РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Бурик Ольга Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА»  дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dop_raduga-duga.docx54.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 248 ОАО «РЖД»

________________________________________________________________

«Утверждаю»

        Заведующий

ЧДОУ «Детский сад № 248 ОАО «РЖД»

________Н.Е. Зинченко

Приказ №_____от __________

«____» ___________20___г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «РАДУГА-ДУГА»

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

для детей старшего дошкольного возраста

Составила:

Воспитатель первой категории

Бурик О.А.

г. Владивосток

2021

1.Пояснительная записка

Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности применение нетрадиционных технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к творчеству. Все мы знаем, что рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Но желание творить у старших дошкольников пропадает, если у них, что- то не получается, если они плохо освоили какие–то приемы, появляется страх что не получится. А через применение разных нетрадиционных способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению направленности его деятельности.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями.  Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.

        Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления.  Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.

        Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.

        Данная программа составлена на основе изучения следующих программ: под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Занятия по изобразительной деятельности в д\с» Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой «Цветные ладошки»; Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с».                                                                      

        Цель кружка – создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

        Задачи:

Образовательные:                                                                                 *Познакомить с разнообразными изобразительными техниками изображения.   *Обучать основам создания разных художественных образов.

 Развивающие: 

 *Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.            

 *Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках.        

  *Развивать воображение, мелкую моторику детей.                                    Воспитательные:                                                                                  *Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

* Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

        Ожидаемый результат:

1. Создание детьми художественных образов различными изобразительными материалами и техниками.                                                                                                 2. Сформируются у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом.                                                                                                          

 3. Научатся выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого.                                                                                              

 4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.  

 5. Проявление творческой активности детьми и уверенности в себе.

Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).        

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.

Организация занятий кружка: количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.                                                                                             

Формы и режим занятий

Формы организации занятий:

  1. Игры и упражнения,
  2. Практические занятия, теоретические занятия,
  3. Индивидуальная работа,
  4. Подгрупповые занятия с детьми,
  5. Самостоятельная деятельность в центре творчества.          

Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.

Структура занятия:

  1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
  2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных

движений и     обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).

  1. Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
  2. Словесные игры, игры – драматизации.

Деятельность на занятии строится по коммуникативному принципу:

  1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
  2. Обеспечение главных условий общения.
  3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
  4. Использование различных коммуникативных средств.

Методы и приемы работы с детьми:                                                                                   1.Словесные.                                                                                            2.Наглядные.                                                                                 3.Практические.                                                                                                    

Методические приёмы                                                                        Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.                                                                                              Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.                                                                                                Проведение выставок, вернисажей – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.

Показатели прохождения программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

2. Комплексно – тематический план   работы

План занятий рассчитан на 1 год.

Раздел I. Вводное занятие, техника безопасности

Раздел II. Аппликация из бумаги

Раздел III. Нетрадиционные способы и техники рисования

Раздел IV. Поделки (объемные) из бумаги

Раздел V. Лепка (пластилин, тесто)

Перспективный план - сентябрь

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

Диагностика

III Осенние листочки (рисование штампами, отпечатки)

Знакомить с новой техникой рисования. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

1

I техника безопасности

Познакомить с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать.

1

II Овощи (фрукты)

Учить вырезать овощи и фрукты из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство цвета

2

Перспективный план - октябрь

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

III Сказка про краски

Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.

2

II Ёжик с яблоками

Учить вырезать части из бумаги, передавать пропорции.  Закрепить приемы работы с ножницами. Развивать внимание, воображение, композиционные умения.

2

III Нетрадиционное рисование: Колючий ежик (оттиск бумагой)

Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания мятой бумаги, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.

2

V Натюрморт

Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт, подбирать цвет.

2

Перспективный план - ноябрь

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

III Веселые ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

2

V Картины из пластилина

Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности.

2

I техника безопасности

Продолжать знакомить детей с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать, упражнять в вырезывании разной формы.

1

II Ветка рябины

Формировать умение выполнять аппликацию с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали.

2

IV Снежинки

Формировать умение складывать из бумаги снежинку. Упражнять в приемах вырезывания. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох.

1

Перспективный план - декабрь

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

III Елочка нарядная

Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы

2

I техника безопасности

Упражнять в умении

вырезать фигуры разных форм из бумаги, картона. Вырезать из бумаги, сложенной пополам или гармошкой.

1

IV Разноцветная мозаика

Продолжать формировать умение составлять мозаику из кусочков пластмассы, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Располагать узор на силуэте.

2

V Лепка Птичка

Учить заполнять силуэт птички пластилином, составлять сюжет, используя бросовый материал (веточки, семечки…)

2

Перспективный план - январь

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

выходные

III Узоры на окне

Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение.

2

IV Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше)

Упражнять в приемах работы в технике квилинг, торцевание. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Развивать воображение – дополнять деталями.

2

III рисуем животных из фигур

Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ животного с помощью геометрических фигур.

1

Перспективный план - февраль

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

II «Красивая картинка»

Напомнить правила при работе с ножницами, клеем, бумагой, техника безопасности. Продолжать знакомить с приемами вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, аккуратно наклеивать.

1

IV Танк (оригами)

Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали

1

III Граттаж «Волшебница Зима»

Познакомить с новой техникой изображения. Учить подготавливать лист для работы (основа воском). Развивать воображение – задумывать содержание, процарапывать палочкой.

2

IV Цветы, птицы (салфетки)

Продолжать учить работать с разной бумагой (салфетки, креповая). Показать способы изготовления поделок из бумажных шариков. Развивать мелкую моторику.

2

Перспективный план - март

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

I Техника безопасности

Напомнить правила при проведении экспериментов с водой, красками. Техника безопасности при пользовании утюгом для разглаживания рисунков.

1

III Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение»

Развивать интерес к исследовательской деятельности – эксперименты с материалом. Познакомить с новой техникой. Развивать творческие способности, дополнять изображение деталями.

1

IV Цветы из бумаги, фетра (торцевание)

Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. Развивать художественный вкус.

2

II Аппликация «Корзинка к Пасхе»»

Продолжать учить аккуратно работать с бумагой. Упражнять в знакомых приемах складывания бумаги и вырезывания.

2

V Фруктовая сказка (тестопластика)

Развивать интерес к исследованию – познакомить с лепкой из соленого теста. Закреплять умение делать набросок, заполнять тестом, разукрашивать.

2

Перспективный план - апрель

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

III Рисуем бабочек, цветы (монотипия)

Продолжать знакомить детей с новыми техниками – монотипия. Закреплять приемы работы с красками. Развивать цветовосприятие.  Воспитывать любовь к природе.

1

II Черепаха

Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно.

1

IV Петушок (из бумажных шариков)

Формировать желание сделать коллективную работу. Продолжать знакомить детей с приемами работы с бумагой – бумажные шарики, подбирать цвет.

3

V Лепка «Любимые животные»

Учить детей работать с пластилином, делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы.

2

III рисуем мыльными пузырями

Формировать положительные эмоции. Познакомить с приемами рисования цветными мыльными пузырями.

1

Перспективный план – май

Тема

Программное содержание

Кол-во занятий

III Салют победы (цветной граттаж)

Развивать умение подбирать цвет и оттенки. Продолжать учить выполнять рисунки в технике граттаж, процарапывать изображение палочкой.

2

III Рисунки – пушистики (метод тычка)

Расширять знания детей о животных. Учить рисовать способом тычка, закреплять умения рисовать разными способами: тычками и концом кисти.

2

Диагностика

3. Содержание дополнительной программы

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.        

Занятия проводятся во 2 половине дня, в рамках кружковой работы, два раза в неделю в группе наполняемостью не более 6 -8 человек.  Продолжительность занятий: -25 - 30 минут.  Количество занятий в месяц -8 занятий.

Раздел 1.Вводное занятие, техника безопасности

Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых аппликационных работ и работ, выполненных в технике оригами, торцевания, салфеток; знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил поведения.

Раздел 2. Аппликация из бумаги

Теория: правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.

Практическая работа: использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги, сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.

Умения и навыки: умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.

Раздел 3. Нетрадиционные способы и техники рисования

Теория: Рассматривание работ, выполненных в разных техниках.

Практическая работа: Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами, (нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет, форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами.

Умения и навыки: умение пользоваться карандашами, красками, самостоятельно применять нетрадиционные техники изображения.

Раздел 4. Поделки (объемные) из бумаги

Теория: Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Знакомство детей с техникой «Бумажный комочек». Познакомить с техникой торцевания. Рассматривание готовых работ. Вызвать интерес к художественному конструированию.

Практическая работа: Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.

Умения и навыки: умение создавать оригинальные поделки, передавать характерные особенности, выразительность.

Раздел 5. Лепка (пластилин, тесто)

Теория: Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.

Практическая работа: Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.

Умения и навыки: умение использовать вылепленные формы для выполнения работ; правильно находить место на листе для выполнения работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении композиции.

  1. Методическое обеспечение дополнительной программы

Программа кружка составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А., Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с», К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка».

Направленность: художественно-эстетическая.

Возраст: старший дошкольный возраст, дети 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год                                                                               Программа кружка представляет содержание, организационные условия, этапы деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.

Дидактические    принципы проведения занятий: 

Общепедагогические принципы:

  • принцип систематичности и последовательности- системность подачи материала, взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • принцип активности, непрерывности - цикличность построения занятия, занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • принцип психологической комфортности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

Специфические принципы:

  • принцип обогащения содержания деятельности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  •   принцип интеграции различных видов деятельности;
  • принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.    

 Работа по программе строится на основе нормативно – правовых документов:

-декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ;

-нормативные документы: «Закон об образовании»,

-локальные акты, образовательная программа ДОУ.

Методическое   оснащение занятий:  

Оформление и оснащение группы: предметно – развивающая среда направлена на развитие творческих способностей детей. В группе необходимо создание предметно – развивающей среды согласно ФГОС, которая наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.  Для более эффективного усвоения детьми знаний в группе создается центр творчества. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов, знакомство с разными техниками изображения, развитие   мелкой моторики и т.д. 

Техническое оснащение занятий(средства): телевизор, магнитофон, компьютер, ИКТ -  электронные презентации, фотоаппарат. 

Учебно – наглядные пособия – альбомы, схемы рисования, оригами, книги по изготовлению поделок; изобразительный материал.

Работа с родителями                                                                                    Консультации. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Выставки.

Заключение

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, основная задача – подвести ребёнка к поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в поделке   замысла, своих переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник работы с бумагой предоставляет возможность почувствовать свойства материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании поделок. Итак, можно сделать вывод, что такие занятия способствуют успешному развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, развитию творческой личности ребенка.

Используемая литература:

  1. Аллаярова И. Е. симфония красок. М.: Гном и Д, 2006г.
  2. Козлина А.В. Уроки ручного труда М.: Мозаика- синтез, 2002г.
  3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в д\с». М.: Мозаика – синтез 2016г.
  4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». М.: Творческий центр Сфера, 2012;
  5. Малышева А.Н. Аппликация. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование под ред. Р.Г. Казаковой М.: ТЦ сфера, 2005г.
  7. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
  8. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в д\с –М.: 2000г.
  9. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. М.: Гном и Д, 2004.
  10. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Программа кружка по ФЭМП через игры с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста

Организованная образовательная деятельность включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно- практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений с ...

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности  №  10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)  с интеграци...

Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...

Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год

Рабочая программа  по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...