Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
статья по теме
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей старших дошкольников, воспитание активной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из опыта работы по использованию технологии
проблемно-диалогического обучения»
На сегодняшний день мы с детьми шагаем в ногу со временем. Современные технологии обучения помогают мне добиваться поставленной цели - развитие творческого потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста через проблемно – диалогическое обучение. В педагогическом процессе творчество – это всегда поиск, исследовательская и познавательная активность, самостоятельность, решение проблем, которые способствуют раскрытию и реализации индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Очень важно воспитать творческий тип личности будущего ученика, научить применять свои умения в жизни и получать от этого удовольствие.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей старших дошкольников, воспитание активной личности.
Российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально – экономическими преобразованиями. Главная задача дошкольного образования сегодня – это развитие творческой личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Наше общество нуждается в творчески мыслящих людях. Всем известно, что талант и творчество личности в современных социально – экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческого потенциала невозможно заменить ни компьютером, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально – творческими способностями.
Ученые, изучающие вопросы преподавания предметов естественно-математического цикла, такие как: Н.Ф.Виноградова, В.В.Данилова, Л.Г. Петерсон и другие, отмечают, что система обучения, сложившаяся в образовании, недостаточно ориентирована на развитие мыслительных, творческих способностей, познавательных потребностей воспитанников, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учебной деятельности уже в младшем школьном возрасте, отрицательно влияет на весь ход развития личности. Поэтому ещё в детском саду необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию устойчивых познавательных потребностей, умений и навыков мыслительной деятельности детей, их творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Из психологических и педагогических исследований ученых В.А. Крутецкого, Ю.Н. Кулюткина, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, Н.В. Метельского, известно, что однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия, постепенно теряют способность к творчеству. Как показывают результаты ряда исследований, именно в школьный период у детей происходит резкое падение уровня креативности: в возрасте шести лет 37% детей проявляют нестандартное мышление, творческие способности; к семи годам этот показатель падает до 17%; а среди взрослых лишь 2% творчески одаренных личностей. Следовательно, развитие творчества человека необходимо начинать именно с дошкольного возраста.
Значимая характеристика природного творчества проявляется как потребность в новизне, оригинальности, инициативности, стремление к преобразованиям.
Для достижения новых результатов необходима такая технология проведения образовательной деятельности, с помощью которой дошкольники регулярно на каждом занятии учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности. Такая технология есть – «Технология проблемного диалога». Не случайно в отличие от многих других систем именно здесь постоянно подчеркивается важность продуктивных заданий, их роль в выращивании функционально грамотной личности.
Считаю, что проблемно-диалогическая деятельность – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, так как обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность.
Всё, чем мы восхищаемся в жизни, создано творческими людьми! Детский сад - кузница маленьких творцов, которых мы, педагоги, уже сейчас готовим к жизни, учим применять приобретённые знания и умения в реальной жизненной ситуации. Именно эти дети будут радовать нас в будущем своими творческими достижениями.
Данную технологию я выбрала не случайно. Именно она помогает мне добиваться поставленной цели - развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста через проблемно – диалогическое обучение.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «звёздочку», вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать его? – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Чтобы ребёнок развивался творчески, необходимо организовать его деятельность. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит ребенка в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
- Вы с ребенком едете в автобусе. На остановке вы сошли, а ребенок не успел. Что вы будете делать?
- У вас в холодильнике накопилось очень много молока. Что с ним можно сделать?
Не правда ли, наша жизнь состоит из множества вопросов и проблемных ситуаций. А жизнь ребенка? А готов ли современный ребенок их решать?
Уже не так важно учить ребенка, как важно создать ситуацию, в которой ребенок мог бы просто учиться сам и делал бы это с удовольствием (К. Рождер)
Думаю, вы со мной согласитесь, что овладеть вниманием современных детей совсем не просто. Для этого их надо, прежде всего, удивить, заинтересовать. Проблемно-поисковая ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
В этом мне помогает технология проблемно-поисковых ситуаций. И сегодня я хочу поделиться с вами своей педагогической находкой. Я не случайно пришла к этой теме. Меня всегда волновало то, как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления и инициативы, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться, мыслить самостоятельно, поэтому предпочитают молчать и слушать взрослого.
Задача номер один – научить детей принимать решения, правильные и самостоятельные.
Между тем, исследования психологов и педагогов доказывают, что ребёнок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? - просто вопрос.
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? - проблемный вопрос.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции.
Предлагаю познакомиться с ключевыми условиями создания проблемной ситуации:
- интерес воспитанников к содержанию проблемы;
- посильность решения проблемы для детей данного возраста и уровня подготовленности;
- значимость для ребенка информации, получаемой при решении проблемы;
- развивающий диалог, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных детьми;
- доброжелательное общение педагога с дошкольниками, тактичность.
Работу с проблемной ситуацией строю, используя алгоритм профессора, доктора психологических наук А.М. Матюшкина.
Первым этапом процесса решения проблемы является анализ проблемы, актуализация прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е выдвижение гипотез, поиск решения.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения.
Данную технологию я начала использовать со средней группы. Зная, что существуют четыре уровня проблемности, я начала с самого первого уровня – когда воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
Когда этот уровень был освоен, я начала ставить проблему и учить детей самостоятельно находить ее решение. Безусловно, я находилась рядом и направляла их на самостоятельные поиски путей решения. Таким образом, я использовала частично-поисковый метод.
Далее я начала учить детей самих ставить проблему, помогая её решить. Так, я воспитывала в детях способность самостоятельно формулировать проблему.
На сегодняшний день мы с детьми на последнем, четвертом, уровне. Мои дети учатся сами ставить проблему и сами её решают. Я стараюсь даже не указывать на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. Таким образом, я перешла к использованию исследовательского метода.
Создавая проблемные ситуации, я побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки. Я убеждена, что боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Именно поэтому в своей работе стараюсь избегать шаблонности, застывших форм и повседневности. Каждый день моих воспитанников - это новое занимательное дело. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе решения проблемных ситуаций у детей развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Благодаря систематической целенаправленной работе в данном направлении в нашей группе появился Уголок открытий. Это название весьма символично, поскольку наш детский сад работает по программе Людмилы Георгиевны Петерсон «Мир открытий». Этот уголок очень насыщенный и мобильный. В нем помещены и постоянно обновляются картотеки и пособия «Схемы знаний», «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе», алгоритмы решения проблемных ситуаций, создан групповой альбом «Наши открытия». В этом уголке дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность.
Не все вопросы, заставляющие ребенка думать, можно назвать проблемной ситуацией. В качестве основного звена проблемной ситуации ученые выделяют противоречие. Важно помочь детям увидеть это противоречие и включить их в активную поисковую деятельность.
Мною разработана технологическая карта работы над проблемной ситуацией, проработан механизм применения технологии проблемно-поисковых ситуаций в условиях детского сада, а также сформирован и систематически пополняется банк проблемных ситуаций.
Важно, чтобы вокруг тебя был коллектив единомышленников: творческий и инициативный. Именно поэтому я активно распространяю опыт работы среди коллег через организацию круглых столов, мастер-классов, показ открытых занятий.
К счастью, моя идея с проблемными ситуациями встретила огромное понимание и поддержку со стороны родителей.
Уважаемые коллеги. Я очень буду очень рада, если моя тема заинтересовала вас, и вы возьмете что-то для себя. Однако спешу дать вам небольшие методические подсказки:
- Нельзя отвергнуть ошибочную гипотезу словами: «неправильно», «не так», но нельзя и хвалить ребенка: «молодец!», «верно!». Тогда мы лишаем остальных детей мотива проверять свои догадки. Реагировать на гипотезы нужно эмоционально-неокрашенным словом «так» и поддерживающим кивком головы. И только тогда, когда истина восторжествовала необходимо похвалить всех детей.
- Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно.
- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
Таким образом, можно утверждать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения является целесообразным, достаточно эффективным и практически оправданным. Это позволит мне качественно осуществить переход на ФГОС ДО - основой которого является системно-деятельностный подход и индивидуализация образования, а что самое важное подготовить воспитанников к переходу на новый уровень обучения - обучение в начальной школе.
В заключении хочется отметить, что если воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении будет организован на основе проблемно-диалогической технологии, то будут достигнуты высокие результаты в познавательном развитии детей, произойдет успешная адаптация к обучению в школе, а также реализуется преемственность между дошкольным и начальным звеном.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста - Профилактика плоскостопия»
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей.Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строе...
Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Старшая дошкольная группа Воспитатель: Киося Е.Г. Доклад на Педагогическом совещании Тема: «Здоровьесберегающие техноло...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развити...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека....