Конспект НОД по познавательному развитию "Термометр"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конева Елена Николаевна

Конспект НОД по познавательному развитию "Термометр". для де

тей 5-6 лет. Знакомство с термометром, способами его применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_termometr.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства»

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

«Термометр»

Составила:

Конева Е. Н., воспитатель

Тема: Термометр.

Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область. Познавательное развитие.

Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.

Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.

Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Форма организации: группа воспитанников

Уровень подготовленности детей:

  • Имеют элементарные представления о температуре;
  • Обладают навыками целеполагания;
  • Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.

Цель. Способствовать развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;
  2. Формировать навыки безопасного обращения с термометром.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности.
  2. Упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам.
  3. Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
  4. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
  • Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
  • Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом:  опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Демонстрационный материал:  «Волшебная» коробка, термометры: водный, медицинский (электронный и ртутный), комнатный, уличный); большой самодельный термометр, 2 тазика с водой (холодная и горячая), карточки для игры «Скажи наоборот».

Раздаточный материал:

Словарная работа.

Обогащение словаря: термометр

Активизация словаря: температура

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за температурой воздуха на прогулке и в помещении;
  • Опыты и игры с водой (теплая, холодная).

Педагогические эффекты:

  • дети познакомятся с термометром, его видами, назначением;
  • дети научатся работать в парах, группе;
  • закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.

Структура занятия

Вводная часть.

  • Эмоциональное вхождение в занятие: сюрпризный момент – появление «волшебной коробочки»;
  • Загадывание загадки.

Основная часть.

  • Разгадывание загадки
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Физминутка

Заключительная часть

  • Подведение итогов занятия

Ход НОД.

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. А что там, узнаете, если отгадаете загадку:

И в жару, и в мороз

За окном стеклянный нос,

Чтоб в любое время года

Знали мы, что за погода.

(Ответы детей)

Основная часть

Воспитатель: (достает термометр, показывает). Молодцы, ребята, вы отгадали загадку. Это термометр. А для чего он нам нужен? (Ответы детей). С помощью термометра мы измеряем температуру. Давайте рассмотрим термометры. Что общего у них? У термометра есть стеклянный корпус, шкала с делениями и цифрами, ртутный столбик.

Каждое деление на шкале обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода. Когда столбик термометра поднимается выше нуля – это означает, что температура высокая, то есть тепло; а когда столбик термометра опускается ниже нуля – значит температура низкая, то есть холодно.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что мы измеряем термометром(Ответы детей). Верно, термометр необходим нам для измерения температуры тела, горячей и холодной воды, температуры на улицы и в помещении. Термометры бывают разные (показывает): водный, медицинский, комнатный и уличный.

Воспитатель: Как узнать температуру тела человека на градуснике? (посмотреть на термометре на шкалу с цифрами).

Воспитатель: Нормальная температура тела человека 36,6. А что нужно делать, если у человека высокая температура? (Ответы детей).

Воспитатель: Лучше вызвать скорую помощь. А по какому номеру мы вызываем скорую помощь? (03). Что надо сказать по телефону? (Ответы детей). Правильно надо сказать фамилию, имя, отчество, адрес и состояние больного.

(Разыгрывается диалог вызова скорой помощи).

Воспитатель: А вы хотите узнать температуру воздуха на улице? Каким термометром мы воспользуемся? (Ответы детей). Вы правы, для этого нам понадобиться уличный термометр. Я сейчас помещу его за окном, а мы поиграем в игру "Скажи наоборот"

 Воспитатель:

Здоровый – больной;

Растаял – замёрз;

Морозно – жарко;

Высокая – низкая;

Пушистый – колючий;

Горячий – холодный;

Зима – лето;

Чёрный – белый;

Солнечно – пасмурно;

Стеклянный – деревянный.

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнём.

Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
(Наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжим.

Опыт: Посмотрите, у нас в двух тазиках вода. Сейчас мы измерим температуру холодной и теплой воды. Каким термометром мы воспользуемся(Ответы детей). Вы правы, нам понадобится водный термометр. Потрогайте руками, какая вода в этом тазике? (Ответы детей). А в - другом? (Ответы детей)(Определяют температуру холодной и горячей воды).

Воспитатель: И в горячей и в холодной воде столбик поднимается выше нуля. Температура любой холодной воды всегда будет выше нуля. А когда она будет ниже нуля, то вода превратится в лед. Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.

При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит).

Воспитатель:  А теперь проверим температуру воздуха на улице. Как вы думаете сейчас температура на улице выше нуля или ниже? (Ответы детей). Посмотрим, кто же из вас прав. (Определяют температуру воздуха).

Воспитатель: У нас в группе висит термометр, как он называется? (Ответы детей).

Это комнатный термометр, в нашей группе температура +20. Это оптимальная температура, чтобы мы не замерзли и не заболели. А как вы думаете, можно ли детям пользоваться термометром, измерять температуру, без помощи взрослого? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, запомните, вам самим, без помощи взрослого, нельзя пользоваться никаким термометром. Во-первых, в нем есть опасные вещества: ртуть, спирт; во - вторых, разбив его случайно, можно пораниться об стекло и надышаться ртутью, что очень опасно для организма. Вы со мной согласны? Будем беречь себя и свое здоровье.

Заключительная часть

Воспитатель: Сегодня мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, чем мы можем измерить температуру?

- При какой температуре тела вы чувствуете себя комфортно?

- Какие опыты мы проводили?

- Что интересного узнали?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства»

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

«Тепло, температура»

Составила:

Конева Е. Н., воспитатель

Тема: Тепло, температура.

Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область. Познавательное развитие.

Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.

Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.

Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Форма организации: группа воспитанников

Уровень подготовленности детей:

  • Имеют элементарные представления о температуре;
  • Обладают навыками целеполагания;
  • Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.

Цель. Способствовать развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с понятиями «тепло», «температура».
  2. Знакомить с термометром, правилами обращения с ним.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности.
  2. Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
  • Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
  • Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
  • Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом:  опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Демонстрационный материал:  Схема строения термометра, термометры: водный, медицинский (электронный и ртутный), комнатный, уличный).

Раздаточный материал: баночки с теплой и холодной водой на каждый стол

Словарная работа.

Обогащение словаря: температура, тепло измерение

Активизация словаря: термометр

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за температурой воздуха на прогулке и в помещении;
  • Опыты и игры с водой (теплая, холодная).

Педагогические эффекты:

  • дети познакомятся с термометром, его видами, назначением;
  • дети научатся работать в парах, группе;
  • закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.

Структура занятия

Вводная часть.

  • Организационный момент: приветствие;
  • Постановка цели и темы занятия;
  • Загадывание загадки.

Основная часть.

  • Сюрпризный момент – появление Зайчика;
  • Беседа о видах термометров
  • Физминутка
  • Опытно-экспериментальная деятельность

Заключительная часть

  • Подведение итогов занятия

Ход НОД

Вводная часть

Организационный момент- Приветствие "Доброе утро!"

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет придела,

Так скорей друзья за дело.

Воспитатель: Проверим готовность к занятию. Вы готовы? (приветствуют стоя , слушают стихотворение)

Дети: Мы готовы!

Воспитатель: Какой бывает воздух (по качествам)? Вы совершенно правы. Ребята, как вы определяете, когда вам тепло, а когда холодно? Ребята, а мы можем по температуре воздуха определить тепло или холодно на улице? А как можно это сделать?(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, действительно, когда мы говорим «холодно», «тепло» или «жарко», мы говорим о температуре и её изменениях. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Живёт за рамой

Человечек стеклянный.

Любую погоду

Измеряет с ходу.

Поступает просто

Отмеряет ростом.

Воспитатель: Правильно, это термометр. А может кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Ответы детей) Верно, сегодня мы с вами узнаем, что же такое термометр, из чего он состоит и каких видов бывает, научимся пользоваться градусником для определения температуры воздуха и воды, поговорим о зависимости свойств веществ от их температур.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие прибежал зайчик. Он хотел нам что-то интересное рассказать, но по дороге его встретил холодный ветер. Он сильно подул на маленького зайчика и бедный зайчик заболел. Ему необходимо лечение. Как вы думаете, с чего мы его начнём? (Ответы детей) Хорошо, а какой прибор мы будем использовать для измерения температуры?

Воспитатель: Молодцы! Действительно, для точного измерения температуры воздуха люди изобрели простой и надёжный прибор-термометр.

Ребята, а сейчас попробуйте объяснить своему соседу по столу, что же такое термометр. (Предположения детей) А теперь, объясните мне, что же такое термометр? (Ответы детей) Молодцы, ребята. Сейчас взгляните на доску, где представлен термометр, из чего же он состоит?

Воспитатель: Совершенно верно. Главная часть термометров – стеклянная трубочка, наполненная жидкостью (ртутью) и пластинка с делениями, её называют шкалой Цельсия по имени его изобретателя. По шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчёт градусов тепла ведут от ноля вверх, а холода - от ноля вниз. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число холода - со знаком «-». Вместо слова «градус» ставят маленький кружочек. Например, плюс пять градусов тепла запишут так: + 50. А пять градусов холода так: - 5. Градусник нельзя разбивать, так как жидкость (ртуть) очень опасна для человека, при вдыхании её паров можно отравиться или умереть.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие бывают термометры?

Дети: Термометры бывают медицинские, водные, комнатные.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте, посмотрим на термометры и скажем, чем же они отличаются друг от друга? А кто – нибудь сможет сказать, почему шкалы с делением данных термометров различаются? Почему вы так думаете? (Ответы детей) Правильно, ребята.

Медицинский термометр. 

На его шкале нанесена температура до 420 тепла и 340 тепла, потому что при температуре тела 420 тепла (у человека жар).

Комнатный термометр.

У него шкала деления ограничена +400 (500) тепла и 100 холода, потому что в комнате обычно не бывает теплее 400 и холоднее 100.

Водный термометр. 

Имеет шкалу с деление от 00 до 1000 тепла и более, потому что при 00 вода замерзает и превращается в снег или лёд, а при 1000 тепла она закипает и превращается в пар.

Воздушный термометр. 

Обычно имеет шкалу от 500 тепла до 500 холода. Потому что в нашей местности холоднее и жарче не бывает и нам хватает этой шкалы.

ФИЗМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за столы.)

Практическая часть

Опыт 1

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами переходим к изучению принципа работы термометра. Работаем вместе. Ребята, главное, нельзя баловаться термометром. Так как он содержит ртуть – опасную для жизни жидкость. Нельзя бросать и ломать его.

Воспитатель: Сейчас возьмем в руки термометр. По очереди опускаем сначала в баночку с холодной водой, а затем с тёплой.

Опыт 2

Воспитатель: А теперь научимся определять температуру воздуха. (Работа с комнатными термометрами)

Заключительная часть

Воспитатель: Все вы, ребята, молодцы. Я думаю, вам было интересно? Что вы сегодня узнали на занятии? (Как выглядит термометр, каких видов он бывает, как с ним работать и пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа

Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...