Доклад на районный семинар для воспитателей. «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности".
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР
МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ДЕТСКИЙ САД №1» г.п. НАРТКАЛА
___________________________________________________________________________________________________
361335, КБР, Урванский муниципальный район, г.п. Нарткала, ул. Кошевого, 9"А"
Доклад на районный семинар для воспитателей.
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности".
Cоставила: Тхазеплова Р.Р.
2017 г.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность дошкольных образовательных учреждений: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей. А так как в своей работе я всегда стараюсь ориентироваться на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиске новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.
И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования и экспериментирования. Чем больше изучала литературу по этой теме, тем больше убеждалась, что проектирование и экспериментирование – это методы, которые позволят процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ. Ещё метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями.
Проектно- исследовательская деятельность даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектно- исследовательская деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах и экспериментируя, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.
Для меня эта тема стала актуальной, так как я считаю, что благодаря методу проектов, детей можно научить, самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес, можно научить конструировать свои знания, используя разные области, и более свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Поэтому основным направлением моей работы стало «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности".
Работая над проектами, я поставила перед собой цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Так же применяла такие методы экологического образования как:
Наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации);
Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора);
Практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).
С моей точки зрения, в экологическом воспитании детям необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, экспериментировать, ухаживать за растениями, делать опыты .
Прежде чем начать работу с детьми над проектом, я стараюсь глубоко изучить тематику проекта, поддержать детскую инициативу, любознательность и интерес к проблеме, стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, опираясь на интересы детей, их личный опыт. Для этого я стремлюсь создать в группе комфортную обстановку каждому ребенку для разностороннего творческого развития, для свободного выбора вида деятельности. Я тактично рассматриваю предложенные детьми варианты решения проблемы, ведь ребенок не должен бояться высказываться, он имеет право на ошибку. В ходе работы над проектом я создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя при этом индивидуальный подход. В результате проектной деятельности между мной и детьми устанавливаются гуманные отношения, осуществляется механизм партнерства и сотрудничества между детьми, воспитателями, родителями. Конфликты решаются не с позиций силы, а с позиций разума, убеждения.
Особый интерес представляет интеграция всех видов совместной деятельности педагога и детей. Таким образом, проект, начатый на НОД, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проектирование ориентировано на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.
Свою проектную деятельность я начинала с краткосрочных проектов. Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности: творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи.
Проекты усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.
Проект "Волшебница соль" так же доставил детям много эмоций, дети приобрели знания о свойствах соли, путем экспериментальной деятельности. Были задействованы и родители в реализацию проекта. Дома с детьми они рисовали солью и делали радугу из соли.
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Считаю, что использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
-Я имею возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
-Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
-Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Родители и другие члены семей моих воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам, выполняют творческие работы (поделки, рисунки, альбомы, поиск материала, информации). Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
В процессе работы мною было реализованы следующие экологические проекты: «Красная книга КБР», «Мир птиц», «Домашние животные», «Обитатели леса», «Свойства воды», «Одуванчик», «Волшебница соль», «Вулканы» и др.
Дети моей группы принимают активное участие в конкурсах, которые помогают выработать у детей стремление к активному творческому самовыражению, к овладению навыками общения и расширению детского кругозора, развитию артистических способностей.
Мой девиз: Делать добрые дела, открывать, что то новое для себя, быть полезным и нужным!
Моими жизненными принципами являются: «Каждый день узнавать что-то новое», «Возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай!», «Кто спит, и ленится, тот ничего не добьется».
Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Для этого знакомлюсь с новинками научно-методической литературы, внедряю новые инновационные технологии и не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство, участвую в семинарах, педсоветах, открытых занятиях, конкурсах, постоянно делюсь своим опытом работы по данной теме со своими коллегами
Так в феврале этого года я стала победителем муниципального конкурса «Воспитатель года- 2017».
Хотелось бы рассказать о нетрадиционной технике рисования на воде Эбру, которую я использовала на мастер-классе.
К нам искусство рисования на воде пришло из Турции. Умение создавать красивые абстракции зачаровывает и можно часами наблюдать за работой настоящего мастера и волшебными превращениями рисунка. В последнее время Эбру приобретает все большую популярность.
Научиться такому рисованию довольно просто. Нужно изучить технологию, запастись терпением и небольшим количеством времени. Используют специальный раствор: смесь воды с соком (нектаром) турецкого растения-эндемика гевены, используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды, в прямоугольную емкость наливается раствор-основа, но специальные краски наносятся вручную.
Также нужна емкость для воды. Она должна быть большего размера, чем наши листы бумаги, на которые мы впоследствии наносим рисунок.
- Можно использовать как плотную бумагу, ткань так и прозрачные предметы.
- Акриловые краски (масляные краски);
- Кисти, палочки, шпажки и даже расчески для волос;
Это очень захватывающая и интересная техника. Работая по этому методу, мы создавали очень красивые и неповторимые рисунки. Дети увлекались настолько, что забывали о времени. Вы можете сами в этом убедиться посмотрев работы, выполненные детьми нашей группы.
Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А для того, чтобы наша работа была результативной, приносящей удовлетворение - надо находиться в поиске, интересного для себя и для детей.
Последовательность рисования по воде
- В емкость наливаем воду, примерно до середины.
- Подумайте, что вы хотите получить в итоге.
- Выберите необходимые цвета красок.
- При помощи кисточек на поверхность воды перпендикулярно капаем краску.
- Уже при помощи кисточки, шпажки, растягивая краску, создаем желаемую картину на воде.
- После получения необходимого рисунка, на поверхность воды кладем лист подготовленной бумаги, равномерно прижать к поверхности воды на 1-3 сек.
- Затем, взять за кончики листа и аккуратно снять, можно использовать пинцет. От того, как будет оторван лист бумаги от воды, зависит вид получившегося рисунка.
- В результате, в зависимости от выбранных цветов, мы получаем оригинальную имитацию среза мрамора, малахита или других минералов. Повторив процесс с начала, можно изготовить довольно много таких необычных работ.
- Оставить для просушивания.
- Поверхность работы можно покрыть лаком с помощью кисти или из баллончика.
- Как применить этот вид искусства в повседневной жизни?
Данный вид нетрадиционного рисования можно использовать для создания бумаги для декорирования, можно украсить, нанести рисунок на любую поверхность ткани или посуды, также техника рисования по воде используется в ногтевом сервисе.
Рисуйте вместе с детьми, детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений о рисовании, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, как и песочная анимация широко используется в психологической практике в качестве арттерапии. Они способствуют выражению ребенком своих проблем и переживаний, когда не получается «выговориться». Ведь очень часто маленький человек не может определить словами, что он сейчас чувствует и, как следствие, не может найти выход из сложной ситуации. Ребенку гораздо легче проявить себя, описать свою проблему любым видом художественного творчества, чем словами.
Это помогает внести цветные краски и эмоции в жизнь! Расслабиться и успокоиться и увидеть, как прекрасен этот мир.
В заключение нашей встречи хочется пожелать всем присутствующим здоровья , мира, взаимопонимания и творческих успехов.
(слайд 12)Интернет ресурсы
http://www.izocenter.ru/article/11/https://www.google.ru/search?q=картинки+эбру&
http://www.maam.ru/detskijsad/-risuem-na-
https://www.google.ru/search?q=картинки++суминагаши
http://stranamasterov.ru/node/404344
http://www.evdart.ru/uroki-tvorchestva/risovanie/ebru-risovanie-na-vode.htm
http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/
(слайд 12)Интернет ресурсы
http://www.izocenter.ru/article/11/https://www.google.ru/search?q=картинки+эбру&
http://www.maam.ru/detskijsad/-risuem-na-
https://www.google.ru/search?q=картинки++суминагаши
http://stranamasterov.ru/node/404344
http://www.evdart.ru/uroki-tvorchestva/risovanie/ebru-risovanie-na-vode.htm
http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/
(слайд 12)Интернет ресурсы
http://www.izocenter.ru/article/11/https://www.google.ru/search?q=картинки+эбру&
http://www.maam.ru/detskijsad/-risuem-na-
https://www.google.ru/search?q=картинки++суминагаши
http://stranamasterov.ru/node/404344
http://www.evdart.ru/uroki-tvorchestva/risovanie/ebru-risovanie-na-vode.htm
http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/
(слайд 12)Интернет ресурсы
http://www.izocenter.ru/article/11/https://www.google.ru/search?q=картинки+эбру&
http://www.maam.ru/detskijsad/-risuem-na-
https://www.google.ru/search?q=картинки++суминагаши
http://stranamasterov.ru/node/404344
http://www.evdart.ru/uroki-tvorchestva/risovanie/ebru-risovanie-na-vode.htm
http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/
(слайд 12)Интернет ресурсы
http://www.izocenter.ru/article/11/https://www.google.ru/search?q=картинки+эбру&
http://www.maam.ru/detskijsad/-risuem-na-
https://www.google.ru/search?q=картинки++суминагаши
http://stranamasterov.ru/node/404344
http://www.evdart.ru/uroki-tvorchestva/risovanie/ebru-risovanie-na-vode.htm
http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/
(слайд 12)Интернет ресурсы
http://www.izocenter.ru/article/11/https://www.google.ru/search?q=картинки+эбру&
http://www.maam.ru/detskijsad/-risuem-na-
https://www.google.ru/search?q=картинки++суминагаши
http://stranamasterov.ru/node/404344
http://www.evdart.ru/uroki-tvorchestva/risovanie/ebru-risovanie-na-vode.htm
http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».
Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с через познавательно- исследовательскую деятельность
Презенттация...
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности
формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...