«Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Данилова Наталья Александровна

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность. А это очень пригодится детям в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_aktivnost.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые педагоги

Слайд 1    Сегодня я бы хотела поделиться перед вами опытом своей работы по теме «Познавательная активность детей дошкольного возраста

в процессе экспериментирования»

Слайд 2

"Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать".
                                                                                     
Павел Петрович Блонский

Эти слова я взяла за основу в своей работе по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования, ведь хорошо известно, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам...

Слайд 3 Актуальность

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы. Моя задача - напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность. А это очень пригодится детям в будущем.

Слайд 4

 Главная цель моей деятельности в этом направлении: развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.

Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

  • расширять представление детей о свойствах окружающего мира;

  • знакомить с различными свойствами предметов;
  • учить детей делать выводы на основе опытов;
  • участвовать в посильной практической деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 5

         Одним из принципов ФГОС является реализация поставленных задач в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности (п. 1.2 п.п.4) Поэтому свою работу я начала с подборки соответствующей стандарту методической литературы. Такие технологии и пособия как «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко,

 «Методика экологического воспитания в детском саду» С. Н. Николаевой, «Развитие познавательно– исследовательской деятельности у дошкольников» Е. В. Лосевой, «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е. В. Морудовой, «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н. В. Алешиной помогли мне последовательно и занимательно спланировать и организовать деятельность детей по ознакомлению с окружающей действительностью.

Слайд 6 -7

Исходя из целей и задач, создала условия для детского    экспериментирования, что позволило каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Слайд 8

Проводила опытно-экспериментальную деятельность по следующим

направлениям:

  • Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.

  • Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.

  • Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Слайд 9

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми я использую следующие формы работы:

* познавательные занятия;
* беседы;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;

* использование мультимедиа, видео-слайдов;

* картотека опытов;
* конкурсы, праздники и развлечения.

Слайд 10-13

Каждое время года прекрасно и познавательно по-своему. Сколько наблюдений, экспериментов можно предложить детям на прогулке!

Здесь дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

Сайд 14 -18

В группе знакомимся с объектами неживой природы. Изучаем с детьми свойства материалов и веществ, сравниваем, экспериментируем.

Слайд 19-20

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.  
С помощью родителей пополняется «лаборатория» новыми материалами для опытов, поддерживая интерес детей к экспериментированию. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей я использую следующие формы работы с родителями:

  • Консультации;
  • оформление наглядности;
  • групповые родительские собрания
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
  • пополнение картотеки «Опыты»;
  • организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
  • Фотовыставки;
  • Анкетирование.

Слайд 21

И свое небольшое выступление мне бы хотелось закончить словами Климента Аркадьевича Тимирязева

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

                                                                                                   

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование»

По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых -развивать это стремление....

Презентация "Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования "

Презентация для воспитателей  "Познавательная активность детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования "...

Сущность познавательной активности детей дошкольного возраста. Детское экспериментирование. Самоанализ и отчет о проделанной работе Чуенковой Лилии Витальевны Школа 2120 Г Москва

Материал представляет собой отчет о проделанной работе по теме развития познавательных способностей у дошкольников и экспериментированию в детском саду в старшей группе....

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с различными веществами»...