"Формирование представлений детей о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира"
презентация к уроку по математике (младшая группа) на тему

Салирова Оксана Геннадиевна

Доклад на педсовет из опыта ракботы по сенсорному развитию в первой младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Доклад на педсовет

       Тема: «Формирование представлений детей о сенсорных        свойствах и качествах предметов окружающего мира (развитие   разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, осязательного).

Выполнила:  Салирова Оксана Геннадиевна

воспитатель 1 младшей группы №4

Ноябрь 2017г

     Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе восприятия окружающего мира. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе. Формируется социальный негативизм, когда живое общение с ребенком заменяется стремлением иметь финансовую стабильность.
    Период от рождения до 3 лет, которое ребенок проводит в семье, является «золотой порой» сенсорного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль.
    Родители упускают из виду, что именно в раннем возрасте закладываются основы интеллектуального развития, воображения, внимание, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять. У ребенка формируется умение выражать мысли словами.
    Ребенку все интересно – это тот возраст, когда ребенок задает вопрос, «а почему?». Но дома в большинстве случаев  ребенок слышит короткий ответ, который не дает ребенку всестороннего представления о предмете или явлении окружающего его мира. Он не может описать, найти взаимосвязь между отдельными явлениями. Он испытывает «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
    В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано: «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий становление сознания; развитие воображение и творческой активности;  формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Деятельность педагогов и родителей по развитию сенсорного восприятия ребенка должна быть согласованной. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (память, воображение, мышление), что в дальнейшем влияет на успешность обучения в школе.

      Работая в первой младшей группе  раннего возраста, я столкнулась с тем, что дети, поступающие в дошкольное учреждение, не соответствуют уровню возрастного развития по восприятию предметного мира на момент поступления в детский сад, поэтому определилась с темой самообразования.
    Педагогические исследования свидетельствуют, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия как процесса отражения предмета или явления через воздействие на органы чувств.  Тем самым, необходимо

 компенсировать существующий пробел сенсорного воспитания, возникающий в раннем возрасте в семье.
    Поставила перед собой цель: формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира. Учитывая психолого – педагогические возрастные особенности, я определилась с задачами ее достижения:
-  Социализировать ребенка в окружающем мире (бережное, созидательное отношение к окружающему миру через сенсорное воспитание).
-  Совершенствовать физическое развитие (развитие связной речи, тактильные, обонятельные, вкусовые, звуковые восприятия).
-  Повышать активность родителей в воспитательно  – образовательном процессе по проблеме сенсорного развития.
     Знакомя детей с сенсорными эталонами я постепенно стремлюсь к тому, чтобы ребенок имел возможность всесторонне исследовать предмет или явление окружающего мира. Ребенок, обследуя предмет самостоятельно мог наблюдать, выделять отдельные признаки предметов, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форму, величину, дать характеристику тактильным ощущениям, запаху, вкусу, звуку), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам.
-      Эталоны цвета – четыре основных цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий);
-  Эталоны формы- геометрические фигуры(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник; овал, шар, куб, кирпичик);
-  Тактильные эталоны восприятия – осязательные ощущения( гладкий, колючий, пушистый, холодный и т.д);
-  Обонятельные эталоны восприятия – запах, обонятельные ощущения;
-  Вкусовые эталоны восприятия – характеристика вкусовых ощущений;
-    Эталоны звуков – фонема русского языка,  звуко – высотные отношения.
     В своей работе я использовала две основные формы организации образовательной деятельности с детьми: совместная деятельность, самостоятельная деятельность.
Ежедневно, в ходе непосредственно образовательной деятельности я стремилась использовать сенсорные эталоны, знакомя детей с сенсорными свойствами и качествами предметов  окружающего  мира.
    Считаю важным отметить тот факт, что наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой.
Можно отметить интересную закономерность в моей группе, как правило предлагая поработать с конструктором первыми откликаются более спокойные дети (Семён Е. Саша Д), но постепенно в процессе работы подтягиваются и самые активные ребятишки (Денис Д, Рома К). Детям нравится наблюдать за тем, что у них получилось. Конструируя, дети учатся различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у них развиваются познавательные и практические действия.

          Ещё один  метод обучения - это наблюдения на прогулке. Но у маленьких детей наблюдательность, как качество личности, развита очень слабо, поэтому моей задачей было - учить и поддерживать стремление детей замечать изменения в природе и привлекать их внимание к чему-то упущенному, не оставляя это на потом.
Также использую стихотворные тексты, загадки, пословицы, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивает эстетические чувства.
     Проводилась игра « Чудесный мешочек». Овощи складывались в непрозрачный мешочек, дети должны были достать с закрытыми глазами муляжи моркови, лука или помидора. После того, как ребёнок доставал овощ, уточняли с детьми, что это именно: лук или морковь. Эта игра очень нравится детям. Она расширяет представления об овощах, а также развивает речь. При проведении этой игры можно использовать загадки: Эти сенсорные качества пригодятся им в течение всей жизни.
     В своей работе я использовала  дидактические игры, но особенно хочется отметить дидактические игры целью которых стало развитие эталонов звука. Я открыла для детей особый мир звуков окружающего их мира, сделала их привлекательными и значимым, говорящими о чем – то важном. В этих играх дети учились различать «звучания» знакомых предметов. Игра «Кто, что услышит?» ставила перед детьми ширму и звенела в колокольчик, стучала в барабан, бубен, играла на дудочке.
Дети с удовольствием запоминали, а потом и узнавали эти звуки.
     В самостоятельной деятельности в ходе дидактических и настольно – печатных игр я побуждала детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующими развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрешек, чашечек – вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т. д.
    Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации их практической деятельности при ознакомлении с предметами окружающего мира.
     Чтобы дети в самостоятельной деятельности могли столкнуться с каждым из сенсорных эталонов, мной была организована предметно-развивающая среда «Уголок маленького геолога» - нём были собраны  вода, песок и яркие красочные наборы для игры и экспериментирования с песком и водой, различные шишки, желуди, ракушки; «Уголок звука» - музыкальные инструменты: барабан, гармошка, маракасы, металлофон,  шумовые инструменты: погремушки, дудочки, колокольчики. Дети с удовольствием играют на них, познавая звуковое восприятие.              

      Я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей:

Дидактические пособия на развитие тактильных ощущений:

-   «Сухой бассейн»

-  «Массажные мячики»

-  «Сокровищница»

-  «Песочные тарелочки»

-  «Манная чаша»

Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и восприятия цвета:

-  «Прищепки»

-  «Шнуровки»

-  «Цветные резиночки»

Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и восприятия величины:

-  «Матрёшки»

-  «Пирамидки»

Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и восприятия формы:

-  «Вкладыши»

-  «Найди форму»

-  «Чудесный мешочек»

-  «Узнай фигуру»

Дидактические пособия для развития тактильных ощущений и зрительного восприятия:

-  «Пазлы»

-  «Кубики»

Упражнения, которые помогают ребёнку усовершенствовать свои навыки:

-  Манипуляции с различными предметами;

-  Пальчиковая гимнастика;

-  Рисование, раскрашивание;

-  Лепка из пластилина, песка;

-  Конструирование.
                                                                     

       В группе присутствует  «Уголок ряженья». Дети очень любят наряжаться, тем самым мы решаем несколько задач, в том числе и задачу сенсорного развития.  Идет работа с цветом, размером, тактильными ощущениями, так как структура ткани различна (шерсть, мех, шелк, кожа, бархат).  Это является важной ступенью при ознакомлении детей с сенсорными свойствами и качествами окружающего мира.
     В процессе работы стала очевидной необходимость подключения родителей к совместной активной деятельности. С целью выявления уровня осведомленности родителей в вопросах сенсорного развития детей возникла необходимость проведения  родительского  собрания «Сенсорное развитие младших дошкольников». В уголке  для родителей  размещаю информацию по сенсорному воспитанию.

    Я думаю, что моя работа по данной теме будет успешной. На данное время дети пытаются вместе со мной, а также самостоятельно обследовать  предметы,  выделять их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия, делятся осязательными ощущениями, начинают ориентироваться в звуковом восприятии, тем самым пытаются лучше ориентироваться в окружающем их мире. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста является основой правильного отношения детей  к  окружающему  миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр....

Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира

Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...