив. Иными словами, познавательная потребность возникает, когда уже есть возможности для её удовлетворения. Не скука заставляет ребёнка искать новое, а внешние мотивы, организованные изменившейся средой, которая как бы кричит: «Со мной интересно!» Ребёнок следует новому стимулу, не в силах от него уйти. Познавательная потребность, особенно у детей, основана на потребности в движении к результату, т.е. на процессе познания, а не на самом результате.
             Джон Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Вопросы моих воспитанников:

- Почему заяц меняет к зиме шубу?

- Зачем черепахе панцирь?

- Почему деревья не растут в пустыни?

- Почему листья опадают осенью?

- Что такое «кора» на дереве?

- Кто такие мамонты?

- Почему нажимаешь на выключатель и сразу загорается свет?

- Кто придумал буквы и цифры?

 Все эти вопросы направлены на создание условий для возникновения внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности. И тогда мы переходим ко второму этапу –это мотивационная игра.

     2-й этап - мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).

На данном этапе в рамках данной технологии используем игры:  «Пограничники», Возьми карточку – паспорт выбери страну и объясни пограничнику, почему он должен пустить тебя в эту страну.

        «Подбери пару» или «Что раньше - что сейчас» (по сути игры похожи друг на друга) Предлагаем детям задание «Вам нужно найти свою пару, так  чтобы предметы  изображенные на карточках были по назначению или действию одинаковы. Например: чугунок и мульти варка нужны для приготовления пищи. Рассмотрим картинки. (Дети легко находят пары для всех предметов, кроме калькулятора.) (В ходе игры перед детьми возникает затруднение - нельзя подобрать аналог калькулятору.» Как же люди считали раньше?)

Игра «Кто в теремочке живёт?» Предлагаем детям задание «Вам нужно отобрать карточки с животными, живущими в этих странах» предлагая две карты: Америки и Африки. Дети затрудняются, когда видят карточку с изображением кенгуру, т.к. кенгуру живёт в другой стране, происходит затруднение в игровой ситуации, из этого следует новое открытие.

  Детям очень нравится такая игра как «Коробочка знаний» 

  (напоминает аналог Черный ящик в игре Что? Где? Когда?)

 Например:

- В этой коробке лежит изобретение человека, при помощи вопросов вы    узнаете, что это за предмет.

 Предполагаемые вопросы детей:

- Какого размера этот предмет?

- Какой формы?

- Съедобное, несъедобное?

- Какого цвета?

- Из какого материала он сделан?

- Живое, не живое?

Педагог выслушивает предположения детей, если дети затрудняются назвать предмет, педагог загадывает загадку.

Рассмотрим пример

        Воспитатель: Сегодня Золушке пришло приглашение на бал в королевский дворец. Но злая мачеха оставила ей столько поручений, что ей самой не справиться: собрать бумажный мусор, разделить соль и перец. Как же ей помочь?

Таким образом, мы смогли поставить перед детьми интеллектуальную задачу, ориентированную на поиск новых способов решения. Дети предлагают подмести бумажный мусор, пропылесосить, просто собрать руками; попробовать пересыпать перец от соли. То есть возникает фронтальная дискуссия, в процессе которой дети высказываются, предлагают свои способы решения проблемы. Но под руками нет пылесоса, веника и совка.

    Тогда педагог предлагает вспомнить опыт со статическим электричеством, проведенный накануне.   Таким образом, он подводит детей к решению существующей проблемы. Дети, опираясь на имеющийся опыт, решают задачу, не испытывая затруднений. Они натирают пластмассовую палочку о шерстяную варежку и с легкостью собирают бумажный мусор, который волшебным образом прилипает под действием статического электричества. В результате достигается ситуация успеха, когда дети получают эмоциональное удовлетворение от использования своих знаний.

Возникает вопрос: Как отделить соль от перца?

3-й этап - поиск выхода из затруднения, или открытие новых знаний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки»), воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем.  Реализация самой деятельности, получение результата.

Продолжая занятие о статическом электричестве

Ситуация, когда необходимо отделить соль от перца, похожа по внешним признакам на предыдущую задачу. Однако, она ориентирована на новый способ решения, незнакомый детям. Таким образом, педагог создает условия для возникновения эмоционального переживания неуспеха, когда никто из детей не может найти успешного решения задачи, то есть дети испытывают дефицит своих знаний и способностей, что подводит их к проблемному анализу затруднения. Воспитатель умело начинает развивать диалог из вопросов, волнующих детей: «Что сделать?», «Как решить задачу?», «Может ли помочь статическое электричество?», «Каким образом?».

   Затем воспитатель предлагает детям проделать элементарный опыт: надуть небольшой воздушный шарик, потереть его о шерстяной свитер, затем поднести его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Вместе с воспитателем дети делают вывод, что статическое электричество может притягивать одни вещества и отталкивать другие.

Вопросы – ловушки:

Например, Почему зимой мы в парках не видим стрижей, ласточек? – проблемный вопрос.

(предполагаемые ответы детей; Стало холодно - вот они и улетели.)

 Тогда почему улетели не все птицы? Вот за окном у нас голуби, вороны, воробьи, синицы.

   Или на занятии «Почему заяц меняет шубу к зиме» детям была предложена сказка с научными фактами.

Отрывок из сказки «Было это давным-давно, когда природа только придумывала свои правила. Как-то раз, собрала Осень всех лесных зверей, и объявила, что скоро уходит, а ей на смену придет ее сестрица - Зима. Вот и решила, она помочь зверям подготовиться к этой встрече.

-Просите - всем, чем могу, помогу вам!

И стали звери просить ее:

Белочка:

– Осень. Дай мне, пожалуйста, много, много орехов и грибов.

Побежит, спрячет в дупло и обратно к Осени бежит, ещё орехи да грибы просить.

Ёж

А мне пенёк да покрепче, я под ним норку выкопаю и в спячку лягу.

Медведь

- А мне, пожалуйста, дай берлогу да потеплее, я в берлоге спать буду, да лапу сосать.»

На других занятиях «Откуда пришла книга», «От арабских цифр к роботам и компьютерам» нами использовался такая технология как Путешествие по реке времени.  (автор Н. А. Короткова)

4-й этап — самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания.

Например, на занятии по ФЭМП познавательной деятельности

Детям на первом этапе было предложено разложить геометрические фигуры по коробкам соответствующего цвета.

5-й этап — повторение и развивающие задания. Продуктивная деятельность.

Например: при знакомстве с названиями некоторых плоских и объёмных фигур. Узнавание и называние в игре и другой деятельности геометрических фигур.

6-й этап — итог занятия. Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.  В конце занятия нами проводится рефлексия по вопросам и опорным сигналам (схемы - символы)

-Что нового вы узнали из нашего путешествия?

-Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

-Что вы сегодня делали? Зачем?

-Что мы сегодня хотели построить? Для кого (чего)? Что у нас получилось?

-Чему вас научил автор сказки? А вы в жизни поступаете так, как герои сказки?

Кто к нам сегодня приходил в гости? Мы смогли ему помочь? Как вы смогли помочь нашему гостю?

К концу дошкольного возраста мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления о мире. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Результативность технологии по ФГОС

  • Предметные - качественные знания
  • Универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные
  • Личностные - внутренняя мотивация

Заканчивая обсуждение темы, хочется подчеркнуть, что использование проблемно – диалогической технологии в ДОУ ведет к успешному обучению ребенка в начальной школе, формированию потребности в знаниях и познанию, в дальнейшем это подтверждается учителями начальных классов Гимназии на совместных психолого-педагогических консилиумах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Игра «Найди меня». (Проблемно-диалогическая технология введения нового материала).

НООД для детей подготовительной группы по программе 2100 с использование УМК программы. Работа организована в игровой форме, соответствует ФГОС....

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Проблемно - диалогическая технология

Проблемно - диалогическая технология...

Приемы проблемно-диалогической технологии в ДОУ.

В данной статье  приводятся приемы проблемно-диалогической технологии в ДОУ....

Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.

Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....

«Проектирование совместной образовательной деятельности в соответствии с принципами и подходами ФГОС и ООП «Детский сад 2100» (на примере музыкально - дидактической игры с использованием элементов проблемно-диалогической технологии»)

Тема: «Что едят лесные жители?»Музыкально – дидактическая  игра для детей средней группы «Лесовик и его друзья»Цель: развивать и обогащать дви­гательную активнос...

Конспект НОД в форме сюжетно-ролевой игры в старшей группе "Детское кафе" в проблемно – диалогической технологии

Занятие - игра подводит детей к созданию игровых замыслов, выполнению игровых действий, развивант кругозор, познавательный интерес к профессиям (официант, администратор и т.д.)...