Презентация "Развитие познавательной активности детей старшего возраста по средствам экспериментирования"
презентация к уроку (старшая группа)
В презентации представлена работа по самообразованию по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего возраста по средствам экспериментирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В презентации представлены цели , задачи, фото отчет о проделанной работе по самообразованию. | 514.6 КБ |
doklad_.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность ФГОС ДО (п.2.6) нацеливает на содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об…объектах окружающего мира.
Для развития познавательной активности я отдаю предпочтение экспериментированию, так как: оно помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей; этот метод, соответствует возрастным особенностям; позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания,
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: - расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химические свойства веществ, физические свойства и явления, ФЭМП); - развитие умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов; - развитие умственных способностей: анализ, сравнение, классификация, обобщение, формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Для развития познавательной активности я применяю следующие методы вызывающие познавательные вопросы дошкольников: - метод неожиданных решений, основанный на том, что предлагаю новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей; - метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; - метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности (составление аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни); - метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили ), избирать неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
В группе оборудован центр «Природная лаборатория», который оснащен всем необходимым оборудованием и материалами для экспериментальной работы.
Мною разработан план экспериментальной деятельности согласно календарно - тематическому планированию. Тема Эксперимент Зимующие птицы «Необычные кормушки» Спорт. Олимпийские «Конькобежцы», «Волшебный шарик» Транспорт «Почему корабли не тонут» 8 марта «Живые ц веты » Космос «Почему в космос летают на ракете». Посуда. Продукты. Пища. Тема недели
Спорт. Олимпийские игры «Конькобежцы»
Цель: познакомить детей со свойствам магнита притягивать металлические предметы. Определять силу магнита, массу предмета и устанавливать между ними связь. Предположения: магнит сможет передвигать предметы ( конькобежца) Вывод: магнит притягивает к себе металлические предметы, сила магнита может выть разной, действует на расстоянии и сквозь тонкие материалы, передвигает легкие предметы.
Транспорт «Почему корабли не тонут»
Цель: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Предположения детей: пластилин поменяет цвет воды, сможет рисовать, утонит, растворится. Вывод: кусочек пластилина утонит, чтобы пластилин плавал нужно его тяжесть распределить на всю поверхность воды (расплющить).
Зимующие птицы «Необычные кормушки»
Цель: познакомить детей с клеящими свойствами пищевых продуктов. Предположения детей: клеить будет только мед потому, что он сладкий и липкий. Вывод: все представленные продукты имеют клеящие свойства, чеснок не подходит из за сильного запаха, яйцо не удержит семечки, мед густой, липкий, хорошо держит семечки.
8 марта «Живые цветы»
Цель: расширять знания о свойствах бумаги, находить сходство и различия глянцевой и простой цветной бумаги. Предположения детей: цветы утонит. Вывод: цветы опущенные в воду раскрывают лепестки, первыми раскрываются лепестки сделанные из глянцевой бумаги, на глянцевой бумаги плохо рисовать. Ее покрытие мешает рисовать, но помогает лучше проникать воде в бумагу.
Космос «Почему в космос летают на ракете»
Цель: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя. Предположения детей: шарик полетит и сдуется . Вывод: воздух выходящий наружу толкает шарик в противоположную сторону, а трубочка и леска (руль) помогает сохранить направления полета.
Посуда. Продукты. Пища. «"Шубы" из стекла?»
Цель: познакомить детей с физическим понятием теплопроводность, со способами сохранения тепла и холода. Предположения детей: если лед положить в термос он станет горячим, вода останется горячей, а лед холодным. Выводы: термос помогает сохранить тепло горячей воде, лед начинает таять, но медленнее чем в группе.
Опытно – экспериментальная деятельность позволила: вызвать интерес детей к познанию нового, дети стали более активны и инициативы, появилось больше вопросов со стороны детей, внимательнее слушают информацию, понимают и используют схемы в работе, активно выдвигаю гипотезы перед опытом, объясняют полученный результат, делают вывод, появился опыт в работе с приборами – помощниками, расширился кругозор ребёнка.
Используемая литература
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности детей старшего возраста посредствам экспериментирования.
1 слайд.
ФГОС ДО (п.2.6) нацеливает на содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об…объектах окружающего мира. Одним из главных факторов познавательного развития дошкольника является его познавательная активность, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании узнать что-то новое, самостоятельно найти ответ на интересующие вопросы. Под влиянием познавательной активности активизируются познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, память. Данные процессы составляют основу творческой, поисковой, исследовательской деятельности и влияют на познание окружающего мира.
Для того чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес дошкольников. Познавательный интерес – это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными условиями для возникновения познавательного интереса и развития познавательной активности будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Если педагогом будут соблюдены эти условия, то в процессе любой познавательной деятельности дошкольники будут:
- думать (анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать);
- удивляться (радоваться успехам, достижениям, новизне);
- проявлять волю (целеустремленны, внимательны, настойчивы);
- фантазировать (предвосхищать события, создавать новые образы, ситуации).
Таким образом, под влиянием познавательной активности деятельность ребенка становится продуктивней. А значит, интенсивнее происходят интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы.
2 слайд.
Для развития познавательной активности я отдаю предпочтение экспериментированию, так как оно помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. В современных исследованиях подчеркивается, что дошкольное образование призвано обеспечить развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника, заложить механизмы саморазвития и самореализации. Детское экспериментирование – одно из эффективных средств развития исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.
Экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Так же помогает детям осваивать разнообразные доступные способы познания окружающего мира, развивает познавательную активность, любознательность, детское творчество, формирует представление об окружающем мире, стимулирует самостоятельные поиски отдельных фактов и общих закономерностей. Ребёнок учится сравнивать, обобщать, классифицировать; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. Участие в экспериментальной деятельности обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, а также помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
3 слайд.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук (химические свойства веществ, физические свойства и явления, ФЭМП);
- развитие умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов;
- развитие умственных способностей: анализ, сравнение, классификация, обобщение, формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4слайд.
Для развития познавательной активности я применяю следующие методы вызывающие познавательные вопросы дошкольников:
- метод неожиданных решений, основанный на том, что предлагаю новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей (искусственный снег),
- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (выращивание кристаллов);
- метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности (составление аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни);
- метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), избирать неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи(конькобежнц).
5 слайд.
В группе оборудован центр «Лаборатория», который оснащен всем необходимым оборудованием и материалами для экспериментальной работы.
6 слайд.
Мною разработан план экспериментальной деятельности согласно календарно - тематическому планированию. Использую групповые, подгрупповые формы работы. Экспериментальная деятельность проходит как часть НОД, мотивирует детей к изучению какой либо темы, проходит как самостоятельная деятельность по инициативе детей.
План экспериментальной деятельности согласно
календарно - тематическому планированию.
№ | Тема недели | эксперименты |
1 | День знания | «Разбегающиеся зубочистки», «Научи яйцо плавать» |
2 | Овощи | «Содержат ли овощи воду», «Разноцветный сельдерей» |
3 | Фрукты | «Почему лимон не тонет», «Невидимые чернила» |
4 | Деревья и кустарники | «Дыхание листьев» |
5 | Осень | «Почему листья желтеют», «Делаем облако» |
6 | Хлеб | «Как делают хлеб» |
7 | Перелетные птицы | «Как устроены перья у птицы». |
8 | Домашние птицы и животные | «Почему у птиц разные клювы» |
9 | Мое здоровье | «Тепло, холод». |
11 | Моя Родина, город, край, страна | «В почве есть воздух», «Загрязнение почвы». |
12 | Подводный мир, рыбы. | «Опреснитель воды». |
13 | Животные севера жарких стран. | «Как образуются барханы». «Как медведь охотится на тюленя» |
14 | Декоративно- прикладное | "Волшебные зеркала" или 1? 3? 5? «Барабанная установка» |
16 | Зима | «Греет ли шуба?», «Твердая вода, почему айсберг не тонет» |
17 | Зимующие птицы | «Необычные кормушки» |
18 | Сезонная одежда, обувь, головные | «Как почистить одежду, обувь», |
19 | Новый год | «Выращивание кристаллов» |
20 | Зимние забавы | «Искусственный снег» |
21 | Спорт. Олимпийские игры | «Лыжники», «Волшебный шарик» |
22 | Все работы хороши | «Фокусы» |
23 | Инструменты и материалы | «Рекордный вес» |
24 | Транспорт | «Почему корабли не тонут» |
25 | Дом. Улица. Город. ПДД. | «Упрямые предметы», «Почему предметы движутся». «Хитрости инерции» |
26 | Российская Армия | «Парашютист» |
27 | Железная дорога. Железнодорожные профессии. | «Волшебное электричество». |
28 | 8 марта | «Живые цветы» |
29 | Весна | «Солнце дарит нам тепло и свет», «Почему дует ветер», |
30 | Народные праздники на Руси | «Украшение яиц», «Неваляшка» |
31 | Книги и библиотеки | «Все обо всем», «Сильные книги» |
32 | Квартира, мебель. Бытовые приборы | «Чем можно измерить длину» |
33 | Космос | «Почему в космос летают на ракете». |
34 | Посуда. Продукты. Пища. | «"Шубы" из стекла?» «Возможно, ли разделить перемешанные перец и соль?» |
35 | Перелетные птицы | «Из чего птицы строят гнезда?», «Сделаем компас»,«Путь домой» |
36 | ОБЖ | «Что такое молния» |
37 | День победы | «Огонь дышит», «Хлопушки». |
38 | Народная культура и традиции | «Почему поет пластинка», «Живая тень» |
39 | Семья. Семейные традиции. | «Электрический театр». |
40 | Насекомые. Цветы. Лето. | «Радуга в небе», «Балансирующие бабочки» |
7-8 слайд.
Спорт. Олимпийские игры «Конькобежцы».
Цель: познакомить детей со свойствам магнита притягивать металлические предметы. Определять силу магнита, массу предмета и устанавливать между ними связь.
Предположения: магнит сможет передвигать предметы
(конькобежца)
Вывод: магнит притягивает к себе металлические предметы, сила магнита может выть разной, действует на расстоянии и сквозь тонкие материалы, передвигает легкие предметы
9-10.
Транспорт
«Почему корабли не тонут»
Цель: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Предположения детей: пластилин поменяет цвет воды, сможет рисовать, утонит, растворится.
Вывод: кусочек пластилина утонит, чтобы пластилин плавал нужно его тяжесть распределить на всю поверхность воды (расплющить).
11-12.
Зимующие птицы. «Необычные кормушки»
Цель: познакомить детей с клеящими свойствами пищевых продуктов.
Предположения детей: клеить будет только мед потому, что он сладкий и липкий.
Вывод: все представленные продукты имеют клеящие свойства, чеснок не подходит из за сильного запаха, яйцо не удержит семечки, мед густой, липкий, хорошо держит семечки.
13-14.
8 марта. «Живые цветы»
Цель: расширять знания о свойствах бумаги, находить сходство и различия глянцевой и простой цветной бумаги.
Предположения детей: цветы утонут.
Вывод: цветы, опущенные в воду раскрывают лепестки. Первыми раскрываются лепестки, сделанные из глянцевой бумаги, на глянцевой бумаги плохо рисовать. Ее покрытие мешает рисовать, но помогает лучше проникать воде в бумагу.
15-16.
Космос. «Почему в космос летают на ракете»
Цель: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя.
Предположения детей: шарик полетит и сдуется.
Вывод: воздух, выходящий наружу толкает шарик в противоположную сторону, а трубочка и леска (руль) помогает сохранить направления полета.
17-18.
Посуда. Продукты. Пища. «"Шубы" из стекла?»
Цель: познакомить детей с физическим понятием теплопроводность, со способами сохранения тепла и холода.
Предположения детей: если лед положить в термос он станет горячим, вода останется горячей, а лед холодным.
Выводы: термос помогает сохранить тепло горячей воде, лед начинает таять, но медленнее чем в группе.
19. слайд.
Опытно – экспериментальная деятельность позволила: вызвать интерес детей к познанию нового, дети стали более активны и инициативы, появилось больше вопросов со стороны детей, внимательнее слушают информацию, освоили использование схем в работе, активно выдвигаю гипотезы перед опытом, объясняют полученный результат, делают вывод, появился опыт в работе с приборами – помощниками, расширился кругозор ребёнка,
Подводя итог выше сказанному с уверенностью можно утверждать, что опытно-экспериментальная деятельность претендует на роль ведущей в развитии познавательной активности детей.
20.слайд.
Используемая литература.
О.В. Таглина «Чудесные превращения»; Н.С. Губка «Секреты волшебства»; Тугушева Г.П.; Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; серия книг библиотека воспитателя «Детское экспериментирование»(карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками); «Первая научная лаборатория»; Поддержка детской инициативности и самостоятельности»; «Конструирование и экспериментирование»; карточное планирование в ДОО «Опыты и эксперименты с веществами и материалами»; Увлекательные опыты и эксперименты для мальчиков и девочек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме " Опытно-экспериментальная деятельность средство развития познавательной активности детей старшего возраста»
Презентация опыта работы...
"Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе экспериментирования"
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, поэтому все, что его окружает : предметы, игрушки, растения, животные, - вызывает особый интерес. Дети любят исследова...
«Юные Эйнштейны» (Программа по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование)
Программа по развитию познавательной активностидетей дошкольного возрастачерез детское экспериментирование...
«Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость у...
Презентация "Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования "
Презентация для воспитателей "Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования "...
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»...
Презентация на тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего возраста»
laquo;Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей старшего возраста»...