Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
статья (старшая группа)
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская субкультура, в общем, представляет собой автономную социокультурную реальность, у которой есть свой язык, структура, функции и многое другое.
На сегодняшний день этот неповторимый мир изменяется, уходит на второй план. Все это происходит по ряду причин: доступность в большом количестве гаджетов, интернета, его перенасыщенность, так же очень влияет и загруженность детей, загруженность в плане большого количества разных кружков, секции занятий помимо детского сада. У ребенка просто не остается времени быть простым ребенком, играть, самостоятельно познавать мир, развиваться своевременно и плавно.
В последние год все больше становится детей, у которых плохо сформирована фантазия, они не умеют и не хотят фантазировать. У таких детей фантазия скудна и однообразна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rpps.docx | 118.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Цель исследования:
- Экспериментально изучить особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать среду, в которой дубеет благоприятно развиваться субкультура в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования игра: игра-фантазирование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление детской субкультуры в игре-фантазировании детей 5-7 лет.
Задачи:
1. проанализировать особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста;
2. разработать проект условий, способствующих проявлению детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста будут проявлять детскую субкультуру в игре-фантазировании при соблюдении следующих условий:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами, относящимися современной детской субкультуре;
- развитие фантазии детей 5-7 лет;
- обогащение представлений педагогов о современной субкультуре ребенка.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская субкультура, в общем, представляет собой автономную социокультурную реальность, у которой есть свой язык, структура, функции и многое другое.
На сегодняшний день этот неповторимый мир изменяется, уходит на второй план. Все это происходит по ряду причин: доступность в большом количестве гаджетов, интернета, его перенасыщенность, так же очень влияет и загруженность детей, загруженность в плане большого количества разных кружков, секции занятий помимо детского сада. У ребенка просто не остается времени быть простым ребенком, играть, самостоятельно познавать мир, развиваться своевременно и плавно.
В последние год все больше становится детей, у которых плохо сформирована фантазия, они не умеют и не хотят фантазировать. У таких детей фантазия скудна и однообразна.
В эксперименте принимали 21 ребенок (9 мальчиков, 12 девочек) в возрасте 5–7 лет и 15 педагогов. В соответствии с задачами исследования проводилось 3 серии эксперимента.
По результатам первой серии эксперимента, которая был наплавлена на изучение проявления детской игры-фантазирования, мы можем сделать вывод, что практически все дети любят фантазировать и делают это чаще всего дома, нежели в группе. Это можно увидеть на рисунках 5 и 6. По ответам детей мы сделали вывод, что большей части детей помогают родители, дают советы, уступают, предлагают атрибуты, играют вместе с детьми. Поэтому детям и нравится больше играть дома, чем в группе. В группе сложно договориться с другими детьми, сложно найти атрибуты, компанию, разделяющую интересы. По рисункам 1 2 3 и 4 можно проследить что, чаще всего дети фантазируют в группе. Больше всего фантазируют девочки. Чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры или во время настольных игр. На рисунке 3 показаны самые популярные сюжетно-ролевые игры детей в группе и на улице. В эти игры дети играю каждый день и помногу раз.
Наблюдение и беседа с детьми на тему: «Игра-фантазирование»
Рис.1 (где чаще всего фантазируют дети) Рис.2 (кто фантазирует больше во время игр)
Рис.3 (самые популярные игры в группе) Рис.4
Рис.5 (где чаще всего фантазирует ребенок) Рис.6 (Любишь ли ты фантазировать?)
Вторая серия эксперимента была направлена на изучение субкультуры детей 5-7 лет. По результатам наблюдения и опроса детей, мы можем сделать вывод, что дети знают детскую субкультуру, смотрят современные мультфильмы, слушают популярную музыку и играют в современные игры. Но есть дети, которые знают и любят старые мультфильмы и песни. Это можно увидеть на рисунках 9 и 10. Так же на рисунке 7 хочется отметить, что субкультура проявляется у детей и на улице и в группе. Детскую субкультуру чаще всего можно наблюдать в сюжетно-ролевой игре, о чем свидетельствует диаграмма 8.
Особенности проявления детской субкультуры
Наблюдение и беседа с детьми на тему: «Современная детская субкультура»
Рис.7 Рис.8 (вид деятельности, в котором проявляется детская субкультура)
Рис.9 Рис.10
Третья серия была направлена на изучение непосредственно педагога дошкольного образования, и на изучение развивающей предметно-пространственной среды. По результатам анкетирования, мы можем сделать вывод, что, в общем, все педагоги разбираются и понимают что такое детская субкультура, как понятие. К сожалению, не все педагоги одобряют и разбираются в современной субкультуре. Хочется отметить, что воспитатели знают, во что любят играть дети и на какие темы они фантазируют во время игр. По возможности они играют вместе с детьми, но это происходит очень редко и только по просьбе детей.
Предметно-пространственная среда, к сожалению, мало способствует развитию игры-фантазии у детей. Современных игр, соответствующих субкультуре современного ребенка, практически нет. Дети любят приносить игрушки из дома и играть с ними в небольших компаниях. Любимые настольные игры детей в группе, это «МЕМО животные» и «Спаси пингвина». Дети группы любят конструировать и рисовать, но центр художественной активности не способствует этому в полной мере. В центре сложно найти пишущие карандаши и интересные раскраски.
По результатам второй главы мы можем сделать вывод, что развивающая предметно-пространственная среда в данной группе не способствует развитию игры-фантазии у детей.
Цель проекта: обогащение развивающей предметно-пространственной среды для развития игры-фантазирования детей 5-7 лет. А также обогащение представлений педагогов о современной детской субкультуре дошкольников.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации проекта дети:
- смогут совершенствовать умения в игре-фантазировании;
- будут привлечены к развивающей предметно-пространственной среде с помощью современной детской субкультуры.
В процессе реализации проекта педагоги:
- расширят свои представления о современной детской субкультуре, увидят перспективы применения полученных знаний.
Как же мы собираемся достичь ожидаемых результатов. На рис.12 Мы можем увидеть простую схему, как же можно развивать игру-фантазирование и фантазию детей в общем. На рисунке представлены основные шаги.
Развитие фантазии и игры-фанатазирования у детей (рис.12)
Так же в таблице 1 Мы можем увидеть наполняемость развивающей предметно пространственной среды, которая соответствует современной детской субкультуре и способствует развитию игры-фантазирования детей. А что самое главное - она будет привлекать детей. Среда будет своевременно обновляться, дети будут учувствовать в обновлении и организации среды.
Группа оформлена в теплых, светлых тонах, у каждой зоны свой цвет и тематика. Каждая центр активности имеет своего героя, например, у зоны БЖД герой Гонщик из щенячьего патруля, он рассказывает детям правила ПДД, правила безопасности при ЧП и тд.
- Магазин - Моана, мультфильм «Моана»
- Салон красоты - Рапунцель, мультфильм «Рапунцель, запутанная история»
- Кухня - Реми (мышь), мультфильм «Рататуй»
- Транспорт - Молния Маквин, мультфильм «Тачки»
- Магазин одежды - Роза, мультфильм «Барбоскины»
- Зона конструирования - Винтик, мультфильм «Фиксики»
- Зона рисования - Эльза, мультфильм «Холодное сердце»
- Театральная зона - Щелкунчик, сказка «Щелкунчик и мышиный король»
- Библиотека – Гена, мультфильм «Барбоскины»
- Уголок экспериментирования
- Содержание предметной среды (Таблица 1)
Центры игровой активности | Наполняемость |
Магазин | дисконт-карты, банковская карта, чеки, сканер, корзина, купоны, леп-бук «Профессии». |
Салон красоты | карточки, касса, ресепшн, зона маникюра, кисточки, лаки, купоны на бесплатное посещение. |
Транспорт | автосалон, СТО, форма для сотрудников СТО, набор инструментов, домкрат, жезл инспектора, фуражка инспектора, светофор, леп-бук «Правила ПДД». |
Магазин одежды | Одежда, касса, деньги, банковская карта, форма для персонала, вешалки, карточки, примерочная, форма для всех сюжетно-ролевых игр. |
Центр художественного творчества (Приложения 9 и 10) | Материалы для раскрашивания (на выбор), картинки «Дорисуйка», «Клякса», картинки «Соедини по цифрам»(реши пример), «Нарисуй эмоцию», карандаши, фломастеры, восковые мелки, бумага, точилка, ластик, леп-бук с информацией (как смешивать цвета, сколько основных цветов, загадки, ребусы и прочее). |
Центр театрального творчества | Атрибуты для развития фантазии (черный ящик, волшебный мешочек и прочее) современные костюмы в соответствии с субкультурой и интересов детей. |
Библиотека(место уединения) | Серия книг, соответствующих возрасту и отвечающих на запросы детей данной группы, диван. Центр чтения отгорожен ширмой. |
Центр экспериментирования | Слаймы, не Ньютоновая жидкость, леп-бук «Юный исследователь». |
Настольные игры | «Пингвин в ловушке», «Добль», «Барабашка», «Окулья охота»,«Jenga», «Геометрика», «Россия», «Мемо», «Уно», «Головоноги» |
Большая часть материалов и игр должны меняться по мере необходимости. Педагог следит во что дети играют, во что не играют, какие игры детям уже не интересны и т.д. Только после этого, педагог убирает материал из зоны. Обновляемость материалов и игр происходит 1 раз в 2 месяца, предварительно педагог советуется с детьми, предоставляя выбор.
Воспитатель проводит с детьми беседу, в какие игры дети уже давно не играют и согласны ли они поменять старую забытую игру на какую-нибудь новую. Затем предлагает 3 варианта новых игр и дети сообща выбирают одну.
Дети могут трансформировать среду самостоятельно, как и где угодно.
Воспитатель принимает участие и организует игры,
помогает детям развивать фантазию, обогащать опыт и словарный запас.
Очень важно, что бы воспитатель принимал непосредственное участие. Предлагает сюжетно-ролевые игры. Во время игры помогал детям, направлял.
1 раз в неделю воспитатель играет с детьми в игры на развитие фантазии «Что будет если..» и прочее
На рисунке 13, Мы можем так же наблюдать схему, по которой педагог может познакомиться с современно детской субкультурой и быть ближе к детям и лучше их понимать.
Педагог (Рис.13)
Нам удалось смоделировать и разработать методические рекомендации для педагога и развивающую предметно-пространственную среду, которая способна развивать игру-фантазию у детей старшего дошкольного возраста и так же данная среда отвечает запросам современных детей и соответствует детской субкультуре.
Благодаря разработанным методическим рекомендациям, мы расширим знание педагогов о современной детской субкультуре. Так же, привлечем детей к предметно-пространственной среде посредством субкультуры. Благодаря развивающей предметно-пространственной среде игра-фантазирование у детей старшего дошкольного возраста выйдет на новый уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода
реализация проекта в группе ст.дошкольного возраста " Числа и цифры"проект представляет интерес , как для детей, так и для взрослых....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.
Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста через создание предметно-пространственной среды
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников является одним из актуальных и значимых направлений работы учреждений дошкольного образования....
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий.
Формы работы в ДОУ по развитию мелкой моторики рук....
Итоговый практико-значимый проект «Формирование представлений о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесс...
Взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста в организации предметно-пространственной развивающей среды
В данной статье рассматривается опыт работы коллектива Дошкольного отделения МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска» по взаимодействию с семьями воспитанников в организации предметно-пространствен...
Игровой проект: "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
В данном игровом проекте представлены методы и приёмы, способствующие обогащению содержания игровой деятельности дошкольников, активизации речи и формированию коммуникативных навыков....
Комментарии
Благодаря разработанным
Благодаря разработанным методическим рекомендациям, мы расширим знание педагогов о современной детской субкультуре. Так же, привлечем детей к предметно-пространственной среде посредством субкультуры. Благодаря развивающей предметно-пространственной среде игра-фантазирование у детей старшего дошкольного возраста выйдет на новый уровень.