Дополнительная Общеразвивающая программа кружка нетрадиционного рисования" Акварельки"
рабочая программа (старшая группа)

Аксенова Елена Викторовна

Программа «Акварельки»  предназначена для детей 4-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях. Срок реализации -9 месяцев (36 час.). Основной формой работы  являются групповые занятия.

Количество занятий в неделю – 1.

Продолжительность занятий 1 академический час

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3.  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;     ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495) 764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: http://sch2120tn.mskobr.ru/

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа № 2120

Протокол № 6 от 27.08.2020 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа № 2120

___________________ Д.Н. Ланщиков

Приказ № 107-ВР от 31.08.2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ                    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Акварельки Д-1»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 9 мес.

           

                             

   Автор составитель:

                                    Педагог дополнительного образования

Аксенова Елена Викторовна

                     

г. Москва, 2021 г.

                                 

 СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Срок реализации, возраст обучающихся
  4. Форма и режим занятия
  5. Методическое обеспечение программы
  6. Ожидаемый  результат
  7. Учебно-тематический план
  8. Содержание программы
  9. Календарно-тематическое планирование
  10. Список литературы

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка –  неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

   Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

   Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

   Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

  Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

 Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,  далекими от реальности.

  Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

  Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов ИЗО деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

  Именно поэтому  нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

   Цель программы:

развивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

   Задачи программы:

  Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

  Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук (мелкая моторика),  поддерживать потребность в самоутверждении.

  Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

   Задачи кружка:

 Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

  Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

  Создавать условия для освоения цветовой палитры.

  Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

  Развитие связной речи.

   Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

   Новизна.  Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Для получения более выразительного изображения возникла необходимость сочетать в одной работе несколько видов художественных техник: например, для получения фона использовать акварель или оттиск рельефной поверхности, а для основного изображения - коллаж, природные материалы или изонить; рисование по ткане и на бересте. Таким образом, работа не ограничивается выполнением какой-то одной техники, дети учатся не бояться соединять в одной работе различные материалы, что положительно сказывается на творческих возможностях.

  Сроки реализации программы .

Программа «Акварельки»  предназначена для детей 4-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях. Срок реализации -9 месяцев (36 час.). Основной формой работы  являются групповые занятия.

Количество занятий в неделю – 1.

Продолжительность занятий 1 академический час

  Формы и режим занятий.

Программа предусматривает широкое использование различного словесного и иллюстративного материала:  загадки, сказки, рисунки, создающие эмоциональный фон, просмотр предложенного образца. Интерес и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.

  Приоритетной формой организации детей в непосредственно организованной деятельности является объединение их в группы (10-12 человек). Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

 В течение учебного года планируется проведение 36 занятий с режимом проведения 1 занятия в неделю с сентября по май включительно.

   Методическое обеспечение.

  Нетрадиционные техники:

         

  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск  поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • набрызг;
  • эбру;
  • свеча и гуашь;
  • акварель и соль;
  • монотипия;
  • аппликация, коллаж;
  • бумагопластика;
  • изонить;
  • граттаж;
  • пластилинография
  • рисование по ткани
  • рисование на бересте

   Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети  неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

    Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается  умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

   Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

Практические – упражнения, игровые методы.

Словесные  методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

   Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 5 минут),

динамическая пауза.

   Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

Тематические выставки.

Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.

Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

 

   Ожидаемые результаты:  знать основы цветоведения, развитие мелкой моторики, уметь применять  в одной работе различные техники,   развитие навыков по составлению сюжетов, использование, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. 

   Формы аттестации и оценочные материалы

Текущая проверка знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу обучающихся педагог дополнительного образования оценивает словесно и только положительно.  Мониторинг результатов освоения программы детьми осуществляется путем проведения просмотра работ и их отбора   на  выставку.

 

В конце учебного года (май) проводится открытые просмотры непосредственно организованной деятельности с приглашением заведующей ДОУ, старшего воспитателя, родителей воспитанников.

   Кадровое обеспечение программы.

В реализации рабочей программы кружка «Акварельки» принимают участие педагоги дополнительного образования, обладающие необходимой компетенцией (наличие необходимого образования, навыков и опыта работы).

   Основные обязанности педагога дополнительного образования:

-осуществляет реализацию дополнительной образовательной программы;

-обеспечивает меры по сохранению состава детского объединения в течение срока обучения;

-обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизической целесообразности;

-обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;

-ведет установленную документацию и отчетность;

-выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых интересов и склонностей;

-поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

-оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим);

-выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

-проводит инструктажи обучающихся по технике безопасности с обязательной регистрацией в журнале.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Гуашь

19

-

18

Аппликация, коллаж, мозаика

16

-

15

 Бумагопластика

11

-

10

Пастель и акварель

5

-

5

Оттиск, штамп

2

-

5

Пластилинография

2

-

2

Графика

2

-

2

Обрывная аппликация. Уголь

1

-

1

Набрызг

1

-

1

Монотипия

1

-

1

Граттаж

1

-

1

Изонить

1

-

1

Эрбу

1

-

1

Рисование на бересте

1

-

1

Рисование по ткани

2

-

1

Торцевание, смятые салфетки

1

-

1

Выдувание

1

-

1

Итого

36  ч.

                                                                                             

                                               

 СОДЕРЖАНИЕ ПОГРАММЫ       

                                                     

Раздел 1.  «Конструирование из бумаги».

Цель: привлекать детей к моделированию необычных работ.   Развивать оригинальность мышления, фантазию. Развивать навыки к ручному труду, умение работать с хрупким  материалом, для чего необходимы аккуратность, усидчивость, терпение. Развивать желание детей самим участвовать в создании собственной игрушки. Использовать необычный узор бумаги (картона) для получения ярких художественных образов и для создания хорошего настроения. Обратить внимание на многообразие поделочных материалов  и на широкие возможности, которые они предоставляют для решения творческих задач. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.  Научить доводить до конца начатое дело, работать над проектом до получения результата.  

Способ получения изображения: Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

Материалы: цветная бумага, картон, крепированная бумага, гофрокартон, газетные трубочки, калька, клей, ножницы.

Раздел 2.  «Аппликация».

Цель: закрепить знания по основам цветоведения. Ознакомить детей с понятием  «теплые и холодные цвета», формировать ориентировки в цвете, умение выделять и передавать цветовую гамму. Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Развивать способность всматриваться,  анализировать   явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Развивать продуктивную деятельность детей.    Продолжать учить использовать изобразительно-выразительные средства (цвет, ритм, форму), с помощью которых создается образ в работе,  выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания. Продолжать освоение художественного приёма «наложение» при создании накладной многоцветной аппликации. Развивать чувство композиции, цвета. Закрепление навыков работы с ножницами.  

Способ получения изображения:   из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь «точки», с помощью которых и делается рисунок.

Материалы: плотный лист бумаги, цветная бумага, картон, ПВА, кисточки для клея, тонированная бумага А4.

Раздел 3. «Коллаж».

Цель: Развивать изобретательность при комбинировании различных по своему предназначению материалов, чтобы получить выразительную и интересную работу.   Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения   по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

Продолжать развивать чувство цвета, колорита.

Способ получения изображения:   изображение создается из маленьких элементов: бусины, пуговицы, деревянные спилы веточек, мелкие камешки, ракушки, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (хвоя, арбузные и дынные семечки).  

Материалы: цветная, крепированная бумага, картон, текстиль, макароны, зерно, клей, пуговицы, бисер, пайетки.

Раздел 4. «Монотипия».

Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Развивать воображение, пространственное мышление, видение красоты в случайных разводах краски. Развивать умение подбирать наиболее красивые сочетания цветов. Умение доработать пятно до узнаваемого художественного образа, комбинируя различные техники и средства выразительности .

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Материалы: плотная бумага, акварельные краски, кисти, банка с водой

Раздел 5. «Акварель (гуашь) и воск»

Цель: научить детей техническим приемам работы с  восковыми мелками, гуашью  и акварелью. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа, активно использовать фактуру мятой бумаги. Учить детей сочетать в одном художественном образе живописные, графические и каллиграфические элементы.

Способ получения изображения:  

1-й способ: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

2-й способ: нарисовать восковыми мелками крупный рисунок, при этом сильно нажимая на мелки. Закрасить фон восковыми мелками так, чтобы не было просветов. Смять рисунок, начиная с краёв.  Развернуть рисунок, расправить его. Закрасить контрастной краской весь рисунок, кистью стараться загнать краску во все трещинки. Высушить, прогладить утюгом.

Материалы: акварель, гуашь, восковые мелки, плотная бумага, кисти, банка с водой.

Раздел 6. «Изонить»

Цель:  Предлагать использовать в работе необычный материал  (нить) для создания выразительного образа. Развитие мелкой моторики, аккуратности.

Способ получения изображения:  графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Нарисовать контур узора на изнанке картона, разделить изображение точками на одинаковые части и проколоть каждую точку тонким шилом или иголкой.  Изображения выполнять по определенной схеме нитями мулине или  «Ирис» при помощи иглы с закругленным концом.

Материалы: канва (пластиковая или текстильная), картон, игла с закругленным концом, нити «Ирис», бумага для эскиза, карандаш, ластик.

Раздел 7. «Оттиск, штамп, принт»

Цель: познакомить детей с новыми художественными приемами — оттиск и штамп, помочь детям овладеть их выразительными возможностями. Обратить внимание детей на большие возможности рельефных поверхностей, которые могут дать красивые оттиски или проявиться способом продавливания через бумагу.   Сменой художественных материалов, многообразием видов деятельности стимулировать интерес детей к изучению искусства.

Развивать изобретательность в применении окружающих предметов  для создания художественного образа, оригинальность и творческий подход.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева или другой рельефный предмет (фигурки из ластика, сырого картофеля, кусочки кружева) красками разных цветов, примакивая к губке, пропитанной краской, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.  Отдельные детали дорисовываются кисточкой.

Материалы: вспененная резина, клей, плотный картон, валик, трубочки из-под фольги, ластик для печатания, рельефные предметы — пуговицы, ключи, монеты, кружева, рогожка и т.д.

Раздел 8.  «Гуашь».

Цель: Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Совершенствовать умение работать плоскими и круглыми кистями и гуашью. Закрепить знания по основам цветоведения,  ознакомить детей с понятием  «пастельные цвета». Научить  художественному приему: «растяжка цвета до белого», т.е., создавать гамму ступенчатого перехода от чистого хроматического цвета определенного цветового тона к  белому через смеси с белилами.   Обучать смешению цветов,   работать со сложными составными цветами, которых нет в готовых наборах красок, создавать нежные, пастельные оттенки с помощью белил. Научить самостоятельно наводить на палитре  разные по светлоте оттенки одного цвета. Развивать способность находить более тонкие различия в оттенках. Упражнять в ритмическом нанесении одинаковых штрихов, в соблюдении параллельности линий и одинакового расстояния между ними. Самостоятельный поиск способов изображения предмета по представлению или с опорой на иллюстрацию.   Готовить руку к письму. Развивать согласованность в работе глаза и руки. Воспитывать художественный вкус.

Способ получения изображения:  краска набирается кистью, на палитре разные цвета   смешиваются до получения желаемого цвета, разбавляются водой и наносятся на акварельную бумагу разнообразными движениями: короткие штрихи, тычки, волнообразные линии, лессировка и т.д.

Материалы: плотная бумага, карандаш, ластик, гуашь, банка с водой, палитра, кисти.

Раздел 9. «Граттаж»

Цель:  познакомить детей с новыми художественными приемами, многослойной живописью. Учить последовательно выполнять разные задачи в различных техниках: живопись акварелью,  покрытие работы воском, нанесение основного цвета гуаши и, наконец, процарапывание отдельных деталей по заранее намеченному эскизу. Учить детей сочетать в одном художественном образе живописные, графические и каллиграфические элементы.  Подготовка руки к письму.

Способ получения изображения:  на плотной бумаге акварелью нанести цветные пятна — розово-красные цветы и зеленые листья разных оттенков. После высыхания краски натереть бумагу свечой, не оставляя пробелов. В темно-зеленую гуашь добавить каплю шампуня и нанести ровным слоем, закрывая весь рисунок. После высыхания процарапать лепестки цветов и отдельные листья.

Материалы: акварель, кисти, свеча, гуашь, перо или зубочистка, эскиз.

Раздел 10. «Графика»

Цель: учить детей работать над графическим ахроматическим рисунком. Развивать способность детей видеть красоту в линиях, без участия хроматических цветов. Познакомить с приёмами штриховки и тушёвки гелевой ручкой. Учить детей сочетать в одном художественном образе графические и каллиграфические элементы. Вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.  Готовить руку к письму. Развивать согласованность в работе глаза и руки. Воспитывать художественный вкус.

Способ получения изображения:  нарисовать эскиз простым карандашом, обвести по контуру черной гелевой ручкой, заполнить штрихами «по форме» темные участки изображения.

Материалы: карандаш, линер,  гелевые ручки, ластик, черная гуашь, бумага.

Раздел 11. «Набрызг»

Цель: Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (гуашь наносится не кистью, а разбрызгиванием зубной щеткой). Обратить внимание детей, что наиболее яркое сочетание цветов получится при использовании противоположных   цветов круга.

Способ получения изображения:

1-й способ: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

2-й способ: ребенок набирает краску на зубную щетку, держит ее ворсинами вниз и направлением движения «на себя» проводит фломастером по щетине щетки — брызги краски летят в противоположном направлении, на бумагу.

Материалы: гуашь, зубная щетка, трафарет, палитра, банка с водой, кисти.

 

Раздел 12. «Пластилинография»

Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать  большую выразительность смешивая

кусочки пластилина разного цвета.

Раздел 13. «Рисование по ткани»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными видами и свойствами ткани. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» ,«Художественно-эстетическое развитие». Программные задачи: -уточнить и закрепить представления детей о видах тканей;

Способ получения изображения:  Завяжите узелки на ткани, вкладывая туда различные пуговки, фасоль, бобы, гаечки и т. д. Раскрасьте работу так, как вам подскажет фантазия. После высыхания краски, узелки нужно развязать и аккуратно расправить ткань. Для раскрашивания используйте яркую флуоресцентную гуашь или специальные краски по ткани. По желанию можно заполнить краской всю тканевую салфетку и дополнить готовый рисунок тонкой паутинкой, выполненной фломастерами.

Материалы: Ткань, акварельные краски, фломастеры

Раздел 14. «рисование на бересте»

Цель: Рисование пейзажа на бересте.
Задачи:1. Учить детей работать кончиком кисточки и очень аккуратно наносить краску.2. Развивать умение видеть в рельефах бересты красоту окружающей природы.3. Воспитывать уважение к работам сверстников, умение приходить на помощь.

Способ получения изображения:  Прямо по фактуре бересты рисуем изображение.

Материалы: Береста, рамка для фотографии, гуашь, акварельные кисти№5, №3, лак для волос.

Раздел 15. «Эрбу»

Цель: -Нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность.

-Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия.

-С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.

Способ получения изображения:  Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости).

Материалы: Понадобится пластмассовый лоток: прямоугольной формы (чтобы в него мог поместиться лист бумаги формата А4) или круглый (подойдёт обычная пластиковая тарелка, под неё педагогу придётся вырезать круглые бумажные основы). Бумага для изобразительной деятельности понадобится плотная и шероховатая: тонкая слишком быстро пропитается водой.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

   занятия

Содержание

Кол-во       часов

Сроки (дата)

планируемые

скоррект.

1

Техника безопасности.Акварель. Цветоведение. Смешение цветов.  «Цветовой круг»

1

03.09.21

2

Гуашь. Оттиск губкой

 «Дерево»

1

10.09.21

3

 Гуашь. Трафарет. Набрызг.

«Кот»

1

17.09.21

4

 Пластилинография

«Ломтик арбуза»

1

24.09.21

5

Гуашь. Оттиск вилкой.

 «Ежик»

1

07.10.21

6

Гуашь. Отпечаток

«Клен»

1

14.10.21

7

Гуашь.Рисование ватными палочками.

«Цветущая ветка»

1

21.10.21

8

Гушь.Рисование по ткани.

«Осенняя береза»

1

28.10.21

9

Гуашь.Рисование методом тычка.

«Котенок»

1

11.11.21

10

Выдувание. Оттиск листьями

«Осенний парк»

1

18.11.21

11

Рисование восковыми мелками.Фроттаж.

«Утки»

1

25.11.21

12

Акварель.Рисование через мокрую марлю.

«Закат»

1

02.12.21

13

Гуашь. Оттиск губкой.

«Енот»

1

09.12.21

14

Гуашь.Рисование воздушно-пузырчатой пленкой.

«Снегири в лесу»

1

16.12.21

15

 Пастель. Гуашь

«Северное сияние»

1

23.12.21

16

Пластилинография

«Символ года»

1

30.12.21

17

Гуашь. Оттиск полиэтиленом

 Имитация льдин «Антарктида»

1

13.01.22

18

 Гуашь.Рисование губкой.

«Зимний пейзаж»

1

20.01.22

19

Гуашь. Тонирование.

«Морозный день»

1

27.01.22

20

Акварель. Рисование свечой.

«Снеговик»  

1

03.02.22

21

Акварель. Рисование солью.

«Вьюга»

1

10.02.22

22

Гуашь.Рисование ладошкой.

«Животные»

1

17.02.22

23

Рисование мятой бумагой.

«Маки»

1

24.02.22

24

Эрбу.

«Цветы для мамы»

1

03.03.22

25

Торцевание из салфеток

«Мимоза»

1

10.03.22

26

Рисование на бересте.

«Лес»

1

17.03.22

27

Рисование мыльными  пузырями.

«Корзина цветов»

1

24.03.22

28

Изонить

«Цветок»

1

31.03.22

29

Граттаж.

«Космос»

1

07.04.22

30

Рисование манкой.

«Цыпленок»

1

14.04.22

31

Аппликация, текстильный коллаж

«Пасхальный кулич»

1

21.04.22

32

Обрывная аппликация. Уголь

«Сова»

1

28.04.22

33

Тонирование. Гуашь.

«Ландыш»

1

05.05.22

34

Гуашь

«Подсолнух»

1

12.05.22

35

Рисование по дереву.Гуашь.

«Лесное озеро»

1

19.05.22

36

Акварель. Примакивание кистью

 «Морские водоросли»

1

26.05.22

Итого

36

Методическое обеспечение программы

1 бумага акварельная

2 Кисти разных размеров

3 Альбом для рисования

4 Скотч малярный узкий

5 Палитра

6 Карандаши простые

7 Карандаши восковые

8 Ластики

9Клеёнки для рисования (подложки)

10 Салфетки бумажные

12 Стаканчики (двойные)

13 Папки для хранения работ

14 Гуашь

15 Акварель

18 Влажные салфетки

19 Лак для волос(закреплять рисунок)

20 Фен

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

   Учебно-методический комплекс.

   1. Учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература.

   2. Материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- перспективные тематические планы;

- конспекты занятий;

- фонотека.

Материалы:

  Акварель, гуашь, кисти, ластики, цветные и простые карандаши, восковые мелки, свеча, соль, картон, крепированная бумага, гофрированный картон, копировальная бумага, калька, текстильные ленты, салфетки, лоскуты из ткани, нити «Ирис» и шерстяные, ватные палочки, крупа,  клеенки, клей-карандаш,  клей ПВА, палитра, банки для воды, ножницы, краски эрбу, береста, хлопковая белая ткань.

Обеспечение программы дидактическими и лекционными материалами.

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации», 2008

Лыкова  И.А. «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников», 2010 г.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», 1982 г.

Павлова О.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа. Комплексные занятия», 2015 г.

Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», 2007 г.

Узорова О.,  Нефедова Е. «100 поделок для подготовки к школе», 2010 г.

Фатеева А.А.  «Рисуем без кисточки.» , 2004 г.

Соловьева О. «Необыкновенное рисование», 2007 г.

Румянцева Е. «Веселые уроки рисования», 2014 г.    

Морозова И.А. «Я люблю рисовать. 33 техники рисования», 2013 г.

Королева Т.В. «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет». Методическое пособие. 2009 г.

И.В.Ланина, Н.В.Кучеева «Изобразительное искусство для дошкольников», 2012 г.

Дубровская Н.В. «Коллаж». Наглядно-методическое пособие. 2013 г.
Джин Вант Хал «Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье», 2015 г.

Мэри-Энн Кол «Дошкольное творчество», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет  имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Умелые руки»

Программа кружка «Умелые руки» построена на методиках Д.Н. Колдиной, О.А. Мамаевой, Г.Н. Давыдовой, Новиковой И.В., Линд Х., которые предусматривают   развитие  у  дете...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка «Шахматёнок»

Образовательная программа «Шахматёнок» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образо...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Городской фермер» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Понятие «сити-фермерство» и, соответственно, профессия «сити-фермер» возникли в Сингапуре в 2012 году, где впервые была применена система вертикального озеленения на крыше небо...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...