Рабочие программы по самообразованию и дополнительному образованию
материал (старшая группа)

Молодых Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей  детский сад «Сказка»   корпус «Звёздочка»

               Утверждаю:

Заведующая МАОУ ДОД д/с «Сказка»

Герасимова С.М. ___________

Приказ № ___  от «___»    ________2021 года

Принята на педагогическом совете

 № … от ………2021 г.

Программа кружка «Учимся говорить правильно «Речецветик»»  речевое направление

 для детей старшего дошкольного возраста    (5-6 лет)

на 2021-2022 учебный год.

     

                             Составитель программы:

Воспитатель МАОУ ДОД

детский сад «Сказка» корпус «Звездочка

Молодых Елена Викторовна

c. Омутинское – 2021 г.

                                      Пояснительная записка.

            Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без  чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения  и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии  овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём –пяти годам, но иногда  в силу ряда  причин этот процесс  затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей  мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка.

           Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа,  тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ, челюстей. – артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на  укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений  органов , принимающих участие в речи.

           Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии  М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой , Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной  и другими.

        У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в  в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание , сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

          Её цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков  и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

       Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики  в дошкольном возрасте  способствует продуцированию  детьми правильных звуков, а в последствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

       Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков                         ( фонем) в коррекции нарушений произношения.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1.Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.                                                                            Как правило, если движения пальцев  развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук   является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений , подготовки кисти руки к письму, и  что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры  головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

2.Формирование правильного речевого дыхания.                                                           Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного  тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха  зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает  нормальное голосо-  и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.                                                                                               Основой для понимания  смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности  речевого  звукоразличения  ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность   развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

       Программа  содержит  описание организации и содержания  дополнительной коррекционной  работы  с детьми  старшего возраста    в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Так же  в программе  предусмотрены :

*  Практические задания для развития  зрительного восприятия и ориентировки  в пространстве.(см. Приложение1)

*Выполнение  пальчиковых  игр и  упражнений в соответствии с тематическим планом ( см. приложение №2)  

Цель программы: Помочь детям овладеть правильным звукопроизношением.

Задачи:

1.Формировать  произвольные,  координированные движения органов артикуляции. Укреплять речевые  мышцы.

2. Развивать движения кистей и пальцев рук.

3. Способствовать развитию правильного речевого дыхания.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

Средства реализации задач:

- Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.

-Логопедические попевки (аудио)

-Пальчиковые игры. (см. Приложение 2)

- Мячи, колечки Су – джок для массажа пальчиков.

- Дыхательные  упражнения ( картотека)

- Стишки, скороговорки для улучшения дикции ( картотека, презентации)

- Игры на развитие фонематического слуха ( картотека, презентации)

- практические задания на развитие зрительного восприятия  и ориентировки в пространстве.( см. приложение 1)

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий дети  смогут:

- Овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту.

- Довести  произношение звуков  до нормы.

- Овладеть  навыками правильного дыхания ( выдох длиннее, чем вдох)

- Будут получаться тонкие координированные пальчиковые движения.

- Развиты фонематические представления по возрасту.

     

Форма проведения занятий :

 Групповая  -   … детей .

Количество занятий: 1 раза в неделю, 4 занятия  в месяц по 20-25 минут

Каждое занятие  включает в себя:

- Артикуляционные упражнения

- Пальчиковые игры и упражнения

- Дыхательные и голосовые упражнения  

-Дидактические игры на развитие фонематического слуха.

                           Перспективный  план  занятий кружка на 2021-22 учебный год.

Задачи

Содержание занятий

Кол-во занятий в неделю

Октябрь

1 – я неделя

1

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).

3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос.

Упражнение «Ёжики».

4. Развитие темпа и координации речи и движений

см. Приложение №1

5 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических заданий. см. приложение №2

2 – я неделя.

1

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки).

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Раздуй горошки».

4.Развитие слухового внимания,

Игра «Зайцы и лисички».

3 – я неделя

1

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Хмурилки»

2. Узнавание неречевых звуков.

Игра «Узнай, что звучало?»

3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование короткого ритмичного вдоха через нос.

Упражнение «Хомячки».

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Дождик».Капля раз, капля два….

5 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических заданий. см. приложение №2

4 - я неделя

1

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение : Шёл медведь к свое берлоге….»

2. Узнавание неречевых звуков.

Упражнение «Голоса» улицы» (звуки машины и др.)

3. Тренировка  правильного носового дыхания, продолжительного равномерного ротового выдоха.

Упражнение «Я - Колобок» -попевка

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал.

Игра « Превращалки ».

5 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических заданий. см. приложение №2

Ноябрь

1 – я неделя

1

1. Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Тёрка» для  самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки).

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Игра «Три медведя».

3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот.

Упражнение «Одуванчики».

4. Развитие чувства ритма, координации  речи и движений.

см. Приложение №1

5 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических заданий. см. приложение №2

2 – я неделя

1

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Вода в чайнике кипит» (кругообразные движения по лбу  кулачком)

2. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха.

Упражнение «Собачки».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Поможем Буратино заговорить»

4. Развитие темпа и ритма речи.

см. Приложение №1

3 – я неделя

1

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами Су – джок.

2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот.

Упражнение « Упрямый ослик»

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Прогулка  для язычка».

4. развитие темпа и ритма речи.

Игра «Три медведя».

5. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических заданий. см. приложение №2

4 – я неделя

1

1.  Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами Су – джок.

2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

Игра «Послушай звуки зимы».

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Снегопад» ( сдувание ватных комочков).

4. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок наводит порядок».

5. Развитие координации речи и движений.

Игра  см. Приложение №1

6 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

Декабрь

1 – я неделя

2

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика ( см Приложение)

2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки

Упражнение «кто какие издаёт звуки»

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок делает зарядку».

4. . Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Автомобили».( Вибрация губами)

5. Развитие  зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

2 – я неделя

1

1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки.

Упражнение «Звуки  леса».Аудио запись

2. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая игра (см. Приложение№1)

3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения по инструкции педагога

Игра «см Приложение №1».

4. Развитие равномерного выдоха носом; медленного продолжительного выдоха ртом.

Игра «Запахи праздника».

5. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок в магазине».

6. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

3 –я неделя

1

1.Развитие пальчиковой моторики.

Пальчиковая гимнастика см. Приложение №1

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Буря в стакане».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и кошечка».

4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением слов  

стих-я

Игра «см. Приложение№1».

4 – я неделя

1

1.Развитие дифференцированных движений пальцами.

Пальчиковая гимнастика см. Приложение №1

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Задуй свечу».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и лошадка».

4.  Развитие слухового внимания и координации движений

Попевки

5 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических заданий.- см.прилож-е №2

Январь

2 – я неделя

2

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги).Тянут-тянут бабка с дедкой….

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.

Упражнение «Подуем на снежинку».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок и велосипед».

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.

Игра см. Приложение №1

5 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

3 – я неделя

1

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика см. Приложение №1

2.Тренировка правильного носового вдоха , продолжительного, равномерного выдоха.

Звукоподражания « Кто какие издаёт звуки»

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок в зоопарке».

4. Развитие координации речи и движений.

См . Приложение №1

5 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

4 - я неделя

1

1.Стимуляция биологически активных зон.

Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.

Пневмомассаж

3. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнение «Язычок в цирке».

4. Развитие координации речи и движений

См. Приложение №1

5.Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

Февраль

1 – я неделя

1

1.Стимуляция биологически активных зон.

«Снеговик»

2.Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.

Упражнение «Трубач».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок играет на музыкальных инструментах».

4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.

См. Приложение №1

5. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

2 – я неделя

1

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение «Карандаш в руках катаю…».

2. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок пошёл гулять».

3. Развитие слухового восприятия

Узнай кто какие издаёт звуки

4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

«Голосилка»

5. Развитие координации речи и движений

См Приложение №1

6. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

3 – я неделя

1

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Выкладывание рисунка из ниточек на ткани

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Плакса».

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок собирает грибы»

4. Развитие темпоритмических характеристик речи.

Игра «Вверх. вверх лезет кот…».

5. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

4 – я неделя

1

1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.

Упражнение «Спрячь платочек».Комкание платочка каждой рукой поочерёдно

2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Самолёты».Самолёт летит, самолёт гудит – у-у-у-у я лечу в Москвуу-у-у-у

3. Развитие артикуляционной моторики.

Игра «Язычок болтунишка».

4. Развитие слухового внимания,

Игра «Угадай, кто тебя позвал».

5. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

Март

1 – я неделя

1

1. Укрепление мышц кистей рук.

См. приложение №1

2. Закрепление знаний о названии и работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Наши помощники»

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Заводим мотоцикл».

4. Развитие координации речи и движений.

См. Приложение №1

5.Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

2 – я неделя

1

1.Стимуляция биологически активных зон

Упражнение для самомассажа рук .Ходьба пальчиками по ребристой дорожке. (По ластикам)

2. Закрепление знания о работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Что я умею»

3. Развитие слухового восприятия

«Угадай по голосу»

4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах.

Упражнение « Плакса»

5. Развитие координации речи и движений, слухового внимания – умения реагировать на смену сигнала.

Игра «Едем, едем на лошадке».

6. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

3 – я неделя

1

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Упражнение «Тесто» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2Закрепление  знаний о названии и работе органов артикуляционного аппарата.

Упражнение «Покажи и назови»

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Зевота».

4. Развитие темпа и ритма речи.

Игра «Туки – ток….застучал молоток….»

5. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

4 – я неделя

1

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «схом» бассейне.

2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции.

Упражнение «Тостячки – худышки», «Лягушки – уточки»

3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.

« Голосилка» ( + аудиозапись)

4. Развитие слухового восприятия

Запомни –повтори

5. Развитие координации речи и движений.

См.приложение №1

6.Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

Апрель

1 – я неделя

1

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Упражнения « Ходьба пальчиками по пуговкам»

2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции.

Упражнение : «Лягушки – слоники», « Толстячки –худышки»

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Надуваем шарик….»

4. Развитие зрительного и слухового внимания.

Игра «Птичий двор» Кто какие издаёт хвуки

5 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

2 – я неделя

1

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

См приложение №1

2. Закрепление  губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд.

Упражнение «Слоники», « Лягушки», « Расчёска»

Если вам смешинка в рот вдруг случайно попадёт…»

3. Развитие слухового восприятия

«Ветер в наш лес песню занёс….» см картотеку

4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах.

Упражнение «Плакса».

5. Развитие координации речи с движением

См. Приложение №1

6 Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

3 – я неделя

1

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

Упражнения «Ладошки здороваются», « Пальчики здороваются»

2. Формирование губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд.

Упражнение «Губы делают гимнастику.

3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Ветер и ветерок».

4. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений.

См. Приложение №1

5Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

4 – я неделя

1

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

Упражнение «Щелчки» ( Ладошки на столе)

2. Развитие ощущений от движений органов артикуляции.

Игра «Болтушка», « Дятел»

3. Различение звукоподражаний по высоте, силе и тембру.

Тема «Кто так кричит».( презентация)

4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

Упражнение «Мыльные пузыри».

5. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа.

См. Приложение №1

6. Развитие зрительного восприятия

Выполнение  практических  заданий.-см.прилож-е №2

Май

1 – я неделя

1

1. Стимуляция тактильных ощущений.

Упражнение «Играем на пианино»

2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны.

Игра «Покажи конфету» ,  «Язычок играет в  футбол».

3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.

Упражнение «Голосилка».

4. Развитие координации речи и движений.

 См. Приложение №1

5. Развитие зрительного восприятия

См Приложение №2

2 – я неделя

1

1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.

Упражнение «Найди сюрприз» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.

2. Выработка подвижности  кончика языка, укрепление его мышц

Игра «Болтушка», « Дятел», звукоподражания  тын-тын-тын, дын-дын-дын…

3. Закрепление  правильного вдоха и выдоха

Упражнение «Колокольчик».

4. Развитие зрительного восприятия .

Практические задания . Печатный материал.

5. Развитие зрительного восприятия

См Приложение №2

3-я и 4-я неделя – подведение итогов

1

Диагностика

Лексическая тема недели

Приложение 1.

Упражнения и игры с пальчиками

Октябрь

1.Сад.Фрукты.Ягоды.

*Выгибание и прогибание кистей  рук  плюс

Повторение предыдущих упражнений – вращение и сжимание

*Будем мы варить компот, фруктов нужно много – вот

Будем яблоки крошить, груши будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок, слив положим и песок.

Варим , варим мы компот, угостим честной народ.

2.Лес.Грибы.

*Соприкосновение подушечек пальцев – « Пальчики здороваются»

Каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно ( сила надавливания пальчиков и темп выполнения  увеличиваются)

*Лес гостям сердечно рад! Угощает он ребят:

Ваню – земляникой, Танечку – черникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой!

*Сел мышонок на маслёнок,  а маслёнок липкий гриб,  

Сел мышонок на маслёнок и прилип.

ой-ой-ой, ай – ай-ай- мама, мама, выручай!

3.Осень. Деревья

*-Вращение, сжимание, выгибание, прогибание  .

«Щелчки» – левой и правой  рукой  отдельно  и  обеими  руками  одновременно.

* Непоседа ветерок с дерева сорвал листок.

Долго листиком осенним над деревьями кружил,

А потом мне на колени этот листик положил.

Тронул ласково лицо:  - Получите письмецо.

*Если мы идём гулять, зонт с собою нужно брать.

Осенью от дождика  спрячемся под зонтиком !

4.Домашние животные и птицы и их детёныши.

*  «Коготки»  -  сильное  полусгибание и разгибание пальцев по 10-20 раз

Левой и правой рукой по очереди и обеими руками одновременно

* Прижимающий массаж

«Кусается сильно котёнок – глупыш . Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою малыш, А будешь кусаться, скажу тебе – «Кыш!»

*Повстречались два котёнка, два щенка, два жеребёнка, два телёнка, два быка – вот  такие  вот рога!

*Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

Аза ней ребятки – жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко,  ко-ко-ко – не ходите далеко,

Лапками гребите, зёрнышки ищите.

*Раз –два – шли утята,

Три – четыре – шли домой,

Вслед за ними плёлся пятый,  позади  бежал  шестой.

А седьмой от всех отстал, а восьмой  уже устал

А девятый всех догнал, а десятый запищал –пи-пи-пи

- Не пищи, мы тут рядом, поищи.

Ноябрь

1.Перелётные птицы.

*Сгибание и разгибание пальцев в кулак  поочерёдно  правой и левой рукой и обеими руками одновременно.

*Пой-ка, подпевай –ка,  прилетела стайка.

Эта птичка соловей,  эта птичка - воробей.

Эта птичка скворушка – серенькое пёрышко,

Ну, а эта – коршун злой. Птички, птички- все   домой

2.Дикие животные наших лесов.

*» Ножницы» - разведение пальцев  в стороны

 -каждой рукой отдельно  и обеими руками одновременно

-соединив ладони вместе.

*Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке,  воробью, синичке,

Мишке  толстопятому, заиньке усатому.

Кому в зубок, кому в платок, кому в лапочку.

*Прижимающий массаж:

Шёл медведь к свое берлоге, да споткнулся по дороге-

Видно очень мало  сил я за лето накопил, так подумал

И пошёл он на поиск диких пчёл. Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки, а наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

3.Дом. Его части.

*  « Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены.

- сдавливании е ладоней с силой

- вращение , повороты, наклоны

- разворачивание ладоней наружу и выворачивание  в обратную сторону не расцепляя ладоней

*Молотком мы стучим, строить новый дом хотим.

А кто в доме будет жить,  с нами кто будет дружить?

Девочки и мальчики – маленькие пальчики!

*Туки –ток, туки –ток – застучал молоток.

           Туки –туки-туки-точки –застучали молоточки.

*На двери висит замок. Кто открыть его бы смог?

Постучали, покрутили, потянули и открыли!

4.Мебель.

* Руки на столе -  свободное постукивание  по столу  подушечками пальцев обеих рук и каждой рукой отдельно. Имитация игры на пианино.

Отстукивание определённого ритма по показу воспитателя.

*-Сиденье, ножки, спинка – стульчик для  Полинки

-Мы поставили кровать, чтобы мягко было спать.

- В комнате стоит диван, а на нём сидит Иван.

Декабрь

1.Зима.Признаки зимы.

*Бегают человечки» - указательный и средний пальцы  каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно

*1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили –

Круглый,  крепкий, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем, три –уроним и сломаем.

2 . Зимующие птицы.

 

 *Надавливание  сильно  сжатыми  четырьмя  пальцами  руки  на основание большого пальца – 10 раз, затем  на середину ладони – 1- раз

То же  другой рукой и обеими руками одновременно.

*Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник посмотри, прилетели снегири.

Три вороны были в среду,  мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетело 7 сорок.

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье.

3.Зимние забавы. Развлечения.

*- Растирание  ладоней  движениями  вверх – вниз

    -растирание боковых поверхностей сплетённых пальцев.

* 1,2.3,4,5 Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,  птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли, съели суп и спать легли.

4. Новый год. Ёлка.

* « Фонарики» - вращение свободными кистями рук каждой рукой отдельно и обеими  руками одновременно.

*Перед нами ёлочка – шишечки , иголочки,

Шарики, фонарики, зайчики и свечки,

Звёзды, человечки!

Январь

1.У детей каникулы

2.Одежда. Обувь.  Головные уборы

*Разминание и растирание каждого пальца вдоль и поперёк.

- Надеваем – снимаем  тугие  колечки  с пальцев ( имитация)

*Иголка, иголка, шей быстрей - мы шьём одежду для друзей

Матрёшку, мишку, куклу Ладу оденем в новые наряды.!

*  «Есть у пальцев

Домик шерстяной, каждый пальчик в комнатке одной,

Сколько пальцев на руках твоих, столько же и комнаток у них.»

*Целый день сегодня шью, я одела всю семью

Погоди немного ,кошка, будет и тебе одёжка.

*Посчитаем в первый раз , сколько обуви у нас?

Туфли, тапочки, сапожки, для Наташки и Серёжки.

Да ещё ботинки для  нашей  Валентинки,

А вот эти валенки для маленькой  Галеньки.

3.Посуда.

*Растирание ладоней  шестигранным карандашом  с постепенным увеличением усилий

* Вот с кашей зелёная миска,

Пришла пушистая киска – ушла пушистая киска,

Пуста зелёная миска!

*Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой

Шишечка с дырочкой, в дырочку пар идёт.

4.Магазин. Продукты

*Мы нальём воды, и насыплем соль –оль – оль – оль - оль

И немножечко песку –у-у –у-у, и муку –у-у –у-у, и дрожжей –ей-ей-ей-ей.

Размешаем, размешаем  и месить , месить начнём.                                        Месим, месим, месим, месим,  мнём, мнём, мнём, мнём

И немножко отдохнём.  Тесто поднимается  

И пыхтит –пых –пых – пых – пых.

Пирожок мы украшаем и в духовку отправляем -  Ш-ш-ш-ш.

*Мы пришли в магазин   и купили торт  -  один,

Плюшек – две, ватрушек – три,  а  киви  купили   сразу  четыре!

*Точим нож, точим нож –будет очень он хорош.

Будет резать он припасы – масло, сало хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы – угощайтесь молодцы.

Февраль

1 Бытовые  приборы .ОБЖ

*Комканье  платка – собрать  носовой  платок в  ладонь, используя пальцы только одной руки. Другой рукой не помогать.

*Прижимающий массаж

2.Животные  севера и жарких стран.

 

*Щелчки – ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другой рукой приподнимаем  пальцы по одному , преодолевая сопротивление.  Затем палец отпускаем и он  стучит об стол.

* У жирафа пятна ….(муз игра на координацию речи с движением )

3.Наша Армия.

*Чередуем напряжение и расслабление

« Кулачок – ладошка»

*Наша Армия  родная и отважна и сильна.

Никому не угрожая охраняет мир она.

4.Профессии. Инструменты.

*Пусть не сердятся родители, что измажутся строители,

Потому что тот кто строит, тот чего – нибудь,  да стоит.

И не важно, что пока этот домик из песка.

*Раз, два – помнят дети –много дел на белом свете.

 Вот швея иглу берёт и одежду  людям шьёт.

Доктор  лечит, повар варит,

Дворник улицу метёт, а  строитель строит дом,

Мы с  тобой жить будем в нём!

Март

1.Мамин праздник.

* Вот красивые цветы раскрывают лепестки.

     Вечером  мои цветы закрывают лепестки.

*Мамины руки – добрые руки

В будни и в праздник не ведают скуки.

Варят борщи, пеленают детей,

В час неурочный встречают гостей.

*Мамочка –мама, милая моя,

мамочка-мама, я люблю тебя

2.Семья.

*Этот пальчик  - дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик папочка, этот пальчик  -  мамочка,

Этот пальчик  -я, вот и вся моя семья!

* - Братец, принеси  дрова,  -  Заболела голова.

 - Средний, ты на колешь дров?  – Я сегодня не здоров.

- Ну, а ты затопишь печку? – Ой болит моё сердечко.

- Ты меньшой свари обед. – У меня силёнок нет.

- Что же, сделаю всё сам, но обеда вам не дам, голодать готовы?

- Мы уже здоровы!

3. Весна. Приметы весны. Прилёт птиц.

* « Солнечные лучи» -руки в « Замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.

*Ушла зима, пришла весна, нас очень радует она!

Небо синеет и солнышко греет.

Подснежник цветёт и трава зеленеет.

*Хорошо весной – я знаю.

Я с друзьями птиц встречаю.

Лодочки в ручье пускаю.

С папой грядки я копаю.

С мамочкой цветы сажаю.

4.У детей каникулы

Апрель

1 Транспорт. ПДД.

*Впереди силён –красив тянет всех локомотив.

Мы сцепились, как вагоны, дайте нам скорей зелёный.

Мы вагончики трамвая тоже вместе быть желаем,

Мы  -машина и прицеп –очень крепок этот сцеп.

* Правила движения  - все без исключения

Знать должны  зверята, мамы и  ребята:

волки и волчата ,лисы и лисята, зайцы и зайчата,

кошки и котята, мышки и мышата.

2.Космос. Спорт.

*Чтоб  ракетой  управлять  нужно  смелым, сильным  стать.

Слабых  в  космос не берут, ведь полёт нелёгкий труд!

Рано утром я проснусь - на зарядку становлюсь.

Приседаю и скачу  –  космонавтом стать хочу.

*Каждый день я по утрам делаю зарядку!

Очень нравится мне делать всё по порядку:

С  дедом  весело  шагать – 1, 2, 3,4, 5!

С бабой руки  поднимать -1,2,3,4,5!

С  мамой – приседать – вставать – 1,2.3,4,5!

С  папой  - прыгать и скакать – 1,2,3,4,5!

3.Весна.Первоцветы.

*Упражнение с  сомкнутыми ладонями(10 раз)

-сомкнутые ладони поднять вверх  - развести кисти рук ,                                                          не размыкая запястий.

*Утром рано он закрыт, но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,  красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик

И теперь он будет спать до утра , как птенчик.

*Наши первые цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

4.Вода и её обитатели

*Отхлопывание  ритма   по показу воспитателя

-правой и левой рукой поочерёдно

-обеими руками одновременно

  • Ах, обжора черепашка, панцирь – вот её рубашка.

Может лазить по горам, может плавать по волнам.

Поплывёт и схватит рыбку – съест с довольною улыбкой.

Отдохнёт она немножко -  на обед поёмает мошку.

Если ужинать пора  -а -ам – и схватит комара,

Но еды её не хватило – цап! – меня за нолс схватила.

Май

1.Труд людей весной

*Зайчики – рожки  - колечки»

« Кулачок – ладошка»- упражнения на переключение  позиций.

*Капля – раз, капля - два  - очень медленно сперва,

А потом, потом, потом всё бегом , бегом, бегом –

Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.

2.Насекомые .

*Цветочек на клумбе растёт и цветёт.

На солнышке греясь гостей к себе ждёт.

К нему прибежал покачаться жучок, качает, качает  его  ветерок.

Попить сладкий сок прилетел мотылёк,  качает, качает его ветерок.

За мёдом к цветку прилетела пчела, чуть-чуть покачалась  и мёд собрала.

Но вот улетели пчела, мотылёк, жучок убежал и остался цветок.

На солнышке греясь он будет стоять,

А  солнце зайдёт наш цветок будет спать.

Приложение №2

Практический материал  для выполнения заданий 1 раз в неделю

Октябрь.1 неделя

 Октябрь 2неделя

Октябрь 3 неделя

Октябрь 4 неделя

Ноябрь.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь 2 неделя

январь 3 неделя

январь 4 неделя

февраль 1 неделя

февраль2 неделя

февраль 3 неделя

февраль 4 неделя

март 1 неделя

март 2 неделя

март 3 неделя

март 4 неделя

апрель 1 неделя

апрель 2 неделя

апрель 3 неделя

апрель 4  неделя

май 1 неделя

май 2 неделя

Используемая                       литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2009.
  2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.

  1. Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
  2. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.
  3. Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста

Расписание работы кружка « РЕЧЕЦВЕТИК»

На 2021-22 учебный год

понедельник -  с  16.30  до 16.55

 

продолжительность занятий - 25 минут;

периодичность занятий - 1 раз в неделю;

 

Руководитель кружка

 Воспитатель старшей группы «Светлячки»

 МАОУ ДОД д.с. «Сказка» корпус «Звёздочка»  

Молодых Е.В.

Список  детей кружка « РЕЧЕЦВЕТИК»

на 2021-22 учебный год

Ф.И.ребёнка

Дата рождения

примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Диагностика

Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

  • чистота звукопроизношения;
  • автоматизация звуков в речи;
  • умение строить предложения;
  • умение произносить монолог, чётко высказываться;
  • умение вступать в диалог.

Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);

Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования(открытые занятия или фото –видео отчёт для родителей и педагогов)  

Продуктивная деятельность организации детей:

  • пальчиковый театр,
  • развлечение   "Мой весёлый язычок",
  • игра-инсценировка "Кто лишний и почему?",
  • открытый показ кружкового занятия по теме "Слова синонимы, антонимы",
  • конкурс чтецов
  • выступление - рассказывание по ролям

 Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.

Ключевые речевые качества:

  • чистота звукопроизношения,
  • автоматизация звуков в речи,
  • умение строить предложение,
  • умение произносить монолог, чётко высказываться,
  • умение вступать в диалог.

Результаты обследования ключевых речевых качеств до начала занятий и после окончания занятий в рамках дополнительного образования:

Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков "Речевичок".

Месяц, тема.

Содержание.

Контроль и учёт коррекционного воздействия.

Сентябрь.

Мелкая моторика.

-Запомнить названия пальцев рук.

-Освоить различные движения пальцами рук.

-Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина)

Пальчиковая игра "Это я, большой пальчик:".

Игра "Собери бусинки в нужные коробочки".

Пальчиковый театр.

Октябрь.

Артикуляционный аппарат.

-Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

-Уметь расслаблять язык.

-Чередовать движения губ и языка.

-Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики "Волк".

Сказка "Как язычок ходил гулять в лес".

Игра "Прядки".

Развлечение с родителями "Мой весёлый язычок".

Ноябрь.

Речевое дыхание.

-Учиться правильному речевому дыханию, вдох(носом), выдох(ртом).

-Отрабатывать силу голоса.

-Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю.

Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота".

Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков".

Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке.

Декабрь.

Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память.

-Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций.

-Угадывание предметов по загадке-описанию.

-Выполнение действий только при определённом, заданном условии.

Игра "Подбери словечко" (завершение стиха в рифму).

Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово).

Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает.

Январь.

Фонематический слух.

-Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков.

-Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.

-Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение.

Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции".

Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"

 

 

Игра "Запомни и повтори".

Февраль.

Словарный запас.

-Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"

-Уточнение названий геометрических фигур и цвета.

-Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое.

Игра-инсценировка "Кто лишний и почему". Беседа с демонстрацией картинок по теме.

 

Аппликация с геометрическими фигурами.

Открытый показ кружкового занятия по теме "Слова синонимы, антонимы".

Март

Связная речь.

-Составление рассказа-описания по наглядному образцу.

-Составление рассказа по сюжетной картине.

-Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок.

-Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

-Составление рассказа на материале собственного опыта.

Индивидуальное рассказывание, описание картин.

Рассказывание по ролям.

Прослушивание сказок и текстов.

Конкурс чтецов.

 

Прослушивание рассказов.

Апрель

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.

Правильное проговаривание звуков:

-Изолированно;

-В слогах (прямых, обратных, стечениях);

-В словах;

-В словосочетаниях;

-В предложениях, скороговорках;

-В стихотворных текстах;

-В связной речи.

Игра "Повтори правильно звук".

Запомни и повтори ряд слогов.

Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно.

Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок.

Концерт для сотрудников детского сада и родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей  детский сад «Сказка»   корпус «Звёздочка»

 

Самообразование воспитателя

на тему: познавательное развитие детей посредствам сказки

«Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

 

                             

Воспитатель МАОУ ДОД

детский сад «Сказка» корпус «Звездочка

Молодых Елена Викторовна

c. Омутинское – 2021 г. 

Пояснительная записка.

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг,  если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу. 

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.

Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Цель:

Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • Подбор литературы по данной теме;
  •  Определить уровень знаний у детей в сказках;
  • Выявить педагогические условия использования средства и методов в педагогическом процессе с детьми;
  •  Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени;
  •  Формировать у детей интерес к творчеству через сказки с использованием музыкального, театрального и образовательного искусства.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность — умение держать слово.
  • Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
  • Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
  • Доброту и честность.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
  • Знать сказки народов;
  • Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
  • Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.

Этапы работы.

1. Подготовительный этап.

- Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы

2. Основной этап.

- Подбор различных пед. технологий и методик организации работы с дошкольниками,

- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

- Знакомство детей дошкольного возраста со сказками.

- Работа с родителями 

Работы со сказкой

- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

-  Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

-  Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

-  Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

3. Заключительный этап.

- Подведение итогов

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

План работы с родителями

1. Консультации 

- «Сказко - терапия или сказочное лечение души».

- «Как подружить ребенка с книгой»

- «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

- «Как выбрать полезную сказку для малыша»

-«Учите детей любить книгу»

Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.

2. Выставка семейных рисунков «Наши любимые сказки». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании дошкольников».

4.Анкетирование для родителей: «Какая прелесть – эти сказки»

Перспективный план  по самообразованию.    

Тема: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка»»: постановка целей и задач по данной теме.

2.Изучение темы: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

3.Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский.

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

4.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

 -Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

 -Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

5.Комплексное занятие «В гостях у сказок»

6.Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток»В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

7.Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

- Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Список изучаемой литературы.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: “Академия”, 1998.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

4. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.

5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

6. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978

7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001.

8. Тухта Л. С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.

9. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. –Харьков: Фолио, 1996.

10. Фесюкова Л. Б. От трех до семи: Кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997.

11. Сборник "Золотых сказок". Абдулхаликова. Г. Р

12. В А. Сухомлинский«Сердце отдаю детям»

13. . Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЗА 2013- 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Отчет по результатам проделанной работы за 2013-2014 учебный год....

Рабочая программа «Волшебный сундучок» педагога дополнительного образования Тонковой Юлии Валерьевны

Цель программы: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, м...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружка"Студия театр+"-дополнительное образование

       Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр &ndash...

Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА»  дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...