РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по математике (младшая группа) на тему
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраста нужно стараться сохранить индивидуальность в ребенке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaeva_l.m._cheboksary.doc | 44 КБ |
prezentaciya_matematicheskaya_deyatelnost.pptx | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Л.М. Николаева
КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №1» Минобразования Чувашии,
г. Чебоксары
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраста нужно стараться сохранить индивидуальность в ребенке.
В.А. Крутецкий говорил о развитии способностей как об индивидуально – психологических особенностях человека, помогающих ему при прочих равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями, умениями и навыками в разных областях.
Важное место в обучении дошкольников c задержкой психического развития отводится использованию дидактических игр и упражнений. Игра для него - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойство предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, способствуют детскую активность. В них совершенствуется понимание отношений и причинно – следственных взаимодействий между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации. Игра становится средством воспитания партнерских отношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствуясь правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолевать трудности, достойно переживать временные неудачи и поражения, радоваться успехам своих товарищей и своим собственным.
Следующая ветвь для развития интеллектуально – творческих способностей у воспитанников с задержкой психического развития через познавательно – математическую деятельность – это развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании в процессе поиска решений.
Интеллектуально – творческие способности дошкольников с ОВЗ развиваются результативно через познавательно – математическую деятельность только при максимальном участии каждого ребенка в игровой деятельности и при учете следующих путей:
- Обязательное использование разнообразного наглядного материала, на основе которого проводится игра. Богатство видов и форм раздаточного счетного, измерительного, геометрического материала оживляет задачу, побуждает играющего к ее выполнению. Ребенку с помощью разнообразного наглядного материала демонстрируется вариативность в решении познавательных задач, показываются особенности общего и частного подходов в их реализации.
- Введение новых вариантов заданий, материалов, условий игры. Нарастание трудоемкости игры, усложнение ее математического содержания оживляет интерес детей к знакомой игре, развивает инициативу, творчество.
- Работа детей с индивидуальными карточками. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, а на самостоятельное творческое выполнение задания и получение ответа.
- Организация игрового общения детей в форме игры в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются местами. Тот, кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить игровое задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.
- Организация игрового общения детей в малых группах по три – четыре человека. Объединять детей в одну команду может сам результат выполнения задания. Например, найти игрока с такими же по цвету полосками, найти «домик» с заданными свойствами ( четырьмя углами). Тогда дети непроизвольно оказываются партнерами и продолжают дальше совместные игровые действия.
Малая группа может образоваться так же и по выбранному символу. Например, до начала занятия каждый ребенок получает конверт и, вскрыв его, обнаруживает определенную фигуру, бантик, цветную фишку. Дети, получившие одинаковые символы, собираются в игровую команду. Ведущий в такой малой группе определяется с помощью считалки.
- Организация игры всей группой одновременно. При этом и ответ на вопрос, заданный ведущим, озвучивают не одни и те же наиболее активные дети, а все дети в порядке очередности или по установленным правилам. В случае неготовности отвечающего его поддерживает вся группа, произнеся ответ хором.
- Поддержание оживленного (посильного для дошкольников) темпа игры, способствующего активизации действий детей. Во время игры бывают неуместные развернутые ответы, долгие раздумья или обстоятельные объяснения, необоснованные паузы.
Если игра проводится в парах или в малой группе, сами играющие задают темп, педагог похвалой или доброжелательными комментариями одобряет процесс и темп игры отдельной команды.
Когда игра проводится со всем коллективом, целесообразно организовать ее сидя или стоя в кругу, разместившись полукругом перед ведущим. В этом случае возможно использовать темпообразующий атрибут, которым может стать небольшая мягкая игрушка, передаваемая от одного ребенка к другому.
8. Создание у детей радостного настроения во время игры. Улыбки, жесты, аплодисменты, совместные переживания создают эмоциональную атмосферу, поддерживающую интерес детей к обучению.
Работу с детьми нужно проводить с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Когда он стремится высказывать свои суждения, идеи, обязательно надо одобрить его стремления понять что–то и поддерживать, не надо стремиться немедленно дать ребенку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создавать условия для разворачивания его собственных размышлений.
Для этого:
-Можно использовать иллюстрации к книгам, телепередачи, презентации познавательно – математического направления;
-Как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;
-Внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, не критикуя;
-Ставить развивающие вопросы;
Вот, например, типовая структура работы с каждым числом:
- Рассказывание педагогом сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.
- Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе, окружающей жизни.
- Рисование на тему числа.
- Лепка соответствующей цифры.
- Преподнесение детям символических подарков, подарков, мастеривших воспитателями совместно с детьми.
При таком подходе каждое число первого десятка обретет для ребенка как бы свое собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире, Это повышает интерес детей к данной реальности. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр. У них развивается вариативное мышление, интеллектуально – творческие способности.
Таким образом познавательно – математическая деятельность входит в жизнь детей как «открытие» закономерностей связей и отношений окружающего мира. Через познавательно – математическую деятельность у детей с ОВЗ при творческом подходе педагога развиваются интеллектуально – творческие способности, умение обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение волнующих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношение явлений действительности, пространство и время, количество и качество, логическое и вариативное мышление, увеличивается объем памяти и внимания, развивается речь умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания.
ЛИТЕРАТУРА
- Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика – Синтез, 2006 – 2010. С.28 – 38.
- Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А. «Формирование математических представлений». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008. - 223 с.
- Новикова В.П. «Математика в детском саду 6-7 лет». Москва. «Мозаика-Синтез», 2008 – С. 20 - 23.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеллект – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности
В.А. Крутецкий : развитие способностей – это индивидуально-психологические особенности человека
Игра – способ познания окружающего
Структура работы с числом
Познавательно-математическая деятельность – это открытие закономерностей связей и отношений окружающего мира
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность
Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Cеминар на тему: «Формирование элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему развивающих игр».
Содержание1. Рассмотрение психических особенностей...
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Рекомендации для педагогов и родителей....
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»ВступлениеДошкольное детство - очень важный п...