«Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Еткульский детский сад «Золотой ключик»
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности по
теме: «Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа: подготовительная
Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории
Коньякова Д.А.
с. Еткуль
2022 г.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы, у детей дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность, в процессе экспериментирования.
Программное содержание:
Образовательные:
-Провести с детьми ряд опытов и составить сравнительную характеристику сахара и песка (цвет, вкус, растворимость) и его значение для человека.
-Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и песком.
-Способствовать расширению представлений о свойствах, о строении знакомых веществ в процессе изучения с помощью лупы.
Развивающие:
-Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности;
-Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с сахаром и песком;
-Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;
-Способствовать умению делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию нравственных и духовных качеств ребенка вовремя его общения с природой.
Материал и оборудование:
Чашечки с сахаром и песком, дневник наблюдений (таблица с картинками), лупы, черный картон, маленькие ложечки, сахар – рафинад, стаканы с водой, чупа-чупсы, карточки – модели для обозначения свойств сахара и песка, салфетки.
Интегрированные области: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар».
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
3. Просмотр видеофильма «Как получают сахар».
4. Дидактическая игра «Свойства предметов»
5. Беседы о том, как люди используют качества и свойства сахара при изготовлении разных предметов.
6. Беседы по технике безопасности.
7. Проведение исследований, опытов.
Активизация словаря: лаборатория, исследователи, сахарная свекла, сахарный тростник, лупа, кристаллики, сахар - рафинад.
Ход НОД
Дети входят в зал.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети встают в круг.
Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера!
- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас, ребята. Ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, как вы думаете, куда мы попали?
Ответы детей:
Воспитатель: Почему вы так решили?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, правильно, для опытов и исследований.
Воспитатель: А как вы думаете, кто работает в лаборатории?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, ученые, химики, исследователи.
Воспитатель: Что они делают?
Ответы детей:
Воспитатель: Как вы думаете, интересная у них работа?
Ответы детей:
Воспитатель: А вы хотите побыть сегодня исследователями?
Ответы детей:
Воспитатель: Готовы к работе? Можно начинать?
Воспитатель: Ребята, на самом деле, в лабораториях есть еще и свои правила, которые должен знать и выполнять каждый работник, исследователь.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за правила?
Ответы детей:
(Воспитатель обобщает ответы детей и проговаривает правила вывешивая картинки с инструкциями)
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки, которые я для вас приготовила и еще раз я вам повторю правила поведения в нашей лаборатории. (Показ картинок)
Воспитатель: Сейчас мы тоже будем проводить опыты. Давайте пройдем в нашу лабораторию. Что мы будем исследовать вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда угадайте!
Воспитатель: Загадка:
Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мёд.
Чай с ним часто муха пьёт.
Ответы детей: (Сахар)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на тарелку, правда ли там сахар.
Ответы детей:
Воспитатель: Загадка:
Он сыпучий, желтый, несъедобный.
Во дворе насыпан кучей.
Из него куличек печь удобно.
Его много на море, в пляже и в пустыне…(Песок)
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на тарелку, правда ли там песок.
Послушайте историю о появлении сахара в нашей стране:
В Россию сахар сначала привозили из-за границы и продавали в аптеках. Потом Царь Петр (показ картинки)решил проблему и в России открыли сахарный завод и начали производить сахар (картинка завода). Привычный нам сахар, производят из сахарной свеклы или тростника (картинка из свеклы и тросника).
Сегодня сахар стал неотъемлемой частью рациона любого человека. Если раньше люди ели сладкое лакомство только по большим праздникам, а большая часть населения и вовсе могли не попробовать его ни разу в жизни, то сегодня, напротив, люди стали употреблять много сахара.
Воспитатель: А для чего нам нужен сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: Где мы используем?
Ответы детей:
Воспитатель: А кто знает, из чего его получают?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Воспитатель: Давайте поговорим о песке. Что такое песок?
Песок - это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок (картинка песка 3 вида). Песка очень много на морских берегах и пустынях.
В природе песок можно встретить: на речке, в песочнице, в строительстве или изготовлении разнообразных смесей и материалов. Из песка можно изготовить: наждачную бумагу, стекло, песочные часы (Картинки и предметы). Песок еще бывает цветной (Картинка). В сухой песок добавляют измельченный цветной мел, размешивают и получают нужный цвет. А как вы думаете, для чего такой песок нужен?
Ответы детей:
Воспитатель: Такой песок нужен для украшений. А для чего детям нужен песок?
Ответы детей:
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок- это:
окаменевшие микроорганизмы. Продукт извержения вулканов. Иногда результат деятельности человека-частицы стройматериалов.
Вот мы с вами немного поговорили о сахаре и песке, а сейчас при помощи исследований и опытов посмотрим, какие свойства имеет сахар и песок, и в чем отличие сахара-песка и песка,а так же почему сахар называют сахаром-песком.
И все это мы узнаем сегодня в нашей лаборатории.
Воспитатель: Когда исследователи что - то рассматривают, изучают, они заносят это в таблицу, чтобы потом не забыть и сделать какие - то выводы о проделанной работе. И мы сегодня как настоящие исследователи, все то, о чем узнали, будем постепенно прикреплять в нашу таблицу.
(Воспитатель прикрепляет таблицу для выводов на мольберт)
Воспитатель: Посмотрите, таблица пустая.
Воспитатель: Что мы будем сегодня рассматривать?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сахар и песок. Савелий, возьми карточку с изображением сахара и прикрепите ее на мольберт в первую колонку, а Юля возьмет карточку с изображением песка и прикрепит на мольберт во вторую колонку.
Молодцы!
(Выходят дети и прикрепляет карточку с изображением сахара и песка)
Воспитатель: Ребята,мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с сахаром-песком. Скажите пожалуйста, как сахар оказался в тарелке?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, его пересыпали или насыпали
Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.
Молодцы! Продолжаем нашу работу!
(Воспитатель приглашает детей за стол, где лежат лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром).
Воспитатель: Ребята, подойдите к этому столу. Что вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны лупы?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! Лупы в несколько раз увеличивают предмет и помогают исследователям хорошо рассмотреть что – либо, то есть увеличить что-либо, чтобы лучше рассмотреть. Что мы сейчас и будем делать.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что сахар сыпучий, а почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте посмотрим, из чего он состоит. Возьмите на кончик ложечки немного сахара и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне.
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, кристаллики сахара. А на что они похожи,
Ответы детей:
Воспитатель: Какой они формы?
Ответы детей: (Картинки кристаллов сахара)
Воспитатель: Так из чего состоит сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?
Ответы детей:
Воспитатель: Значит, если сахар состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то сахар будет какой?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство сахара - сахар сыпучий.
Богдан, возьми карточки с изображением кристаллов сахара и сыплющегося сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?
Ответ ребенка:
В первую, где сахар. Правильно.
Воспитатель: Ребята, еще мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с песком. Скажите пожалуйста, как он оказался в тарелке?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, его пересыпали или насыпали
Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.
Молодцы! Продолжаем нашу работу!
А теперь давайте посмотрим, из чего состоит песок. Возьмите на кончик ложечки немного песка и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне. Правильно, тоже кристаллы, но уже песка. А на что они похожи, какой они формы?
Ответы детей:
Воспитатель: Так из чего состоит песок?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, тоже из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?
Ответы детей:
Воспитатель: Значит, если песок состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то песок будет какой?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство песка — он тоже сыпучий.
Аня, возьми карточку с изображением кристаллов песка и сыплющегося песка и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.
Воспитатель: Ребята, мы выяснили, что песок как и сахар состоят из кристаллов и они оба сыпучие. А кто мне теперь сможет ответить на вопрос, почему сахар называют сахаром-песком?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а есть сахар не сыпучий?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, есть. Из множества кристалликов делают кусочки сахара похожие на кубики, и как он называется кто – ни будь знает?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! Правильно, рафинад
(воспитатель показывает на столе в тарелке кусочки сахара).
Воспитатель: Посмотрите, какого он цвета?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, что это значит?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сахар имеет цвет. Возьмите один кубик сахара рафинада и положите его в рот. Что вы почувствовали? Что можете сказать?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, он сладкий. А что это значит…
Ответы детей:
Воспитатель: Верно, сахар имеет вкус. Скажите пожалуйста, после проделанных сейчас вами двух опытов (когда вы посмотрели на сахар и положили его в рот), Что мы выяснили?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сахар имеет цвет и вкус. Как вы думаете, можно ли эти наши сделанные выводы отнести к свойствам сахара и занести результаты в нашу лабораторную таблицу?
Ответы детей:
Сергей, возьми карточки с изображением сахара-песка, сахара-рафинада (Определение на вкус и цвет) и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - В первую, где сахар. Правильно.
Воспитатель: Песок ребята мы с вами пробовать не будем, но он тоже имеет свой вкус, я вам говорила, в начале занятия, что камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок, то мы можем представить, каков он на вкус.
Когда вы были маленькими, то наверное каждый из вас пробовал на язык песок. Но мы с вами можем посмотреть на песок (так сказать оценить его визуально) и определить его цвет.
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят чашечки с песком разных цветов, какие это цвета?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, серый, желтый, белый. Вот мы с вами проделали еще один опыт, определению цвета песка и вкуса (по представлению)
Как вы думаете, можно этот опыт, по определению цвета и вкуса отнести к свойствам песка?
Ответы детей:
Эльвира, возьми карточку с изображением песка разного цвета и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.
Воспитатель: Вот мы нашли еще одно сходство между сахаром и песком, а так же первое отличие. Какое это отличие, кто запомнил?
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно вкус.
Воспитатель: Ребята, исследователям в лабораториях нужен отдых. Поэтому я предлагаю вам отдохнуть.
Мы сейчас пойдем на право,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?
(Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой, большая тарелка с сахаром, маленькие ложечки).
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем исследовать свойства сахара и песка в нашей лаборатории. Подойдите к этому столу. Что на нем находится?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, это действительно вода. Возьмите ложечкой сахар и насыпьте в стакан. Помешайте. Что произошло?
Ответы детей:
Воспитатель: Действительно, сахар растворился. что это значит?
Ответы детей:
Воспитатель: Сахар растворяется в воде, значит он растворим. Скажите пожалуйста,
этот проделанный вами опыт можно отнести к нашим свойствам, к нашей таблице?
Ответы детей:
Воспитатель: Максим, возьми карточку с изображением растворенного в стакане сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?
Воспитатель: А давайте с вами узнаем, что будет происходить с песком.
Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Песок в воде не растворился. Как вы думаете, почему песок не растворился в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Мы с вами смотрели видео про изготовление сахара и песка, вспомните, из чего кристаллизуется сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: Сахар кристаллизуется из сиропа, а песок сделан из разрушенного камня, камень может растворится в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Нет камень в воде не растворяется, следовательно и кристаллы песка будут растворяться?
Ответы детей:
Воспитатель: не растворятся, а вот кристаллы сахара сделаны из сиропа, следовательно они растворятся в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, растворятся.
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы ребята, мы нашли еще одно свойство сахара и песка (точнее их отличие) какое?
Ответы детей:
Воспитатель: сахар растворяется в жидкости, а песок нет.
Настя возьми карточку с не растворенным в стакане песком и подумай, в какую колонку прикрепить карточку. Правильно во вторую, колонку для песка.
А Самое главное отличие между сахаром и песком вы мне должны сказать сами. Ведь вы уже опытные лаборанты, проделали много опытов сегодня и провели ряд исследований.
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сахар можно кушать. А где применяют сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: Сахар применяется в приготовлении сладких блюд, приготовлении конфет, леденцов и разнообразных сладостях.
Воспитатель: а песок кушать можно?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно.
Итог:
Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась красивая и правильно заполненная лабораторная таблица. Мы с вами сегодня на занятии многому научились и я думаю узнали для себя много нового и интересного. Давайте еще раз проговорим по таблице о сходствах и различиях свойств сахара-песка и песка.
Воспитатель: Посмотрите на таблицу и проговорите сходства между сахаром и песком. (Сахар и песок сыпучие, в виде кристаллов).
Ответы детей:
Воспитатель: А теперь проговорите различия. (Сахар получают из тростника и сахарной свёклы на заводах, а песок из каменистых пород при помощи ветров. Сахар бывает в виде рафинада, а песок сыпучий; цвет-сахар белый и коричневый, а песок –белый, коричневый, серый, желтый; вкус: сахар-сладкий, а песок со вкусом земли; запах- сахар сладковатый, а песок как мокрая земля; сахар растворим в воде, песок нет; сахар съедобный, а песок нет; сахар используют для приготовления сладостей и еде, а песок в строительстве или изготовлении стройматериалов.
Воспитатель: Дети, понравились ли вам сегодня проведенные наши опыты?
Ответы детей.
Воспитатель: За вашу правильную и добросовестную работу я хочу вас наградить чупа-чупсами сделанными из песка. Шутка, конечно из сахара-песка. Дома я попрошу вас сделать зарисовки опытов. Спасибо всем!
Список используемой литературы:
1 Веракса Н. Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -80 с.
2 Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры- занятия для дошкольников. -2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. -128 с.
3. Развитие личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка» | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Еткульский детский сад «Золотой ключик»
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности по
теме: «Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа: подготовительная
Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории
Коньякова Д.А.
с. Еткуль
2022 г.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы, у детей дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность, в процессе экспериментирования.
Программное содержание:
Образовательные:
-Провести с детьми ряд опытов и составить сравнительную характеристику сахара и песка (цвет, вкус, растворимость) и его значение для человека.
-Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и песком.
-Способствовать расширению представлений о свойствах, о строении знакомых веществ в процессе изучения с помощью лупы.
Развивающие:
-Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности;
-Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с сахаром и песком;
-Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;
-Способствовать умению делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию нравственных и духовных качеств ребенка вовремя его общения с природой.
Материал и оборудование:
Чашечки с сахаром и песком, дневник наблюдений (таблица с картинками), лупы, черный картон, маленькие ложечки, сахар – рафинад, стаканы с водой, чупа-чупсы, карточки – модели для обозначения свойств сахара и песка, салфетки.
Интегрированные области: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар».
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
3. Просмотр видеофильма «Как получают сахар».
4. Дидактическая игра «Свойства предметов»
5. Беседы о том, как люди используют качества и свойства сахара при изготовлении разных предметов.
6. Беседы по технике безопасности.
7. Проведение исследований, опытов.
Активизация словаря: лаборатория, исследователи, сахарная свекла, сахарный тростник, лупа, кристаллики, сахар - рафинад.
Ход НОД
Дети входят в зал.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети встают в круг.
Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера!
- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас, ребята. Ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, как вы думаете, куда мы попали?
Ответы детей:
Воспитатель: Почему вы так решили?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, правильно, для опытов и исследований.
Воспитатель: А как вы думаете, кто работает в лаборатории?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, ученые, химики, исследователи.
Воспитатель: Что они делают?
Ответы детей:
Воспитатель: Как вы думаете, интересная у них работа?
Ответы детей:
Воспитатель: А вы хотите побыть сегодня исследователями?
Ответы детей:
Воспитатель: Готовы к работе? Можно начинать?
Воспитатель: Ребята, на самом деле, в лабораториях есть еще и свои правила, которые должен знать и выполнять каждый работник, исследователь.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за правила?
Ответы детей:
(Воспитатель обобщает ответы детей и проговаривает правила вывешивая картинки с инструкциями)
Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки, которые я для вас приготовила и еще раз я вам повторю правила поведения в нашей лаборатории. (Показ картинок)
Воспитатель: Сейчас мы тоже будем проводить опыты. Давайте пройдем в нашу лабораторию. Что мы будем исследовать вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда угадайте!
Воспитатель: Загадка:
Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мёд.
Чай с ним часто муха пьёт.
Ответы детей: (Сахар)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на тарелку, правда ли там сахар.
Ответы детей:
Воспитатель: Загадка:
Он сыпучий, желтый, несъедобный.
Во дворе насыпан кучей.
Из него куличек печь удобно.
Его много на море, в пляже и в пустыне…(Песок)
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на тарелку, правда ли там песок.
Послушайте историю о появлении сахара в нашей стране:
В Россию сахар сначала привозили из-за границы и продавали в аптеках. Потом Царь Петр (показ картинки)решил проблему и в России открыли сахарный завод и начали производить сахар (картинка завода). Привычный нам сахар, производят из сахарной свеклы или тростника (картинка из свеклы и тросника).
Сегодня сахар стал неотъемлемой частью рациона любого человека. Если раньше люди ели сладкое лакомство только по большим праздникам, а большая часть населения и вовсе могли не попробовать его ни разу в жизни, то сегодня, напротив, люди стали употреблять много сахара.
Воспитатель: А для чего нам нужен сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: Где мы используем?
Ответы детей:
Воспитатель: А кто знает, из чего его получают?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Воспитатель: Давайте поговорим о песке. Что такое песок?
Песок - это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок (картинка песка 3 вида). Песка очень много на морских берегах и пустынях.
В природе песок можно встретить: на речке, в песочнице, в строительстве или изготовлении разнообразных смесей и материалов. Из песка можно изготовить: наждачную бумагу, стекло, песочные часы (Картинки и предметы). Песок еще бывает цветной (Картинка). В сухой песок добавляют измельченный цветной мел, размешивают и получают нужный цвет. А как вы думаете, для чего такой песок нужен?
Ответы детей:
Воспитатель: Такой песок нужен для украшений. А для чего детям нужен песок?
Ответы детей:
Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок- это:
окаменевшие микроорганизмы. Продукт извержения вулканов. Иногда результат деятельности человека-частицы стройматериалов.
Вот мы с вами немного поговорили о сахаре и песке, а сейчас при помощи исследований и опытов посмотрим, какие свойства имеет сахар и песок, и в чем отличие сахара-песка и песка,а так же почему сахар называют сахаром-песком.
И все это мы узнаем сегодня в нашей лаборатории.
Воспитатель: Когда исследователи что - то рассматривают, изучают, они заносят это в таблицу, чтобы потом не забыть и сделать какие - то выводы о проделанной работе. И мы сегодня как настоящие исследователи, все то, о чем узнали, будем постепенно прикреплять в нашу таблицу.
(Воспитатель прикрепляет таблицу для выводов на мольберт)
Воспитатель: Посмотрите, таблица пустая.
Воспитатель: Что мы будем сегодня рассматривать?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сахар и песок. Савелий, возьми карточку с изображением сахара и прикрепите ее на мольберт в первую колонку, а Юля возьмет карточку с изображением песка и прикрепит на мольберт во вторую колонку.
Молодцы!
(Выходят дети и прикрепляет карточку с изображением сахара и песка)
Воспитатель: Ребята,мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с сахаром-песком. Скажите пожалуйста, как сахар оказался в тарелке?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, его пересыпали или насыпали
Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.
Молодцы! Продолжаем нашу работу!
(Воспитатель приглашает детей за стол, где лежат лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром).
Воспитатель: Ребята, подойдите к этому столу. Что вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны лупы?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! Лупы в несколько раз увеличивают предмет и помогают исследователям хорошо рассмотреть что – либо, то есть увеличить что-либо, чтобы лучше рассмотреть. Что мы сейчас и будем делать.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что сахар сыпучий, а почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте посмотрим, из чего он состоит. Возьмите на кончик ложечки немного сахара и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне.
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, кристаллики сахара. А на что они похожи,
Ответы детей:
Воспитатель: Какой они формы?
Ответы детей: (Картинки кристаллов сахара)
Воспитатель: Так из чего состоит сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?
Ответы детей:
Воспитатель: Значит, если сахар состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то сахар будет какой?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство сахара - сахар сыпучий.
Богдан, возьми карточки с изображением кристаллов сахара и сыплющегося сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?
Ответ ребенка:
В первую, где сахар. Правильно.
Воспитатель: Ребята, еще мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с песком. Скажите пожалуйста, как он оказался в тарелке?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, его пересыпали или насыпали
Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.
Молодцы! Продолжаем нашу работу!
А теперь давайте посмотрим, из чего состоит песок. Возьмите на кончик ложечки немного песка и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне. Правильно, тоже кристаллы, но уже песка. А на что они похожи, какой они формы?
Ответы детей:
Воспитатель: Так из чего состоит песок?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, тоже из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?
Ответы детей:
Воспитатель: Значит, если песок состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то песок будет какой?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство песка — он тоже сыпучий.
Аня, возьми карточку с изображением кристаллов песка и сыплющегося песка и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.
Воспитатель: Ребята, мы выяснили, что песок как и сахар состоят из кристаллов и они оба сыпучие. А кто мне теперь сможет ответить на вопрос, почему сахар называют сахаром-песком?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а есть сахар не сыпучий?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, есть. Из множества кристалликов делают кусочки сахара похожие на кубики, и как он называется кто – ни будь знает?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы! Правильно, рафинад
(воспитатель показывает на столе в тарелке кусочки сахара).
Воспитатель: Посмотрите, какого он цвета?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, что это значит?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сахар имеет цвет. Возьмите один кубик сахара рафинада и положите его в рот. Что вы почувствовали? Что можете сказать?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, он сладкий. А что это значит…
Ответы детей:
Воспитатель: Верно, сахар имеет вкус. Скажите пожалуйста, после проделанных сейчас вами двух опытов (когда вы посмотрели на сахар и положили его в рот), Что мы выяснили?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сахар имеет цвет и вкус. Как вы думаете, можно ли эти наши сделанные выводы отнести к свойствам сахара и занести результаты в нашу лабораторную таблицу?
Ответы детей:
Сергей, возьми карточки с изображением сахара-песка, сахара-рафинада (Определение на вкус и цвет) и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - В первую, где сахар. Правильно.
Воспитатель: Песок ребята мы с вами пробовать не будем, но он тоже имеет свой вкус, я вам говорила, в начале занятия, что камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок, то мы можем представить, каков он на вкус.
Когда вы были маленькими, то наверное каждый из вас пробовал на язык песок. Но мы с вами можем посмотреть на песок (так сказать оценить его визуально) и определить его цвет.
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят чашечки с песком разных цветов, какие это цвета?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, серый, желтый, белый. Вот мы с вами проделали еще один опыт, определению цвета песка и вкуса (по представлению)
Как вы думаете, можно этот опыт, по определению цвета и вкуса отнести к свойствам песка?
Ответы детей:
Эльвира, возьми карточку с изображением песка разного цвета и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.
Воспитатель: Вот мы нашли еще одно сходство между сахаром и песком, а так же первое отличие. Какое это отличие, кто запомнил?
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно вкус.
Воспитатель: Ребята, исследователям в лабораториях нужен отдых. Поэтому я предлагаю вам отдохнуть.
Мы сейчас пойдем на право,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?
(Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой, большая тарелка с сахаром, маленькие ложечки).
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем исследовать свойства сахара и песка в нашей лаборатории. Подойдите к этому столу. Что на нем находится?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, это действительно вода. Возьмите ложечкой сахар и насыпьте в стакан. Помешайте. Что произошло?
Ответы детей:
Воспитатель: Действительно, сахар растворился. что это значит?
Ответы детей:
Воспитатель: Сахар растворяется в воде, значит он растворим. Скажите пожалуйста,
этот проделанный вами опыт можно отнести к нашим свойствам, к нашей таблице?
Ответы детей:
Воспитатель: Максим, возьми карточку с изображением растворенного в стакане сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?
Воспитатель: А давайте с вами узнаем, что будет происходить с песком.
Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Песок в воде не растворился. Как вы думаете, почему песок не растворился в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Мы с вами смотрели видео про изготовление сахара и песка, вспомните, из чего кристаллизуется сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: Сахар кристаллизуется из сиропа, а песок сделан из разрушенного камня, камень может растворится в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Нет камень в воде не растворяется, следовательно и кристаллы песка будут растворяться?
Ответы детей:
Воспитатель: не растворятся, а вот кристаллы сахара сделаны из сиропа, следовательно они растворятся в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, растворятся.
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы ребята, мы нашли еще одно свойство сахара и песка (точнее их отличие) какое?
Ответы детей:
Воспитатель: сахар растворяется в жидкости, а песок нет.
Настя возьми карточку с не растворенным в стакане песком и подумай, в какую колонку прикрепить карточку. Правильно во вторую, колонку для песка.
- А Самое главное отличие между сахаром и песком вы мне должны сказать сами. Ведь вы уже опытные лаборанты, проделали много опытов сегодня и провели ряд исследований.
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, сахар можно кушать. А где применяют сахар?
Ответы детей:
Воспитатель: Сахар применяется в приготовлении сладких блюд, приготовлении конфет, леденцов и разнообразных сладостях.
Воспитатель: а песок кушать можно?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно.
Итог:
Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась красивая и правильно заполненная лабораторная таблица. Мы с вами сегодня на занятии многому научились и я думаю узнали для себя много нового и интересного. Давайте еще раз проговорим по таблице о сходствах и различиях свойств сахара-песка и песка.
Воспитатель: Посмотрите на таблицу и проговорите сходства между сахаром и песком. (Сахар и песок сыпучие, в виде кристаллов).
Ответы детей:
Воспитатель: А теперь проговорите различия. (Сахар получают из тростника и сахарной свёклы на заводах, а песок из каменистых пород при помощи ветров. Сахар бывает в виде рафинада, а песок сыпучий; цвет-сахар белый и коричневый, а песок –белый, коричневый, серый, желтый; вкус: сахар-сладкий, а песок со вкусом земли; запах- сахар сладковатый, а песок как мокрая земля; сахар растворим в воде, песок нет; сахар съедобный, а песок нет; сахар используют для приготовления сладостей и еде, а песок в строительстве или изготовлении стройматериалов.
Воспитатель: Дети, понравились ли вам сегодня проведенные наши опыты?
Ответы детей.
Воспитатель: За вашу правильную и добросовестную работу я хочу вас наградить чупа-чупсами сделанными из песка. Шутка, конечно из сахара-песка. Дома я попрошу вас сделать зарисовки опытов. Спасибо всем!
Список используемой литературы:
1 Веракса Н. Е., Галимов О.Р. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -80 с.
2 Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры- занятия для дошкольников. -2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. -128 с.
3. Развитие личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА...
"Формирование представлений детей о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира"
Доклад на педсовет из опыта ракботы по сенсорному развитию в первой младшей группе....
Программа кружка по формированию представлений о физических свойствах предметов «Школа Чародеев» для детей старшего дошкольного возраст 6-7 лет
Формировать навыки учебной деятельности воспитанников в условиях поисково-познавательной, экспериментальной деятельности....
Среднесрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста «Ознакомление детей со свойствами воды и песка».
Мною быд создан среднесрочный проект в группе раннего возраста. На тему: "Ознакомление детей со свойствами воды и песка"....
Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение с
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение сенсорного раз...
Консультация для родителей «Роль родителя в сенсорном воспитании» Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространс
Консультация для родителей «Роль родителя в сенсорном воспитании»...
Ознакомление детей со свойствами сахара
Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование....