«Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности»
презентация к уроку по обж (средняя группа)

Юрикова Эльмира Рустамовна

Региональный семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме: «Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 63 «Калинка»

пгт. Нижняя Мактама»

Региональный семинар – практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений по проблеме: «Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста в рамках ФГОС»

Выступление-презентация из опыта работы:

«Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности»

Подготовила:

воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «Д/с № 63 «Калинка»

Юрикова Эльмира Рустамовна

РТ, пгт. Нижняя Мактама, 2022

Введение. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится не самой безопасной для него.

Слайд 2. Исследования в вопросах профилактики дорожно-транспортного травматизма показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и другие. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Слайд 3. Современная действительность такова, что проблема обучения детей Правилам Дорожного Движения приобрела жизненную необходимость. Скорость движения, плотность потоков на улицах и дорогах города быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Задача раннего формирования навыков безопасного поведения на дороге, используя различные виды деятельности, актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте.

Слайд 4. Цель: формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах.  

        Слайд 5. Задачи:

Обучающие:

        познакомить детей с правилами дорожного движения (видами светофоров (для пешеходов и для машин, дорожными знаками)

        уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения (пешеходы, пассажиры, водители);

        сформировать умения применять полученные знания в жизни;

        активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;

 Развивающие:

        развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

        расширять словарный запас детей по дорожной лексике.        

 Воспитательные:

        Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Слайд 6. Поэтому обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, нужно постепенно усложнять, уточнять и дополнять. Необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые), рассказ, беседу, экскурсию. Таким образом, дети лучше узнают и запомнят правила движения и будут охотно их выполнять. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Уделять особое внимание поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ (детский дорожно — транспортный травматизм), а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Слайд 7. Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

Слайды 8, 9. Свою работу начала с организации и обогащения предметно - развивающей среды в группе, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся:

  • Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
  • Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино).
  • Настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики).
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, костюмы).
  • Детская художественная литература по тематике.
  • Конструкторы.
  • Пособие и игры по обучению детей ПДД.
  • Действующие выставки рисунков и поделок по теме ПДД.

         Слайд 10. Материалы уголка использую в НОД по ПДД, при проведении бесед, целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.

Слайды 11,12,13,14,15.  Усвоение знаний детьми во многом зависит от создания в группе эмоционального положительного настроя к изучению правил безопасного поведения. Подбираются игры увлекательные, занимательные, требующие решение различных ситуаций, чтобы во время игры выявилась творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

У детей формируются первичные представления о машинах, дороге, знакомим с некоторыми видами транспорта. Знакомим детей с понятиями «улица», «дорога», «светофор», формируем представление о работе водителя, о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Продолжаем знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные "габариты". Здесь уместно отработать умение ребёнка "видеть" большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность.  Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучали их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, знакомим детей с правилами поведения в общественном транспорте. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

        В средней группе развиваем наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.    

        Продолжаем знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарным правилам поведения на улице. Подводим детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточняем знания о назначении светофора и работе полицейского. Знакомим с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Полиция», «МЧС», «Пожарная», трамвай, троллейбус, автобус); со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

           Дети учатся находить знаки на иллюстрациях, на макетах. Формируем навыки культурного поведения в общественном транспорте. В объяснениях используем иллюстрационный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

          Слайд 16. Нами был сделан дидактический материал. Где ребята во время игры могут создавать и разрешать дорожные ситуации.

           Слайд 17, 18. У нас с саду функционирует «Автокласс». Мы наглядно можем показать ребятам работу светофора, обсудить правила работы светофора, ситуации при которых меняется сигнал на светофоре. На макете с городом так же рассматриваем Правила Дорожного Движения, Правила Пешехода.

           С целью пропаганды знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей проводим акции, в которых, и наши дети охотно принимают участие.

           Слайды 19,20. Акция «Ребёнок – главный пассажир!»

           Слайды 21,22.  Акция «Внимание-дети!»

           Слайды 23,24,25. Акция «Засветись!». В рамках этой акции были проведены беседы с детьми о «фликерах» (световозвращиющих элементах), провели игровые упражнения о правильном ношении «фликеров». Раздали родителям листовки «Стань Заметным на дороге».

           Слайд 26. В преддверии праздника «8 марта», с педагогами нашего сада провели акцию «Моя мама-водитель!», на котором поздравили наших мам с наступающим праздником.

            Слайд 27. Наши родители охотно помогают своим детям в участии в конкурсах, на которых занимают призовые места.

            Слайд 28.  Планирование дальнейшей работы:

  • систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми и родителями по теме ДДТТ;
  • научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;
  • особое внимание уделить закреплению в семье знаний, полученных в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;
  • продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города и другие материалы.

            Слайд 29. Вывод: Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Слайд 30. Использованная литература:

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:

- http://www.maam.ru/ 

- http://nsportal.ru/ 

- http://dohcolonoc.ru/

         Слайд 31. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования «Светофорик» рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей   3-7 лет. Работа по формированию знаний ПДД может проводиться с группой дете...

Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, к...

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей младшего дошкольного возраста "Знакомство с транспортом".

Тема: «Знакомство с транспортом» Цель:l  дать представление  о разных видах транспорта (грузовом, пассажирском, воздушном, водном). Материал: иллюстрации разных видов транспорта....

Использование метода проектов при формировании навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста

Использование метода проектов при формировании навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста...

Вариативная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД и формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города "Дети, дорога, безопасность".

Рабочая программа по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дети - дорога - безопасность» разработана в соответствии с основной о...