Карта развития «Шаги к развитию» Для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
В современном обществе возрастает число детей, которые не умеют общаться со сверстниками и взрослыми вследствие чего возникают трудности во многих совместных видах деятельности. Главная проблема представляет собой трудности в социализации и исходит прежде всего от самого ребенка: его нежелания общаться со сверстниками из-за его неумения общаться. Программа направлена на решение данной проблемы постепенно, начиная с самого ребенка, его состояния, формирования адекватных представлении ребенка о себе, развитие интереса к сверстникам, обучения социально-коммуникативным навыкам и нормам общения со сверстниками и взрослыми, развитие речи. Данную программу моно использовать не только для развития ребенка, но и для профилактики социально-личностного и социально-коммуникативного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_razvitiya_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 73.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта развития «Шаги к развитию»
Для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
Воспитатель группы «Любознайки»
Кучерявый Кристина Игоревна
Санкт-Петербург, 2021
Пояснительная записка
В современном обществе возрастает число детей, которые не умеют общаться со сверстниками и взрослыми вследствие чего возникают трудности во многих совместных видах деятельности. Главная проблема представляет собой трудности в социализации и исходит прежде всего от самого ребенка: его нежелания общаться со сверстниками из-за его неумения общаться. Программа направлена на решение данной проблемы постепенно, начиная с самого ребенка, его состояния, формирования адекватных представлении ребенка о себе, развитие интереса к сверстникам, обучения социально-коммуникативным навыкам и нормам общения со сверстниками и взрослыми, развитие речи. Данную программу моно использовать не только для развития ребенка, но и для профилактики социально-личностного и социально-коммуникативного развития.
Цель: формирование социально-коммуникативной компетенции ребенка в общении со сверстниками и взрослыми. Цель будет достигаться в процессе решения следующих задач:
- формирование адекватной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;
- развитие эмоционального интеллекта;
- развитие интереса к окружающим людям;
- развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
- учить пользоваться вербальными и невербальными средствами общения;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость к переживаниям другого человека;
- развивать навыки совместной деятельности в коллективе;
- развивать связную речь;
- развивать словарный запас;
- развивать грамматический строй речи;
- развитие фонематического и речевого слуха;
Стратегия и тактика работы. Данную программу может реализовать педагог самостоятельно, без привлечения дополнительных лиц. Занятия проводятся 2 раза в неделю в группе во время организованной образовательной деятельности. Участие родителей в реализации программы не требуется.
Формы реализации программы: парная, подгрупповая, групповая.
Этапы или блоки программы поддержки.
Программа разделена по направлениям работы на 3 блока:
- «Я и эмоции» -социально- личностное направление;
- «Я и окружающие» - социально-коммуникативное направление;
- «Я и моя речь» - речевое направление.
По окончанию блока "Я и эмоции" ребенок:
- понимает себя и свое эмоциональное состояние;
- может рассказать о своих настроении, чувствах и желаниях;
- может с помощью мимики и жестов выразить свое эмоциональное состояние;
- понимает и правильно интерпретирует эмоциональное состояние других людей;
- правильно называет и эмоции.
- По окончанию блока "Я и окружающие" ребенок:
- адекватно оценивает себя;
- может выделить свои уникальные черты;
- способен определить в чем он похож на других;
- стремится общаться и взаимодействовать с сверстниками;
- использует в своей речи вежливые слова: здоровается, прощается, говорит "спасибо" и "извините";
- знает правила и нормы поведения;
- стремиться следовать правилам и нормам поведения;
- использует невербальные средства общения;
- в случаях необходимости может проявить сочувствие и отзывчивость к переживаниям другого человека;
- умеет решать конфликтные ситуации с помощью социально приемлемыми способами;
- умеет взаимодействовать и со сверстниками в паре и команде;
По окончанию блока "Я и моя речь" ребенок:
- способен самостоятельно рассказывать при помощи схемы или плана;
- способен к самостоятельному составлению небольшого рассказа;
- следует правилам и нормам в ситуациях коллективного обсуждения;
- правильно использует в своей речи синонимичные слова и словосочетания;
- правильно использует в своей речи антонимичные слова;
- умеет образовывать уменьшительно-ласкательные слова;
- правильно образовывает в речи существительные множественного числа;
- правильно согласовывает в своей речи существительные с числительными;
- умеет соотносить звук с буквой;
- умеет определять звук в слове и его положение;
Общее время реализации программы: 11 часов и 25 минут
В результате реализации программы будет достигнуто следующее:
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру;
- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние;
- знает свои индивидуальные особенности
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты, проявлять сочувствие;
- использует чистую, грамматически правильную, выразительную речь;
- владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, мест звука в слове.
Тематический план
Содержание | Цель | Время |
Что? | Для чего? | Как долго? |
Блок 1. «Я и эмоции» Цель блока: снять эмоциональный дискомфорт; помочь ребенку понять свои чувства; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им. Занятие 1. «Радость» - игра «Ладонь в ладонь» - беседа «Что такое радость?» [1] - рисование на тему «Счастливый человек» Занятие 2. «Грусть» - ритуал приветствия «Встаньте все те, кто...» [29] - беседа на тему «Что такое грусть» - рассматривание картины «Опять двойка» Ф. Решетников - ритуал прощания «Рисунок «Секреты хорошего настроения»». Занятие 3. «Страх» - ритуал приветствия «Доброе животное» [2] - беседа «Что такое страх?» - рисование страхов [20] Занятие 4. «Маленький храбрец» - чтение рассказа «Один дома» [3] - беседа о страхах - упражнение «Воспитай свой страх» Занятие 5. «Гнев» - просмотр отрывка К.И. Чуковский «Мойдодыр». - беседа о злости - игра «Ругаемся овощами» [4] - ритуал прощания «Колокол» [5] Занятие 6. «Что такое удивление?» - ритуальное приветствие «Беседа об удивительном» [33] - этюд «Живая шляпа» - рисунок «Удивленный человек» Занятие 7. «Такие разные эмоции» - ритуал приветствия "Повтори движение" - беседа об эмоциях - игра «Зеркало» [27] - игра «Передавалки» Занятие 8. «Зачем эмоции нужны» - ритуал приветствия «Угадай эмоцию» - чтение и обсуждение сказки «Сказка о пяти слугах: Радость, Печаль, Страх, Удивление и Злость» [30] - игра «Пиктограммы» [6] Занятие 9. «Наше настроение» - ритуал приветствия «Что я сейчас чувствую» - чтение и обсуждение стихотворения Светланы Зернес «Настроение» [31] - ритуал прощания «Мое настроение похоже на…» Занятие 10. «Кто такой уверенный человек» - упражнение «Помоги другу» [26] - чтение и обсуждение стихотворения Т. Волгиной «Два друга» [7] - разыгрывание ситуации «Я уверенный человек!». [7] | Цель занятия: расширять представления детей об эмоции радости, ее внешних проявлениях, и о причинах ее возникновения. Цель занятия: расширять представления детей об эмоции о грусти, ее внешних проявлениях, и о причинах ее возникновения; формирование представлении о способах избавления от плохого настроения. Цель занятия: расширять представления детей об эмоции страхе, его внешних проявлениях, и о причинах его возникновения. Цель занятия: создание положительного эмоционального фона; устранение страхов; расширение представление детей о спектре существующих страхов; коррекция эмоции страха. Цель занятия: сформировать у ребенка представление о внешних проявлениях злости, о злости как о неприятном чувстве; обучение адекватным способам выражения своей агрессии. Цель занятия: расширять представления детей об эмоции удивления; актуализировать знания детей о внешних проявлениях удивления; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Цель занятия: актуализировать знания об эмоциях; сформировать умения распознавать и показывать эмоции. Цель занятия: сформировать у детей представление о нужности эмоций; актуализация знаний детей о разности эмоции, их внешних проявлениях. Цель занятия: познакомить детей с понятием «настроение» и его особенностями; показать в доступной форме изменчивость настроения. Цель занятия: сформировать у детей представления о том, что такое чувство уверенности; обучить детей навыкам приобретения чувства уверенности. | 20 минут 25 минут 20 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 25 минут 20 минут 25 минут |
Блок 2. «Я и окружающие» Цель блока: сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другим детям; помочь понять свои индивидуальные особенности и особенностей других людей; развить коммуникативные навыки; овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Занятие 1. «Мы такие разные» - игра «Знакомство- представление». - игра «Составь портрет своего друга»; - игра «Давайте говорить друг другу комплементы» Занятие 2. «Мы так похожи» - упр. «Кто Я?» - игра «Встаньте те, кто…» [29] - итог занятия (рефлексия) «Мы похожи с…» Занятие 3. «Давайте жить дружно» - ритуальное приветствие «Ладонь в ладонь» - просмотр и обсуждение мультфильма «Крошка енот» - игра «Подари подарок» Занятие 4. «Добро и зло» - игровая ситуация «Два волшебника: добрый и злой» - игра «Потерялось словечко» [22] - рисование на тему: «Добрый и злой». Занятие 5. «Приятные слова» - игра «Словарь вежливых слов» [22] - упр. «Комплемент» Занятие 6. «Встреча» - игра- разминка «Вежливо-не вежливо» - беседа по иллюстрациям «Встреча» [8] - обыгрывание ситуации «Встреча» [8] Занятие 7. «Бедный зайка» - чтение стихотворения «Зайку бросила хозяйка…» [8] - игровая ситуация «Бедный зайка» [8] - упр. «Давайте пожалеем зайку» [8] Занятие 8. «Мы поссоримся и помиримся» - чтение и обсуждение рассказа «Лучший друг» - разучивание мирилок «Учимся мириться» [9] Занятие 9. «Правила дружбы» - просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» - беседа «Дружбой дорожить умейте» [10] - дидактическая игра «Оцени поступок». [11] Занятие 10. «Я и мой друг» - игра в паре «Ладонь в ладонь» [12] - итог занятия –обсуждение Занятие 11. «Мы вместе — это сила» - игра с мячом «Назови имя» - игра «Невод» [19] - итог занятия –обсуждение | Цель занятия: учить определять свои предпочтения и учить различать индивидуальные особенности детей в группе; развитие интереса к сверстнику. Цель занятия: расширять представления ребенка о его схожести с другими; формировать у ребёнка чувство принадлежности к группе; Цель занятия: развитие интереса к сверстникам; развитие желания дружить со сверстниками. Цель занятия: расширить представления детей о добрых и злых людях; стимулировать детей поступать хорошо, быть вежливыми. Цель занятия: развивать желание детей использовать вежливые слова; расширять словарь детей близкими друг к другу вежливыми словами; тренировать детей говорить приятные слова; Цель занятия: закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость; обучить, вежливо, общаться при встрече с друзьями и знакомыми. Цель занятия: воспитывать эмоциональную отзывчивость; учить детей проявлять сочувствие и сострадание; расширять словарный запас детей для проявления сочувствия. Цель занятия: Учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры; обучить детей некоторым способам разрешения конфликтов. Цель занятия: закрепить понятия «дружба», «дружить» познакомить детей с правилами дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других. Цель занятия: формирование навыков работы в паре: развивать умения договариваться и согласовывать свои действия с действиями партнера; саморефлексия парной деятельности Цель занятия: формирование навыков работы в команде: развивать умения договариваться и согласовывать свои действия с действиями партнеров; саморефлексия командной деятельности. | 20 минут 20 минут 20 минут 25 минут 15 минут 20 минут 20 минут 25 минут 20 минут 20 минут 25 минут |
Блок 3. «Я и моя речь» Цель блока: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря. Занятие 1. «Я знаю много слов!» - игра «Сегодня я как...» - беседа «Скажи по-другому» [21] - игра «Скажи по-другому» Занятие 2. «Скажи наоборот» - чтение сказки «Кривое зеркало» [13] - игра «Кривое зеркало» [13] - игра «Лото» Занятие 3. «Ласковые слова» - ритуальное приветствие «Меня зовут ласково» [14] - игра «Назови ласково» Занятие 4. «Один-много» - Разгадывание загадок с использованием картинок [15] - игра с мячом «Один- много» [15] Занятие 5. «Веселые числа» - игра «У кого сколько?» [23] - игра «Чего не стало?» [18] Занятие 6. «Звуки» - беседа о звуках [16] - игра «У кого хороший слух?» [28] - игра «Цепочка» [28] - игра «Кто больше?» [28] Занятие 7. «Пересказ» - отгадывание загадки - чтение сказки «Спор деревьев» К. Д. Ушинского -беседа по содержанию рассказа - пересказ с использованием опорных картинок. - итог занятия «Обсуждение пересказов» [32] Занятие 8. «Я- писатель» - чтение стихотворения с инсценировкой [25] - чтение и обсуждение сказки «Айога» [25] - придумывание концовки [25] - итог занятия «Обсуждение концовок» Занятие 9. «Такие разные игрушки» - чтение стихотворения М. Карема «Тедди» - рассматривание игрушки (медвежонка) с использованием наглядной схемы - игра «Магазин игрушек» Занятие 10. «Наш дом во Вселенной» - чтение загадки о космонавте [17] - беседа о космосе - игра по командам «Будущие космонавты» [24] | Цель занятия: учить подбирать синонимичные слова и словосочетания; обогащать словарь детей синонимами и синонимичными словами. Цель занятия: учить детей подбирать антонимы к существительным, прилагательным и глаголам; упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а», используя слова-антонимы. Цель занятия: знакомить детей с ласковыми и добрыми словами; выработать умение образовывать от существительных уменьшительно-ласкательные слова; Цель занятия: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа Цель занятия: формирования навыков согласования существительных с числительными в родительном падеже. Цель занятия: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове; развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой. Цель занятия: учить составлять связный последовательный пересказ на основе опорных картинок; развивать монологическую форму речи; расширение словарного запаса. Цель занятия: расширение лексико- грамматических возможностей; развивать монологическую форму речи. Цель занятия: развивать умение детей составлять самостоятельное описание по плану, руководствуясь схемой; формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Цель занятия: развивать навыки монологической и полилогической форм речи, навыки работы в команде | 15 минут 25 минут 15 минут 15 минут 20 минут 30 минут 30 минут 30 минут 25 минут 20 минут |
Всего: | 11 ч. 25 мин. |
Основное содержание
Блок 1. «Я и эмоции»
Занятие 1. «Радость»
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: снятие мышечного напряжение, создание положительного эмоционального фона.
Ход. Детям предлагается разбиться на пары, а затем каждой паре нужно соединить свои ладони (правая к правой, левая к левой). Держа ладони соединенными, детям нужно нарисовать заданную фигуру в воздухе (например, круг, елка). Постепенно фигуры усложняются.
Беседа "Что такое радость?" [1]
Цель: расширять представления детей об эмоции радости, о причинах ее возникновения.
Ход. Детям предлагается порассуждать на тему радости. Затрагиваются следующие моменты: что такое радость, приятное ли это чувство, когда сами дети испытывали радость. Детям предлагается вспомнить что-то приятное и понаблюдать за другими детьми, как они выглядят, когда радуются.
Рисование на тему «Счастливый человек»
Цель: актуализировать знания о внешних проявлениях радости и причинах ее возникновения.
Материалы и оборудования: листы бумаги по количеству обучающихся детей и цветные карандаши.
Ход. Детям предлагается нарисовать счастливого человека, и потом подумать: чему радуется этот человек.
Занятие 2. «Грусть»
Ритуал приветствия «Встаньте те, кто…» [29]
Цель: формирование положительного эмоционального фона; настрои детей на занятие
Инструкция для ребенка: воспитатель говорит, что он будет говорить утверждения и если оно кому-то подходит, то этому человек нужно встать.
Ход. Встаньте те, кто
— любит бегать,
— радуется хорошей погоде,
— имеет младшую сестру,
— любит дарить подарки и т.д
Последними утверждениями должны быть утверждения, связанные с чувством грусти. Например, «Встань те, кто недавно грустил» или «Встаньте те, кто сейчас грустит».
Беседа на тему «Что такое грусть?»
Цель: расширять представления детей об эмоции радости, о причинах ее возникновения.
Ход: Детям предлагается порассуждать на тему грусти. Затрагиваются следующие моменты: что такое грусть, приятное ли это чувство, когда сами дети ее испытывали. Детям предлагается вспомнить что-то приятное и понаблюдать за другими детьми, как они выглядят, когда радуются.
Рассматривание картины «Опять двойка» Ф. Решетников
Цель: актуализировать знания о внешних проявлениях грусти и причинах ее возникновения.
Ход. В процессе рассматривания затрагиваются следующие моменты: кто на картине грустит, как они это поняли, почему мама и мальчик грустят.
Ритуал прощания «Рисунок «Секреты хорошего настроения»»
Цель: формирование представлении о способах избавления от плохого настроения
Ход. Детям предлагается вспомнить что поднимает им настроение, что они делают, когда им грустно и нарисовать это. Затем каждый рассказывает о своем рисунке.
Занятие 3. «Страх»
Ритуал приветствия «Доброе животное» [2]
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход. Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Беседа «Что такое страх?»
Цель: расширять представления детей об эмоции страхов, о их разнообразии.
Ход. Затрагиваются следующие моменты: что такое грусть, приятное ли это чувство, как выглядит человек, который боится.
Рисование страхов [20]
Цель: снятие эмоционального напряжения от встречи с объектом страха.
Ход. Детям предлагается подумать над тем, чего они сами бояться и изобразить это на бумаге. Важным моментом будет завершение занятия где детям предлагается порвать рисунок со своим страхом.
Занятие 4. «Маленький храбрец»
Чтение рассказа «Один Дома» [3]
Цель: настрой на занятие.
Ход. Читается рассказ, а затем проводится беседа о страхах, какие они бывают, чего можно бояться.
Беседа о страхах
Цель: расширение представление детей о спектре существующих страхов.
Ход. После прочтения рассказа (прошлый этап занятия) ведется его обсуждение: почему главный герой боялся, чего он испугался, что там могло быть. Исходя из ответов детей делается вывод о том, что страхов существует много и каждый чего-то боится. Ребенку предлагается подумать и рассказать чего он боится.
Упражнение «Воспитай свой страх»
Цель: коррекция эмоции страха
Описание упражнения: Ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, педагог предлагает ребенку перевоспитать страшилку (нужно сделать его добрым). Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.
Занятие 5. «Гнев»
Просмотр отрывка К.И. Чуковский «Мойдодыр».
Цель: создать основу для беседы с детьми, настроить их на тему занятия.
Ход. После просмотра у детей спрашивается, что они видели, как они думают, о чем они сегодня будут говорить. Детей подводят к тому что сегодня они будут говорить о злости.
Беседа о злости
Цель: сформировать у ребенка представление о внешних проявлениях злости, о злости как о неприятном чувстве, о причинах ее возникновения.
Ход. Затрагиваются следующие моменты: что такое злость, приятное ли это чувство, когда сами дети ее испытывали. Детям предлагается вспомнить как выглядят люди в гневе.
Игра «Ругаемся овощами» [4]
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Инструкция: Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, ... солнышко!"
Ритуал прощания «Игра «Колокол» [5]
Цель: эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства
Ход. Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задаёт ритм. Упражнение повторяется несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого (из родителей) и маленького (из детей). Маленький внутри большого, либо два рядом.
Занятие 6. «Что такое удивление?» [33]
Ритуальное приветствие «Беседа об удивительном»
Цель: настрой детей на занятие, подведение детей к теме.
Ход. Детям рассказывается факт, который сильно удивил воспитательницу. Затем детям предлагается вспомнить, помнят ли они что-то что тоже их очень сильно удивило. Проводится беседа о том, когда люди удивляются.
Этюд «Живая шляпа»
Цель: учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Ход. Прослушивается история «Живая шляпа». «Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовёт его, стоя у открытого окна:
- Дима, пора домой, обед уже на столе. Дима попрощался с приятелями и пошёл домой. На дороге он увидел шляпу и решил её поднять, но шляпа как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился».
После прочтения вспоминается как выглядит удивленный человек. Затем распределяются роли и разыгрывается история.
Рисунок «Удивленный человек»
Цель: закрепление знаний детей о внешних проявлениях удивления.
Ход. Детям предлагается нарисовать удивленного человека, и потом подумать: чему удивился человек.
Занятие 7. «Такие разные эмоции»
Ритуал приветствия "Повтори движение"
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Ход. Начинает воспитатель. Он показываете движения, а дети повторяют. Если кто-то ошибся, он становится на место воспитателя и т.д.
Беседа об эмоциях
Цель: расширить представление о спектре эмоции.
Ход. В ходе беседы вспоминается о каких эмоциях из тех что обсуждали дети помнят, какие эмоции дети еще знают, как они внешне выглядят, когда возникают эти эмоции.
Игра «Зеркало» [27]
Цель: развивать умения распознавать и показывать эмоции.
Ход. Играть в эту игру можно в парах или вдвоем. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.
Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д.
Игра «Передавалки»
Цель: развивать умения распознавать и показывать эмоции.
Ход. Игра проводится по типу игры «Испорченный телефон». Один игрок выбирает какую эмоцию он будет показывать и показывает ее следующему игроку (остальные не видят), затем второй игрок показывает третьему игроку и так до последнего. Последний игрок показывает эмоцию и ее сравнивают с задуманной эмоцией.
Занятие 8. «Зачем эмоции нужны»
Ритуал приветствия «Угадай эмоцию».
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Ход. Выбирается ребенок. Воспитатель показывает ему на картинке эмоцию которую он должен изобразить мимикой. Угадавший эмоцию ребенок становится на место показывающего.
Чтение и обсуждение сказки «Сказка о пяти слугах: Радость, Печаль, Страх, Удивление и Злость» [30]
Цель: сформировать у детей представление о нужности эмоций
Ход. В обсуждении сказки следует затронуть следующие моменты: почему печаль, страх и злость считаются плохими эмоциями, что будет если этих эмоции не будет, зачем они нам нужны.
Игра «Пиктограммы». [6]
Цель: знаний детей о разности эмоции, их внешних проявлениях.
Ход. Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
Занятие 9. «Наше настроение»
Ритуал приветствия «Что я сейчас чувствую»
Цель: обращать внимание детей на свое самочувствие, учить детей определять свое эмоциональное состояние.
Ход. По очереди передается игрушка. Тот, у кого она в руках должен рассказать о том, что он сейчас чувствует. Лучше, чтоб это упражнение начала воспитательница.
Чтение стихотворения Светланы Зернес «Настроение» [31]
Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его особенностями.
Ход. После чтения стихотворения детям задается вопрос: почему девочка не могла найти настроение, что такое настроение, в чем его особенности, чем настроение отличается от эмоции.
Ритуал прощания «Мое настроение похоже на…»
Цель: развивать умение детей определять свое эмоциональное состояние.
Ход. По очереди передается игрушка. Тот, у кого она в руках должен рассказать о том, что он сейчас чувствует, сравнив свое настроение с чем-то. Это может быть игрушка, погода, явление и т.д. Лучше, чтоб это упражнение начала воспитательница.
Занятие 10. «Кто такой уверенный человек»
Упражнение «Помоги другу» [26]
Цель: формирование у детей представления о чувстве неуверенности.
Ход. Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой ведет его по группе, помогает избежать столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды необходимо отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, подобным образом, проходит определённую «школу доверия».
В конце упражнения делается акцент на чувствах детей. Детей подводят к тому что часть детей боялась и чувствовала неуверенность, а другая нет. Обсуждается на что похоже чувство неуверенности.
Чтение и обсуждение стихотворения Т. Волгиной «Два друга» [7]
Цель: сформировать у детей представления о том, что такое чувство уверенности
Ход. После чтения стихотворения проводится беседа, которая должна включать в себя следующие вопросы: кто из друзей проявляет уверенность, в чем она проявляется, почему второй друг так неуверенно себя ведет, какие качества помогли первому мальчику вести себя уверенно?
Разыгрывание ситуации «Я уверенный человек!» [7]
Цель: обучить детей навыкам приобретения чувства уверенности
Ход. Детям задаются ситуации, которые им разыграть в уверенной роли.
Ситуации следующие:
♦ Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми. Расскажи им о себе.
♦ Ты потерял свою игрушку. Как ты спросишь у других детей, не видели ли они ее?
♦ На улице ты нашел щенка с ошейником, который потерялся. Как ты спросишь у других людей, детей или взрослых: чей это щенок, где его хозяин?
♦ Несколько детей играют в группе, присоединись к ним.
♦ К маме и папе пришли гости, покажи им свою комнату и игрушки.
Блок 2. «Я и окружающие»
Занятие 1. «Мы такие разные»
Игра «Знакомство- представление».
Цель: развитие интереса к сверстнику; учить определять свои предпочтения.
Ход: Каждому ребенку по кругу нужно подумать, как ему нравится, чтоб его называли.
Игра «Составь портрет своего друга»
Цель: учить видеть индивидуальные особенности детей в группе; развитие интереса к сверстнику.
Ход. Дети разбиваются на пары. В ходе беседы им надо узнать о своем напарнике и затем по окончанию времени (3 минуты) им нужно будет рассказать всем о том, что он узнал. Что именно следует указать вначале. Начинать нужно с внешних признаков (цвет глаз, волос) переходя к индивидуальным предпочтениям детей (любимая игра, игрушка, мультик и т.д.)
Игра «Давайте говорить друг другу комплементы»
Цель: учить видеть индивидуальные особенности детей в группе; развитие интереса к сверстнику.
Ход. Дети встают в круг. У ведущего мяч, он бросает любому ребенку по выбору мяч, при этом говоря комплемент. Например, «Маша, ты красивая!», а затем Маша уже кому-то кидает мяч и говорит комплемент.
Занятие 2. «Мы так похожи»
Упражнение «Кто Я?»
Цель: расширять представления ребенка о его схожести с другими; формировать у ребёнка чувство принадлежности к группе;
Ход. Каждый ребенок в группе, по очереди, называет свои статусы начиная с воспитательницы. Например, «Я - девочка, воспитательница, дочь у мамы…»
Под конец упражнения воспитательница подводит итог о том, что все мы является детьми, кто-то из детей является еще братом/сестрой, кто-то племянницей/племянником и т.д.
Игра «Встаньте те, кто…» [29]
Цель: развитие интереса к сверстнику, расширять представления ребенка о его схожести с другими; формировать у ребёнка чувство принадлежности к группе;
Инструкция для ребенка: воспитатель говорит, что он будет говорить утверждения и если оно кому-то подходит, то этому человек нужно встать.
Ход. Встаньте те, кто
— любит бегать,
— радуется хорошей погоде,
— имеет младшую сестру,
— любит дарить подарки и т.д.
Итог занятия (рефлексия) «Мы похожи с…»
Цель: закреплять представления ребенка о его схожести с другими;
Ход. Дети по очереди рассказывают о том, с чем, как они выяснили, они похожи с другим ребенком. Например, «Мы с Машей похожи в том, что обе любим играть в куклы»
Занятие 3. «Давайте жить дружно»
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: снятие мышечного напряжение, создание положительного эмоционального фона.
Ход. Детям предлагается разбиться на пары, а затем каждой паре нужно соединить свои ладони (правая к правой, левая к левой). Держа ладони соединенными, детям нужно нарисовать заданную фигуру в воздухе (например, круг, елка). Постепенно фигуры усложняются.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Малыш енот»
Цель: развитие желания дружить со сверстниками; формирование представления об улыбке как о предпочтительном стиле поведения.
Ход. В ходе беседы важно затронуть следующие моменты: почему Крошка енот испугался енота в лесу и подумал, что он злой, почему енот в лесу улыбнулся, когда улыбнулся Крошка енот, приятно ли видеть улыбку.
Игра «Подари подарок»
Цель: развитие интереса к сверстникам, развитие желания дружить с сверстником.
Ход. Все встают в круг. Дети по очереди дарят подарок своему соседу справа, начиная с фразы «Маша, я дарю тебе…». Подарок называется, однако материально не дарится. Важно напомнить детям что подарок нужно постараться выбрать так, чтоб он понравился тому, кому дарят. Следует начинать с воспитательницы.
Занятие 4. «Добро и зло»
Игровая ситуация «Два волшебника: добрый и злой»
Цель: раскрыть сущность полярных понятий "добро" и "зло" и показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют; сформировать представление детей о добром поведении как о предпочтительном.
Ход. В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Каждый рассказывает о себе, с соответствующей мимикой и жестами. Затем у детей спрашивают кто из них добрый волшебник, а кто злой, с каким они хотели бы дружить, почему, почему они не хотят дружить с злым волшебником, что нужно делать чтобы быть добрым.
Игра «Потерялось словечко» [22]
Цель: стимулировать детей быть вежливыми, использовать вежливые слова; развивать интерес к вежливым словам.
Ход. Воспитательница говорит ряд утверждений, которые детям нужно закончить.
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
Рисование на тему: «Добрый и злой».
Цель: закреплять в сознании детей представления о добрых и злых людях; стимулировать детей быть добрым
Ход. Детям предлагается нарисовать доброго и злого человека.
Занятие 5. «Вежливые слова»
Игра «Словарь вежливых слов». [22]
Цель: знакомить детей с "вежливыми" словами. Учить подбирать близкие друг к другу по смыслу "вежливые" слова.
Инструкция: Ребята сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?
-Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка).
(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю!
Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста!
Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!)
Упражнение «Комплемент»
Цель: тренировать детей говорить приятные слова
Ход. Все встают в круг. Дети по очереди говорят комплемень своему соседу справа, начиная с фразы «Маша, ты очень…». Следует начинать с воспитательницы.
Занятие 6. «Встреча»
Игра-разминка «Вежливые слова»
Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.
Инструкция: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши. Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Громко разговаривать в общественных местах.
- Обозвать обидным словом одноклассника.
- Не уступить место пожилому человеку.
- Отвечать на телефонный звонок во время урока.
- Помочь донести сумку незнакомой старушке.
- Рассказать доверенную тебе тайну.
- Стараться говорить громче собеседника.
- Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.
Беседа по иллюстрациям «Встреча»
Цель: обучить, вежливо, общаться при встрече с друзьями и знакомыми; развить культуру поведения.
Материалы: Иллюстрации с ситуациями встречи с друзьями.
Ход. Разговор с детьми на тему, как часто им доводиться встречаться где-либо с друзьями и знакомыми, как они себя при этом ведут, что говорят и что при этом чувствуют.
Затем, просмотр иллюстраций, представляющих ситуацию встречи с другом и с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, какие у них выражения лица и позы.
Обыгрывание ситуации «Встреча» [8]
Цель: обучить, вежливо, общаться при встрече с друзьями и знакомыми; развить культуру поведения
Ход. Выходят два человека и разыгрывают сценку: «Встреча с другом». После обыгрывания ситуации дети делятся своими ощущениями, что у них получилось, а что нет. Затем выходят следующие желающие и т.д.
Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как нужно вести себя при встрече со знакомыми, и напротив – как вести себя не стоит.
Занятие 7. «Бедный зайка»
Чтение стихотворения «Зайку бросила хозяйка…» [8]
Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость;
Ход. После прочтения стихотворения выходит игровой персонаж Зайка, который плачет и рассказывает, как ему худо, оттого, что его бросила хозяйка.
Беседа «Бедный зайка» [8]
Цель: учить детей проявлять сочувствие и сострадание; воспитывать эмоциональную отзывчивость; развивать навыки речевого общения.
Ход. С детьми обсуждается, как нужно помочь Зайке, как его пожалеть. Дети предлагают речевые формы высказывания, как можно обратиться к зайке, посочувствовать ему.
Упражнение «Давайте пожалеем зайку» [8]
Цель: учить детей проявлять сочувствие и сострадание; развивать навыки речевого общения; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ход. Используя различные невербальные способы и высказывания жалеют зайку по очереди.
В конце педагог вместе с ребятами делает вывод, насколько важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается, уметь уступать в конфликтных ситуациях.
Занятие 8. «Мы поссоримся и помиримся»
Чтение рассказа «Лучший друг»
Цель: учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры.
Ход. После чтения рассказа обсуждается, что послужило причиной конфликта, детям предлагается вспомнить случай, когда они сами ссорились, делается вывод о том, что ссора - это неприятно. Детям предлагается вспомнить как они мирились после соры.
Разучивание мирилок «Учимся мириться» [9]
Цель: обучить детей некоторым способам разрешения конфликтов, разучивание мирилок
Ход. Детям предлагается вспомнить как они мирились после ссоры с друзьями. С детьми разучивается следующая мирилка:
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
— Ты мне друг!
— И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.
Занятие 9. «Правила дружбы»
Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
Цель: настрой детей на занятие на тему «Дружба»
Беседа «Дружбой дорожить умейте» [10]
Цель: закрепить понятия «дружба», «дружить» познакомить детей с правилами дружеских отношений.
Ход. В ходе беседы обсуждаются с детьми следующие вопросы:
А хорошо, когда у человека есть друг?
А что значит друг, дружба? (Это близкие, добрые отношения.)
А вы умеете дружить? Есть у вас друзья? Как их зовут?
Можно ли про вашу группу сказать, что она самая дружная?
Дидактическая игра «Оцени поступок» [11]
Цель: формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других.
Ход. Детям предлагается ряд иллюстрации с хорошими и плохими поступками. Детям предлагается описать что они видят и оценить поступок.
Занятие 10. «Я и мой друг»
Игра «Ладонь в ладонь» [12]
Цель: формирование навыков работы в паре: развивать умения договариваться и согласовывать свои действия с действиями партнера.
Ход. Эта игра проводится в парах. Один ребенок в паре прижимает свои ладошки к ладошкам другого и дети таким образом, не отрывая ладошки друг от друга, двигаются по комнате, где они преодолевают или обходят различные препятствия. Это могут быть стул или стол, а также другие движущиеся пары. При этом останавливаться нельзя, если пара остановилась, она приседает.
Усложнение: движение пары с зажатым между лбами листком бумаги, который полностью закрывает лица. Двигаться нужно так, чтобы зажатый листок не упал.
Обсуждение игры «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие навыков саморефлексии
Ход. В ходе беседы выясняется, что детям было сделать легче всего, тяжело ли им было работать в паре, что тяжелее всего. Получилось ли у них пройти препятствие.
Занятие 11. «Мы вместе - это сила»
Игра с мячом «Назови имя»
Цель: создание положительного фона
Ход. Ребенок у кого находится мяч должен быстро назвать имя другого ребенка, кинув ему мяч. Тот в свою очередь называет другое имя и бросает ему мяч. Игра продолжается по такому принципу. В это время водящий должен коснуться названного ребенка пока он не назвал другое имя.
Игра «Невод» [19]
Цель: развивать умения вербально и невербально договариваться и согласовывать свои действия с действиями партнеров
Ход. Перед началом игры нужно выбрать двух водящих. сделать это можно с помощью любой детской считалки. Эти двое детей берутся за руки. Они «невод». Остальные ребята – рыбки. «Невод» должен ловить «рыбок». Но дотронуться до «рыбки недостаточно. Пара детей-водящих должна поймать «рыбку», соединив руки, чтобы пойманный оказался как бы в кольце. Тот, кого поймали, присоединяется к «неводу». Постепенно «невод» разрастается, увернуться от него, казалось бы, сложнее – такой он большой. Но большой «невод» становиться еще и неповоротливым! Играют до тех пор, пока в «море» не останется всего две «рыбки». Затем игру можно повторить, а «неводом» те две «рыбки», которых не поймали в прошлом коне.
Обсуждение игры «Невод».
Цель: развитие навыков саморефлексии
Ход. В ходе беседы выясняется, что детям было сделать легче всего, тяжело ли им было работать в команде, что тяжелее всего.
Блок 3. «Я и моя речь»
Занятие 1. «Я знаю много слов!»
Игра «Сегодня я как...»
Цель: включение ребенка в занятие; закреплять умение детей обращать внимание на свое внутреннее состояние.
Ход. Детям по кругу предлагается подумать и рассказать о том, как они себя чувствуют, с каким объектом, явлением они бы себя сравнили. Лучше начать с воспитательницы.
Беседа «Скажи по-другому» [21]
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Ход. Для тренировки детям предлагается закончить стишки определив подходящие по смыслу слова. Затем, на основном этапе детям предлагаются слова, к которым они должны подобрать похожие по смыслу слова, словосочетания. Перечень слов: ласковый, дети, скупой, шалун, думать, друг, вежливый, пожилой человек, работа, радость, грусть, волшебник, дом, страх, тропинка, лентяй,
Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить подбирать синонимичные слова и словосочетания
Ход. Воспитатель бросает мяч детям по очереди, назвав какое-либо слово. Поймавший мяч ребенок должен в свою очередь назвать похожее по смыслу слово или словосочетание. Затем ребенок возвращает мяч воспитательнице.
Занятие 2. «Скажи наоборот»
Чтение сказки «Кривое зеркало» [13]
Цель: настрой детей на занятие.
Игра «Кривое зеркало» [13]
Цель: учить детей подбирать антонимы к существительным, прилагательным и глаголам.
Ход. Детям предлагается представить, что в группе появилось такое зеркало, и подобрать к словам другие – с противоположным значением слова.
Воспитатель бросает мяч детям по очереди, назвав какое-либо слово. Поймавший мяч ребенок должен в свою очередь назвать противоположное по смыслу слово. Затем ребенок возвращает мяч воспитательнице.
Примерный перечень слов: Перечень слов: существительные доброта – злоба, сила – слабость, холод – жара, ум – глупость, тишина - шум; прилагательные твердый – мягкий, веселый – грустный, чистый – грязный, молодой – старый, острый – тупой; глаголы открывать – закрывать, говорить – молчать, оторвать – пришить, уронить – поднять.
Игра «Лото»
Цель: упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а», используя слова-антонимы.
Ход. Каждому ребенку раздаются картинки, на каждой из которых нарисованы противоположные по признакам предметы. Например, холодильник и утюг. Детям нужно составить сложноподчинённое предложение с союзом «а». Например, «Холодильник холодный, а утюг горячий».
Занятие 3. «Ласковые слова»
Ритуальное приветствие «Меня зовут ласково» [14]
Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой детей на занятие.
Инструкция: Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мама. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.
Ход. Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).
Беседа «Назови ласково»
Цель: знакомить детей с ласковыми и добрыми словами; выработать умение образовывать от существительных уменьшительно-ласкательные слова;
Ход. Воспитатель говорит о ом, что все вокруг можно назвать ласково, а не только людей. Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети возвращают воспитательнице мяч.
Занятие 4. «Один-много»
Разгадывание загадок [15]
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Ход. Загадываются загадки с применением наглядных, красочных картинок (например, один шар-много шаров).
Игра с мячом «Один-много» [15]
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные.
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.
Занятие 5. «Веселые числа»
Игра «У кого сколько?» [23]
Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Игровой материал: 1. Карточки с предметами в количестве 1 и 2 в наборе (в конвертах)
Ход игры: Игра начинается с подготовительных упражнений. Каждый ребенок получает наборы карточек с одним и двумя предметами, раскладывает их в 2 столбика и четко называет, что у него изображено: сначала 1 предмет, потом 2 предмета. Воспитатель спрашивает, одинаково ли произносятся слова, обозначающие количество и названия предметов (окончания слов меняются: был один флажок — стало два флажка), и предлагает: «Я буду называть какой-нибудь один предмет, а вы по очереди будете называть 2 таких же предмета. Один графин ... (два графина); одна телега ... (две телеги); одно сито ... (два сита) и т. д. Интересно, изменятся ли окончания слов, если я дам вам карточки, на которых нарисовано по 5 предметов?» Дети называют 5 предметов, изображенных на карточках (5 шаров, 5 ваз), и с помощью воспитателя замечают, что слово, обозначающее количество 5 не изменяется, а изменяются окончания слов, обозначающих предметы. Данные упражнения могут привлечь внимание детей к лексико-грамматическим конструкциям родного языка.
Игра «Чего не стало» [18]
Цель: формирование навыков согласования существительных с числительными в родительном падеже.
Материалы и оборудование: картинок с изображением на каждой из них множества однородных предметов.
Ход. На доске выставляется ряд /четыре, пять/ картинок, или на столе ставятся группы однородных предметов /чашки, тарелки.../. Сначала дети называют выставленные картинки. Потом закрывают глаза. Логопед убирает одну из картинок. Открыв глаза, дети должны ответить на вопрос «Чего не стало?». Картинки можно менять, дополнять. Затем игра проводиться с указанием количества предметов. Например, не стало трех тарелок, двух ложек. Материалом для игры служат картинки с изображением того или иного количества однородных предметов /от двух до десяти/.
Занятие 6. «Звуки»
Беседа о звуках [16]
Цель: настрой на занятие; актуализация знаний о звуках.
Ход. В ходе беседы актуализируются знания детей об отличии букв от звуков, особенностях гласных и согласных звуков.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.
Ход. Воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Игра «Цепочка» [28]
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Ход. Один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Игра «Кто больше?» [28]
Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Занятие 7. «Пересказ»
Отгадывание загадки
Цель: настрой на занятие
Ход.
Весной веселит, летом холодит
Осенью питает, зимой согревает,
Что это? (деревья)
Чтение сказки «Спор деревьев» К. Д. Ушинского + беседа по содержанию.
Цель: расширение словарного запаса; актуализация содержания для пересказа.
Материалы и оборудование: опорные картинки
Ход. С детьми разбираются в значении следующих словосочетании: «ствол в три обхвата», «сучья будто из железа вылиты», «молвить», «дубище», «растут на тебе одни желуди свиньям на потеху», «румяное яблочко, которое и на царском столе выделяется».
Затем с помощью опорных картинок вспоминается сюжет рассказа.
Пересказ с использованием опорных картинок
Цель: обучение составлению связного последовательного пересказа на основе опорных картинок.
Ход. Проводится пересказ рассказа нескольких детей по опорным картинкам.
Итог занятия «Обсуждение пересказов»
Цель: развитие навыков саморефлексии
Ход. Детям предлагается оценить своих товарищей: у кого самый интересный пересказ, у кого самый веселый, у кого самый длинный, короткий и т.д.
Занятие 8. «Я- писатель»
Чтение стихотворения с его инсценировкой. [25]
Цель: создание положительного эмоционального фона; настрой детей на занятие.
Ход. По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.
Чтение и обсуждение сказки «Айога» [25]
Цель: расширение лексико- грамматических возможностей; развивать монологическую форму речи.
В ходе беседы по сказке детям задаются следующие вопросы:
Вопросы к детям:
- Кто такая Айога?
- Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)
- Какие поступки Айоги вам не понравились?
- Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)
- Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)
- Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)
- Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
- К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».
- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
- Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
- А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)
Придумывание концовки [25]
Цель: развивать монологическую форму речи
Ход. Детям предлагается придумать продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом.
Выслушиваются несколько рассказов детей.
Итог занятия «Обсуждение концовок»
Цель: развитие навыков саморефлексии
Ход. Детям предлагается оценить своих товарищей: у кого самая интересная концовка, у кого самый веселая и т.д.
Занятие 9. «Такие разные игрушки»
Чтение стихотворения М. Карема «Тедди»
Цель: настрой детей на занятие
Рассматривание игрушки (медвежонка) с использованием наглядной схемы
Цель: формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия
Ход. С детьми по заранее подготовленной схеме рассматривается медвежонок. Затем воспитатель, обобщив результаты рассматривания, рассказывает о медвежонке по схеме.
Игра «Магазин игрушек»
Цель: развивать умение детей составлять самостоятельное описание по плану, руководствуясь схемой.
Ход. Детям предлагается поиграть в игру «Магазин игрушек», только в отличии от обычной игры в магазин, здесь нельзя называть игрушку, которую хочешь купить. Ее нужно описать, используя схему, чтобы продавец догадался о какой игрушке ведется речь. Для начала роль продавца выполняет воспитатель, затем предложив ее кому-то из детей.
Занятие 10. «Наш дом во Вселенной»
Чтение загадки [17]
Цель: создание настроя на занятие
Ход. Загадка:
Он не летчик, не пилот.
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это?
Беседа о космосе.
Цель: развитие навыков полилогической речи
Ход. Перед беседой очень важно с детьми обсудить что мы отвечаем по очереди, не перебиваем других, поднимаем руки и т.д.
Вопросы к беседе:
- А что есть в космосе? (метеориты, луна, другие планеты)
- Какие планеты вы знаете?
- Что делают космонавты в космосе?
- Кто-то еще есть в ракете кроме космонавта?
- Что делает космонавт?
- Что делают другие члены экипажа?
Игра по командам «Будущие космонавты» [24]
Цель: развивать навыки монологической и полилогической форм речи, навыки работы в команде
Ход. Сначала «космонавты» сообща обсуждают план полета, разрабатывают его маршрут; назначается командир корабля, бортинженер, врач, другие члены экипажа. После возвращения на Землю экипаж составляет отчет о полете (творческое рассказывание).
Список источников.
Ссылки переносятся в тематический план, в квадратных скобках.
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-temu-radost-znakomstvo-s-yemocijami.html
- https://www.psyoffice.ru/4-0-362.html
- https://yapishu.net/book/97703
- Кряжева н.Л., 1997
- https://studfile.net/preview/2673376/page:3/
- https://docplayer.ru/26638362-1-igra-piktogrammy-detyam-predlagaetsya-nabor-kartochek-na-kotoryh-izobrazheny-razlichnye-emocii-na-stole-lezhat-piktogrammy-razlichnyh-emociy.html
- https://kladraz.ru/metodika/konspekty-zanjatii-s-doshkolnikami/konspekt-zanjatija-po-yemocionalnomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoi-grupe.html
- http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7338/2/10Zhdanova.pdf
- http://www.maminpapin.ru/mirilki/xvatit-nam-uje-serditsya.html
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/kaliendarnoie-planirovaniie-po-tiemie-mirom-pravit-dobrota-po-fgos-v-podghotovitiel-noi-ghruppie
- https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-oceni-postupok-3414452.html
- http://childish.fome.ru/ras-2-278.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe-tema-slova-antonimy.html
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-laskovoe-slovo-3611874.htm
- https://ped-kopilka.ru/blogs/utyuzhnikova-svetlana/didakticheskaja-igra-odin-mnogo-dlja-doshkolnikov-5-6-let.html
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-obucheniyu-gramote-tema-zakreplenie-proydennogo-materiala-glasnie-i-soglasnie-zvuki-i-bukvi-chtenie-slogov-607079.html
- http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-kosmonavt/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2011/12/02/igry-i-igrovye-priemy-dlya-formirovaniya-navykov-soglasovaniya
- http://www.karakyli.ru/2014/03/16/nevod-podvizhnaya-igra/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/12/27/narisuy-svoy-strakh-korrektsiya-detskikh-strakhov
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/02/19/igra-prezentatsiya-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-skazhi-po
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/13/igry-napravlennye-na-formirovanie-kultury-rechevogo
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/21/igry-i-uprazhneniya-po-formirovaniyu-grammaticheskogo-stroya-rechi-v
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/24/pokorenie-kosmosa
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/03/21/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-na-temu-zavershenie-raboty-nad
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/07/22/kommunikativnye-igry-dlya-razvitiya-navykov-obshcheniya-u-detey
- http://childish.fome.ru/ras-10-3.html
- https://azbyka.ru/deti/igry-na-obuchenie-gramote-dlya-detej-5-6-let-v-detskom-sadu
- https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200501714
- https://www.b17.ru/article/81534/
- https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625936/
- https://www.maam.ru/detskijsad/spor-derevev-v-lesu.html
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/02/emotsii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Первые шаги в математику» для детей старшего дошкольного возраста» «Алиса в стране чудес»
Использование занимательных игр в математике, позволяет детям в ходе поиска, выдвижения гипотез приходить к правильному решению; помогает овладеть простейшими фомами мышления....
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область...
КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с интеграцией в области речевого и художественно-эстетического развития. на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
комплексное занятие с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста по теме "Космос"...
Технологическая карта занятия по развитию речи "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта занятия по развитию речи "Зимние забавы"...