«Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками»
статья
Технология проблемного обучения в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_problemnoe_obuchenie.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №246
Приморского района Санкт-Петербурга
Отделение дошкольного образования детей
Мастер – класс с воспитателями
Тема: «Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками»
Разработала воспитатель I квалификационной категории
Коркина Светлана Васильевна
2020г.
Санкт-Петербург
«Боясь ошибиться, ребенок не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого».
А.М. Матюшкин
Большинство взрослых считают детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из затруднительной ситуации. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых. Именно поэтому важно еще в младшем дошкольном возрасте способствовать развитию самостоятельности в процессе познания.
В настоящее время необходимо проводить тщательный отбор эффективных педагогических технологий в работе с дошкольниками, чтобы развивать у детей способность критически мыслить, желание исследовать, рассуждать и доказывать.
Технология проблемного обучения является одним из способов решения задачи, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с собой, другими детьми, взрослыми и миром»
Технология проблемного обучения в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Возникает вопрос, в ходе каких видов деятельности можно использовать технологию проблемного обучения? Эта технология универсальна: открывать новое можно в ходе любой совместной деятельности педагога с детьми и в рамках НОД. Технология проблемного обучения применима в работе с младшими дошкольниками при условии, что проблемно - игровая ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне его ближайшего развития» и сопровождается наглядным материалом.
Формы организации проблемного обучения:
- проблемный вопрос. При ответе подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «почему?», «зачем?»
- проблемная задача. Как в любой задаче есть условие (описание) и вопрос.
- проблемно - игровая ситуация. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Создавая проблемно – игровые ситуации мы не преподносим детям знания, а побуждаем потребность в познании нового.
Создание проблемной ситуации в условиях НОД
Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию: удивление, затруднение.
Выход из проблемной ситуации в условиях НОД
В рамках НОД младшие дошкольники не в состоянии самостоятельно (как ученый) выполнить сложные творческие действия. Педагогу необходимо организовать совместные творческие действия. Для этого следует использовать специальные реплики, стимулирующие детей к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Иными словами, для выхода из проблемной ситуации воспитатель должен развернуть побуждающий диалог.
Важно правильно реагировать на ошибочные и неточные ответы детей. Например, я использую реплики: «Так, кто думает иначе?», «Так, кто еще может сказать?». Первая часть фразы показывает ребенку, что его мысль принята к сведению, а вторая побуждает к повторному формулированию.
Алгоритм работы прохождения проблемной ситуации:
- Создание проблемной ситуации
- Осознание противоречия/ выявление проблемы
- Побуждающий диалог
- Выдвижение предположений (определение путей выхода из ситуации)
- Введение в систему новых открытий (проверка, насколько верно решение проблемы)
Чтобы «пробудить» у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески их решить, я разработала и изготовила ряд методических пособий, картотек и памяток:
- перспективный план решения проблемно - игровых ситуаций с учетом программы и времени года
- картотеку проблемных задач
- копилку игр и творческих заданий по разделам:
на формирование понятия «противоречие» («Наоборот», «Хорошо-плохо»)
на умение различать реальный и фантастический мир
на развитие воображения («Клякса», «На что похожи облака?», «На что похожи наши ладошки?»)
на формирование системного мышления («Что умеет делать?», «Мои друзья»)
- альбом «Почемучка» (схемы-зарисовки проблемно – игровых ситуаций, предоставленные в свободное пользование детям)
Работа ведется в тесном взаимодействии с родителями. С целью заинтересовать и приобщить родителей к использованию данной технологии провела родительское собрание: «Спросил, открыл, создал». Разработала рекомендации по развитию творческого мышления у младших дошкольников; памятки по стилю общения с детьми в познавательных беседах. Привлекла родителей к пополнению «копилки проблемно - игровых ситуаций».
Рекомендации по развитию творческого мышления у дошкольников:
• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем»: в каждом предмете, явлении, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо.
• Способствуйте формированию у детей умений разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи.
• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в…»
• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса, карандаша»).
Памятка по стилю общения с ребенком:
• Выслушайте ребенка.
• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
• Во время беседы идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
• Побуждайте ребенка возражать Вам, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
Я считаю, что использование данной технологии в работе с младшими дошкольниками позволяет добиваться положительных промежуточных результатов освоения программы в соответствие с ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».
В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Проектная деятельнос...
План работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"
В данном материале представлен план работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"...
«Использование технологий проблемного обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным пр...
Квест- игра для дошкольников старшей группы с использованием технологии проблемного обучения.
Квест- игра для дошкольников старшей группы с использованием технологии проблемного обучения....
«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»
Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассужд...
«Использование технологии проблемного обучения во 2- ой младшей группе».
Очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения и находить новые пут...
Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками
В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому актуальным становится использование проблемного обучения....