Рабочая программа кружка"Студия театр+"-дополнительное образование
рабочая программа

Арутюнян Наира Васильевна

         Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_teatr_-18-19.docx50.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                       детский сад №11 «Березка» общеразвивающего вида

 

 Принято:                                            Согласовано:                                       Утверждено:      

Совет педагогов                                Зам. зав по УВР                                   заведующая                                                                                                               МБДОУ детский сад                          МБДОУ детский сад                          МБДОУ детский сад

 №11«Березка»                                    №11 «Березка»                                    №11 «Березка»

 Протокол № ____                              Тодоренко Е.В.                                   Амерханова Г.Я.                  От « __  »___20___ г.                          ____________                                      ____________

 

                                           Рабочая  программа

                                 по дополнительному образованию

                                  Кружок «Театральная ступенька»

                                Старшая - подготовительная группа

                                                      один год          

                                      (срок реализации программы )

                                     

                                     

                                               

                                                                                                              Руководитель: Арутюнян          

                                                                                                                          Наира Васильевна

                                                                                                              воспитатель МБДОУ                                                          

                                                                                                              детский сад №11 «Березка»                                                                                  

                                                   г.Гусиноозерск

                                                                  2018 г.

                                                      Содержание:  

 I .  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1.Пояснительная записка

Стр. 2-4

    1.1.1.   Цель и задачи по реализации программы дополнительного образования

Стр. 4

    1.1. 2   Принципы формирования Программы

Стр.4-5

     1.1.3.  Планируемые результаты освоения Программы

Стр. 5

     

 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Театральная ступенька»

Стр. 5-6

  1. Содержание работы по освоению детьми Программы

Стр. 6-10

  1. Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

Стр. 10-12

 III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально – техническое обеспечение Программы

Стр.12

  1. Программно – методическое обеспечение

Приложение 1. Репертуар предполагаемых постановок

Стр.12

Стр.13

      Приложение 2. Мониторинг

Стр. 13 - 20

 1. Целевой раздел                                  

 1.1. Пояснительная записка.

 

        Дополнительная  образовательная программа кружка «Театральная ступенька» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – Ф3, а также:

  • Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. №1155);
  • Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.06 г. №06 – 1844 о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»-  Сан ПиН 2.4.1. 3049 – 13 (утверждены Постановлением  Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Уставом МБДОУ, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Селенгинский район» г. Гусиноозерска от 23.12.2015 г. №524;
  • Конвенцией о правах ребенка». Принята резолюцией 44 \25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
  • Основной образовательной программой ДОО.

         Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.

          Как показал мой опыт работы в данной области - особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

Актуальность

        Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.

 Новизна

        В Программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

 Гипотеза

         Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

 

        Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

        Цель вводной части – установить контакт с детьми , настроить детей на совместную работу.

Основные виды работы – чтение сказок, рассказов, стихов, просмотр спектаклей в дошкольном учреждении и беседа по увиденному, просмотр иллюстраций, видеоматериалов. Тест для родителей «ЗАРД» (см. приложение); диагностическое обследование детей в начальной стадии (см. приложение).

       В продуктивную часть входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей; изодеятельность.

Элементы театрализованной деятельности: сказкатерапия с элементами импровизации, разыгрывание этюдов, стихотворений, потешек, сказок, небольших рассказов с использованием мимики и пантомимики. А так же игры на развитие воображения, внимания, памяти, восприятия, мышления, этюды на выражение основных эмоций.

        Цель завершающей части – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций. Диагностическое обследование итоговое (см. приложение).

 

   1.1.1.Цель и задачи  по реализации Программы дополнительного образования  

Цель:

        Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

2. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками, другими детьми.

12. Поддержание интереса у родителей к проведению совместных мероприятий

13.Воспитание культуры поведения. 

1.1.2.Принципы   и подходы к формированию Программы:

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения) ;

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному) ;

Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком: навыкам игры с ребенком; изменения отношения к собственному ребенку через игру в сторону понимания и принятия; развитие творческих способностей взрослых; вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.

1.1. 3.    Планируемые результаты освоения Программы:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя — подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

II. Содержательный раздел

2.1.Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Театральная ступенька»

Программа рассчитана на год ,  по 1 занятию в неделю, длительностью 25 минут во вторую половину дня, во вторник. Численность детей в кружке – 16 человек. Возраст детей 6– 7 лет. 

Формы работы с детьми:

• игра

• импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)

• инсценировки и драматизация

• объяснение

• рассказ и рассказ детей

• чтение воспитателя

• показ

• личный пример

• беседы

• просмотр видеофильмов

• разучивание произведений устного народного творчества

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

2.2.Содержание работы по освоению детьми Программы:

Речевое развитие.

Дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

Дети используют скороговорки,  чистоговорки,  потешки, при этом развивается чёткая дикция, обогащается словарь.

Художественно – эстетическое развитие.

Дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. А так же дети знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, музыкально-ритмические композиции и танцы, разучивают песни.                                                                  

Познавательное развитие.

Знакомство с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

Социально – коммуникативное развитие.

Дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.

Дети учатся согласовывать свои действия с партнёрами, а также оценивать действия других детей и сравнивать со своими.

Физическое развитие.

Дети используют знания, полученные  на физкультурных занятиях: ходьба с выполнением заданий, общеразвивающие упражнения, учатся соблюдать правильную осанку.

        Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

 Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

 Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

 Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

 Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

 Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

                      Тематическое  планирование  

33 часа

№п/п

Наименование мероприятия

Кол – во часов

1

Театральная игра.  Знакомство с разделами программы «Художественное слово»

1

2

Ритмопластика.

Свободная импровизация. Игры. Жесты.

Двигательные способности: ловкость, подвижность.

Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

1

3

Культура и техника речи

Речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция, четкое произношение слов.

Веселые слова и фразы

1

4

Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства: драматические, музыкальные

( опера, балет, оперетта) и кукольным  театром

1

5

Театральная игра. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Муха - Цокотуха». Представление детьми главных героев. Распределение ролей.

1

6

Ритмопластика

Разнообразные жесты
Пластиковая импровизация.

1

7

Культура и техника речи. Техника речи. Дыхание. Громкость.  Тембр.

1

8

Основы театральной культуры.  Экскурсия в театр  «Родничок» знакомство, профессии в нем.

1

9

Театральная игра. Изготовление костюмовРепетиция сказки «Муха-Цокотуха » .

1

10

Ритмопластика. Отработка движений и текста.

1

11

Культура и техника речи. Дикция. Скороговорки. Репетиция.

1

12

Основы театральной культуры.  Постановка сказки «Муха - Цокотуха».

1

13

Театральная игра. Сочинение этюдов по сказкам.

Импровизация игры - драматизации на темы знакомых сказок.

1

14

Ритмопластика. Пластическая импровизация

1

15

Культура и техника речи. Работа над дикцией и произношением. Стихи и скороговорки.

1

16

Основы театральной культуры. Экскурсия в библиотеку.

Театральный словарь:

Сцена, занавес, кулисы, задник, партер,

амфитеатр, балкон, гардероб, фойе, буфет, антракт

1

17

Театральная игра. Творческие игры со словами.

1

18

Ритмопластика

Пластическая импровизация

1

19

Театральная игра. Знакомство со сказкой « Теремок». Обсуждение
героев сказки. Представление детьми главных героев. Распределение ролей.

1

20

 Ритмопластика

Пластическая импровизация

1

21

Культура и техника речи. Дикция. Скороговорки. Репетиция.

1

22

Основы театральной культуры.  Правила поведения на концерте, в театре, в музее.

1

23

Театральная игра Репетиция сказки « Теремок».

1

24

Ритмопластика. Пластическая импровизация

1

25

Культура и техника речи. Понятия
«тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения

1

26

Основы театральной культуры. Инсценировка сказки « Теремок».

1

27

Театральная игра Рассказывание и обсуждение «Три медведя»

1

28

Ритмопластика Образы главных героев сказки

1

29

Культура и техника речи. Инсценировка рассказа.

1

30

Основы театральной культуры. Посещение спектакля в театре «Родничок».

1

31

Театральная игра. Выступление перед детьми дошкольного возраста с постановками, перед родителями.

1

32

Ритмопластика. Свободная импровизация. Игры. Жесты.

Двигательные способности: ловкость, подвижность.

Упражнения в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц.

1

33

Культура и техника речи. Чтение стихов на праздниках, участие в конкурсах чтецов.

1

2.3.Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Программа реализуется через кружковую работу (подгрупповая, индивидуальная).

А так же работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, изготовление костюмов к спектаклю,  совместное оформление музыкального зала к спектаклям и праздникам, анкетирование, оформление фотостенда для родителей.

Месяц

Формы

Задачи

Октябрь

Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?»(родители, воспитатель)

Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество.

Ноябрь

Памятка для родителей «Как организовать театр дома?»(воспитатель)

Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности.

Декабрь

Семинар – практикум «Организация театрально- игровой деятельности в домашних условиях»(воспитатель,рук-ль театра «Родничок»ГЦД «Шахтер»)

Заинтересовать родителей в том, что есть в группе и что нужно детям; обогащать использование мультимедиа-презентацией; выставка видов театра -развивающая среда группы и в других направлениях; создавать условия для творческого развития детей.

Январь

 Показ театрализованного представления; Издательская деятельность: буклеты «Играем дома с родителями». (Родители, дети, воспитатель)

Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком.

Февраль

Фото-стенд «Театральная семья» Оформление папки- передвижки «Ты детям сказку расскажи», «Поиграйте в кукольный театр дома».(воспитатель, родители,дети)

Способствовать освоению активной позиции родителями в деятельности детского сада.

Март

Папка – раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников».(воспитатель)

Продолжать повышатьть педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности.

Апрель

 Фото-альбом: «Театрализованная деятельность в детском саду». Выставка театральных кукол, сделанных руками родителей. Шитьё костюмов для сказки.

Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ; привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы в театральном уголке, помощь в подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов.

Май

Анкетирование. Постановка спектакля «4 времени года» родителям и сотрудникам сада. (Родители, дети, воспитатель)

Подведение итогов работы кружка.

III. Организационный раздел

3.1.Материально – техническое обеспечение Программы:

В работе кружка широко используются технические средства обучения: телевизор, ноутбук, фотоаппарат, видеокамера,DVD, фортепиано, микрофон, ковер, зеркальная стенка, музыкальный центр, фонограммы, мультимедийная система. Костюмы. Элементы костюмов, реквизит для постановок, атрибуты для театра.

3.2.Программно – методическое обеспечение:

1.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников – М.:АРКТИ,2003.

2.Варавина Л.А. В гостях у Бабушки –Загадушки: Сценарии развлекательных мероприятий в детском саду – М.: АРКТИ,2008.

3.Гнедова О.Л. Театрализация сказок в детском саду.- СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2007.

4.Горохова Л.А. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ-М.:ТЦ Сфера,2005.

5. Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. - Волгоград: ИТД «Корифей».

6. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. – М.: ТЦ Сфера,2010.

7.Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -  ПРЕСС», 2012.

                                                                                                       Приложение 1.

Репертуар предполагаемых постановок:

  1. Драматизация сказки «Заяц - портной» - для детей.
  2. Постановка «Колобок - нарушитель» ПДД (взрослые +дети).
  3. Постановка спектакля  «Три медведя» - дети.
  4. Постановка спектакля  по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - сотрудники детского сада, дети.
  5. Кукольный спектакль « « - дети.
  6. Драматизация сказки «Заюшкина избушка» - дети
  7. Театрализованное представление по мотивам сказки «12 месяцев» - «4 времени года» (дети, родители, педагоги)
  8. Драматизация сказки «Три поросенка» - дети, для малышей.

   

                                                                                                        Приложение 2.

 Мониторинг

1.Тест «ЗАРД» (для родителей)

Уважаемые  родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».

Утверждения:

1.  Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею........................................................           

2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..   

3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................       

4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......   

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................       

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..   

7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге».................................................................................................    …….   

8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................   

9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............   

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................       

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................       

12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах...................................................................       

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................       

14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................

15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................       

16.  Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации......................................................       

17.  Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................   

18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность,   умение   преодолевать неудачи, решать конфликты........................................   

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................               

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной   деятельности..........................................................          

 Оценка результатов.
 Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
•  позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
•  позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
•  позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
•  позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.

2. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).

Таблица 1

1. Основы театральной культуры

 

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.

Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1.

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2.

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства 

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

1.

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

2.

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3.

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

2.

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

 


3.Диагностика старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1
 
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
 Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4.   Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5.    Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2 

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6.   Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3 

Сочинение 
сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, 
костюмы, разыграть сказку. 

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения. 
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям. 
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок»   «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; 
гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.

4.Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1.  Знаешь ли ты, что такое 
театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2.  Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3.  Знаешь ли ты, кто такой 
режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4.  Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5.  Любишь ли ты играть в «театр»?
6.  В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7.  Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8.  Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12.  Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? 


Анализировать ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратить внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Музыкальный театр"

Программа кружка в рамках ООП с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5-7 лет)по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)«Музыкальный театр».(На основе програм...

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

Рабочая программа «Волшебный сундучок» педагога дополнительного образования Тонковой Юлии Валерьевны

Цель программы: формирование у детей умений и навыков в продуктивных видах деятельности с использованием различных материалов и инструментов; развитие творческих способностей, фантазии, воображения, м...

Рабочая программа "Танцевальная студия "Детская танцевальная ритмика" дополнительное образование

Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА»  дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...