Проект Путешествие в страну настроения"
проект (старшая группа)

Проект "Путешествие в страну настроения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_stranu_nastroeniya.docx580.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 «Журавушка»

                                                                                       C:\Users\Данил\Desktop\для дет.сада\защита\Валя ЭМОЦИИ\настоения для группы фиалка\8.png                               

Творческий проект

  C:\Users\Данил\Desktop\для дет.сада\защита\Валя ЭМОЦИИ\настоения для группы фиалка\7.png

                                                                                      авторы проекта:

                   

                                                                                воспитатели

                                                                                Зидаина И.Н., Калёнова С.Ю.

Цель: формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста; знакомство воспитанников с различными настроениями; развитие у дошкольников способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их   выражать и полноценно переживать.

   Задачи:

  1. учить воспроизводить и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики
  2. дать ребёнку возможность испытать различные настроения через игровую деятельность
  3. формировать у старших дошкольников умение осознавать настроения других (фиксировать внимание ребёнка на чужих проявлениях эмоций),
  4. способствовать положительному эмоциональному состоянию воспитанников.
  5. научить детей откликаться на нравственные запросы детского социума. Формировать такие качества как: дисциплинированность, ответственность, справедливость, творчество, уверенность, целеустремленность, умение радоваться.

  Задачи для воспитателей:

Повышение коммуникативной компетенции воспитателя.

  Задачи для родителей:

Адекватные формы общения с воспитанниками.

 Участники: дети подготовительной группы  «Почемучки» 5-7 лет.

Срок реализации – 4месяца

Ожидаемые результаты:

• умение воспитанниками сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других.

• развитие позитивного мировосприятия.

      Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.                                                                                                                            Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. 

   Именно поэтому в первую очередь мы в своей группе создали "Экран настроений", где воспитанники отмечают свое настроение, приходя утром в детский сад, также перемещают свою фотографию в течение дня на другое место. Ведь как часто бывает: утром ребенок не выспался, да еще по дороге поссорился с мамой, поэтому и пришел в группу в плохом настроении. Это свое состояние он и "отражает" на экране. Но вот его встретили друзья, похвалил воспитатель за быстро съеденный завтрак или замечательно составленный рассказ, и плохого настроения, как не бывало! И перемещает он тогда свою фотографию на другое место. Но бывали ситуации и противоположные: пришел веселый и радостный, но поссорился друзьями, вот и испортилось в один миг настроение.

                    C:\Users\Данил\Desktop\для дет.сада\защита\Фото моих детей эмоции\SSL20006.JPG  C:\Users\Данил\Desktop\для дет.сада\защита\Фото моих детей эмоции\SSL20007.JPG

        Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

  Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой.

    Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

                       «Что такое «настроение»?

1занятие   «Знакомство с эмоциональным миром» беседа «Удивительный мир настроений и чувств»

Цель: ознакомление детей с настроениями; развитие умения выражать свои эмоции и чувства посредством мимики и выразительности жестов;

Сказка "Домовые"

Воспитатель: Вы знаете, что в нашем детском саду живут домовые? Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером, когда все мы расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг нее. И тогда домовые начинают разговор. Они любят поговорить. Особенно им интересно рассказывать разные истории из тех, что случаются с нами днем. Но поскольку сами домовые днем спят, они очень любят слушать наши истории. Просто мечтают, чтобы им кто-нибудь что-нибудь о себе рассказал.  Причем все наши домовые - абсолютно разные, как и мы сами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает. Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми - дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат да шерстка дыбом становится. Сказка продолжается, изображение каждого домового в свой срок появляется на доске. Наглядная демонстрация, как именно каждый домовой слушает свою любимую историю.

Воспитатель: Кто может что-то рассказать про сегодняшний день этому домовому? А этому? А есть ли у кого-то что-то сообщить этому домовому? Кто-то из детей рассказывает соответствующую историю, а остальные демонстрируют, как именно домовой слушает.

Воспитатель: В жизни человека очень важно понимать чувства других - это родник добрых взаимоотношений. Поэтому мы с вами и будем знакомиться с разными настроениями, чувствами, будем учиться понимать чувства и настроение людей. Какое у вас сейчас настроение? Следит, правильно ли ребенок подбирает слова для выражения своего настроения. После этого предложить детям нарисовать свое настроение.  Обсуждение рисунков.

                     Релаксационное упражнение  "Воздушный шарик"

Воспитатель: Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделай паузу и сосчитай до пяти. Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое - надутый шарик. Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот. Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое - надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало.

  а) Чтение эпизода из сказки, рассказа, в котором герой испытывает то же чувство. Дети должны угадать чувство, а затем вспомнить.

"Гулял по лесу пес. Вдруг навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов и поет песенку. Увидел лисенок пса и подарил ему цветы. Удивился песик и спросил: "А за что?" "Да просто так", - ответил лисенок и побежал дальше.

   б)  Вопросы: "Какое это чувство?"

Затем взрослый говорит детям, что они тоже испытывают такое чувство и предлагает закончить предложение: "Чувство радости (обиды, жалости и др.) это когда ..."

в) Наши  близкие тоже в тех или иных случаях испытывают это чувство. Дети заканчивают предложения: "Для мамы чувство радости (обиды, жалости) - это когда ...", "Для воспитательницы ... ", "Для сестры ..." Это работа с незаконченными предложениями.

2занятие              Дидактическая игра «Угадай  настроение».

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.                 Ход игры:  На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций.  Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

3занятие               Психогимнастика «В кукольном театре»

Воспитатель: Ребята, вы были когда-нибудь в кукольном театре? Какой спектакль вы смотрели? Что вы видели там? А за кулисы, за занавес, за который уходят артисты, вы попадали? Хотите туда отправиться? Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойте вместе со мною знакомую песню (ходьба змейкой по всему залу под песню «Маленькая страна»). Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (имитирует, сопровождая звуковым сигналом (музыка), колокольчик и т.п.). Ребята, дверь мы открыли, а за ней темно-темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь ее надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало? Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движения вниз - ходьба с постепенным приседанием до корточек). А теперь лестница поднимается вверх (ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.

Гимнастика  (Напряженно)

Бом-бом-бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют 12, все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку. Покажите, как двигаются стрелки на

волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла. «Бом-бом» - забили часы. Давайте все вместе сосчитаем до 12.

(Расслабленно)

Первыми ожили куклы бибабо, которых надевают на руку. Давайте я каждому надену на руку веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой веселый Петрушка. А теперь вы сами стали куклами бибабо (педагог имитирует).

(Напряженно, ритмично.  Расслаблено)

Наклоните голову, поздоровайтесь, как это делает Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует. Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело как из тряпочки. Наклонитесь, руки и голова повисли, расслабились. А еще в кукольном театре есть куклы-марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы с вами превратились в кукол-марионеток. Пока веревочки ослаблены, и все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.

(Резко, напряженно)

Но вот дернули за одну веревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дергать за все веревочки, сразу и у нас все задвигалось. Все напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за веревочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.

(Кружение, застывание)

То мы как балерина, то мы как Пьеро. А теперь играем на скрипочке.

(Плавно, расслабленно)

Кукольный театр не может обойтись без Буратино. Давайте покажем этого маленького шалунишку. Он весь из дерева, твердый.

(Напряженно)

Папа Карло его только что сделал. Он стоит, расставив ноги, твердые как дерево, и руки такие же твердые. Спина, шея - деревянные. А на лице веселая улыбка.

Буратино потянулся,                                                                                                 Раз нагнулся, два нагнулся.                                                                                            Руки в стороны развел                                                                                                           - Ключик, видно, не нашел.                                                                                                  А теперь я превращу вас в тряпичную куклу Пьеро. Буратино веселый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает о ней. Все тело у него расслаблено. Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает. Он же сделан из мягкой ткани. Сел Пьеро, а его тело, как тряпочка, опять упало на травку. Все движения медленные. Как он зовет Мальвину?                                              Пропала Мальвина - невеста моя.                                                                          Она убежала в чужие края.                                                                                         Но что это за веселая музыка? (запись из м/ф «Буратино»). Скорее вставайте, давайте потанцуем, кто как хочет. Можете танцевать как веселый Буратино, или как нежная Мальвина, или как медлительный Пьеро, или как резвый Артемон.

Воспитатель: Садитесь. Давайте отдохнем и немного поговорим. В сказке «Буратино» есть еще и лиса Алиса. Какая она? (Хитрая, обманщица, коварная.) Покажите, какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. Говорит Буратино: «Миленький, добренький Буратино, хочешь, я тебя научу, как разбогатеть». Покажите по очереди хитрую лису. Как она крадется за Буратино на поле дураков; чтобы украсть у него деньги. Как она говорит; «Какое небо голубое...». А теперь давайте изобразим злого, беспощадного Карабаса Барабаса. Брови нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногам» топает, хлыстом размахивает, бородой трясет: «Всех поймаю, ключик отберу, Всех кукол в огне сожгу!» Похожи мы на злого Карабаса? Вы его боитесь? Давайте вместе скажем: «Злой, ужасный Карабас, не боимся больше вас!»

Воспитатель: Ребята, а чья это песенка?

Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда.                                                            Ах, была, как Буратино, я когда-то молода.

Да, конечно, это песенка черепахи Тортилы. Какая она? (Старая, мудрая, добрая.) Почему старые люди мудрые? (Долго живут, много видели, много знают, умеют.) Как Тортила помогла Буратино? (Открыла тайну золотого ключика.) Как Буратино разговаривал с мудрой Тортилой? (Дерзко, неуважительно.) Поблагодарил он ее за золотой ключик? Как нужно

обращаться к старшим? В чем проявляется ваше уважение? Какую помощь можно оказать старым людям? Что вам советуют ваши бабушки и дедушки? Давайте разыграем сценку из сказки, в которой Буратино встречается с черепахой Тортилой (изображая мудрость и невоспитанность, терпение и вежливость).

Воспитатель:  Пора возвращаться в детский сад. Давайте потанцуем под веселую музыку из мультфильма «Буратино». Педагог вместе с детьми танцует, изображая действия, по словам песни.

4занятие              Дидактическая игра «Кто это сказал? » 

Задача: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Игровое правило: водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить по индивидуальным особенностям голоса, кто его позвал (или произнес слово «мяу»). В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен. Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен прогреметь своей погремушкой. Водящий по месту расположения звука определяет, кто из участников игры прогремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза у него должны быть закрыты.

                                                  «Зеркало»

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им.

Ход игры: Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

 «Моё настроение»?

1занятие «Радость» игровая деятельность

Психогимнастика «Прогулка в летний лес»

Воспитатель:  Мы сегодня отправимся в летний лес. Хотите, дети? В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А еще в лесу много разных животных, они издают разные звуки, так они разговаривают между собой. Покажите каждый свое животное, но только теми звуками, которые оно издает. А мы попробуем угадать.  В лесу надо быть очень внимательными. Сейчас я посмотрю, насколько вы внимательны. Встаньте у самого начала лесной полянки, а двигаться вы будете ко мне в противоположную сторону. Когда я прокукую как кукушка — «ку-ку», вы будете прыгать на одной ноге с продвижением вперед. Когда простучу как дятел — «тук-тук-тук», вы будете прыгать на другой ноге с продвижением вперед, а когда запою как синичка — «дзинь-дзинь-дзинь», вы будете прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Запомнили? Приготовились! Молодцы! Вы все внимательные. Вот вы и добрались до леса. (Звукозапись «Голоса леса».)

Гимнастика

 (Быстро, прыжки). Мы маленькие зайчики, которые убежали от мамы-зайчихи. Прыгаем быстро-быстро, как мячики, легко. Прыжки небольшие, ведь у зайчиков еще маленькие ножки. Радуемся, что убежали.

 (Медленно, прыжки). А вот и мама-зайчиха. Она прыгает по полянке, ищет своих зайчат. Мы, как мама-зайчиха, прыгаем медленно, большими прыжками. Ноги у нее большие. Отталкивается сильно, неги напряжены.

Приседаем легко, ноги как пружинки. Внимательно смотрит по сторонам, где же зайчата? Увидела их и обрадовалась.

 (Напряжение). Кар-кар-кар! А вот и любопытная ворона прилетела. Села на ветку дерева и смотрит по сторонам, вдруг увидит что-то интересное! Присядьте, обхватите лапками веточку. Шею вытяните то в одну сторону, то в другую. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена, смотрите с любопытством: что же там такого интересного?

 (Расслабление). Крутила головой ворона, так устала, что заснула на ветке. Уронила голову на грудь, голова болтается на шейке, как на ниточке. Шея расслаблена, голова тяжелая, никак ее не поднять.

 (Резко). Подошли к лесному болотцу, А там комаров видимо-невидимо. Ой, как больно кусаются! Отмахивайтесь от них быстрее. Со всех сторон летят.

  (Медленно, расслабленно). Пока мы отмахивались от комаров, не заметили, как все наши брюки покрылись колючками-липучками. Давайте их осторожно отлепим, чтобы не уколоться.

 (Медленно, легко). Между деревьев крадется лиса. Покажите, как она мягко наступает своими лапками на мох. Ни одна ветка не хрустнет под ее лапами.

 (Замирание). Но вдруг лиса увидела впереди маленькую серенькую мышку! Она сразу затаилась, замерла, пригнула голову, прогнула спину, внимательно смотрит на мышку.

 (Медленно). Медленно, по нескольку шажков, то замирая, то снова двигаясь, лиса подползает к мышке.

 (Резко). И вдруг она сжалась в комочек и резко бросилась на мышонка.                   Но мышонок оказался шустрым, он успел юркнуть в норку.

     Воспитатель:  Убежал мышонок от лисы и сразу загордился, расхвастался. Вскочил на пенек и запел:                                                                                           Какой чудесный день. Какой чудесный пень,                                                           Какой чудесный я и песенка моя!                                                                                    Вот какой я смелый, вот какой я хитрый! Никого не боюсь! А вы все трусы. Только я самый храбрый!                                                                                 Покажите, дети, как хвастался мышонок (все дети индивидуально).

Воспитатель: Обиделись остальные мышата на хвастунишку: «Не будем с тобой играть. Ты нас обзываешь трусами, а мы осторожные, не хотим, чтобы лиса нас съела. Уходи от нас!» Дети, как же помочь мышонку? Какой совет можно ему дать? (Хвастаться некрасиво, с хвастунишкой никто не хочет играть, часто хвастовство приводит к беде («колобок», «глупый мышонок»), хвастливый человек воспринимается как не очень умный, заносчивый. Сравнение со скромностью.) Дети, мышонок понял, что хвастаться не надо, быть скромным лучше. Он нам хочет что-то сказать: «Спасибо, друзья, что вы мне сказали о моем некрасивом поведении, я бы сам не догадался, что обижаю вас. Я постараюсь больше не хвастаться. А вы, друзья, подскажите мне, если я еще буду хвастаться». Давайте, ребята, покажем, как отвернулись от мышонка друзья и как он просил прощения. (Тренинг со сменой ролей.)

Воспитатель:  Давайте вспомним последнюю песенку мышонка из мультфильма и споем ее все вместе:

Какой чудесный день, работать мне не лень.                                                                      Со мной мои друзья и песенка моя!

Пора возвращаться в детский сад. Понравилась вам прогулка в летний лес? Что понравилось больше? Хотели бы вы еще попутешествовать? До встречи.

2занятие   Дидактическая игра «Кубик настроений»

Цели: учить распознавать эмоции по схематическому изображению.

Ход игры: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций. Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку с эмоцией, ей соответствующую.

3занятие        «Страх» игровая деятельность

                            Психогимнастика  «Теремок»

Воспитатель: Дети, попробуйте угадать, в какую сказку мы сегодня отправимся.

Прибежала мышка и пищит:                                                                                          Кто, кто в теремочке живет,                                                                                              Кто, кто в невысоком живет?

Конечно, в сказку «Теремок». Но, чтобы попасть туда, мы должны встать в круг и взяться за руки. А теперь вспомним, какие сказочные герои живут в теремке. Но только называть вы будете не самих героев, а их голоса (петух, мышка, лягушка, комар, еж). А теперь представьте, что вы превратились в своих любимых животных. Кто в кого хочет превратиться? Живете вы в теремке на опушке леса и очень любите играть. Сейчас мы поиграем в игру «День и ночь». Когда я буду говорить «день», вы все будете скакать, прыгать, бегать, изображая своих животных из теремка, а когда - «ночь», вы должны замереть на месте и не шевелиться (2-3 раза). А еще жители теремка любят играть в «Мышеловку». Мы все будем мышеловкой, а наша мышка будет вбегать и выбегать из мышеловки. (Держась за руки, дети высоко поднимают их, пропуская «мышку», и опускают руки, приседая после слова «хлоп», не пропуская «мышек» из круга.)

Ах, как мыши надоели!                                                                                               Все погрызли, все поели.                                                                                                     Всюду лезут - вот напасть!                                                                                    Берегитесь вы, плутовки.                                                                                  Доберемся мы до вас.                                                                                              Как поставим мышеловки,                                                                          Переловим всех сейчас! Хлоп!  (2 раза со сменой «мышки).

Вот и собрались все жители теремка вместе.

Воспитатель: Но, что же это? На небе стали сгущаться тучи. В лесу стало темно и страшно! Сверкает молния, гром гремит! Как страшно! Все испугались, даже Мишка. Прижались друг к другу, дрожат, глаза от страха зажмурили. Как страшно, гром, молния! Тучи прошли стороной, выглянуло солнышко. Все расслабились, вздохнули с облегчением, заулыбались.

Воспитатель: Дети, вы не слышите, кто-то зовет на помощь? Это Зайка-зазнайка, который очень хвастался, что не пустил в теремок медведя, и от него ушли все друзья: ежик, мышка, петушок. А тут из леса прямо на зайца выбегает волк. Зайка зовет друзей:                                                                                    Где вы, верные друзья?                                                                                              Зайке помогите (поворачивает голову в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперед).                                                                                              За бахвальство и за смех                                                                                                 Вы меня простите (голова опущена, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела) (Этюд проигрывается несколько раз.)             Как вы думаете, простят Зайку друзья, помогут ему? А вы любите детей, которые зазнаются? Почему?

Воспитатель: Как хорошо у нас в теремке! Тепло, светло, никто нас здесь не обидит. Садитесь удобно. Тук-тук-тук! Кто-то к нам в окошко стучится!           «У-у-у! Я – Волчок - серый бочок, пустите меня в теремок, у меня лапка болит». Как вы думаете, надо впустить Волчка? Он без нас пропадет, ему надо лапку полечить. Позовите его (педагог изображает волка). Посадите на стульчик. Осмотрите больную лапку. Помажьте йодом, забинтуйте, погладьте больную лапку (проигрывание со сменой ролей). Спросите у Волчонка, может, он голодный? Чем вы его накормите? Как вы предложите? Волчок -серый бочок устал, давайте уложим его спать, споем колыбельную. Как Волчок вам благодарен, улыбается, лапка больше не болит: «Спасибо, друзья, что помогли, я теперь останусь с вами».                                  Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие в сказку «Теремок». Мне очень понравилось, какими вы были добрыми, милосердными,         внимательными. А теперь вставайте в хоровод, будем вместе читать стихи и сказки и показывать их.

Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок.                                            Как по полю-полю мышка бежит,                                                                           У дверей остановилась и кричит:«Кто-кто в теремочке живет?                           Кто-кто в невысоком живет?»                                                                                              А из теремочка:«Мы сегодня здесь живем.                                                                      Мы ребята-дошколята. Мы волчишке помогли и теперь домой пошли».

4занятие           Занятие «Мир настроений»

Задачи: создать настрой на совместную работу; дать детям понятие о настроении, о том, что оно бывает разное, учить замечать, какое настроение у друзей; познакомить детей с набором пиктограмм, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Вводная часть:  Упражнение "Зеркало": Дети садятся на стулья. Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: "Здравствуй, это я!"

Ход беседы:
"Если ветер крыши рвет,
Если град загрохотал, —
Каждый знает – это вот
Для прогулок плохо.

Дождь поплакал и прошел,
Солнце в целом свете.
Это очень хорошо
И большим и детям."

Воспитатель предлагает подобрать иллюстрации к данным четверостишьям.
— Почему вы подобрали эту картинку к данному четверостишью?
— Чему радуются дети?
— Какое у них настроение?
— Когда бывает у вас хорошее настроение?
— Какую картинку вы подобрали к следующему четверостишью?
— Какие краски использовал художник, когда рисовал эту картинку?
— Почему грустят дети?
— Какое настроение у детей?
— Почему у людей бывает плохое настроение?
— Послушайте, что случилось однажды с Таней: "Было лето. Мама с Таней идут в детский сад. У Тани хорошее настроение, она идет в красивой цветастой юбке. Навстречу ехал Сережа на велосипеде. На тротуаре была большая лужа. Мальчик с шумом промчался мимо. Брызги испачкали
Танину юбку. Девочке пришлось вернуться домой и переодеться. В садик она пришла грустная."
— Почему у Тани было хорошее настроение?
— С каким настроением Таня пришла в детский садик, почему?
— Как помочь Тане, как ее развеселить? (Пожалеть, принять в игру, подарить рисунки, посмотреть вместе любимую книжку.)
— Плохое настроение всегда можно исправить, если отнестись к человеку по-доброму, со вниманием.
— Бывает ли, что кто-то из вас приходит в детский сад с плохим настроением?
— Как относятся ваши друзья к этому?
Предложить игру: "Какое настроение".
— Покажите, с каким настроением Таня вышла из дома.
— С каким настроением пришла в детский сад?
— Ребята, чтобы быстро отобразить настроение людей, придумали рисовать вот такие смешные рожицы. Они называются пиктограммы.
— На что похожи эти палочки, дуги? (На глаза, нос, рот.)
Рассмотреть подробно положение глаз, рта, где линии похожи на улыбку, где – нет и т.п.
Предложить игру "назови словом".  Показывается пиктограмма.
Определить настроение (радость, грусть, удивление).
 

 «Рисуем настроения»

1занятие «Мимический диктант». Рисование «Моё настроение»

2занятие «Радость, грусть, страх» игровая деятельность                                        Дидактическая игра «Эмоции человека»

Цель: научить детей различать радостное, грустное  настроение.

Ход игры: детям предлагается собрать ту или иную эмоцию, рассказать про нее, почему у мужчины или у женщины, которого он собрал такое настроение. Что у него случилось, почему он такой веселый или грустный? Как ему помочь сменить грусть на радость? Тогда ребенок просто перекладывает картинки и рассказывает новую историю про человека.

3занятие  Дидактическая игра «Волшебный эмоциональный бочонок» 

Цель: Развитие у детей интереса к эмоциональным играм. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние и понимать чувства окружающих людей.  Активизация эмоционального словаря и процессов словообразования.  Тренировка мимических мышц лица.                                                                        Материал к игре: Бочонок и пиктограммы 5-ти эмоциональных состояний, наклеенных с боков скотчем; карточки-эмоции или маски-эмоции; бубен.                                                                                Ход игры:                        1 вариант игры  "Догадайся"                                                           Воспитатель вносит «Эмоциональный бочонок» и привлекает к нему внимание детей.                                                                                                                            - Хотите узнать, что в моем «бочонке»?                                                                                   -Попробуйте догадаться по его названию «Бочонок настроений» (Настроения). Один из детей (самый отважный) открывает «бочонок», достает из него карточку с эмоцией. Но не показывает другим детям, а изображает настроение мимикой. «Бочонок» хочет узнать, какое настроение достал ребенок. Дети изображают, угадывают, называют. (Дети по очереди вынимают и изображают появившиеся эмоции, вспоминают слова - признаки, соответствующие им.)

                                         2 вариант игры «Замри»

В «Бочонке» лежат разные карточки-эмоции. Выбирается из детей водящий. По звону бубна дети разбегаются по комнате. Водящий достает из «бочонка» ту или иную эмоцию, бубен замолкает. А дети замирают в любой позе, изображая на лице соответствующую эмоцию.

                                   

                                     

3 вариант игры  «Я самый… »

В «Бочонке» лежат разные маски-эмоции. Дети, по желанию, достают эмоцию и, изображая соответствующее настроение, говорят о себе (например, «Я радостный»). Педагог изображает ту же эмоцию, но с более усиленным оттенком и говорит (например. «Я еще радостнее», а затем спрашивает у детей (например, «А кто самый радостный) Отвечает тот ребенок фразой «Я самый радостный», который, по мнению детей, изобразит радость с наиболее усиленным оттенком, т. е. эйфорию. Далее дети самостоятельно пытаются изобразить и образовать слово с более усиленным эмоциональным оттенком. Обращает внимание на окончание прилагательных в превосходной степени, поощряет похвалой самых эмоциональных детей.

                     4 вариант игры (в парах) «Эмоции - неприятели»

Дети по очереди достают из «Бочонка» карточки с эмоциями. Изображают, называют свое эмоциональное состояние и придумывают противоположное эмоциональное состояние. Например, к слову «удивление» придумывают слово, обозначающее эмоцию противоположного значения «отвращение». Дети чувствуют, как меняется их настроение, мимика в связи с той или иной спрятавшейся в «Эмоциональном бочонке» эмоцией.

                     5 вариант игры (в парах) «Эмоции – приятели»

По типу игры «Эмоции – неприятели», только дети подбирают эмоциональные слова, с одним и тем же значением. Например, испуг – боязнь, страх; удивление – восхищение и т. д.

4занятие «Гнев, удивление» игровая деятельность

 Психогимнастика «Магазин игрушек»  с использованием рисования

Воспитатель:  Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из нас, например, у Кати? (Дети называют игрушки, пробуя угадать любимую у каждого по очереди.) А теперь вспомним, какие любимые игрушки есть у нас в комнате. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать, например: ... (Педагог имитирует звук самолета, мотоцикла, а дети угадывают.) А теперь каждый будет своей любимой игрушкой. Побежим наперегонки от стены к стене. Чья любимая игрушка быстрее бегает: заяц, самолет, кукла Барби или котенок? А теперь - чья игрушка выше прыгнет? Пока мы здесь прыгаем, магазин может закрыться. Все мы игрушечные машинки, поторопимся в магазин игрушек, пока он не закрыт. Поехали!!! Скорее подойдем к витрине магазина, посмотрим, кто там есть? Все становятся за спинки своих стульев, лицом в круг.

Гимнастика

Чебурашка. (Напряженно). Руки с раскрытыми ладонями, приставим их к вискам, наподобие больших ушей, наклоним голову влево и вправо, вперед, улыбаясь как бы в приветствии. Кто это, дети? Правильно, Чебурашка. Что он хочет нам сказать? Здравствуйте (вперед головой). Идите к нам (назад вбок - влево и вправо). Не хотите (из стороны в сторону)? Без вас скучно.

Спящий продавец. (Расслабленно). Пока детей не было в магазине, продавец заснул. Он уронил голову на грудь, и она у него болтается, как на веревочке. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать: падает туда-сюда, едва ее поднимешь.

Самолет. (Напряженно). Вытянем руки в стороны, прямые, ровные, напряженные: «У-у-у». Что это? Конечно, самолет! Полетели!

 (Медленно-быстро-часто). Передвигаемся свободно во всех направлениях. (Педагог гудением задает и изменяет темп: медленно, быстро, еще быстрее.) Руки не двигаются, напряжены, руки -- железные крылья. Вот какие самолеты есть в магазине. Полетели к себе на полку: «У-у-у...»

Скакалка. (Плавно). А это что за игрушка? Руки в замок, пальцы переплетены, делаем волнообразные движения.

(Резко). Сплетаются, распрямляются в разные стороны, вытягиваются, как веревочка.

(Прыжки). Через эту веревочку можно даже скакать. Крутим руками, согнутыми в локтях, потом прямыми, крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Скакалка! Конечно! Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на двух - в разном темпе.

Ванька-встанька. (Напряженно). Руки прижаты к телу по бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из стороны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперед-назад. Вот вы настоящие ваньки-встаньки. Ноги тяжелые, как будто прилипли к полу, не дают нам упасть, только качаемся, покачиваемся. (В парах: дети и «ваньки». Дети толкают «ванек», те качаются в разные стороны. Меняются ролями.)

Воздушные шарики. (Расслабление). Посмотрим, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вверх-вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы воздушные шарики.

(Вращение). Давайте будем надуваться - больше и больше. Вот мы становимся все легче и легче, все тело легкое, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы взлетели. Летим!

(Столкновение). Натыкаемся на стульчики, отталкиваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опустились на землю. Сели.

Воспитатель:  Посмотрите, кто это здесь сидит, глаза на нас таращит? Садимся на корточки, колени врозь, руки в упоре впереди, голову вытягиваем вверх, приподнимаясь, выпучивая глаза от удивления, надувая щеки. «Ква-ква», «ква-ква».

Да они еще и прыгают! Это, конечно, лягушки. Очень удивляются, даже рот раскрывают от удивления: «Ква-ква». Никогда не видела таких детишек. Посмотрите друг на друга. Удивитесь: «Ква-ква».

Воспитатель:  Кто это сидит с таким страданием на лице? (садятся на пол, ноги вперед, слегка в стороны, руки расслабленно висят вдоль тела.) «Ме-ме-ме». Что случилось с козленком? (поднять по очереди руки и ноги - и уронить их расслабленно.) Проявление сочувствия, сострадания

Воспитатель:  Оторвались у козлика ручки-ножки, на одной ниточке висят. Ну-ка, покажите? «Ме-ме»... Хочет козлик шевельнуть ручкой - только локоток шевелится, ножкой - только пальчик большой сгибается. (В парах дети проверяют у партнеров-козликов, как у них расслаблены руки и ноги, поднимая их и отпуская. Меняются ролями.) Смотрите, как ему больно. Он стонет, жалобно зовет «ме-ме». Как козлику помочь:                                                                                  - отвезем его в больницу?                                                                                         - не будем шуметь, у него болит головка?                                                               - очень осторожно возьмем его за руки, за ноги, станем поудобнее, козлик вскрикивает, значит, мы резко его подняли?                                                              - погладим то место, где больно?                                                                               - успокоим его, скажем что-нибудь ласковое?

Так мы облегчим ему боль, чтобы он меньше страдал. Затем дети переносят еще одного-двух «козликов», тех, кто захочет повторить эту роль.)

Воспитатель:  Теперь повезем больного «козлика» на поезде в больницу. Станем в цепочку, возьмем друг друга за локти, руки согнем - и поехали, изображая руками движение колес поезда, мелко переступая ногами, по всему залу. Чтение стихотворение Хармса «Поезд». Дети, повторяют только рефрен: «Тук-тук-тук, чух-чух-чух».

Поезд мчится и грохочет, тук-тук-тук, тук-тук-тук.                                         Машинист во всю хлопочет, чух-чух-чух, чух-чух-чух.                                            Поезд мчится под горой, тук-тук-тук, тук-тук-тук.                                                     Для детей вагон второй. чух-чух-чух, чух-чух-чух.                                                    Поезд мчится вдоль полей, тук-тук-тук, тук-тук-тук.                                             Эй, цветы водой полей. Чух-чух-чух, чух-чух-чух.                                                      Поезд мчится темным лесом, тук-тук-тук, тук-тук-тук.                                                В гости едет к нам профессор. Чух-чух-чух, чух-чух-чух.                                   Поезд мчится все вперед, тук-тук-тук, тук-тук-тук.                                                  А толстяк все ест и пьет.Чух-чух-чух, чух-чух-чух.                                               Ну, вот мы и приехали. До свидания, дети. До следующей встречи!

«Истории для наших эмоций»

1занятие Дидактическая игра «Какой овощ/фрукт едят дети?»                 Представь и попробуй.

Вы уже знаете, что хрустящий картофель – соленый, лимон – кислый, мороженное – сладкое, от лука горько во рту. Вкус этих и многих других продуктов вам знаком, благодаря способности различать вкус. Эта часть игры поможет представить, вспомнить и вообразить множество вкусных, аппетитных вещей. В своем воображении можно создавать совершенно невероятный вкус.

 «Радость и горе» игровая деятельность, рисование эмоций

2 занятие «Радость, горе, удивление» игровая деятельность. Игра «Облака»

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Облака». Я буду читать вам стихотворение Н. Екимовой «Облака», вы будете изображать облака.

По небу плыли облака, а я на них смотрела.                                                                        И два похожих облака найти я захотела.                                                                              Я долго всматривалась ввысь и даже щурила глаза,                                                        А что увидела я, то вам все расскажу сейчас.                                                             Вот облачко веселое смеётся надо мной:                                                                             -Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!                                                    Я тоже посмеялась с ним:                                                                                                       -Мне весело с тобой! И долго-долго облачку махала вслед рукой.                              А вот другое облачко расстроилось всерьёз:                                                                 Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.                                                                      И каплями- дождинками расплакалось оно… .                                                            И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.                                                         И вдруг по небу грозное страшилище летит.                                                          И кулаком громадным сердито мне грозит.                                                              Ох, испугалась я, друзья, но ветер мне помог:                                                        Так дунул, что страшилище пустилось наутёк.                                                         А маленькое облачко над озером плывет,                                                                       И удивленно облачко приоткрывает рот:                                                                       -Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой,                                                        такой мохнатый, мягонький? Летим, летим со мной!                                              Так очень долго я играла и вам хочу сказать,                                                                      что два похожих облачка хочу я отыскать.

Не смогла я отыскать.                                                                                                                                       • Какие облака вы увидели?                                                                                                  • Какое облако вам показалось красивее всех остальных?                                               • А безобразнее всех?                                                                                                         • Какое облако было изобразить труднее всего?

А теперь давайте сядем за столы. Я нарисовала для вас картинки, но раскрасить их не успела. Посмотрите на облака. У них разное настроение. Раскрасьте то, облако, у которого такое же настроение, как у вас. А по каким признакам вы определили, что одни облака весёлые, а другие грустные? (ответы детей)

3занятие  Дидактическая игра «Букет настроений»

Бывают чувства у зверей,                                                                                                            У рыб, цветов и у людей.                                                                                               Влияет без сомненья,                                                                                                           На всех нас настроение.

Цель: Познакомить детей с разными настроениями, помочь овладеть навыками управления своей эмоциональной сферой; развивать способность понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их оценивать и полноценно переживать; тренировать невербальные средства общения; развивать воображение, память, восприятие; развивать связную речь.

Описание игры: «Букет цветочков», на каждом из которых изображена определенная эмоция (радость, удивленье, грусть, восторг и т. д.) и «лужайка», сделанная из деревянного бруска с просверленными дырочками.

Ход игры.                                     1 вариант

На лужайке «растут цветочки» с разным настроением. Ребенок собирает только цветочки с веселым настроением, с грустным и т. д.

2 вариант

Ребенок находит на лужайке сначала веселые цветочки, затем недовольные и т. д. Затем нужно предложить ребенку воспроизвести на своем лице сходное настроение, разрешая ему смотреть на цветочек. Если в игре участвует несколько человек, то они выполняют задание по очереди. Выигрывает тот, кто выполнит задание лучше других.

                

3 вариант

Дети придумывают различные ситуации, приводящие к тому или иному настроению.

Знакомство с правилами игры можно начинать с детьми трехлетнего возраста, постепенно усложняя правила игры. Детям 3-4 лет можно предложить 1 и 2 вариант игры. Постепенно правила игры усложняются. В 5-6 лет дети осваивают 3 вариант игры. А уже в 6-7 лет дошкольники свободно определяют «настроение» цветочка, воссоздают эмоцию по заданию воспитателя, составляют рассказы по воображению, придумывают сказки с продолжением и т. д.

4занятие                   Игра «Природа и настроения»

Цель игры: способствовать развитию умения выражать свои эмоции, расширять и уточнять знания об окружающем мире, учить выделять свойства природных явлений, видеть связь между природными явлениями и  настроением человека, его эмоциональным состоянием. Развивать речь детей, фантазию, образное мышление.

Материал. Карточки-пиктограммы "Наши эмоции", картинки с изображением различных природных явлений.

Описание игры. Дети сидят полукругом, перед ними карточки-пиктограммы "Наши эмоции". Воспитатель показывает детям картинку с изображением природного явления и просит каждого из детей выбрать пиктограмму-эмоцию, которая соответствует тому настроению, что испытывает ребенок в данной ситуации. Например: на небе солнышко, что в этом хорошего? (светло, тепло, можно загорать и другие варианты). А что плохого? (очень жарко, может обгореть кожа, растениям не хватает влаги и другие ответы)

«Воспоминания о моём эмоциональном мире» беседа, подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Путешествие в страну "Настроение""

Занятие для детей подготовительной группы на развитие вербального и невербального общения....

Конспект занятия "Путешествие по стране Настроений"

На занятии дети закрепят полученные знания об эмоциях, расширят представления о различных способах коммуникации с окружающими.Учатся различать индивидуальные особенности детей в группе. Занятие провод...

Конструкт кружка по ЗОЖ в средней группе «Путешествие в страну настроения».

Конструкт кружка"Хочу все знать" в средней группе«Путешествие в страну настроения»....

"Путешествие в страну Настроений"

Работа по развитию эмоций поможет взрослым(родителям и педагогам) понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояния в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует....

Игра - путешествие. Путешествие в страну настроений

Игра - путешествие.  Путешествие в страну настроений...