Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шван Светлана Олеговна

Занятие по патриотическому воспитанию

 «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы»

 с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени полного кавалера ордена Славы А.И. Дырина п.г.т. Балашейка Муниципального района Сызранский Самарской области

Занятие по патриотическому воспитанию

 «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы»

 с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе.

Выполнила: Шван С.О. ,

Воспитатель СП «Детский сад»

 ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка

2023 г.

План – конспект  по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы»

 с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе.

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

- Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам. Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам; к Российской армии. Закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природному символу России – березке (социально-коммуникативное развитие),

- формировать умение детей строить по замыслу, по чертежу и наглядным схемам, самостоятельно подбирать нужный материал для самостоятельной работы (художественно- эстетическое развитие);

- Знакомить с символами России, формировать знания о различии понятий символ и символика, знакомить с глобусом, учить понимать карту закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, познакомить с символикой страны (герб и флаг, гимн) закреплять знания о столице России (познавательное развитие),

- Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент развивать связную речь и мелкую моторику рук  (речевое развитие);

- создавать условия для физической активности, развитие умений выполнять движения по тексту (физическое развитие).

Методы и приемы:

Словесный:  беседа, рассказ, художественное слово, обсуждение, выступления детей;
Наглядный:  демонстрация наглядных пособий, показ способа действия;
Практический:  выполнение опытно-экспериментальной деятельности.

Материалы и оборудование: Видео - презентация (карта России, государственные символы - флаг, герб, достопримечательности Москвы, фото- гор, рек, полей, лесов, березок. Наглядно-дидактические пособия; различные документы с гербами, монеты, купюры. Музыкальное сопровождение: гимн РФ; песня С. Михалков, М. Старокадомский "Мы едим, едим, едим".

Предварительная работа:  беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, фото лесов, полей, рек, гор, морей, и т. д. нашей Родины.

Формы организации совместной деятельности 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза. Цель: создать условия для физической активности, развития ловкости, быстроту реакции, умение воспроизводить определенное количество движений.

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, вопросы. Цель: активизировать словарь детей; развивать диалоговую речь.

Познавательно-исследовательская

Работа с карточками, схемами, дополнительными материалами, аппликация для развития мышления, конструкторских навыков.

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Ребятам  «Привет! », а взрослым «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
Ребята, мы с вами сегодня и наши гости собрались сегодня не просто так, у нас есть повод. Вы растете и взрослеете, и уже много знаете. И ребята подготовительной группы тоже выросли и повзрослели, и решили подарить вам подарок. Посмотрите, что это? Глобус. А какой он? (круглый, яркий) Как вы думаете, на что похож глобус? Правильно, он похож на нашу планету Земля. Что на нем изображено? Моря, океаны и реки - голубым цветом, зеленым – равнины. Желтым и коричневым - пески и горы. Глобус это модель нашей планеты. Что такое же такое глобус? Правильно, это модель Земли.

На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия) Посмотрите, граница России отмечена розовым пунктиром. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озера, реки и поля

Леса и степь и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом - снега и вьюга!

(Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)

Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки.

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по станциям России. И первая станция «Географическая». Прогуляемся пешком (под песню «Вместе весело шагать по просторам» подходят к карте).

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту. Карта это тоже модель нашей Земли, но только на плоскости.

 -  А какая она наша Россия? (Большая, необъятная, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая) 

- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (Россияне).

(Далее воспитатель показывает на карте территорию России и уточняет название страны, показывает детям что страна очень большая, необъятная, в ней много озёр, морей и рек.)

     На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

 - Ребята, почему я назвала Россию – нашим общим домом?

Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина - место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой дом.)

 -Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.

-Жить-Родине служить;

-Кто за Родину горой, тот истинный герой;

-Родина любимая, что мать родная;

-Человек без Родины, что соловей без песни;

-Родина-мать, умей за неё постоять.

-Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. Будущее нашей России во многом зависит от вас, ребята, от того, как вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми.

- А наше путешествие продолжается, занимайте места. Полетим на самолете. Мы отправляемся в путь.

 Воспитатель: Я построю самолёт, (руки в сторону)

Шлем надену, и в полёт. (импровизируем надевание шлема)

Сквозь волнистые туманы (волны левой руки)

Полечу в другие страны (волны правой руки)

Над морями и лесами, (с верху вниз рукой)

Над горами и полями (с низу вверх рукой)

Облечу весь шар земной, (руками держим невидимый шар)

А потом вернусь домой. (руками сделать крышу над головой)

Мы прибыли на следующую станцию, которая расскажет нам о  "Народных символах России"

Чтобы разобраться в том, какими символами представляют Россию люди из других стран, я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Матрешка стала символом России очень давно, красиво расписана вручную русскими умельцами, символизирует русскую красавицу, в красивом русском костюме.  Этот сувенир сделан из дерева, а Россия самая богатая лесами страна.  

Следующая загадка:

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.

А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

Воспитатель:  Правильно! Это береза.

-Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза - эти два символа неразделимы.

На сегодняшний день береза является, вероятно, самым распространенным деревом в наших широтах. Она считается символом чистоты и возрождения. А русские поэты в своих стихах чаще всего упоминают именно березку.

- А теперь я приглашаю вас на игру.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали.

Это - березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

(Дети выполняют движения ,в соответствии с текстом)

 Воспитатель: Лес-это наше богатство. Давайте беречь природу.

Мы отправляемся дальше, занимайте места.

Воспитатель:  Следующая станция называется "Государственная символика"

Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу нашего государства. Как называется столица нашего государства?

-Ребята, а кто же управляет такой большой страной(Президент) Показывает портрет президента. Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В. - на экране слайд с президентом)

-Ребята, а знаете ли вы государственные символы России? Назовите их. (Флаг, герб, гимн)

В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран, там слайд с флагами разных государств). Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.

Предлагаю вам игру «Символика России».

Разделимся на две команда. Ваша задача собрать правильно флаг.

А задача второй команды – собрать герб.

И потом проверим друг друга.

Время пошло.

Итак, первая команда представляет флаг.

Дидактическая настольно - печатная игра "Собери флаг".

На столах лежат цветные прямоугольники. Собрать  из них Российский флаг. (Дети выполняют задание).

Как называется флаг России? Триколор.У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (На экране слайд с российским флагом)

Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Что напоминает нам Белый цвет (Березу, снег, облака, ромашку).

Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Что напоминает нам Синий цвет? (Небо, реки, озера, моря).

Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает  (Солнце, огонь, тепло).

Воспитатель. По цветам флага можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит,  какие люди живут в России?

 Дети. Мужественные.

-Отважные.

 Воспитатель. А по синему цвету определите, какие люди живут в нашей стране?

Дети. Верные и правдивые.

Воспитатель. Если белый цвет означает мир, чистоту совести, то какие люди живут в России?

Дети. Миролюбивые, честные.

  -Справедливые.

-Молодцы!  А теперь послушаем стихотворение о флаге.

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота,

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак -

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Воспитатель: Вторая команда что нам представит?

      Это герб нашей страны. На нём старались изобразить что-то важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение. Давайте с вами рассмотрим герб.

Беседа по вопросам:

-Кто изображен на гербе нашей страны в самом центре? (Двуглавый орел)

-Почему у него две головы? (Государство большое, орел смотрит и на запад, и на восток нашей страны)

-Что на груди у орла? (Щит)

- Кто изображен на щите? (Всадник на коне)

-Как зовут всадника? (Георгий Победоносец)

- Что он держит в лапах? (Копье)

-Зачем оно ему? (Чтобы победить черного змея, врага)

Черный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей). Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.

-Давайте послушаем стихотворение о гербе.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный!

Третий государственный символ – это ГИМН.

-А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)

- Правильно!  Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт Сергей Михалков. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).

 

 Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Поедем через Россию на поезде. Занимайте места в вагонах. Поехали. - Мы с вами приехали на станцию, которая называется «Символ нашей группы»

Воспитатель. Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями. Наша группа – это тоже наша большая семья. Какие у нас дети?

  Дети. Дружные, веселые, трудолюбивые…

  Воспитатель. А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других детей? (Предположение детей). Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определят, какие дети у нас в группе. Давайте подумаем, какие цвета могут быть на нашей эмблеме и почему.

Дети. Желтый цвет- цвет тепла, солнца.

       -Зеленый цвет – цвет растительности.

       -Красный цвет – цвет красоты.

Воспитатель. Почему не может быть черного цвета на нашей эмблеме? (Ответы детей).

  Воспитатель предлагает детям выбрать из предложенного материала то, что они хотят поместить на эмблеме группы.

Дети аппликативным способом создают композицию эмблемы: наклеивают вырезанные из бумаги цветы, нарисованные веселые детские лица, солнышко, российский флаг, радугу, голубей.

Затем вместе с воспитателем дети придумывают названия группе и голосованием выбирают одно. Воспитатель предлагает детям нарисовать свою мини-эмблему на листочке бумаги в форме эмблемы.

В конце занятия дети показывают свои мини-эмблемы и рассказывают, что они изобразили на них. Общую эмблему помещают на центральной стене.

Воспитатель: Наше с вами путешествие по Родине-России закончилось. Вам оно понравилось? (Ответы детей). Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись домой, в наш детский сад. Я предлагаю вам немного поиграть, и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего волшебного, необычного, поучительного путешествия.

Игра называется«Я спрошу, а ты ответь!»

- Как называется страна в которой мы живём?

- Как называется столица нашей страны?

- Что изображено на Российском гербе?

- Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

- Кто управляет нашей страной? 

- Зачем нужны символы стране?

Завершить мероприятие стихотворением.

РОДИНА

Родина - слово большоебольшое!

Пусть не бывает на свете чудес,

если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:

мама и папа, соседи, друзья,

город родимый, родная квартира,

бабушка, школа, котёнок и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

куст сирени за окошком

и на щёчке родинка –

это тоже Родина.

Спасибо за занятие, возвращаемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Лодочки для зайцев» для детей старшей группы с использованием технологии: проблемного обучения

Задачи с интеграцией образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие»- Вызывать радость от творчества;- Формировать у детей желание приходить на выручку всем попавшим  в ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»

Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой "К". В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии....

Квест- игра для дошкольников старшей группы с использованием технологии проблемного обучения.

Квест- игра  для дошкольников старшей группы  с использованием технологии проблемного обучения....

Конспект комплексного занятия с использованием технологии «проблемный диалог» в подготовительной к школе группе «Птицы»

Конспект комплексного занятияс использованием технологии «проблемный диалог»в подготовительной к школе группе «Птицы»...

«Использование технологии проблемного обучения во 2- ой младшей группе».

Очень важно детям еще в раннем возрасте научиться адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения и находить новые пут...

Конспект НОД "Морское путешествие" во второй младшей группе с использованием технологии проблемного обучения

Конспект НОД "Морское путешествие" во второй младшей группе с использованием технологии проблемного обучения...