Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны
рабочая программа (подготовительная группа)
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Мотивацией выбора данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков дошкольников.
Работа с образовательными конструкторами позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Козачок И.Н. | 254.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
№ п/п | Содержание программы | Стр. |
I | Пояснительная записка | 3 |
II | Учебно-тематический план | 8 |
III | Методическое обеспечение Программы | 15 |
IV | Кадровое обеспечение | 15 |
V | Материально-техническое обеспечение | 15 |
VI | Литература | 16 |
I. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Актуальность и новизна программы
В современной жизни образовательная деятельность ориентирована на развитие таких качеств и черт у ребенка, которые необходимы обществу. Мы наблюдаем интенсивное использование роботов во всех видах промышленности, строительства, быта, авиации, особенно в экстремальных сферах деятельности человечества, таких как военная, космическая и подводная. Невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей и т. д.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники.
Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.
Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.
Название кружка робототехники – «Трансформер», сразу заинтересовало детей. Это слово знакомо им по мультфильмам и играм. В этом слове зашифрованы все важные качества для формирования современной интеллектуальной личности воспитанников. Трансформер – это:
Т – Талант
Р – Радость
А – Активность
Н – Настойчивость
С – Самостоятельность
Ф – Фантазия
О – Открытия
Р – Реализация
М – Мечта
Е – Единство
Р – Результат
Мотивацией выбора данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков дошкольников.
Работа с образовательными конструкторами позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.
Данная программа основывается на общих педагогических принципах:
- актуальность,
- системность,
- последовательность,
- преемственность,
- индивидуальность,
- доступность,
- результативность.
Особенности программы
Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию и входящих в комплект поставки наборов HUNA-MRT. Данный курс предлагает использование конструкторов нового поколения: Kicky Basik, Kicky Junior и Kicky Senior. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития не только индивидуальных творческих и технических способностей, но и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредством работы в группе.
Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, наличие различных моделей и практических заданий. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно сопровождаться необходимым минимумом теоретических знаний.
Выполнение практических работ, подготовка роботов к испытанию и запуску требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи
Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с конструкторами HUNA;
- дать первоначальные знания по робототехнике;
- учить основным приёмам сборки робототехнических моделей;
Развивающие:
- развивать конструкторские навыки;
- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
- развивать мелкую моторику;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении;
- развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Формы организации учебных занятий
-беседа (получение нового материала);
-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия);
-ролевая игра;
-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
- разработка творческих проектов и их презентация;
-выставка.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Сроки реализации программы
- Программа рассчитана на 1 год обучения.
- Годовая нагрузка на ребенка составляет 36 учебных часов.
- 4 учебных часов в месяц.
- 1учебный час в неделю.
- Продолжительность занятий 25-30 минут в подготовительной группе.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дошкольник должен:
ЗНАТЬ:
- технику безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;
- основные компоненты конструкторов;
- основы механики, автоматики
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- основные приемы конструирования роботов;
- конструктивные особенности различных роботов;
УМЕТЬ:
- создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;
- демонстрировать технические возможности роботов;
- собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
- создавать собственные проекты;
- демонстрировать технические возможности роботов;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов.
ОБЛАДАТЬ:
- творческой активностью и мотивацией к деятельности;
- готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению.
Методы обучения
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).
Виды и формы контроля
При подведении итогов разделов программы используются следующие формы контроля:
- Осуществление сборки моделей роботов;
- Создание индивидуальных конструкторских проектов;
- Создание коллективного выставочного проекта;
- Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.
Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, состязаний или выставки роботов.
Итоговый контроль по темам проходит в виде игровых состязаний роботов, способных выполнить поставленные задачи.
Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов.
Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.
Формы работы с родителями
- Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
- Выступления на родительских собраниях.
- Открытые занятия.
- Семинар-практикум.
- Фотовыставки.
- Выставки детских работ.
II. Учебно-тематический план, содержание программы (подготовительная группа)
Тема | Цели | Оборудование | Кол-во занятий | Предполагаемый результат |
СЕНТЯБРЬ | ||||
Вводное занятие | Введение (Знакомство с конструктором, организация рабочего места. Техника безопасности). | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Уметь задумывать содержание постройки, знать название деталей, способы крепления. Дети понимают схему сборки, действуют по этапам |
Жираф | Формировать понятие схемы и навык правильно скреплять детали. Сочетать в постройке детали по форме и цвету | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам |
Страус | Формировать понятие схемы и навык правильно скреплять детали | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам |
Краб | Формировать понятие схемы и навык правильно скреплять детали. Закреплять навыки конструирования. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети действуют по этапам, понимают схему сборки. |
ОКТЯБРЬ | ||||
Шотландский баран | Познакомить детей с конструктивными особенностями разных животных. Закреплять навыки конструирования. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Лев | Закреплять навыки конструирования животного. Учить понимать схему по образу и правильно скреплять детали. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Работа в команде. Дети понимают схему сборки, действуют по этапам |
Лиса | Совершенствовать навыки конструирования. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Работа в команде. Дети понимают схему сборки, действуют по этапам |
Проект «Ферма» | Создание модели | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Работа в команде. Умение распределять обязанности. |
НОЯБРЬ | ||||
Качели | Закреплять навыки конструирования качелей и изобретать свою схему. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам |
Горка | Совершенствовать конструкторские навыки. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам |
Дом | Учить строить здание по схеме. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Проект «Детский сад» | Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Работа в команде. Умение распределять обязанности. |
ДЕКАБРЬ | ||||
Вертолет | Познакомить детей с различными видами воздушного транспорта и их конструктивными особенностями. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Самолет | Закрепить знания детей о воздушном транспорте. Изучить конструктивные особенности самолета. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Лодка | Познакомить детей с водными видами транспорта. Развивать способность анализировать, делать выводы. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Воспитывать творческие способности | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Автомобиль | Познакомить детей с конструктивными особенностями автомобилей. Учить строить машину по схеме. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
ЯНВАРЬ | ||||
Мышь | Обратить внимание на конструктивные особенностями строения мышки. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команды | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Улитка | Познакомить детей с улиткой, ее особенностями. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Кролик | Познакомить детей с конструктивными особенностями кролика. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команды | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам. Работа в команде |
Лягушка | Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность. Работа в команде | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
ФЕВРАЛЬ | ||||
Колесо обозрения | Познакомить детей с различными видами аттракционов и их конструктивными особенностями. Развивать навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Вращающиеся чашки | Познакомить детей с различными видами аттракционов и их конструктивными особенностями. Развивать навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Карусель | Познакомить детей с различными видами аттракционов и их конструктивными особенностями. Развивать навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Проект «Парк аттракционов» | Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Работа в команде. Умение распределять обязанности. |
МАРТ | ||||
Миксер | Совершенствовать знания детей в области бытовой техники. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Электрическая зубная щетка | Закреплять у детей умение создавать знакомые предметы по схеме. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам. Работа в команде |
Танцующие куклы | Воспитывать эстетический вкус на примере шкатулки с танцующими куклами. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Самоделки | Развивать у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. | Конструктор | 1 | Самостоятельная работа. |
АПРЕЛЬ | ||||
Биплан | Закрепить знания детей о воздушном транспорте. Изучить конструктивные особенности биплана. Развивать навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде |
Мотоцикл | Закрепить знания детей о наземном транспорте. Изучить конструктивные особенности мотоцикла. Развивать навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде | |
Гоночный автомобиль | Закрепить знания детей о наземном транспорте. Изучить конструктивные особенности гоночного автомобиля. Развивать навыки конструирования | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде | |
Поезд | Закрепить знания детей о наземном транспорте. Изучить конструктивные особенности поездов. Развивать навыки конструирования. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде | |
МАЙ | ||||
Рыбы, черепаха, осьминог | Закреплять у детей умение создавать конструкции по схеме. Передавать характерные особенности в построенной модели. Развивать мелкую моторику рук. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Basic. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам. Самостоятельная работа. |
Рыба | Совершенствовать знания детей о подводном мире и его разнообразии. Закреплять у детей умение передавать характерные особенности в построенной модели. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам. |
Краб | Закреплять у детей умение создавать конструкции по схеме. Передавать характерные особенности в построенной модели. Развивать мелкую моторику рук. | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | 1 | Дети понимают схему сборки, действуют по этапам. |
Проект «Подводный мир» | Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества | Конструктор, планшет, Схемы Kicky Junior. | 1 | Работа в команде. Умение распределять обязанности. |
III.Методическое обеспечение программы
Программное обеспечение программы «Трансформер» включает в себя 3 вида конструкторов линейки HUNA-MRT: Kicky Basik, Kicky Junior и Kicky Senior. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, минимум электроники. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям.
Одним из плюсов этого конструктора является то, что модели этого уровня не программируются и дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Следующим достоинством этого программного обеспечения является наличие готовых подробных инструкций и методических материалов. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.
Работа с данным конструктором дает возможность создавать яркие «умные» игрушки, наделить их интеллектом, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.
IV. Кадровое обеспечение
Участниками образовательного процесса, реализующими выполнение данной программы являются:
педагог имеет высшее профессиональное образование/
V. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в групповом помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию, развития конструкторского мышления, в группе создана предметно-развивающая среда:
- столы, стулья (по росту и количеству детей);
- проекционная доска;
- демонстрационный столик;
- технические средства обучения (ТСО) - компьютер;
- презентации и учебные фильмы (по темам занятий);
- наборы конструкторов HUNA-MRT;
- игрушки для обыгрывания;
- технологические карты, схемы, образцы, чертежи.
Санитарно-гигиенические требования
Численность детей, одновременно находящихся в группе составляет не более 10 человек. Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность занятий 25-30 минут в подготовительной группе.
VI. Литература
- Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
- Козлова В.А, Робототехника в образовании [электронный ресурс] - //http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
- Конструкторы HUNA – MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании. – М. : Издательство «Перо», 2015. – 85 с.
- Кружок робототехники, [электронный ресурс] // http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Робототехника для малышей"
Образовательная программа "Робототехника для малышей" рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей (подготовительная группа)....
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет
Цель программы:Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструир...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОБОТОТЕХНИКА». Это пособие разработано в помощь педагогу. Расчитан на 1 год обучения. Данная программ...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (начальный уровень) технической направленности
Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культ...
Презентация Программы дополнительного образования по робототехнике «ТРАНСФОРМЕР» Козачок И.Н.
Развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ»
Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основ...