«Использование технологии проблемного обучения во 2- ой младшей группе».
консультация (младшая группа)
Очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения и находить новые пути исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta-ispolzovanie_tekhnologii_probl.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии проблемного обучения во 2- ой младшей группе».
Как известно, в младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать и самостоятельно справиться с проблемами. Дети привыкают просить помощи и подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения и находить новые пути исследования. Нужно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Использование технологии проблемного обучения во 2 –ой младшей группе позволяет решать следующие задачи:
- расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
- продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
- учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
- учить детей слушать друг друга;
- развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию с помощью взрослого;
- формулировать противоречие на полуактивном этапе и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
Как показала практика, из 4-ех уровней проблемного обучения, во второй младшей группе актуальны только первые два: это уровень несамостоятельной активности, (когда идет восприятие детьми объяснения воспитателя и усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации) и уровень полусамостоятельной активности, (когда идет применение детьми прежних знаний в новой ситуации и их участие в поиске способа решения поставленной проблемы).
Дети 3-4 лет еще не умеют видеть проблемы и ставить их самостоятельно. Поэтому ведущая роль в моделировании ситуаций принадлежит педагогу. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении ее детьми. Только к концу учебного года можно пробовать использовать 2-ой уровень проблемного обучения, когда воспитатель ставит проблему, а дети самостоятельно, или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения, т. е использует частично – поисковый метод.
При моделировании проблемных ситуаций не нужно забывать об их соответствии возрасту детей. Они должны содержать посильное познавательное затруднение, а формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.
Проблемные ситуации нужно подбирать таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой или временем года. Например: «Как полить цветы без лейки», или «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки», и др. Интересны детям ситуации из знакомых сказок. Например: «Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?», а также из любимых детских стихотворений, например А. Барто: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?».
В младшем дошкольном возрасте является обязательным проведение предварительной работы, «введение детей в проблему» с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. От этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу можно включать чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и др.
Так, например, перед решением проблемной ситуации - «Будем рисовать красками, а кисточек нет», нужно провести предварительную работу – рисование разными нетрадиционными способами.
Использование технологии проблемного обучения во 2 младшей группе имеет ряд сложностей. Мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, плохо развита речь, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процесс решения задачи, в практическую деятельность. Это может быть имитация движений, передача эмоционального состояния героев и др. Определив вместе с детьми решение проблемы, каждому ребенку можно предложить поучаствовать в продуктивной деятельности: раскрасить колокольчик для козленка, нарисовать иголки для ежика, «спрятать» зайку под листком. Это способствует осознанию ребенком своего решения, развитию уверенности в своих силах («Я могу решить проблему!»). Свои рисунки дети могут показать вечером родителям, рассказывая о том, какую проблемную ситуацию они решали и как помогли тому или иному персонажу.
Наряду со сложностями, использование технологии проблемного обучения имеет и ряд преимуществ. В результате работы по решению творческих задач дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они учатся видеть проблемные ситуации, формулировать противоречия, находить разные варианты решений. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать. Одним словом, дети учатся думать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии проблемного обучения во второй младшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»
Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии проблемного обучения во второй младшей группе Тема:«Путешествие по сказкам»...
Конспект ООД для 2 младшей группы "Урожай для Зайки" по теме "Овощи" с использованием технологии проблемного обучения
Конспект ООД по теме "Овощи" для второй младшей группы...
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения. (вторая младшая группа)
Направление « Познавательно-речевое»Образовательная область « Познание» (развитие речи)Занятие во второй младшей группе (для детей 3-4 лет)...
Конспект НОД по лепке во второй младшей группе на тему «Пряники для зайчика» с использованием технологии проблемного обучения
Цели: продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина. Задачи: Образовательные: - познакомить воспитанников со стихотворением А. Барто из цикла «Игрушки»; - продолжить учить согласовывать слов...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения "Темок" в младшей группе
Конспект по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения...
«Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками»
Технология проблемного обучения в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных вопросов, задач, ситуаций и а...
Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе.
Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовитель...