«Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коньякова Дарья Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Еткульский детский сад «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

                         непосредственно- образовательной деятельности по

теме: «Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории

Коньякова Д.А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Еткуль

 2022 г.

 

Цель: Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы, у детей дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность, в процессе экспериментирования.

Программное содержание:

Образовательные:

-Провести с детьми ряд опытов и составить сравнительную характеристику сахара и песка (цвет, вкус, растворимость) и его значение для человека.

-Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и песком.

-Способствовать расширению представлений о свойствах, о строении знакомых веществ в процессе изучения с помощью лупы.

Развивающие:

-Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности;

-Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с сахаром и песком;

-Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;

 -Способствовать умению делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

 Воспитательные:

Способствовать воспитанию нравственных и духовных         качеств ребенка вовремя его общения с природой.

Материал и оборудование:

Чашечки с сахаром и песком, дневник наблюдений (таблица с картинками), лупы, черный картон, маленькие ложечки, сахар – рафинад, стаканы  с водой, чупа-чупсы, карточки – модели для обозначения свойств сахара и песка, салфетки.

Интегрированные области: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Предварительная работа:

1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар».

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Просмотр видеофильма «Как получают сахар».

4. Дидактическая игра «Свойства предметов»

5. Беседы о том, как люди используют качества и свойства сахара при изготовлении разных предметов.

6. Беседы по технике безопасности.

7. Проведение исследований, опытов.   

Активизация словаря: лаборатория, исследователи, сахарная свекла, сахарный тростник, лупа, кристаллики, сахар - рафинад.

 

 

 

Ход НОД

Дети входят в зал.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

 Солнцу и птицам.

- Доброе утро! 

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера!

- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас, ребята. Ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, как вы думаете, куда мы попали?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, правильно, для опытов и исследований.

Воспитатель: А как вы думаете, кто работает в лаборатории?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, ученые, химики, исследователи.

Воспитатель: Что они делают?

Ответы детей:

Воспитатель: Как вы думаете, интересная у них работа?

Ответы детей:

Воспитатель: А вы хотите побыть сегодня исследователями?

Ответы детей:

Воспитатель: Готовы к работе? Можно начинать?

Воспитатель: Ребята, на самом деле, в лабораториях есть еще и свои правила, которые должен знать и выполнять каждый работник, исследователь.

 Воспитатель: Как вы думаете, что это за правила?

Ответы детей:

(Воспитатель обобщает ответы детей и проговаривает правила вывешивая картинки с инструкциями)

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки, которые я для вас приготовила и еще раз я вам повторю правила поведения в нашей лаборатории. (Показ картинок)

Воспитатель: Сейчас мы тоже будем проводить опыты. Давайте пройдем в нашу лабораторию. Что мы будем исследовать вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: Тогда угадайте!

Воспитатель: Загадка:

Белый он, как снег, колючий.

Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий-сладкий, словно мёд.

Чай с ним часто муха пьёт.

Ответы детей: (Сахар)

Воспитатель: Молодцы!  Посмотрите на тарелку, правда ли там сахар.

Ответы детей:

Воспитатель: Загадка:

Он сыпучий, желтый, несъедобный.

Во дворе насыпан кучей.

Из него куличек печь удобно.

Его много на море, в пляже и в пустыне…(Песок)

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы!  Посмотрите на тарелку, правда ли там  песок.

Послушайте историю о появлении сахара в нашей стране:

В Россию сахар сначала привозили из-за границы и продавали в аптеках. Потом Царь Петр (показ картинки)решил проблему и в России открыли сахарный завод и начали производить сахар (картинка завода). Привычный нам сахар,  производят из сахарной свеклы или тростника (картинка из свеклы и тросника). 

 Сегодня сахар стал неотъемлемой частью рациона любого человека. Если раньше люди ели сладкое лакомство только по большим праздникам, а большая часть населения и вовсе могли не попробовать его ни разу в жизни, то сегодня, напротив, люди стали употреблять много сахара.

Воспитатель: А для чего нам нужен сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: Где мы используем?

Ответы детей:

Воспитатель: А кто знает, из чего его получают?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Воспитатель: Давайте поговорим о песке. Что такое песок?

Песок - это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок (картинка песка 3 вида). Песка очень много на морских берегах и пустынях.

В природе песок можно встретить: на речке, в песочнице, в строительстве или изготовлении разнообразных смесей и материалов. Из песка можно изготовить: наждачную бумагу, стекло, песочные часы (Картинки и предметы). Песок еще бывает цветной (Картинка). В сухой песок добавляют измельченный цветной мел, размешивают и получают нужный цвет. А как вы думаете, для чего такой песок нужен?

Ответы детей:

Воспитатель: Такой песок нужен для украшений. А для чего детям нужен песок?

Ответы детей:

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок- это:

окаменевшие микроорганизмы. Продукт извержения вулканов. Иногда результат деятельности человека-частицы стройматериалов.

Вот мы с вами немного поговорили о сахаре и песке, а сейчас при помощи исследований и опытов посмотрим, какие свойства имеет сахар и песок, и в чем отличие сахара-песка и песка,а так же  почему сахар называют сахаром-песком.

И все это мы узнаем сегодня в нашей лаборатории.

Воспитатель: Когда исследователи что - то рассматривают, изучают, они заносят это в таблицу, чтобы потом не забыть и сделать какие - то выводы о проделанной работе. И мы сегодня как настоящие исследователи, все то, о чем узнали, будем постепенно прикреплять в  нашу таблицу.

(Воспитатель прикрепляет таблицу для выводов на мольберт)

 Воспитатель: Посмотрите, таблица пустая.

Воспитатель:  Что мы будем сегодня рассматривать?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сахар и песок. Савелий, возьми карточку с изображением сахара и прикрепите ее на мольберт в первую колонку, а Юля возьмет карточку с изображением песка и прикрепит на мольберт во вторую колонку.

Молодцы!

(Выходят дети и прикрепляет карточку с изображением сахара и песка)

Воспитатель: Ребята,мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с сахаром-песком. Скажите пожалуйста, как сахар оказался в тарелке?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, его пересыпали или  насыпали

Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.

Молодцы!  Продолжаем нашу работу!

(Воспитатель приглашает детей за стол, где лежат лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром).

Воспитатель: Ребята, подойдите к этому столу. Что вы видите?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны лупы?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы! Лупы в несколько раз увеличивают предмет и помогают исследователям хорошо рассмотреть что – либо, то есть увеличить что-либо, чтобы лучше рассмотреть. Что мы сейчас и будем делать.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что сахар сыпучий, а почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте посмотрим, из чего он состоит. Возьмите на кончик ложечки немного сахара и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне.

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, кристаллики сахара. А на что они похожи,

Ответы детей:

Воспитатель: Какой они формы?

Ответы детей: (Картинки кристаллов сахара)

Воспитатель: Так из чего состоит сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Значит, если сахар состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то сахар будет какой?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство сахара - сахар сыпучий.

Богдан, возьми карточки с изображением кристаллов сахара и сыплющегося сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?

Ответ ребенка:

В первую, где сахар. Правильно.

Воспитатель: Ребята, еще мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с песком. Скажите пожалуйста, как он оказался в тарелке?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, его пересыпали или  насыпали

Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.

Молодцы!  Продолжаем нашу работу!

А теперь давайте посмотрим, из чего состоит песок.  Возьмите на кончик ложечки немного песка и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне. Правильно,  тоже кристаллы, но уже песка. А на что они похожи, какой они формы?

Ответы детей:

Воспитатель: Так из чего состоит песок?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, тоже из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Значит, если песок состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то песок будет какой?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство песка — он тоже сыпучий.

Аня, возьми карточку с изображением кристаллов песка и  сыплющегося песка и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.

Воспитатель: Ребята, мы выяснили, что  песок как и сахар состоят из кристаллов и они оба сыпучие. А кто мне теперь сможет ответить на вопрос, почему сахар называют  сахаром-песком?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а есть сахар не сыпучий?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, есть. Из множества кристалликов делают кусочки сахара похожие на кубики, и как он называется  кто – ни будь знает?

Ответы детей:

 Воспитатель: Молодцы!  Правильно, рафинад

(воспитатель показывает на столе в тарелке кусочки сахара).

Воспитатель: Посмотрите, какого он цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, что это значит?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно,  сахар имеет цвет. Возьмите один кубик сахара рафинада и положите его в рот. Что вы почувствовали? Что можете сказать?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, он сладкий. А что это значит…

Ответы детей:

Воспитатель: Верно, сахар имеет вкус. Скажите пожалуйста, после проделанных сейчас вами двух опытов (когда вы посмотрели на сахар и положили его в рот), Что мы выяснили?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сахар имеет цвет и вкус. Как вы думаете, можно ли эти наши сделанные выводы отнести к свойствам сахара и занести результаты в нашу лабораторную таблицу?

Ответы детей:

Сергей, возьми карточки с изображением  сахара-песка, сахара-рафинада (Определение на вкус и цвет) и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - В первую, где сахар. Правильно.

Воспитатель: Песок ребята мы с вами пробовать не будем, но он тоже имеет свой вкус,  я вам говорила, в начале занятия, что  камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок, то мы можем представить, каков он на вкус.

Когда вы были маленькими, то наверное каждый из вас пробовал на язык  песок.  Но мы с вами можем посмотреть на песок (так сказать оценить его визуально) и определить его цвет.

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят чашечки с песком разных цветов, какие это цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, серый, желтый, белый. Вот мы с вами проделали еще один опыт, определению цвета песка и вкуса (по представлению)

Как вы думаете, можно этот опыт, по определению цвета и вкуса отнести к свойствам песка?

Ответы детей:

Эльвира, возьми карточку с изображением песка разного цвета и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.

Воспитатель: Вот мы нашли еще одно сходство между сахаром и песком, а так же  первое отличие. Какое это отличие, кто запомнил?

Ответы детей:

Воспитатель: Конечно вкус.

Воспитатель: Ребята, исследователям в лабораториях нужен отдых. Поэтому я предлагаю вам отдохнуть.

Мы сейчас пойдем на право,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?

(Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой, большая тарелка с сахаром, маленькие ложечки).

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем исследовать свойства сахара и песка в нашей лаборатории. Подойдите к этому столу. Что на нем находится?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, это действительно вода. Возьмите ложечкой сахар и насыпьте в стакан. Помешайте. Что произошло?

Ответы детей:

Воспитатель: Действительно, сахар растворился. что это значит?

Ответы детей:

Воспитатель: Сахар растворяется в воде, значит он растворим. Скажите пожалуйста,

этот проделанный вами опыт можно отнести к нашим свойствам, к нашей таблице?

Ответы детей:

Воспитатель: Максим, возьми карточку с изображением растворенного в стакане сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?

Воспитатель: А давайте с вами узнаем, что будет происходить с песком.

Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Ответы детей:

Воспитатель: Песок в воде не растворился. Как вы думаете, почему песок не растворился в воде?

Ответы детей:

Воспитатель: Мы с вами смотрели видео про изготовление сахара и песка, вспомните, из чего кристаллизуется сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: Сахар кристаллизуется из сиропа, а песок сделан из разрушенного камня, камень может растворится в воде?

Ответы детей:

Воспитатель: Нет камень в воде не растворяется, следовательно и кристаллы песка будут растворяться?

Ответы детей:

Воспитатель: не растворятся, а вот кристаллы сахара сделаны из сиропа, следовательно они растворятся в воде?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, растворятся.

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята, мы нашли еще одно свойство сахара и песка (точнее их отличие) какое?

Ответы детей:

 Воспитатель: сахар растворяется в жидкости, а песок нет.

Настя  возьми карточку с не растворенным в стакане песком и подумай, в какую колонку прикрепить карточку. Правильно во вторую, колонку для песка.

А Самое главное отличие между сахаром и песком вы мне должны сказать сами. Ведь вы уже опытные лаборанты, проделали много опытов сегодня и провели ряд исследований.

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сахар можно кушать. А где применяют сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: Сахар применяется в приготовлении сладких блюд, приготовлении конфет, леденцов и разнообразных сладостях.

Воспитатель: а песок кушать можно?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно.

Итог:

Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась красивая и правильно заполненная лабораторная таблица. Мы с вами сегодня на занятии многому научились и я думаю узнали для себя много нового и интересного. Давайте еще раз проговорим по таблице о сходствах и различиях свойств сахара-песка и песка.

Воспитатель: Посмотрите на таблицу и проговорите сходства между сахаром и песком. (Сахар и песок сыпучие, в виде кристаллов).

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь проговорите различия. (Сахар получают из тростника и сахарной свёклы на заводах, а песок из каменистых пород при помощи ветров. Сахар бывает в виде рафинада, а песок сыпучий; цвет-сахар белый и коричневый, а песок –белый, коричневый, серый, желтый; вкус: сахар-сладкий, а песок со вкусом земли;  запах- сахар сладковатый, а песок как мокрая земля; сахар  растворим в воде, песок нет; сахар съедобный, а песок нет; сахар используют для приготовления сладостей и еде, а песок в строительстве или изготовлении стройматериалов.

Воспитатель: Дети, понравились ли вам сегодня проведенные наши опыты?

Ответы детей.

Воспитатель: За вашу правильную и добросовестную работу я хочу вас наградить чупа-чупсами сделанными из песка. Шутка, конечно из сахара-песка. Дома я попрошу вас сделать зарисовки опытов. Спасибо всем!

Список используемой литературы:

1 Веракса Н. Е., Галимов О.Р.  Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -80 с.

2 Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры- занятия для дошкольников. -2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. -128 с.

3. Развитие личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Еткульский детский сад «Золотой ключик»

Конспект

                         непосредственно- образовательной деятельности по

теме: «Формирование представлений детей о свойствах сахара и песка»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории

Коньякова Д.А.


с. Еткуль

 2022 г.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы, у детей дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность, в процессе экспериментирования.

Программное содержание:

Образовательные:

-Провести с детьми ряд опытов и составить сравнительную характеристику сахара и песка (цвет, вкус, растворимость) и его значение для человека.

-Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром и песком.

-Способствовать расширению представлений о свойствах, о строении знакомых веществ в процессе изучения с помощью лупы.

Развивающие:

-Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности;

-Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с сахаром и песком;

-Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов;

 -Способствовать умению делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

 Воспитательные:

Способствовать воспитанию нравственных и духовных         качеств ребенка вовремя его общения с природой.

Материал и оборудование:

Чашечки с сахаром и песком, дневник наблюдений (таблица с картинками), лупы, черный картон, маленькие ложечки, сахар – рафинад, стаканы  с водой, чупа-чупсы, карточки – модели для обозначения свойств сахара и песка, салфетки.

Интегрированные области: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Предварительная работа: 

1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар».

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Просмотр видеофильма «Как получают сахар».

4. Дидактическая игра «Свойства предметов»

5. Беседы о том, как люди используют качества и свойства сахара при изготовлении разных предметов.

6. Беседы по технике безопасности.

7. Проведение исследований, опытов.        

Активизация словаря: лаборатория, исследователи, сахарная свекла, сахарный тростник, лупа, кристаллики, сахар - рафинад.

Ход НОД

Дети входят в зал.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети встают в круг.

Воспитатель:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

 Солнцу и птицам.

- Доброе утро!  

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера!

- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для вас, ребята. Ведь вы пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, как вы думаете, куда мы попали?

Ответы детей:

Воспитатель: Почему вы так решили?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, правильно, для опытов и исследований.

Воспитатель: А как вы думаете, кто работает в лаборатории?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, ученые, химики, исследователи.

Воспитатель: Что они делают?

Ответы детей:

Воспитатель: Как вы думаете, интересная у них работа?

Ответы детей:

Воспитатель: А вы хотите побыть сегодня исследователями?

Ответы детей:

Воспитатель: Готовы к работе? Можно начинать?

Воспитатель: Ребята, на самом деле, в лабораториях есть еще и свои правила, которые должен знать и выполнять каждый работник, исследователь.

 Воспитатель: Как вы думаете, что это за правила?

Ответы детей:

(Воспитатель обобщает ответы детей и проговаривает правила вывешивая картинки с инструкциями)

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки, которые я для вас приготовила и еще раз я вам повторю правила поведения в нашей лаборатории. (Показ картинок)

Воспитатель: Сейчас мы тоже будем проводить опыты. Давайте пройдем в нашу лабораторию. Что мы будем исследовать вы знаете?

Ответы детей:

Воспитатель: Тогда угадайте!

Воспитатель: Загадка:

Белый он, как снег, колючий.

Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий-сладкий, словно мёд.

Чай с ним часто муха пьёт.

Ответы детей: (Сахар)

Воспитатель: Молодцы!  Посмотрите на тарелку, правда ли там сахар.

Ответы детей:

Воспитатель: Загадка:

Он сыпучий, желтый, несъедобный.

Во дворе насыпан кучей.

Из него куличек печь удобно.

Его много на море, в пляже и в пустыне…(Песок)

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы!  Посмотрите на тарелку, правда ли там  песок.

Послушайте историю о появлении сахара в нашей стране:

В Россию сахар сначала привозили из-за границы и продавали в аптеках. Потом Царь Петр (показ картинки)решил проблему и в России открыли сахарный завод и начали производить сахар (картинка завода). Привычный нам сахар,  производят из сахарной свеклы или тростника (картинка из свеклы и тросника). 

 Сегодня сахар стал неотъемлемой частью рациона любого человека. Если раньше люди ели сладкое лакомство только по большим праздникам, а большая часть населения и вовсе могли не попробовать его ни разу в жизни, то сегодня, напротив, люди стали употреблять много сахара.

Воспитатель: А для чего нам нужен сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: Где мы используем?

Ответы детей:

Воспитатель: А кто знает, из чего его получают?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Воспитатель: Давайте поговорим о песке. Что такое песок?

Песок - это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок (картинка песка 3 вида). Песка очень много на морских берегах и пустынях.

В природе песок можно встретить: на речке, в песочнице, в строительстве или изготовлении разнообразных смесей и материалов. Из песка можно изготовить: наждачную бумагу, стекло, песочные часы (Картинки и предметы). Песок еще бывает цветной (Картинка). В сухой песок добавляют измельченный цветной мел, размешивают и получают нужный цвет. А как вы думаете, для чего такой песок нужен?

Ответы детей:

Воспитатель: Такой песок нужен для украшений. А для чего детям нужен песок?

Ответы детей:

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок- это:

окаменевшие микроорганизмы. Продукт извержения вулканов. Иногда результат деятельности человека-частицы стройматериалов.

Вот мы с вами немного поговорили о сахаре и песке, а сейчас при помощи исследований и опытов посмотрим, какие свойства имеет сахар и песок, и в чем отличие сахара-песка и песка,а так же  почему сахар называют сахаром-песком.

И все это мы узнаем сегодня в нашей лаборатории.

Воспитатель: Когда исследователи что - то рассматривают, изучают, они заносят это в таблицу, чтобы потом не забыть и сделать какие - то выводы о проделанной работе. И мы сегодня как настоящие исследователи, все то, о чем узнали, будем постепенно прикреплять в  нашу таблицу.

(Воспитатель прикрепляет таблицу для выводов на мольберт)

 Воспитатель: Посмотрите, таблица пустая.

Воспитатель:  Что мы будем сегодня рассматривать?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сахар и песок. Савелий, возьми карточку с изображением сахара и прикрепите ее на мольберт в первую колонку, а Юля возьмет карточку с изображением песка и прикрепит на мольберт во вторую колонку.

Молодцы!

(Выходят дети и прикрепляет карточку с изображением сахара и песка)

Воспитатель: Ребята,мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с сахаром-песком. Скажите пожалуйста, как сахар оказался в тарелке?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, его пересыпали или  насыпали

Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.

Молодцы!  Продолжаем нашу работу! 

(Воспитатель приглашает детей за стол, где лежат лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром).

Воспитатель: Ребята, подойдите к этому столу. Что вы видите?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, лупы, картон черный, ложечки, тарелка с сахаром

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны лупы?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы! Лупы в несколько раз увеличивают предмет и помогают исследователям хорошо рассмотреть что – либо, то есть увеличить что-либо, чтобы лучше рассмотреть. Что мы сейчас и будем делать.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что сахар сыпучий, а почему?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте посмотрим, из чего он состоит. Возьмите на кончик ложечки немного сахара и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне.

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, кристаллики сахара. А на что они похожи,

Ответы детей:

Воспитатель: Какой они формы?

Ответы детей: (Картинки кристаллов сахара)

Воспитатель: Так из чего состоит сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Значит, если сахар состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то сахар будет какой?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство сахара - сахар сыпучий.

Богдан, возьми карточки с изображением кристаллов сахара и сыплющегося сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?

Ответ ребенка:

В первую, где сахар. Правильно.

Воспитатель: Ребята, еще мы с вами увидели, что на столе стоит тарелка с песком. Скажите пожалуйста, как он оказался в тарелке?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, его пересыпали или  насыпали

Воспитатель: А что это значит? Какой он, если его насыпали?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. сыпучий…рассыпчатый и др.

Молодцы!  Продолжаем нашу работу! 

А теперь давайте посмотрим, из чего состоит песок.  Возьмите на кончик ложечки немного песка и насыпьте его на картон. Сейчас возьмите лупы и внимательно рассмотрите, что вы видите на картоне. Правильно,  тоже кристаллы, но уже песка. А на что они похожи, какой они формы?

Ответы детей:

Воспитатель: Так из чего состоит песок?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, тоже из кристаллов. Итак -если сахар состоит из кристаллов и их по количеству сколько?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно много, и они между собой соединены или нет?

Ответы детей:

Воспитатель: Значит, если песок состоит из кристаллов и их по количеству много, и кристаллы между собой не соединены, то песок будет какой?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сыпучий. Ребята, вот мы и нашли 1 свойство песка — он тоже сыпучий.

Аня, возьми карточку с изображением кристаллов песка и  сыплющегося песка и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.

Воспитатель: Ребята, мы выяснили, что  песок как и сахар состоят из кристаллов и они оба сыпучие. А кто мне теперь сможет ответить на вопрос, почему сахар называют  сахаром-песком?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а есть сахар не сыпучий?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, есть. Из множества кристалликов делают кусочки сахара похожие на кубики, и как он называется  кто – ни будь знает?

Ответы детей:

 Воспитатель: Молодцы!  Правильно, рафинад

(воспитатель показывает на столе в тарелке кусочки сахара).

Воспитатель: Посмотрите, какого он цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, что это значит?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно,  сахар имеет цвет. Возьмите один кубик сахара рафинада и положите его в рот. Что вы почувствовали? Что можете сказать?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, он сладкий. А что это значит…

Ответы детей:

Воспитатель: Верно, сахар имеет вкус. Скажите пожалуйста, после проделанных сейчас вами двух опытов (когда вы посмотрели на сахар и положили его в рот), Что мы выяснили?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сахар имеет цвет и вкус. Как вы думаете, можно ли эти наши сделанные выводы отнести к свойствам сахара и занести результаты в нашу лабораторную таблицу?

Ответы детей:

Сергей, возьми карточки с изображением  сахара-песка, сахара-рафинада (Определение на вкус и цвет) и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - В первую, где сахар. Правильно.

Воспитатель: Песок ребята мы с вами пробовать не будем, но он тоже имеет свой вкус,  я вам говорила, в начале занятия, что  камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок, то мы можем представить, каков он на вкус.

Когда вы были маленькими, то наверное каждый из вас пробовал на язык  песок.  Но мы с вами можем посмотреть на песок (так сказать оценить его визуально) и определить его цвет.

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят чашечки с песком разных цветов, какие это цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, серый, желтый, белый. Вот мы с вами проделали еще один опыт, определению цвета песка и вкуса (по представлению)

Как вы думаете, можно этот опыт, по определению цвета и вкуса отнести к свойствам песка?

Ответы детей:

Эльвира, возьми карточку с изображением песка разного цвета и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт? - Во вторую, где песок. Правильно.

Воспитатель: Вот мы нашли еще одно сходство между сахаром и песком, а так же  первое отличие. Какое это отличие, кто запомнил?

Ответы детей:

Воспитатель: Конечно вкус.

Воспитатель: Ребята, исследователям в лабораториях нужен отдых. Поэтому я предлагаю вам отдохнуть.

Мы сейчас пойдем на право,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?

(Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят стаканы с водой, большая тарелка с сахаром, маленькие ложечки).

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем исследовать свойства сахара и песка в нашей лаборатории. Подойдите к этому столу. Что на нем находится?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, это действительно вода. Возьмите ложечкой сахар и насыпьте в стакан. Помешайте. Что произошло?

Ответы детей:

Воспитатель: Действительно, сахар растворился. что это значит?

Ответы детей:

Воспитатель: Сахар растворяется в воде, значит он растворим. Скажите пожалуйста,

этот проделанный вами опыт можно отнести к нашим свойствам, к нашей таблице?

Ответы детей:

Воспитатель: Максим, возьми карточку с изображением растворенного в стакане сахара и подумай в какую колонку мы ее прикрепим на мольберт?

Воспитатель: А давайте с вами узнаем, что будет происходить с песком.

Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Ответы детей:

Воспитатель: Песок в воде не растворился. Как вы думаете, почему песок не растворился в воде?

Ответы детей:

Воспитатель: Мы с вами смотрели видео про изготовление сахара и песка, вспомните, из чего кристаллизуется сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: Сахар кристаллизуется из сиропа, а песок сделан из разрушенного камня, камень может растворится в воде?

Ответы детей:

Воспитатель: Нет камень в воде не растворяется, следовательно и кристаллы песка будут растворяться?

Ответы детей:

Воспитатель: не растворятся, а вот кристаллы сахара сделаны из сиропа, следовательно они растворятся в воде?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, растворятся.

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята, мы нашли еще одно свойство сахара и песка (точнее их отличие) какое?

Ответы детей:

 Воспитатель: сахар растворяется в жидкости, а песок нет.

Настя  возьми карточку с не растворенным в стакане песком и подумай, в какую колонку прикрепить карточку. Правильно во вторую, колонку для песка.

  1. А Самое главное отличие между сахаром и песком вы мне должны сказать сами. Ведь вы уже опытные лаборанты, проделали много опытов сегодня и провели ряд исследований.

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, сахар можно кушать. А где применяют сахар?

Ответы детей:

Воспитатель: Сахар применяется в приготовлении сладких блюд, приготовлении конфет, леденцов и разнообразных сладостях.

Воспитатель: а песок кушать можно?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно.

Итог:

Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась красивая и правильно заполненная лабораторная таблица. Мы с вами сегодня на занятии многому научились и я думаю узнали для себя много нового и интересного. Давайте еще раз проговорим по таблице о сходствах и различиях свойств сахара-песка и песка.

Воспитатель: Посмотрите на таблицу и проговорите сходства между сахаром и песком. (Сахар и песок сыпучие, в виде кристаллов).

Ответы детей:

Воспитатель: А теперь проговорите различия. (Сахар получают из тростника и сахарной свёклы на заводах, а песок из каменистых пород при помощи ветров. Сахар бывает в виде рафинада, а песок сыпучий; цвет-сахар белый и коричневый, а песок –белый, коричневый, серый, желтый; вкус: сахар-сладкий, а песок со вкусом земли;  запах- сахар сладковатый, а песок как мокрая земля; сахар  растворим в воде, песок нет; сахар съедобный, а песок нет; сахар используют для приготовления сладостей и еде, а песок в строительстве или изготовлении стройматериалов.

Воспитатель: Дети, понравились ли вам сегодня проведенные наши опыты?

Ответы детей.

Воспитатель: За вашу правильную и добросовестную работу я хочу вас наградить чупа-чупсами сделанными из песка. Шутка, конечно из сахара-песка. Дома я попрошу вас сделать зарисовки опытов. Спасибо всем!

Список используемой литературы:

1 Веракса Н. Е., Галимов О.Р.  Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -80 с.

2 Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры- занятия для дошкольников. -2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. -128 с.

3. Развитие личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/ сост. Н. В. Нищева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ   СО СВОЙСТВАМИ  ВОДЫ   И    ПЕСКА...

"Формирование представлений детей о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира"

Доклад на педсовет из опыта ракботы по сенсорному развитию в первой младшей группе....

Программа кружка по формированию представлений о физических свойствах предметов «Школа Чародеев» для детей старшего дошкольного возраст 6-7 лет

Формировать навыки учебной деятельности воспитанников в условиях поисково-познавательной, экспериментальной деятельности....

Среднесрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста «Ознакомление детей со свойствами воды и песка».

Мною быд создан среднесрочный проект в группе раннего возраста. На тему: "Ознакомление детей со свойствами воды и песка"....

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение с

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение сенсорного раз...

Ознакомление детей со свойствами сахара

Ознакомление детей со свойствами сахара через детское экспериментирование....