Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
статья
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. МАКАРОВА».
Утверждаю
И.о. заведующий МБДОУ ДС № 2
_________________ ( Колесникова Е.А.)
ОПЫТ РАБОТЫ
«Развитие познавательной активности детей
дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Выполнил: воспитатель -
Васильченко Елена Юрьевна
МБДОУ «Детский сад № 2
«Аленький цветочек» г. Макарова».
г. Макаров, 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Актуальность…………………………………………………………………….3
Цель и задачи…………………………………………………………………….4
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ………………………………5
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА………………………………………………7
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………8
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивый познавательный интерес [1].
Мир, в котором мы живем, сложен, многообразен и изменчив. Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний [1].
Сейчас дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно. И поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная и поисково – исследовательская деятельность. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования [2]. В требованиях к выпускнику детского сада выделены целевые ориентиры, в которых отмечено, что ребенок на завершении этапа дошкольного детства: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе» [2].
Информация усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Поэтому тема «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментальную и поисково - исследовательскую деятельность» была выбрана не случайно для изучения и внедрена в наш опыт работы.
Работу с детьми по экспериментированию мы начали вести с 1 младшей группы. Вначале поставили следующие цели и задачи:
Цель: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Задачи:
- Создать необходимые условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям;
- Расширять представление детей о свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами предметов;
- Учить, детей делать выводы на основе опытов;
- Воспитывать умения участвовать в посильной практической деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этом возрасте образ мира ребенка эффективен, наполнен отношениями, тесно связан с оценками взрослого и здесь педагог является главной фигурой педагогического процесса. В работе по опытно-исследовательской деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Чтобы познавательно – исследовательская и экспериментальная деятельность была, более эффективна мы в своей группе организовали деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию исследовательских, практических навыков и необходимых преставлений о мире природы и предметов постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Прежде всего провели диагностику детей, с целью фиксирования личностного роста, развития интегративных качеств и объема полученных умений у детей в течение года. Разработали перспективный план на учебный год, по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов: конспекты по НОД с элементами экспериментирования; наблюдения; прогулки - экскурсии; игры-эксперименты; работа с родителями.
Обогатили предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей. В нашей группе организованы — центр «Песка и воды», центр «Почемучка». Которые включают оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов. Специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки). Природный материал (камешки, песок, семена магнит, дерево, глина и т.п.). Утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…); прочие материалы - лупы, щеточки, губки…
В своей работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Что лишнее?», и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Большой интерес для экспериментирования у детей вызывают игры с водой, песком, снегом. Они не только увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей. Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют, тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Мы помогаем детям разнообразить игры с водой: подкрашиваем ее пищевыми красителями, делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри. Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнают, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льется, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лед скользкий, холодный.
Основной формой работы являются - опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатление, широко используем в работе стихотворения, рассказы, фольклорные тексты. Слушая и запоминая содержания художественных произведений, дети узнают о природе нечто новое. Дети с большим интересом слушают произведение К. Чуковского, Сутеева, А. Барто, Е. Чарушина, К. Ушинского и другие.
Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы стараемся на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: организуем родительские собрания, была оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовался раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой, детскими энциклопедиями и в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Проанализировав результаты своей работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования », мы пришли к выводу, работа в данном направлении эффективна. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей. Собственные исследовательские поиски дошкольников способствуют повышению у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»....
Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, ...
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...
Опыт работы:"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...
Консультация для родителей «Организация работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования»
Мы, педагоги, хотим видеть родителей наших воспитанников компетентными в вопросах детской исследовательской деятельности и экспериментирования....