«Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность. А это очень пригодится детям в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_aktivnost.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые педагоги
Слайд 1 Сегодня я бы хотела поделиться перед вами опытом своей работы по теме «Познавательная активность детей дошкольного возраста
в процессе экспериментирования»
Слайд 2
"Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать".
Павел Петрович Блонский
Эти слова я взяла за основу в своей работе по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования, ведь хорошо известно, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам...
Слайд 3 Актуальность
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Моя задача - напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность. А это очень пригодится детям в будущем.
Слайд 4
Главная цель моей деятельности в этом направлении: развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.
Для решения этой цели я поставила следующие задачи:
- расширять представление детей о свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами предметов;
- учить детей делать выводы на основе опытов;
- участвовать в посильной практической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Слайд 5
Одним из принципов ФГОС является реализация поставленных задач в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности (п. 1.2 п.п.4) Поэтому свою работу я начала с подборки соответствующей стандарту методической литературы. Такие технологии и пособия как «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко,
«Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаевой, «Развитие познавательно– исследовательской деятельности у дошкольников» Е. В. Лосевой, «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е. В. Морудовой, «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. В. Алешиной помогли мне последовательно и занимательно спланировать и организовать деятельность детей по ознакомлению с окружающей действительностью.
Слайд 6 -7
Исходя из целей и задач, создала условия для детского экспериментирования, что позволило каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
Слайд 8
Проводила опытно-экспериментальную деятельность по следующим
направлениям:
- Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Слайд 9
При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использую следующие формы работы:
* познавательные занятия;
* беседы;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;
* использование мультимедиа, видео-слайдов;
* картотека опытов;
* конкурсы, праздники и развлечения.
Слайд 10-13
Каждое время года прекрасно и познавательно по-своему. Сколько наблюдений, экспериментов можно предложить детям на прогулке!
Здесь дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
Сайд 14 -18
В группе знакомимся с объектами неживой природы. Изучаем с детьми свойства материалов и веществ, сравниваем, экспериментируем.
Слайд 19-20
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
С помощью родителей пополняется «лаборатория» новыми материалами для опытов, поддерживая интерес детей к экспериментированию. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей я использую следующие формы работы с родителями:
- Консультации;
- оформление наглядности;
- групповые родительские собрания
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
- пополнение картотеки «Опыты»;
- организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
- Фотовыставки;
- Анкетирование.
Слайд 21
И свое небольшое выступление мне бы хотелось закончить словами Климента Аркадьевича Тимирязева
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Слайд 22
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»
Эту презентацию я представляла на городском конкурсе "Воспитатель года -2015"....
Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....
Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста , через экспериментирование"
Презентация...
Презентация "Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования "
Презентация для воспитателей "Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования "...
Сущность познавательной активности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование. Самоанализ и отчет о проделанной работе Чуенковой Лилии Витальевны Школа 2120 Г Москва
Материал представляет собой отчет о проделанной работе по теме развития познавательных способностей у дошкольников и экспериментированию в детском саду в старшей группе....
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»
Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...