Технологическая карта занятия по развитию речи "Зимние забавы" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи

Степанец Анастасия Евгеньевна

Технологическая карта занятия по развитию речи "Зимние забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_razvitiyu_rechi_zimnie_zabavy.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО:  Степанец Анастасия Евгеньевна

Образовательная(ые) область(и): Речевое развитие

Тема занятия: Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: создание  условий для составления повествовательного рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» с опорой на план; составление совместно с воспитателем.

Задачи занятия:

  • обучающие: познакомиться с сюжетной картиной «Зимние забавы» через рассматривание;
  • формировать умения составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • развивающие: проанализировать сюжет картины;
  • совместно с воспитателем составить рассказ, используя мнемотаблицу.
  • воспитательные: соблюдать правила участия в беседе;
  •  не перебивать говорящего, внимательно слушать собеседника.

Планируемые результаты занятия: дети составляют повествовательный  рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы» с опорой на мнемотаблицу.

Словарная работа: лыжник – человек, который ходит на лыжах (зимний вид спорта), снеговик – фигура изготовленная из снега, зимние забавы – игры в зимнее время года.

Подготовительная работа: отгадывание загадок, дидактические игры: «Назови предмет», «Скажи ласково», «Какой, Какая?»; дети ознакомлены с  техникой составления повествовательного рассказа при помощи мнемотаблиц. Воспитателем подготовлен дидактический материал.

Материалы и оборудование: ноутбук,  столы, стулья, доска, сюжетная картина «Зимние забавы».

Этапы содержания деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

1 этап вводный (мотивационно побудительный)

Сюрпризный момент, объявление темы

  1. Воспитатель                 предлагает встать в круг.

Круг широкий вижу я, Встали все мои друзья. Улыбнемся, подмигнем, И общаться мы начнем. Сюрпризный момент - превращение

  1. Снег на полях, лед в реках,вьюга гуляет, когда это бывает?

(Зимой).

Задает вопросы:

  • После какого времени года наступает зима?

-Какой сейчас месяц?

  • Какие приметы зимы вы знаете? Опишите деревья зимой. Что происходит с рекой зимой? Верно, покрылась льдом, застыла, спящая речка, неподвижная.

Что надевают люди зимой?

Дети отгадывают загадку, активно участвуют в беседе, называют признаки зимы, зимние явления.

Дети проявляют интерес и готовность к занятию.

Озвучивание темы занятия

  1. Озвучивает автора и название сюжетной картины (Зимние забавы).
  2. Напоминает о правилах поведения при выполнении заданий.

5.Предлагает детям для того, чтобы получилось составить рассказ, необходимо выполнить задания.

Дети слушают информацию о картине «Зимние забавы», правила поведения на занятиях, приготавливаются к выполнению заданий.

Дети вспомнили правила поведения на занятиях.

Основной этап.

Этап организационно-поисковый

6..Проводит  д\и «Назови предмет»:

снежный (что?)…, морозный (Что?)…, сильный  (Что?)…, снежная (Что?)…, ледяная (Что?)…, белый (Что?)…, холодная (Что?)…

  1. Проводит д\и «Какая погода зимой?», произносит начало предложения, дети подбирают имя прилагательное: «Какая погода зимой, если на улице….»:

Снег – снежная;

Холод - холодная;

Мороз – морозная;

Ветер- ветряная;

Солнце – солнечная.

  1. Проводит д\и «Скажи ласково»:

Снег-снежок;

Мороз-морозец;

Ветер – ветерок;

Лед – ледок;

Зима – зимушка;

Метель – метелица;

Санки – саночки;

Холод – холодок;

Дерево- деревце;

Звезда – звездочка;

Солнце – солнышко;

День – денек;

Ночь – ночка.

9.  Проводит д\и «Какой? Какая? Какое?»

-Снег (какой) – белый, холодный, скрипучий;

- Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.

-Горка (какая?)          - ледяная, скользкая, высокая.

-Лед (какой) – блестящий, скользкий, гладкий.

10. Предлагает разгадать загадки.

И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы фигурные … (коньки)

Кто по снегу быстро мчится,

        Провалиться                 не                 боится…

(лыжник)

Во дворе катали ком, Шляпа сарая на нем.

Нос приделали, и в миг

Получился …(снеговик)

Снежный шарик сделать можно, Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны ….(снежки)

Дети слушают, рассуждают, и отвечают на вопросы, разгадывают загадки.

Дети закрепили навыки подбирать слова – предметы, слова – признаки, образовывать однокоренные слова, подбирать слова, отвечающие на вопрос «Какой?

Какая?»

Динамическая пауза

11. Давай дружок, смелей дружок,   идут по кругу, будто катят ком.

Кати по снегу свой снежок  рисуют руками круг.

Он превратится в снежный ком, и станет ком снеговиком.

 рисуют снеговика.

Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Улыбаются, показывают глаза, прикрывают голову ладошкой. Трогаю нос, держат метлу

Но солнце припечет слегка- Увы – и нет снеговика.

Приседают, разводят руками.

Дети выполняют движения вслед за воспитателем под музыку

Дети удовлетворили свою двигательную потребность и сняли мышечное напряжение после нахождения в статической позе.

Этап рассматривания картины

12. показывает картину «Зимние забавы» В.Егоров.

13. задает вопросы:

  • Рассмотрим картину. Какое время года изображено?
  • Кто нарисован на этой картине?
  • Что делают мальчики?
  • Что случилось с этими детьми?
  • Где катаются на санках?
  • Где катаются на коньках?

- Какое время суток нарисовал художник? Утро, день  или вечер?

 - Как можно назвать эту картину?

Придумайте рассказ по картине «Зимние забавы». Помните, что  есть у рассказа начало, середина и конец.

Дети, изъявляют желание составить последовательность событий при помощи изображения на картине и составляют её, соглашаются проверить последовательность путём слушания рассказа, приготавливаются к составлению и слушанию.

Дети совместно с воспитателем рассмотрели, составили план рассказа.

Этап составления рассказа

13.показывает мнемотаблицу.

14. предлагает придумать рассказ Примерный рассказ:

Наступила зима. Выпал белый

пушистый снег. Деревья, дома, дороги укрыты снежным одеялом. Обрадовались дети. Они надели теплые куртки, шапки, варежки и побежали на улицу. Ребята лепили снеговика. Мальчики играли в снежки. Дети катались на лыжах, санках и коньках. Весело зимой!

15. слушает рассказы детей, при необходимости оказывает помощь.

Составить повествовательный рассказ.

по мнемотаблице.

Заключительный этап.

Этап подведения итогов

Рефлексия

16. Организует беседу:

  • Что мы сейчас с вами делали?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Что было сложно для вас?
  • Получилось ли составить рассказ

- Понравились вам  рассказы, которые вы составили? Чей именно?

17.Благодарит детей и хвалит за старания.

18. Предлагает нарисовать свою картину «Зимние забавы»

Дети активно участвуют в беседе, отвечая на вопросы, изъявляют желание нарисовать картины, убирают книгу на полку.

Дети совестно с воспитателем подвели итоги деятельности, обобщили полученный опыт, оценили собственную деятельность, и получили установку на последующую деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Викторина по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для закрепления детьми правил пожарной безопасности, осторожного обращения с огнем и правил поведения при пожаре.Задачи образовательной программы:развивать умение детей ориентир...

Технологическая карта педагогического мероприятия «Веселая страна Выдумляндия» для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное занятие с использованием ИКТ технологий для развития у дошкольников музыкальных и творческих способностей....

Технологическая карта образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Финансовая грамотность в детском саду - это процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. А экономическое вос...

Технологическая карта занятия «Квиллинг. В поисках Птицы-Счастья» для старшего дошкольного возраста

Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...

Технологическая карта занятия «Квиллинг. Овечки на лугу» для детей старшего дошкольного возраста

Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Волшебница - Вода» для детей старшего дошкольного возраста

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.В технологической карте по развитию познавател...