РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dop_raduga-duga.docx | 54.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 248 ОАО «РЖД»
________________________________________________________________
«Утверждаю»
Заведующий
ЧДОУ «Детский сад № 248 ОАО «РЖД»
________Н.Е. Зинченко
Приказ №_____от __________
«____» ___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «РАДУГА-ДУГА»
дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
Воспитатель первой категории
Бурик О.А.
г. Владивосток
2021
1.Пояснительная записка
Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности применение нетрадиционных технологий, экспериментирование влияет на развитие способностей к творчеству. Все мы знаем, что рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Но желание творить у старших дошкольников пропадает, если у них, что- то не получается, если они плохо освоили какие–то приемы, появляется страх что не получится. А через применение разных нетрадиционных способов и техник, через экспериментирование в изобразительной деятельности ребенок получает иногда неожиданную информацию, которая ведет к изменению направленности его деятельности.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.
Новизна программы в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изготовления. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.
Данная программа составлена на основе изучения следующих программ: под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы «От рождения до школы»; «Занятия по изобразительной деятельности в д\с» Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой «Цветные ладошки»; Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с».
Цель кружка – создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные: *Познакомить с разнообразными изобразительными техниками изображения. *Обучать основам создания разных художественных образов.
Развивающие:
*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
*Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках.
*Развивать воображение, мелкую моторику детей. Воспитательные: *Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
* Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Ожидаемый результат:
1. Создание детьми художественных образов различными изобразительными материалами и техниками. 2. Сформируются у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом.
3. Научатся выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
5. Проявление творческой активности детьми и уверенности в себе.
Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Организация занятий кружка: количество занятий: 2 занятия в неделю, 8 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.
Формы и режим занятий
Формы организации занятий:
- Игры и упражнения,
- Практические занятия, теоретические занятия,
- Индивидуальная работа,
- Подгрупповые занятия с детьми,
- Самостоятельная деятельность в центре творчества.
Все занятия предусматривают усвоение теоретических знаний, и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, умение выражать свои мысли через продуктивные виды деятельности.
Структура занятия:
- Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
- Коммуникативное рисование с использованием имитационных
движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут).
- Динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики.
- Словесные игры, игры – драматизации.
Деятельность на занятии строится по коммуникативному принципу:
- Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
- Обеспечение главных условий общения.
- Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
- Использование различных коммуникативных средств.
Методы и приемы работы с детьми: 1.Словесные. 2.Наглядные. 3.Практические.
Методические приёмы Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом. Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Проведение выставок, вернисажей – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Показатели прохождения программы:
- Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
- Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
- Учатся рисовать различными материалами.
- Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
- Развивать навыки по составлению сюжетов.
- Экспериментируют.
- Развивается связная речь.
- Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
- Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
- Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.
2. Комплексно – тематический план работы
План занятий рассчитан на 1 год.
Раздел I. Вводное занятие, техника безопасности
Раздел II. Аппликация из бумаги
Раздел III. Нетрадиционные способы и техники рисования
Раздел IV. Поделки (объемные) из бумаги
Раздел V. Лепка (пластилин, тесто)
Перспективный план - сентябрь
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
Диагностика | ||
III Осенние листочки (рисование штампами, отпечатки) | Знакомить с новой техникой рисования. Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. | 1 |
I техника безопасности | Познакомить с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать. | 1 |
II Овощи (фрукты) | Учить вырезать овощи и фрукты из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство цвета | 2 |
Перспективный план - октябрь
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
III Сказка про краски | Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом. | 2 |
II Ёжик с яблоками | Учить вырезать части из бумаги, передавать пропорции. Закрепить приемы работы с ножницами. Развивать внимание, воображение, композиционные умения. | 2 |
III Нетрадиционное рисование: Колючий ежик (оттиск бумагой) | Формировать умение создавать рисунки путем прикладывания мятой бумаги, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность. | 2 |
V Натюрморт | Учить рисовать контур на картоне, размазывать пластилин, не выходя за контур. Создавать натюрморт, подбирать цвет. | 2 |
Перспективный план - ноябрь
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
III Веселые ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. | 2 |
V Картины из пластилина | Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности. | 2 |
I техника безопасности | Продолжать знакомить детей с правилами пользования ножницами. Учить правильно их держать, упражнять в вырезывании разной формы. | 1 |
II Ветка рябины | Формировать умение выполнять аппликацию с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить дорисовывать детали. | 2 |
IV Снежинки | Формировать умение складывать из бумаги снежинку. Упражнять в приемах вырезывания. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. | 1 |
Перспективный план - декабрь
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
III Елочка нарядная | Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы | 2 |
I техника безопасности | Упражнять в умении вырезать фигуры разных форм из бумаги, картона. Вырезать из бумаги, сложенной пополам или гармошкой. | 1 |
IV Разноцветная мозаика | Продолжать формировать умение составлять мозаику из кусочков пластмассы, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Располагать узор на силуэте. | 2 |
V Лепка Птичка | Учить заполнять силуэт птички пластилином, составлять сюжет, используя бросовый материал (веточки, семечки…) | 2 |
Перспективный план - январь
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
выходные | ||
III Узоры на окне | Отрабатывать технику закрашивания набрызг. Продолжать закреплять умение правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. | 2 |
IV Дерево счастья –топиарий (квилинг + папье маше) | Упражнять в приемах работы в технике квилинг, торцевание. Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности. Развивать воображение – дополнять деталями. | 2 |
III рисуем животных из фигур | Развивать воображение, творческие способности детей. Продолжать учить составлять образ животного с помощью геометрических фигур. | 1 |
Перспективный план - февраль
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
II «Красивая картинка» | Напомнить правила при работе с ножницами, клеем, бумагой, техника безопасности. Продолжать знакомить с приемами вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, аккуратно наклеивать. | 1 |
IV Танк (оригами) | Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать лист бумаги пополам, действовать по схеме, дорисовывать детали | 1 |
III Граттаж «Волшебница Зима» | Познакомить с новой техникой изображения. Учить подготавливать лист для работы (основа воском). Развивать воображение – задумывать содержание, процарапывать палочкой. | 2 |
IV Цветы, птицы (салфетки) | Продолжать учить работать с разной бумагой (салфетки, креповая). Показать способы изготовления поделок из бумажных шариков. Развивать мелкую моторику. | 2 |
Перспективный план - март
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
I Техника безопасности | Напомнить правила при проведении экспериментов с водой, красками. Техника безопасности при пользовании утюгом для разглаживания рисунков. | 1 |
III Техника эффект потрескавшегося воска «Комнатное растение» | Развивать интерес к исследовательской деятельности – эксперименты с материалом. Познакомить с новой техникой. Развивать творческие способности, дополнять изображение деталями. | 1 |
IV Цветы из бумаги, фетра (торцевание) | Формировать желание сделать подарок своими руками. Учить скручивать бумагу, выкладывать на основу, приклеивать. Развивать художественный вкус. | 2 |
II Аппликация «Корзинка к Пасхе»» | Продолжать учить аккуратно работать с бумагой. Упражнять в знакомых приемах складывания бумаги и вырезывания. | 2 |
V Фруктовая сказка (тестопластика) | Развивать интерес к исследованию – познакомить с лепкой из соленого теста. Закреплять умение делать набросок, заполнять тестом, разукрашивать. | 2 |
Перспективный план - апрель
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
III Рисуем бабочек, цветы (монотипия) | Продолжать знакомить детей с новыми техниками – монотипия. Закреплять приемы работы с красками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать любовь к природе. | 1 |
II Черепаха | Воспитывать эстетическое восприятие природы: учить изображать животных, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно. | 1 |
IV Петушок (из бумажных шариков) | Формировать желание сделать коллективную работу. Продолжать знакомить детей с приемами работы с бумагой – бумажные шарики, подбирать цвет. | 3 |
V Лепка «Любимые животные» | Учить детей работать с пластилином, делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. | 2 |
III рисуем мыльными пузырями | Формировать положительные эмоции. Познакомить с приемами рисования цветными мыльными пузырями. | 1 |
Перспективный план – май
Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
III Салют победы (цветной граттаж) | Развивать умение подбирать цвет и оттенки. Продолжать учить выполнять рисунки в технике граттаж, процарапывать изображение палочкой. | 2 |
III Рисунки – пушистики (метод тычка) | Расширять знания детей о животных. Учить рисовать способом тычка, закреплять умения рисовать разными способами: тычками и концом кисти. | 2 |
Диагностика |
3. Содержание дополнительной программы
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Занятия проводятся во 2 половине дня, в рамках кружковой работы, два раза в неделю в группе наполняемостью не более 6 -8 человек. Продолжительность занятий: -25 - 30 минут. Количество занятий в месяц -8 занятий.
Раздел 1.Вводное занятие, техника безопасности
Знакомство воспитанников с тематикой занятий через показ готовых аппликационных работ и работ, выполненных в технике оригами, торцевания, салфеток; знакомство с рабочими материалами, техникой безопасности при работе с ними, выработка правил поведения.
Раздел 2. Аппликация из бумаги
Теория: правила работы с бумагой, техника безопасности. Показ техник вырезывания разных форм из цветной бумаги, разными способами.
Практическая работа: использовать в работе показанные техники работы с бумагой. Упражнять в приемах вырезывания из бумаги, сложенной пополам; раскатывать бумажные шарики. Закреплять умение составлять из фигур предметную аппликацию и аккуратно ее приклеивать на лист; объединять свои работы в коллективную композицию при помощи взрослого.
Умения и навыки: умение пользоваться приемами работы с бумагой; аккуратно пользоваться клеем, рационально использовать цветную бумагу, ориентироваться на листе при выполнении работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении аппликации.
Раздел 3. Нетрадиционные способы и техники рисования
Теория: Рассматривание работ, выполненных в разных техниках.
Практическая работа: Приобщать детей к миру изобразительного искусства. Эксперименты с материалом. Знакомить с разными техниками рисования красами, карандашами, (нетрадиционные техники). Упражнять в умении аккуратно закрашивать, подбирать цвет, форму, экспериментировать с цветом, формой, материалами.
Умения и навыки: умение пользоваться карандашами, красками, самостоятельно применять нетрадиционные техники изображения.
Раздел 4. Поделки (объемные) из бумаги
Теория: Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Знакомство детей с техникой «Бумажный комочек». Познакомить с техникой торцевания. Рассматривание готовых работ. Вызвать интерес к художественному конструированию.
Практическая работа: Развивать воображение, творческие способности детей. Научить детей работать с разным материалом – делать объемные фигурки и плоские изображения, используя различные приемы и способы. Развивать мелкую моторику рук.
Умения и навыки: умение создавать оригинальные поделки, передавать характерные особенности, выразительность.
Раздел 5. Лепка (пластилин, тесто)
Теория: Познакомить детей с техникой пластилинография, тестопластика. Развивать у детей воображение и творчество.
Практическая работа: Учить создавать композиции из пластилина, последовательно и аккуратно прикреплять готовые детали на основу. Отрабатывать обобщенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата.
Умения и навыки: умение использовать вылепленные формы для выполнения работ; правильно находить место на листе для выполнения работы; умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении композиции.
- Методическое обеспечение дополнительной программы
Программа кружка составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А., Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д\с», К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка».
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст: старший дошкольный возраст, дети 5-6 лет.
Срок реализации: 1 год Программа кружка представляет содержание, организационные условия, этапы деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов предоставляет воспитанникам более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогу - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Дидактические принципы проведения занятий:
Общепедагогические принципы:
- принцип систематичности и последовательности- системность подачи материала, взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- принцип наглядности в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- принцип активности, непрерывности - цикличность построения занятия, занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- принцип психологической комфортности - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Специфические принципы:
- принцип обогащения содержания деятельности – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- принцип интеграции различных видов деятельности;
- принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Работа по программе строится на основе нормативно – правовых документов:
-декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, семейный кодекс РФ;
-нормативные документы: «Закон об образовании»,
-локальные акты, образовательная программа ДОУ.
Методическое оснащение занятий:
Оформление и оснащение группы: предметно – развивающая среда направлена на развитие творческих способностей детей. В группе необходимо создание предметно – развивающей среды согласно ФГОС, которая наполнена случайностями, требующими от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность. Для более эффективного усвоения детьми знаний в группе создается центр творчества. Здесь сосредоточены все пособия, игры и упражнения на закрепление сенсорных эталонов, знакомство с разными техниками изображения, развитие мелкой моторики и т.д.
Техническое оснащение занятий(средства): телевизор, магнитофон, компьютер, ИКТ - электронные презентации, фотоаппарат.
Учебно – наглядные пособия – альбомы, схемы рисования, оригами, книги по изготовлению поделок; изобразительный материал.
Работа с родителями Консультации. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Выставки.
Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, основная задача – подвести ребёнка к поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в поделке замысла, своих переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник работы с бумагой предоставляет возможность почувствовать свойства материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании поделок. Итак, можно сделать вывод, что такие занятия способствуют успешному развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, развитию творческой личности ребенка.
Используемая литература:
- Аллаярова И. Е. симфония красок. М.: Гном и Д, 2006г.
- Козлина А.В. Уроки ручного труда М.: Мозаика- синтез, 2002г.
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в д\с». М.: Мозаика – синтез 2016г.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки». М.: Творческий центр Сфера, 2012;
- Малышева А.Н. Аппликация. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование под ред. Р.Г. Казаковой М.: ТЦ сфера, 2005г.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-Пресс, 2004.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в д\с –М.: 2000г.
- Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка. М.: Гном и Д, 2004.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»
Актуальность программы заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...
Программа кружка по ФЭМП через игры с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста
Организованная образовательная деятельность включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно- практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений с ...
Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год
Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграци...
Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на 2022– 2023 учебный год
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности для детей старшего дошколь...