Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.
статья (старшая группа)
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов семьи и ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение реализации образовательной программы, предусматривающей одновременную организацию нескольких видов детской деятельности и создание ситуации выбора, многообразие форм решения образовательных задач. Поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnyy_interes_doshkolnikov.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательный интерес дошкольников.
Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.
Характеристика стадий формирования познавательного интереса (по В.А. Онищук, Г.А. Щукиной)
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов семьи и ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение реализации образовательной программы, предусматривающей одновременную организацию нескольких видов детской деятельности и создание ситуации выбора, многообразие форм решения образовательных задач. Поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Наша работа посвящена изучению процесса формирования познавательного интереса у дошкольников. Мы изучили трактовки данного понятия, представленные в различных источниках, характеризующих познавательный интерес как процесс:
- связанный с избирательной направленностью внимания (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец) ;
- с побуждением к деятельности (И. Ф. Харламов) ;
-отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р. С. Немов, А. В. Петровский).
Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности».
Цель исследования: определить роль разных типов исследовательской деятельности в формировании познавательных интересов дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить педагогические условия формирования познавательных интересов.
3. Определить эффективность использования разных типов исследовательской деятельности в формировании познавательных интересов дошкольников.
Изучение психолого – педагогической литературы позволило выделить стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста, по мнению В. А. Онищук они таковы:
а) любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
б) любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
в) познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса.
К ним относятся:
Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками).
Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач.
Таким образом, под понятием познавательный интерес мы понимаем – активную избирательную направленность личности к окружающему миру, а под процессом формирования интереса – изменение основных его компонентов.
Формирование познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного эмоционального состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях и происходит в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через разные виды творческой деятельности
laquo;Творческий ребенок , творческая личность- это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности» ...
ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одну из ведущих мест. Проблема ее диагностики и развития волнует много педагогов и ученых на протяжении многих ст...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
«Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности»
Региональный семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме: «Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возрас...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»
1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.2. Развивать логическое и творческое мышление детей.3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставле...
Доклад на районный семинар для воспитателей. «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности".
выступление на районном семинаре...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...