КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развивать логическое и творческое мышление детей.
3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы.
4. Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.odt | 101.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»
Г. НАДЫМА»)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»
Разработчик:
Назарова Марина Александровна,
воспитатель
Надым, 2023г.
«САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ –
ТО, ЧТО РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ»
У. Эмерсон
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов семьи и ребенка, возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение реализации образовательной программы, предусматривающей одновременную организацию нескольких видов детской деятельности и создание ситуации выбора, многообразие форм решения образовательных задач. Поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС – это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ:
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления
ЗАДАЧИ:
1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развивать логическое и творческое мышление детей.
3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы.
4. Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
эвристические беседы; - постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Опыты (экспериментирование): состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений
- Коллекционирование (классификационная работа): виды растений, животных, строительных сооружений, транспорта, профессий
- Путешествие по карте: стороны света, рельефы местности, природные ландшафты и их обитатели, части света, их природные и культурные «метки» - символы
- Путешествие во времени: прошлое и настоящее человечества (предметный мир, события)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Картотека опытов и наблюдений
- Перспективное планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности для детей
- Записи музыкальных произведений
- Таблицы, картины, карточки-схемы
- Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности
- Консультации для родителей по опытно-экспериментальной деятельности
- Консультации для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности
В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ УЧАТСЯ:
- видеть проблемы
- задавать вопросы
- выдвигать гипотезы
- давать определения понятиям
- классифицировать
- наблюдать
- проводить эксперимент
- структурировать полученный в ходе исследования материал
- делать выводы и умозаключения
- доказывать и защищать свои идеи
- готовить собственные мини-доклады
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ДЕТЕЙ
1. Поддержание повышенного интереса детей
2. Создание в группе благоприятного микроклимата
3. Создание комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования
4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
9. Разработать методы стимулирования и поощрения детей
10. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях
Общие методические рекомендации педагогам по руководству
детской исследовательской деятельностью
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам
4. Избегайте прямых инструкций ребенку.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте учиться управлять процессом мышления:
- прослеживать связи между предметами, событиями и
явлениями.
- развивать навыки самостоятельного, оригинального
решения проблем.
7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития на 2016-2017 гг. по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из н...
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...
План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...
Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»
Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...
Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.
В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста через коллекционирование
Коллекционирование позволяет углублять познавательные интересы детей и является доступным и интересным для дошкольников видои деятельности....
Статья на тему: «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности на занятиях по плаванию»
При работе с детьми дошкольного возраста в подготовительных группах увидела снижение интереса к занятиям по плаванию. При анализе педагогической деятельности определила и разработала новые средства пр...