Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Умелые руки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Панарина Оксана Петровна

Программа кружка «Умелые руки» построена на методиках Д.Н. Колдиной, О.А. Мамаевой, Г.Н. Давыдовой, Новиковой И.В., Линд Х., которые предусматривают   развитие  у  детей  изобразительных,  художественно-конструкторских  способностей, нестандартного  мышления,  творческой  индивидуальности. 

В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных игр и материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx41.86 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРИНЯТА                                                                                                УТВЕРЖДЕНА

    На педсовете                                                                                   Приказом заведующей муниципальным

    От____________2016 г.                                                                 бюджетным дошкольным образовательным                        

    №  ___________                                                                              учреждением детским садом                              

                                                                                                              комбинированного                      

                                                                                                              вида №17 «Красная шапочка»

                                                                                                              Бугульминского муниципального района

                                                                                                              Республики Татарстан

                                                                                                              От____________2016 г№  ___________  

                                                                                                              Заведующая  муниципальным бюджетным

                                                                                                              дошкольным образовательным учреждением

                                                                                                              детским садом комбинированного вида №17

                                                                                                             «Красная шапочка» Бугульминского

                                                                                                            муниципального районаРеспублики Татарстан

                                                                                                            __________________________Е.Л.Макеева

                                                                                                                                                                          (подпись)        

Дополнительная общеразвивающая программа кружка

«Умелые руки»

на 2016-2017 учебный год.

Руководитель:

Воспитатель I квалификационной категории Панарина О.П.

Автор – составитель:

Панарина О.П.  – воспитатель подготовительной к школе логопедической группы муниципального  бюджетногодошкольного  образовательного  учреждения  детского  сада комбинированного  вида  №17  «Красная шапочка»  Бугульминского  муниципального района РТ.

Рецензент:

Е.Л.Макеева–  заведующая  муниципальным бюджетным  дошкольнымобразовательным учреждением детский  садкомбинированного   вида  №17

«Красная шапочка» Бугульминского муниципального района РТ.

Программа кружка «Умелые руки» построена на методиках Д.Н. Колдиной, О.А. Мамаевой, Г.Н. Давыдовой, Новиковой И.В., Линд Х., которые предусматривают   развитие  у  детей  изобразительных,  художественно-конструкторских  способностей, нестандартного  мышления,  творческой  индивидуальности.  

В данной программе предложена система занятий с применением разнообразных игр и материалов.

Кружок проводится 1 раз в неделю, 30 мин., во вторую половину дня.

Бугульма 2016 -2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………............................4-5

Сроки реализации программы, список детей, график работы кружка………....6

Учебный  план  для  реализации  программы  по  неделям  в  подготовительной к школе логопедической  группе………….……………………………………..7 -11

Формы представления ………………………...………………………………….12

Ожидаемые результаты……….…………………………………………………..13

Используемая методическая литература…………………………………………14

Пояснительная записка

Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях личности.Сегодня основными задачами творческой деятельности в учреждении дошкольного образования является прежде всего обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.

Актуальность. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса, и всё меньше родителями дома уделяется внимание занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией, ручным и художественным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок; развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др.;помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Направленность.Умелые руки и фантазия творят чудеса.Процесс выполнения изделий требует от детей ловких действий, которыми дошкольники владеют слабо. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления таких изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Все это важно для подготовки к учебной деятельности в школе. Для осуществления, выше указанного мною была разработана авторская педагогическая программа дополнительного образования по художественному труду кружка «Умелые руки» для детей 6-7 лет, в основу которой легки разработки и рекомендации О.А. Мамаевой, Д.Н. Колдиной, О.В. Новиковой, Г.Н. Давыдовой,Нагибиной М.И.,ЛиндХ., Докучаевой Н. и другие.

Целью данной программы является формирование у дошкольников комбинаторных навыков в процессе изготовления поделок, развитие их творческих способностей посредством кружковой деятельности.

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику пальцев. Готовить руку к письму.
  2. Развивать сенсомоторику (согласованность руки и глаза).
  3. Формировать положительное отношение к труду.
  4. Формировать нравственные качества: самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость в достижении цели.
  5. Расширять представления детей о свойствах разных материалов.
  6. Формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при работе с инструментами.

Структура программы такова, что в ней учтен принцип «от простого к сложному». Занятия выстроены с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. Детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы, иметь право выбора материалов.При планировании работы учитывается индивидуальная, дозированная нагрузка на каждого ребенка. В связи с этим особое место занимают следующие формы обучения: дидактические игры, игровые упражнения, рассказы, беседы, индивидуальная работа с детьми. Все практические материалы сгруппированы по характерным особенностям того или иного вида рукодельных работ.Программа «Умелые руки» составлена для обучения детей подготовительной к школе группы изготовлению из разнообразного материала поделок и рассчитана на один год обучения. Программой предусматривается 28 занятий в год длительностью 30 минут 1 раз в неделю. Организация творческого процесса обеспечивают успешное усвоение программы в группе детей в количестве  11 человек.

Сроки реализации программы.

2016-2017 учебный год, октябрь 2016 – апрель 2017

Список детей «Умелые  руки».

  1. Вечкитов Андрей
  2. Венков Артём
  3. Вечкилёва Мария
  4. ВильдановРеналь
  5. Галиев Эрнест
  6. Журавлёв Мирослав
  7. Капустин Роман
  8. Калимуллин Дамир
  9. Леонтьев Максим
  10. Тиханов Назар
  11. Чехонина Кира.

График работы кружка

Пятница 15.15 -15.45, 30 минут- 1 раз в неделю, всего за год-14ч. 00 мин.

Учебно-тематический план

Месяц

Кол-во   часов

Тема

Задачи  

Использованное оборудование и материалы

Октябрь

4 занятия

2 час 00мин.

«Кошка» -объёмная работа из природного материала. (НовиковаИ.В.«100 поделок из природного материала» Стр.23).

 Познакомить детей, с различными природными материалами и их свойствами. Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к природе.

Еловая шишка, цветная бумага, картон. Пластилин. Презентация о кошках.

«Куколка» из еловой шишки.Объёмная  работа из природного материала. (Бубекина Г., «Самоделки из природного материала» Стр.162).

Продолжать знакомить детей с различными природными материалами и их свойствами. Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, творческие способности. Воспитывать усидчивость, аккуратность.Учить работать в коллективе, уметь договариваться.

Сосновая шишка, ватные палочки, крылатки, картон. Пластилин. Презентация о куклах.

«Кто имеет пятачок не зажатый в кулачок» работа из природного материала. (Павлова О.В. «Художественный труд», стр.137).

Продолжать знакомить детей с различными природными материалами и их свойствами. Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к природе. Создавать сюжетные композиции, воспитывать бережное отношение к животным.

Жёлуди, цветная бумага, ножницы, засушенные листья. Клей.

«Царство деревьев»работа с природным материалом. (Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр. 21)

Учить выполнять аппликацию из осенних засушенных листьев; развивать творческое воображение, умение различать предметы по величине, составлять узор из растительных элементов, совершенствовать навыки работы с клеем, кисточкой; поощрять инициативу.

Рисунки с изображением осеннего леса, засушенные осенние листья разных пород деревьев. Клей, кисточка, салфетка, бумага, ножницы, образцы аппликации.

Ноябрь

3 занятия

1 час 30 мин.

«Снеговик» работа с использованием ватных дисков.(Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр. 24)

Продолжать учить детей обводить по шаблону контуры предмета, вырезать детали. Совершенствовать умение делать поделку по готовому образцу. Побуждать творчески подходить к декоративному оформлению поделки с помощью недостающих элементов. Уточнить представление о снеговике. Развивать воображение.

Предметные картинки с вариантами оформления совы, презентация. Цветная бумага, бросовый материал – фантики, ватные диски, тесьма и т.п., простые карандаши, ножницы, клей, тряпочки, клеёнки.

«Белые медведи» работа с использованием ватных дисков. (Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр.50)

Учить создавать выразительный образ в аппликации из ваты. Закреплять умение оформлять и располагать композицию на листе бумаги.Развивать воображение, творчество.Закреплять представление о животных крайнего Севера.

Презентация природы Северного полюса,  обитателей холодных стран. Лист картона синего цвета, лист белой бумаги с нарисованным силуэтом медведя, ватные диски, салфетки, клей, тряпочки, клеёнки.

«Я цветочек маме подарю. Калы.»работа с использованием ватных дисков. (Давыдова Г.Н. «Бумагопластика» стр.9)

Учить создавать выразительный образ в аппликации из ваты. Закреплять умение оформлять и располагать композицию на листе бумаги. Развивать воображение, творчество.

Фон голубого или зеленого цвета, ватные диски, клей, ножницы. Работы с использованием ватных дисков. Презентация «Цветы».

Декабрь

5 занятий

 2 часа 30 мин.

«Попугай» работа на основе бумажной ленты.(Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр.30)

Закреплять умение работать с клеем и ножницами. Учить создавать выразительный образ из готовых полос бумаги. Расширить знание детей о попугае. Развивать внимание, целеустремлённость, пространственное воображение.        Закреплять умения аккуратно наклеивать детали        Закреплять умения аккуратно наклеивать детали        Закреплять умения аккуратно наклеивать детали

Презентация о попугаях разных видов, образец готовой поделки. Двухсторонняя цветная бумага: разноцветные полоски: тело – 3 полоски, голова 2 полоски, хохолок – 2 полоски, клей, кисти для клея, тряпочки, клеёнки.

«Волшебные фигуры» работа из бумаги. (Павлова О.В. «Художественный труд», стр.153).

Учить составлять декоративную композицию из геометрических фигур, развивать воображение, поощрять инициативу, воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Образцы изделий украшенных аппликацией в геометрическом стиле, наборы квадратов, треугольников, кругов разной величины, клей, кисточка, салфетка, бумага.

«Сказочные звёздочки» вырезание снежинок. (Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр.

учить создавать образ предмета путём вырезания формы, сложенной в несколько раз через центр. Поощрять в детях творчество при создании аппликации. Продолжать учить технике ажурного вырезания.

Круги белой бумаги диаметром 15 см., ножницы.

«Новогодняя поделка - Елочка» Техника бумажная петля.(Павлова О.В. «Художественный труд» стр. 107)

Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.

Бумага зеленого цвета, белый картон с контурами веток елки для фона, клей, ножницы, салфетка. Иллюстрация снежного леса, елки.

«Снегурочка» аппликация с использованием различных материалов..(Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр.39)

Учить самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры. Обучать приёмам симметричного вырезания. Закреплять умение украшать аппликацию, используя ранее изученные приёмы.

Игрушка – Снегурочка. Картонные листы любого цвета, квадрат цветной бумаги голубого цвета, квадрат белой бумаги, вата, простые карандаши, фломастеры,клей, кисти для клея, тряпочки, клеёнки.

Январь

3 занятия

1час 30 мин.

«Олень» работы с использованием бросового материала. (Мамаева О.А. «Мастерим с детьми» стр. 33)

Продолжать знакомить  с техникой использования нетрадиционного материала.Побуждать к поиску способов преобразования коробочек, вариантов игр. Вызвать интерес к созданию игрушки. Развивать конструктивные навыки, воображение, умение принимать замысел других, использовать разные средства выразительности. Развивать ручную умелость.

Капсула от киндер-сюрприза, трубочки для коктейля, тонкие ветки, пластилин, картон.  Презентация «Олень».

«Лебедь» работы с использованием бросового материала. (Мамаева О.А. «Мастерим с детьми» стр. 48)

Продолжать знакомить

 с техникой использования нетрадиционного материала.Развитиетворческих способностей, эстетического восприятия Продолжатьразвивать конструктивные навыки, координированные движения рук.

Капсула от киндер-сюрприза, пластилин, бумага белого цвета, картон синего цвета, две горошины чёрного цвета. Картинки с изображением лебедя.

«Гусеница» работы с использованием бросового материала.. (Мамаева О.А. «Мастерим с детьми» стр. 69)

Способствовать освоению навыков преобразования бросового материала. Дать возможность проявить фантазию и воображение в оформлении коробок разного размера, продумать варианты использования. Продолжать развивать конструктивные навыки, координированные движения рук.    Воспитывать самостоятельность, желание создавать игрушки для своей игровой деятельности.

3 капсулы от киндер-сюрприза, картон, бумага для черчения, пластилин, восемь трубочек для коктейля, крышка от пакета майонеза или кетчупа.

Февраль

4 занятия

2 час 00 мин.

«Щенок» Оригами. (Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» стр. 48)

Продолжать учить складывать базовую форму – пополам. Выделять части тела – тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Альбомный лист, ножницы. Презентация о домашних животных.

«Сердечко с двумя карманами» Оригами. (Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» стр. 29)

Учить детей складывать пополам, и еще раз пополам, получая при этом ¼ квадрата. Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Картинки с изображением праздничных открыток ко Дню Святого Валентина. Альбомный лист, ножницы.

«Открытка с плывущим кораблём» аппликация. (Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр.56)

Учитьдетей создавать объёмную поздравительную открытку. Закреплять способность выполнять работу в точной последовательности для воплощения задуманного образа. Развивать точность движений и координацию. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами. Развивать творчество, воображение, самостоятельность. Воспитывать любовь к родителям.

Листы картона, вырезанные из журнального листа корабли, альбомные листы. Цветная бумага, восковые мелки, клей, кисти для клея, тряпочки, клеёнки.

«Стаканчик» Оригами. (Сержантова Т.Б. «Оригами для всей семьи» стр. 56)

Продолжать учить складывать базовую форму – пополам. Выделять части тела – тело, голова. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Предметы посуды. Альбомный лист, ножницы.

Март

5 занятий

2 часа    30 мин.

«Поздравление цветок. Нарцисы.»аппликация из бумаги.  (Давыдова Г.Н.«Бумагопластика» стр.14)

Познакомить ребят с техникой выполнения цветов, показать несколько поделок в данной технике. Научить детей правильно располагать части на листе, формируя композицию. Учить вырезать детали цветка из ткани,  наклеивать ткань на картон. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание её порадовать.

Образец готовой поделки – открытки. Картон чёрного цвета, двусторонняя бумага, простой карандаш, ножницы, клей, кисточка, салфетка, клеёнка.

«Весёлый петушок»аппликация из ткани.  (Линд Х. «Бумажная мозаика» стр.12)

Познакомить ребят с техникой выполнения аппликации из кусочков ткани, показать несколько поделок в данной технике. Научить детей правильно располагать части на листе, формируя композицию.

Картинки с изображением петушка, презентация по теме, альбомный лист, ножницы, кусочки ткани, пуговицы.

«Цветущая ветка»аппликация из ткани.. (Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр. 70)

Продолжатьзнакомить детей с возможностями икебаны. Побуждать детей самостоятельно создавать цветы из различных материалов. Развивать умение красиво располагать цветы на ветке. Закреплять способность понимать и анализировать. Развивать творческие способности.

Полосы мягкой цветной бумаги, гафрированная бумага, куски ткани, ленты, пенопласт, древесные веточки, ножницы, клей, кисти, липкая лента, тряпочки, клеёнки.

«Цветы в вазе»аппликация из ватных палочек. (Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр. 63)

Учить детей работать с картонной заготовкой, делать прямые надрезы до намеченной линии на определённом расстоянии. Закреплять умение вырезать круги разного размера и наклеивать их в определённом порядке. Побуждать украшать поделку. Развивать воображение, логику, глазомер.

Образец готовой поделки – цветочек в горшке. Прямоугольники из двухсторонней цветной бумаги зелёного цвета, (сложенные по горизонтали пополам и размеченные), цветная бумага, одноразовый стаканчик, простые карандаши, ластик, ножницы, клей.

«Весна» аппликация из ткани. (Линд Х. «Бумажная мозаика» стр.22)

Продолжать знакомить  ребят с техникой выполнения аппликации из кусочков ткани, показать несколько поделок в данной технике. Научить детей правильно располагать части на листе, формируя композицию.

Картинки с изображением весны, презентация по теме, альбомный лист, ножницы, кусочки ткани, пуговицы.

Апрель

4 занятия 2час 00 мин.

«Верба.» работа с нетрадиционными материалами. (Павлова О.В. «Художественный труд» стр. 145)

Упражняются в отрывании небольших кусочков ваты, скатывании плотных ватных комочков и наклеивании их на основу для аппликации. Листочки и почки вербы вырезаются из полоски бумаги, сложенной несколько раз. Для подставки вазы используются ватные диски. При желании вазу можно украсить аппликацией из бумаги.

Образец. Голубой или синий картон размером в половину альбомного листа для основы аппликации. Вата. Два ватных диска. Полоски зеленой и коричневой бумаги для листьев и почек вербы. Ножницы. Мокрая губка. Простой карандаш. Клей ПВА. Кисть клеевая. Поднос. Клеенка. Тряпочка для удаления лишнего клея.

«Барашек»аппликация из контурной нити. (Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр. 46)

Познакомить детей с новым способом составления аппликации из контурной нити. Показать возможности использования круп для передачи фактурного изображения овечьей шерсти. Побуждать к декоративному оформлению работы с помощью доступного материала. Развивать аккуратность, мелкую моторику пальцев.

Игрушка, образец готового барашка. Лист картона, шаблон схематичного изображения барана, длинная нить для вязания тёмного (насыщенного цвета), перловая крупа, цветная бумага,клей, кисти для клея, тряпочки, клеёнки.

«Бескрайнее море»аппликация из нетрадиционных материалов. (Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет» стр. 79)

Познакомить с новым способом изготовления аппликации из макаронных изделий. Развивать мелкую моторику, творческое мышление, художественно-эстетические способности. Систематизировать и закреплять представления детей о морских животных.

Презентация с изображением морских животных. Шаблоны морских животных, белые листы бумаги, синий картон, мелкие макаронные изделия круглой формы, простые карандаши, клей ПВА, ножницы, тряпочки, клеёнки.

Итоговое мероприятие«Мы мастеровые»

(занятие – викторина)

Доставить детям радость, уверенность в своих силах, через развлекательный досуг, посвящённый изобразительно–художественному искусству. Вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность. Развивать интерес к конструктивной деятельности, воображения, творчества, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность, активность.

Выставка работ из различного природного и бросового материала, используемого для изготовления поделок в течении года; выставка детских работ.

Формы представления

    Методы

Приёмы

Объяснительно-иллюстративные  

Рассказ, показ, беседа, презентации, видео-ролики.

Репродуктивные

Практические занятия по художественному труду, работе с бумагой, бросовым, природным материалом.

Эвристические

Творческие задания по созданию своей модели того или иного продукта деятельности.

Ожидаемые результаты.

  1. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
  2. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.
  3. Стремление детей к созданию украшений для себя и близких.
  4. Укрепление физических и психологических сил детей.
  5. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы  и изготовлении изделий.
  6. Раскрытие творческого потенциала дошкольников, повышение уровня духовности.
  7.  Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
  8. Формирование способности применять теоретические знания на практике.

Оценка результатов работы

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ. Поделки используются в качестве подарков для друзей, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Использованная методическая литература.

  1. Давыдова Г.Н.   Бумагопластика.  Цветочные мотивы.  - М.:  Издательство «Скрипторий  2003»,  2007.  - 32  с.
  2. Докучаева Н. «Игрушки из бумаги и картона». - СПб.:Кристал; Валери СПб., 1997 – 224с., ил.
  3. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 6-7 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 88 с.: цв. вкл
  4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры».Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития», 1998. - 192с., ил.
  5. Новикова И.В. «100 поделок из природных материалов». Популярное пособие для родителей и педагогов./- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2003. – 160с.: ил.
  6. Линд Х. Бумажная мозаика – М.: Айрис-пресс, 2007. – 32 с.: цв. ил. вклейка 16с. – (Чудесные фантазии).
  7. Мамаева О.А.Мастерим с детьми 5-6 лет.  - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.: цв. вкл.
  8. Павлова О.В. Художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия/ – изд. 2-е Волгоград: Учитель, 2015 – 202с.
  9. Программа воспитания и обучения  в детском саду « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы  ,Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  10. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 192 с.: ил. + вклейка 8с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умелые руки"

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентированна на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию худож...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 5-7 лет  имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творчес...

Программа кружка "Умелые руки"

Работа кружка "Умелые руки" носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного в...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа кружка "Умелые руки"

Дополнительная образовательная программа      имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и р...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка «Шахматёнок»

Образовательная программа «Шахматёнок» разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных документов РФ с учетом приоритетов развития системы дополнительного образо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для всестороннего развития дошкольника имеет организация си...