Конспект НОД по познавательному развитию "Термометр"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию "Термометр". для де
тей 5-6 лет. Знакомство с термометром, способами его применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_termometr.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства»
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
«Термометр»
Составила:
Конева Е. Н., воспитатель
Тема: Термометр.
Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.
Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.
Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Форма организации: группа воспитанников
Уровень подготовленности детей:
- Имеют элементарные представления о температуре;
- Обладают навыками целеполагания;
- Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.
Цель. Способствовать развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;
- Формировать навыки безопасного обращения с термометром.
Развивающие:
- Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности.
- Упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам.
- Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.
Ресурсное обеспечение:
Программно-методическое:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
- Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Демонстрационный материал: «Волшебная» коробка, термометры: водный, медицинский (электронный и ртутный), комнатный, уличный); большой самодельный термометр, 2 тазика с водой (холодная и горячая), карточки для игры «Скажи наоборот».
Раздаточный материал:
Словарная работа.
Обогащение словаря: термометр
Активизация словаря: температура
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Предварительная работа:
- Наблюдение за температурой воздуха на прогулке и в помещении;
- Опыты и игры с водой (теплая, холодная).
Педагогические эффекты:
- дети познакомятся с термометром, его видами, назначением;
- дети научатся работать в парах, группе;
- закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.
Структура занятия
Вводная часть.
- Эмоциональное вхождение в занятие: сюрпризный момент – появление «волшебной коробочки»;
- Загадывание загадки.
Основная часть.
- Разгадывание загадки
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Игровая деятельность
- Физминутка
Заключительная часть
- Подведение итогов занятия
Ход НОД.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. А что там, узнаете, если отгадаете загадку:
И в жару, и в мороз
За окном стеклянный нос,
Чтоб в любое время года
Знали мы, что за погода.
(Ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: (достает термометр, показывает). Молодцы, ребята, вы отгадали загадку. Это термометр. А для чего он нам нужен? (Ответы детей). С помощью термометра мы измеряем температуру. Давайте рассмотрим термометры. Что общего у них? У термометра есть стеклянный корпус, шкала с делениями и цифрами, ртутный столбик.
Каждое деление на шкале обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода. Когда столбик термометра поднимается выше нуля – это означает, что температура высокая, то есть тепло; а когда столбик термометра опускается ниже нуля – значит температура низкая, то есть холодно.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что мы измеряем термометром? (Ответы детей). Верно, термометр необходим нам для измерения температуры тела, горячей и холодной воды, температуры на улицы и в помещении. Термометры бывают разные (показывает): водный, медицинский, комнатный и уличный.
Воспитатель: Как узнать температуру тела человека на градуснике? (посмотреть на термометре на шкалу с цифрами).
Воспитатель: Нормальная температура тела человека 36,6. А что нужно делать, если у человека высокая температура? (Ответы детей).
Воспитатель: Лучше вызвать скорую помощь. А по какому номеру мы вызываем скорую помощь? (03). Что надо сказать по телефону? (Ответы детей). Правильно надо сказать фамилию, имя, отчество, адрес и состояние больного.
(Разыгрывается диалог вызова скорой помощи).
Воспитатель: А вы хотите узнать температуру воздуха на улице? Каким термометром мы воспользуемся? (Ответы детей). Вы правы, для этого нам понадобиться уличный термометр. Я сейчас помещу его за окном, а мы поиграем в игру "Скажи наоборот"
Воспитатель:
Здоровый – больной;
Растаял – замёрз;
Морозно – жарко;
Высокая – низкая;
Пушистый – колючий;
Горячий – холодный;
Зима – лето;
Чёрный – белый;
Солнечно – пасмурно;
Стеклянный – деревянный.
Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнём.
Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжим.
Опыт: Посмотрите, у нас в двух тазиках вода. Сейчас мы измерим температуру холодной и теплой воды. Каким термометром мы воспользуемся? (Ответы детей). Вы правы, нам понадобится водный термометр. Потрогайте руками, какая вода в этом тазике? (Ответы детей). А в - другом? (Ответы детей). (Определяют температуру холодной и горячей воды).
Воспитатель: И в горячей и в холодной воде столбик поднимается выше нуля. Температура любой холодной воды всегда будет выше нуля. А когда она будет ниже нуля, то вода превратится в лед. Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.
При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит).
Воспитатель: А теперь проверим температуру воздуха на улице. Как вы думаете сейчас температура на улице выше нуля или ниже? (Ответы детей). Посмотрим, кто же из вас прав. (Определяют температуру воздуха).
Воспитатель: У нас в группе висит термометр, как он называется? (Ответы детей).
Это комнатный термометр, в нашей группе температура +20. Это оптимальная температура, чтобы мы не замерзли и не заболели. А как вы думаете, можно ли детям пользоваться термометром, измерять температуру, без помощи взрослого? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, запомните, вам самим, без помощи взрослого, нельзя пользоваться никаким термометром. Во-первых, в нем есть опасные вещества: ртуть, спирт; во - вторых, разбив его случайно, можно пораниться об стекло и надышаться ртутью, что очень опасно для организма. Вы со мной согласны? Будем беречь себя и свое здоровье.
Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, чем мы можем измерить температуру?
- При какой температуре тела вы чувствуете себя комфортно?
- Какие опыты мы проводили?
- Что интересного узнали?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Радуга Детства»
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
«Тепло, температура»
Составила:
Конева Е. Н., воспитатель
Тема: Тепло, температура.
Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.
Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.
Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Форма организации: группа воспитанников
Уровень подготовленности детей:
- Имеют элементарные представления о температуре;
- Обладают навыками целеполагания;
- Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.
Цель. Способствовать развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятиями «тепло», «температура».
- Знакомить с термометром, правилами обращения с ним.
Развивающие:
- Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности.
- Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
- Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.
Ресурсное обеспечение:
Программно-методическое:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
- Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Демонстрационный материал: Схема строения термометра, термометры: водный, медицинский (электронный и ртутный), комнатный, уличный).
Раздаточный материал: баночки с теплой и холодной водой на каждый стол
Словарная работа.
Обогащение словаря: температура, тепло измерение
Активизация словаря: термометр
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Предварительная работа:
- Наблюдение за температурой воздуха на прогулке и в помещении;
- Опыты и игры с водой (теплая, холодная).
Педагогические эффекты:
- дети познакомятся с термометром, его видами, назначением;
- дети научатся работать в парах, группе;
- закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.
Структура занятия
Вводная часть.
- Организационный момент: приветствие;
- Постановка цели и темы занятия;
- Загадывание загадки.
Основная часть.
- Сюрпризный момент – появление Зайчика;
- Беседа о видах термометров
- Физминутка
- Опытно-экспериментальная деятельность
Заключительная часть
- Подведение итогов занятия
Ход НОД
Вводная часть
Организационный момент- Приветствие "Доброе утро!"
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет придела,
Так скорей друзья за дело.
Воспитатель: Проверим готовность к занятию. Вы готовы? (приветствуют стоя , слушают стихотворение)
Дети: Мы готовы!
Воспитатель: Какой бывает воздух (по качествам)? Вы совершенно правы. Ребята, как вы определяете, когда вам тепло, а когда холодно? Ребята, а мы можем по температуре воздуха определить тепло или холодно на улице? А как можно это сделать?(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, действительно, когда мы говорим «холодно», «тепло» или «жарко», мы говорим о температуре и её изменениях. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:
Живёт за рамой
Человечек стеклянный.
Любую погоду
Измеряет с ходу.
Поступает просто
Отмеряет ростом.
Воспитатель: Правильно, это термометр. А может кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Ответы детей) Верно, сегодня мы с вами узнаем, что же такое термометр, из чего он состоит и каких видов бывает, научимся пользоваться градусником для определения температуры воздуха и воды, поговорим о зависимости свойств веществ от их температур.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие прибежал зайчик. Он хотел нам что-то интересное рассказать, но по дороге его встретил холодный ветер. Он сильно подул на маленького зайчика и бедный зайчик заболел. Ему необходимо лечение. Как вы думаете, с чего мы его начнём? (Ответы детей) Хорошо, а какой прибор мы будем использовать для измерения температуры?
Воспитатель: Молодцы! Действительно, для точного измерения температуры воздуха люди изобрели простой и надёжный прибор-термометр.
Ребята, а сейчас попробуйте объяснить своему соседу по столу, что же такое термометр. (Предположения детей) А теперь, объясните мне, что же такое термометр? (Ответы детей) Молодцы, ребята. Сейчас взгляните на доску, где представлен термометр, из чего же он состоит?
Воспитатель: Совершенно верно. Главная часть термометров – стеклянная трубочка, наполненная жидкостью (ртутью) и пластинка с делениями, её называют шкалой Цельсия по имени его изобретателя. По шкале Цельсия определяется не только тепло, но и холод. Отсчёт градусов тепла ведут от ноля вверх, а холода - от ноля вниз. Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число холода - со знаком «-». Вместо слова «градус» ставят маленький кружочек. Например, плюс пять градусов тепла запишут так: + 50. А пять градусов холода так: - 5. Градусник нельзя разбивать, так как жидкость (ртуть) очень опасна для человека, при вдыхании её паров можно отравиться или умереть.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие бывают термометры?
Дети: Термометры бывают медицинские, водные, комнатные.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте, посмотрим на термометры и скажем, чем же они отличаются друг от друга? А кто – нибудь сможет сказать, почему шкалы с делением данных термометров различаются? Почему вы так думаете? (Ответы детей) Правильно, ребята.
Медицинский термометр.
На его шкале нанесена температура до 420 тепла и 340 тепла, потому что при температуре тела 420 тепла (у человека жар).
Комнатный термометр.
У него шкала деления ограничена +400 (500) тепла и 100 холода, потому что в комнате обычно не бывает теплее 400 и холоднее 100.
Водный термометр.
Имеет шкалу с деление от 00 до 1000 тепла и более, потому что при 00 вода замерзает и превращается в снег или лёд, а при 1000 тепла она закипает и превращается в пар.
Воздушный термометр.
Обычно имеет шкалу от 500 тепла до 500 холода. Потому что в нашей местности холоднее и жарче не бывает и нам хватает этой шкалы.
ФИЗМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за столы.)
Практическая часть
Опыт 1
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами переходим к изучению принципа работы термометра. Работаем вместе. Ребята, главное, нельзя баловаться термометром. Так как он содержит ртуть – опасную для жизни жидкость. Нельзя бросать и ломать его.
Воспитатель: Сейчас возьмем в руки термометр. По очереди опускаем сначала в баночку с холодной водой, а затем с тёплой.
Опыт 2
Воспитатель: А теперь научимся определять температуру воздуха. (Работа с комнатными термометрами)
Заключительная часть
Воспитатель: Все вы, ребята, молодцы. Я думаю, вам было интересно? Что вы сегодня узнали на занятии? (Как выглядит термометр, каких видов он бывает, как с ним работать и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (Познавательно-исследовательская деятельность) "Маленькие исследователи" старшая группа
Формирование познавательной активности детей в экспериментальной деятельности...
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»
Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) На тему: «Снег и его свойства» средняя группа
Данный конспект подготовлен для детей среднего возраста. Познакомить детей со свойством снега через экспериментальную деятельнось....
Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) младшая группа Тема: «Вода»
Познакомить детей со свойствами воды через экспериментальную деятельность....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...