Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
методическая разработка (младшая группа)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторным центром пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vesyolye_ruchki.docx | 53.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 68 «Теремок» города Смоленска
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 68 «Теремок»
_____________ И. С. Христюк
Программа
по дополнительной образовательной деятельности детей
дошкольного возраста
по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности
«Весёлые ручки и язычок»
(дети раннего возраста, 2-3 года)
Руководитель: Наталья Даниловна Кондракова
Место проведения: групповая комната.
2020 г
Пояснительная записка:
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторным центром пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.Поэтому мы организовали кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Весёлые ручки и язычок», который объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Актуальность нашей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Свою работу по развитию мелкой моторики и артикуляции проводим с детьми 1 младшей группы (2 подгруппы по 10 воспитанников). В группу приходят дети “домашние”, у них не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В начале своей работы провели диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводили по следующим критериям:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 65% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 35% - средний.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада. Программа для детей 2-3лет осуществляется 2 раза в неделю.
Цель работы:развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики и речевого развития.
- Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
- Прививать детям любовь к художественному слову.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Развивать индивидуальную творческую деятельность
- Развивать фантазию и творческое воображение.
- Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению.
- Обогощать детей новыми умениями, навыками, знаниям и закреплять их.
Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход.
Принципы.
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов
Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаем своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности.
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Далее учитывается систематичность.
Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
Методы и приёмы:
- Игровой метод
- Наглядно-действенный метод
- Словесный метод
- Практический метод
Система работы по развитию мелкой моторики.
Работа организована через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.
Работа с детьми проводится по следующим направлениям:
- пальчиковые игры,
- игры с предметами,
- дидактические игры.
Игре придаётся большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей;
- Повышение уровня звуковой культуры речи детей;
- Сформированы первичные каллиграфические навыки детей;
- Дети умеют различать звуки;
- Дети проявляют речевую активность в целом.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.
Консультации на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста»
Ознакомление родителей с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, родителям предлагается осуществлять работу в трех направлениях:
- специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
- обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
- формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.
- В родительском уголке - рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Например:«Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».
Цель: довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И АРТИКУЛЯЦИИ
Дата | Тема. Оборудование | Цели | Содержание и виды детской деятельности | Интегрируемые образовательныеобласти | |
Октябрь 1неделя | Осень « В гостях у зайчика» (карандаши,картинка с изображением зайчика и домика.) | 1 1.Развивать моторику рук 2.Учить детей выполнять движения по тексту ( по показу воспитателя). 3.Учить проводить пальчиками прямые линии(дорожку) соединяя предметы. 4.Укреплять мышцы губ. | 1.массаж пальчиков карандашами 2. пальчиковая гимнастика «Зайка» Зайка – ушки на макушке (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».) Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».) Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.) Шёл по травке без дорожек, А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.) Рыжехвостая лиса. 3.Помоги зайчику добраться до домика 4. артикуляционная гимнастика « Улыбка» | 1.Физическое развитие 2.художественно-эстетическое развитие 3.Познавательное развитие 4.речевое развитие 5.социально-коммуникативное развитие. | |
2 неделя | « Друзья» (орехи,муляж грибов, игрушки «Зайчик» , «Ёжик»,пробки для бутылок) | 1.Развивать координацию пальцев 2.Формирование контроля за мышечными ощущениями; 3.Воспроизведение алгоритма движений пальцев (указательного и среднего попеременно, двух пальцев одновременно). 2.Укреплять мышцы губ при помощи артикуляционных упражнений | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика «Друзья» Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) Шли по дорожке по полю, по лугу. Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.) Быстро бежали – поди, догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.) 3.«Помоги ёжику собрать все грибы на полянке». 4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок». | ||
3 неделя | « Урожай» (картинки и муляж овощей) | 1.Учить детей показывать рукой круг 2. Развивать общую моторику у детей 3.Познакомить детей с играми – шнуровка 4.Продолжать работать над артикуляцией губ. | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Капуста» Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.) Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».) Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.) И останусь только я! 3.Шнуровка «Овощи». 4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка». | ||
4неделя | «Чай для друзей» (мячи- ёжики, шнуровка «Фрукты»,муляж – лимон. | 1.Учить детей соединять поочерёдно одноименные пальчики левой и правой руки вместе. 2. Развивать переключаемость общих и мелких движений. 3. Учить играть в игры –шнуровки. 4.Учить широко открывать и закрывать рот (укрепляем мышцы щёк и губ) | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Лимон». Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.) Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.) В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».) Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «по- мешиваем чай».) 3.Шнуровка «Фрукты». 4.Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает». | ||
Ноябрь 1неделя | « На прогулке» (резиновые мячики,пуговицы,картинки с обувью) | 1.Продолжать развивать и укреплять моторику рук. 2.Учить действовать по указанию педагога. 3.Развивать гибкость пальцев 4.Укреплять артикуляционный аппарат 5.Прививать любовь к художественному слову. | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Обувь» Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.) Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.) В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.) 3.Разбери пуговицы по цвету. 4.Артикуляционное упражнение «Лопата» | ||
2неделя | «В гостях у осени» (грецкие орехи,крупные бусы,листья с деревьев) | 1.учить поочерёдно двигать пальчиками. 2.развивать гибкость пальцев, тактильные ощущения. 3.Укреплять мышцы языка. | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковаягимнастка «Осень» Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую. 3. Игра «Собери бусы». 4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко» | ||
3неделя | «Соберём урожай» (карандаши, муляж и картинки овощей) | 1.Учить обводить пальчиком контур картинки,развитие умения выкладывать картинки по образцу; активизация словаря: «капуста», «морковь», «огурец», «овощи», «кастрюля». 2.Развивать координацию пальцев рук. 3.Развивать воображение, внимание. 4. Укреплять артикуляционный аппарат. | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Овощи» Я – зелёная капуста, Руки перед собой образуют круг. Без меня в кастрюле пусто. Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю». Листья снимете с меня, Разводим руки в стороны. И останусь только я! 3.Обведи по контуру овощи. 4.Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки» | ||
4неделя | «Наш огород» (картинки и муляж овощей,счётные цветные палочки,фасоль) | 1.Учить детей большим и указательным пальцем брать фасоль. 2. Развивать гибкость пальцев 3. Учить чередовать красную и белую фасоль(знакомство с цветом) 4. Познакомить детей с цветом, формировать умение действовать по показу взрослого. 5.Укреплять артикуляционный аппарат, формировать умения правильного выполнения движений языка. | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн» 2.Пальчиковая гимнастика «Наш огород» В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы. Тут и репа, и салат, Загибают пальцы поочерёдно. Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Хлопают в ладоши. Нас прокормит целый год. 3.Разбираем счётные палочки по цвету. 4.Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами» | ||
Декабрь 1неделя | Зима « Встречаем зиму» (карандаши,пуговицы,шнуровки,картинки с зимней одеждой). | 1.Продолжать развивать координацию пальцев рук. 2.Развивать внимание, воображение. 3.Укреплять мышцы лица. | 1.массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Одежда» Я надену сапоги, Показываем на ноги, туловище, голову. Курточку и шапку. И на руку каждую Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток. Натяну перчатку. Смена рук. 3.Шнуровка «Пришей пуговицу» 4.Артикуляционное упражнение «Иголочка» | ||
2неделя | « Готовим угощенья» (грецкий орех, манка,рисунки сизображением кондитерских изделий) | 1.Учить детей поочерёдно разгибать пальчики,начиная с мизинца. 2. Продолжать развивать моторику рук. 3.Продолжать укреплять артикуляционный аппарат. 4. Развивать фантазию, воображение. | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили» Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы) А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят». Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца. Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх. Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! Гладят животы. 3.Рисуем пальчиком поманке. 4.Артикуляционное упражнение «Расчёска». | ||
3неделя | «В гостях у цыплят» (горох и фасоль,игрушки курица, цыплята) | Обог 1.Обогощать сенсорный опыт детей. 2.Познакомить с новым материалом - горох 3.Развивать исследовательские умения, мелкую моторику, тактильные ощущения. 4.Закреплять упражнения по укреплению артикуляционного аппарата. щать с умени | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Цыплятки» Зёрна курочка клюёт, Обе ладошки вместе отклоняем от себя. И цыплятки тут как тут. Щепотки «клюют» по очереди. В воду уточка нырнёт, Ладошки вместе «ныряют» вперёд. А цыплятки не нырнут. Погрозили пальчиком. 3. Игра «Поможем Золушке разобрать крупу». 4.Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» | ||
4 неделя | « Мамы и малыши» (прищепки,резиновые мячики, иллюстрация с изображением курицы с цыплятами) | 1.Укреплять пальцы рук поочерёдно касаясь большим пальцем остальных. 2.Развивать общую моторику рук. 3. Продолжать укреплять язычок, умение переходить от одного упражнения к другому. | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Мамы и малыши» Есть у курицы цыплёнок, Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши – Перебирают пальцы по очереди. Все красивы, хороши. 3.Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок». 4.Артикуляционное упражнение «Качели» | ||
Январь 1неделя | «Тихо к нам идёт зима…» (мячи – ёжики,пуговицы). | 1.Продолжать совершенствовать умения выполнять движения по тексту по показу взрослого. 2.Укрепляем мышцы щёк. 3.Развивать воображения моторику рук,речь. | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастка Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом. 3.Игра «Застегни и расстегни». 4.Артикуляционное упражнение «Шарик». | ||
2неделя | « Снежные сугробы» ( фасоль, бумага) | 1. Закреплять умение поочерёдно соединять большой палец с остальными. 2.Развивать моторику рук учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; - строить из кусочков бумаги "снежную горку" развивать фантазию. 3.Развивать речевой аппарат. | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика. Что зимой мы любим делать? Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. В снежки играть, На лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. 3.Игра « Много снега намело» ( обрывание бумаги) 4.Артикуляционноеупражнение «Лошадка» | ||
3неделя | « Здравствуй Дедушка мороз» (Бусы,каштаны,шарики пластмассовые, верёвочка). | 1.Учить детей на ощупь выбирать необходимый материал, развивать тактильные ощущения. 2.Развивать внимание, воображение. Умение поглаживать пальчики в разных направлениях. 3. Совершенствовать умение действовать по показу взрослого, развивать ловкость рук. 4.Развивать умение чётко выполнять артикуляционные упражнения. | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза. Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх. - Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши. Сладости, игрушки. Вертим кистями. 3.Игра «Кто быстрее» (накручивание верёвочки в разных направлениях). 4.Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки». | ||
4 неделя | « Мои игрушки» (карандаши,игрушки,фасоль) | 1.Укреплять моторику рук. 2.Развивать координацию рук. 3.Совершенствовать умения детей на ощупь находить и выбирать нужную игрушку. 4.Укреплять артикуляционный аппарат. | 1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики» 2.Пальчиковая гимнастика Я с игрушками играю: Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук. Мячик я тебе бросаю, Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч». Пирамидку собираю, Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. Грузовик везде катаю. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку». 3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли» 4.Артикуляционное упражнение «Заборчик» | ||
Февраль1неделя | « Мои любимые животные» (грецкие орехи,игрушки животныхватман,краски) | 1.Развивать моторику рук, сгибаем пальчики в кулачки от мизинца. 2. Развивать коммуникативные навыки. 3.Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - пальчиками. | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика. Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца. Это лисёнок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем. Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок. 3.Игра «Кто как говорит», Рисование « Следы на снегу». 4.Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку» | ||
2 неделя | « Снежок» (шишки,пробки) | 1.Продолжать укреплять мелкую мускулатуру рук. 2.Учить поочерёдно шагать средним и указательным пальцами одной руки. 3.Укреплять артикуляционный аппарат при помощи упражнений. | 1.Массаж ладоней и пальцев рукшишками. 2.Пальчиковая гимнастика «Зима» Снег ложится на дома, Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Улицы и крыши. Руки «домиком». Тихо к нам идёт зима, Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Мы её не слышим… Рука за ухом. 3.Игры с пробками «Лыжники» 4.Артикуляционное упражнение«Качели» | ||
3неделя | «Богатыри» (клубки ниток, резиновые мячики) | 1.Развивать координацию рук, внимание, умение передавать движения по тексту. 2.Учить сматывать нитки в клубок, развивать моторику рук. 3.Совершенствовать умение выполнять правильно упражнения по артикуляции. | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» 2.Пальчиковая гимнастика «Богатырь» Илья Муромец – Приосаниться. Добрый молодец. Показать бицепсы. Зорко в даль глядит Рука козырьком. Да врагов разит. «Бросить копьё» 3.Игра «Сматывание нитки в клубок». 4.Артикуляционное упражнение«Пятачок». | ||
4 неделя | « Домик» (макеты домов,шаблоны,геометрические фигуры) | 1.Совершенствовать умение поглаживать пальчики рук в разных направлениях. 2.Закреплять умение поочерёдное разгибание пальцев из кулака, начиная с мизинца. 3.Учить выкладывать узоры по шаблону из геометрических фигур. 4.Разрабатывать артикуляционный аппарат, вырабатывать умение удерживать язык в расслабленном состоянии. | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «Наш дом» Этот дом – одноэтажный. Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный. 3.Игра «На что это похоже?» (выкладывание узоров из геометрических фигур) 4.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко». | ||
Март 1 неделя | Весна « Весёлые мухоморы» ( мячи – ёжики,картинка с изображением мухомора, краски ,шаблон с изображением мухомора, шнуровка) | 1.Развивать координацию рук, внимание, воображение, умение соотносить движения с текстом. 2.Продолжеть учить играть в игры – шнуровки. 3.Учить детей рисовать пальчиком крапинки на мухоморе. 4.Укреплять артикуляционный аппарат. | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика «Грибы» Красный-красный мухомор- Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба. Белых крапинокузор. Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки». Ты красивый, но не рвём! Погрозили пальчиком. И в корзинку не берём! Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест. 3.Шнуровка «Ёжик» 4.Рисование мухомора (пальчиками) 5.Артикуляционное упражнение «Иголочка». | ||
2 неделя | « Цветы для мамы» (фасоль, горох, каштаны, карандаш, шаблоны штриховок) | 1.Закреплять умение соотносить текст и движенияпо показу взрослого. 2.Учить штриховать рисунок по шаблону. 3.Продолжать совершенствовать речевую активность детей. | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика Мамочка хорошая, Воздушный поцелуй над ладонью. Мамочка любимая! Поцелуй над другой ладонью. Очень я её люблю, Сдуваем с ладони поцелуй. Поцелуи ей дарю! Сдуваем поцелуй с другой ладони. 3.Штриховка «Цветы для мамы». 4.Артикуляционное упражнение «Блинчик». | ||
3 неделя | « Весёлая капель» (иллюстрации ранней весны, верёвочка,платочки) | 1.Продолжать развивать моторику рук детей. 2.Закрепить умение распределять силу нажатия на прищепку( игры с прищепками) 3. Развивать речь, укреплять артикуляционный аппарат. | 1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. 3.Игра «Развесь бельё на верёвочку». 4.Артикуляционное упражнение «Маляр» | ||
4 неделя | « Чистюля» (колечко,бусы на верёвочке) | 1.Продолжать развивать гибкость пальцев, мелкую моторику рук. 2.Развивать речевой аппарат, укреплять мышцы языка. | 1.Массаж пальчиков колечком. 2.Пальчиковая гимнастика Вот, убрав царапки, «Моем руки». Кошка моет лапки. Мордочку и ушки Круговые движения ладонью по лицу. На своей макушке. Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки. 3.Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу. 4.Артикуляционное упражнение « Орешки» | ||
Апрель 1неделя | « Лесной доктор» ( счётные палочки) | 1.Учить детей выкладывать рисунки из счётных палочек - учить действовать по представлению; - продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения; - учить собирать дом по графическому изображению (рисунку); 2.Развивать умения соотносить действия рук с текстом. 3.Развивать речь, память. | 1.Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков. 2.Пальчиковая гимнастика Дятел дерево долбит: Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё. Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Смена рук. Стук-стук-стук. 3.Составление контуров предметов из счётных палочек. 4.Артикуляционное упражнение«Пароход гудит». | ||
2неделя | « Лесные ягодки» (карандаши, цилиндр,бусины,пуговицы, карточки с изображением лесных ягод) | 1.Продолжать совершенствовать умения детей складывать «лукошко» ладошками и выполнять движения пальчиков по тексту. 2.Учить детей раскладывать предметы в цилиндр, развивать моторику пальчиков. 3.Закреплять упражнения по укреплению артикуляционного аппарата. | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Ягодки» С ветки ягодки снимаю, Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Обе ладошки сложить перед собой чашечкой. Будет полное лукошко, Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. Я поем ещё чуть-чуть, Лёгким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. 3.Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр. 4.Артикуляционное упражнение «Улыбка» | ||
3неделя | « Шофёры» ( фасоль,лист бумаги) | 1. Учить детей обрывать бумагу придавая листу форму круга( солнышко). 2.Совершенствовать коммуникативные навыки. 3. Самостоятельно (детям) выполнить упражнение по укреплению артикуляционного аппарата. | 1.Массаж пальчиков семенами фасоли. 2.Пальчиковая гимнастика «Машины» По шоссе идут машины, Крутим воображаемый руль. По асфальту едут шины. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. По дороге не беги, Погрозили пальцем. Я скажу тебе: «Би-би». Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим». 3.Игра «Солнышко» (обрывание бумаги) 4.Артикуляционное упражнение «Заборчик» | ||
4неделя | «Умелые ребята» (мячи – ёжикиштриховка- домик, карандаши) | 1.Обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; 2.Развивать мелкую моторику рук; 3.Активизировать словарь: «кровать», «стул», «шкаф», «стол», «мебель». 4.Учить детей действовать по образцу. 5.Учить удерживать язык в форме «чашечки»,укреплять артикуляционный аппарат. | 1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком. 2.Пальчиковая гимнастика На кроватке мы поспали, Руки под щёку. Вещи в шкаф уже убрали. Свободно двигаем руками – «убираем вещи». Мы на стуле посидели Ладонью одной руки накрываем кулак другой. И за столиком поели. Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой. 3.Штриховка «Домик» 4.Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». | ||
Май 1 неделя | «Ручеёк» (грецкие орехи,пластилин, бусины,шнурок) | 1.Совершенствовать умение выполнять пальчиковые движения по тексту. 2.Развивать координацию движений. 3.Развивать коммуникативные навыки. | 1.Массаж пальчиков грецким орехом. 2.Пальчиковая гимнастика Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Капают капели. Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны. И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. 3.«Бусы для мамы». 4.Артикуляционное упражнение « Часики» | ||
2неделя | «На прогулке» (карандаши,фасоль,мелкие игрушки) | 1. Продолжать укреплять моторику рук; -учить детей на ощупь находить предметы в фасоли; - развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие. 2.Развивать фантазию и творческое воображение. 3.укреплять артикуляционный аппарат. | 1.Массаж пальчиков карандашами. 2.Пальчиковая гимнастика «Насекомые» Мы пошли гулять на луг, «Идём» указательными и средними пальцами обеих рук. А по лугу ползал жук! Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке. 3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли». 4.Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота». | ||
3неделя | « День и ночь» (каштаны,резиновые мячики, лист бумаги,карандаши,ластик). | 1.Закреплять навыки выполнений упражнений по артикуляции. 2.Познакомить с предметом- ластиком, учить им пользоваться. 3. Закреплять упражнения на укрепления моторики пальчиков и руки. | 1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики». 2.Пальчиковая гимнастика «День - ночь» Утро – солнце всходит. Поднимаем растопыренную ладошку. Ночь – луна приходит. Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц». 3.Стирание ластиком нарисованных предметов. 4.Артикуляционное упражнение «Киска сердится». | ||
4неделя | « Цветы на лугу» ( фасоль, два листа картона (на одном контурная прорисовка ромашки, на втором – тюльпана); для выкладывания лепестков ромашки; красный шнур для выкладывания лепестков тюльпана; короткий кусок жёлтого шнура для выкладывания серединки ромашки; зеленый фломастер. | 1.Закрепление умения ребенка составлять узор из деталей (по образцу, по памяти); 2.развитие моторной ловкости пальцев рук; - развитие умения ребенка 3.ориентироваться на листе бумаги; 4.Активизация словаря: «ромашка», «цветы», «тюльпан». 5.Отработка выполнения точности, координированности движений органов артикуляционного аппарата. | 1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн». 2.Пальчиковая гимнастика «Цветы» Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки. 3.Игра «Тюльпан и ромашка». 4.Артикуляционное упражнение «Барабанщик | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
3. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008г.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей
5. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г
6. Калинина Н.В., Разинкина А.В. Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии - 1996г.
8. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;
а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».
"Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет"
Издательство: Карапуз
Год издания: 2003
4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)"
Издательство: Карапуз
Год издания: 2007
Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников"
Издательство: АСТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...
Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в разных видах деятельности".
quot;Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в разных видах деятельности".Введение«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках п...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...
отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...