Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны
рабочая программа (подготовительная группа)

Козачок Ирина Николаевна

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Мотивацией выбора данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков дошкольников.

Работа с образовательными конструкторами позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\detsad\Desktop\вас20210210125414_001.jpg

Содержание

п/п

Содержание программы

Стр.

I

Пояснительная записка

3

II

Учебно-тематический план

8

III

Методическое обеспечение Программы

15

IV

Кадровое обеспечение

15

V

Материально-техническое обеспечение

15

VI

Литература

16

I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

•        Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008        «Об        утверждении        порядка организации осуществления        образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

•        Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726

•        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Актуальность и новизна программы

В современной жизни образовательная деятельность ориентирована на развитие таких качеств и черт у ребенка, которые необходимы обществу. Мы наблюдаем интенсивное использование роботов во всех видах промышленности, строительства, быта, авиации, особенно в экстремальных сферах деятельности человечества, таких как военная, космическая и подводная. Невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей и т. д.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники.

Чтобы достичь высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования. Необходимо помнить, что такие задачи ставятся, когда дети имеют определённый уровень знаний, опыт работы, умения и навыки. Юные исследователи, войдя в занимательный мир роботов, погружаются в сложную среду информационных технологий, позволяющих роботам выполнять широчайший круг функций.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Название кружка робототехники – «Трансформер», сразу заинтересовало детей. Это слово знакомо им по мультфильмам и играм. В этом слове зашифрованы все важные качества для формирования современной интеллектуальной личности воспитанников. Трансформер – это:

Т – Талант

Р – Радость

А – Активность

Н – Настойчивость

С – Самостоятельность

Ф – Фантазия

О – Открытия

Р – Реализация

М – Мечта

Е – Единство

Р – Результат

Мотивацией выбора данного вида деятельности является практическая направленность программы, возможность углубления и систематизации знаний, умений и навыков дошкольников.

Работа с образовательными конструкторами позволяет ребятам в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.

Данная программа основывается на общих педагогических принципах:

  • актуальность,
  • системность,
  • последовательность,
  • преемственность,
  • индивидуальность,
  • доступность,
  • результативность.

Особенности программы

Реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных для обучения техническому конструированию и входящих в комплект поставки наборов HUNA-MRT. Данный курс предлагает использование конструкторов нового поколения: Kicky Basik, Kicky Junior и Kicky Senior. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.

Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития не только индивидуальных творческих и технических способностей, но и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредством работы в группе.

Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, наличие различных моделей и практических заданий. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно сопровождаться необходимым минимумом теоретических знаний.

Выполнение практических работ, подготовка роботов к испытанию и запуску требует консультирования педагога, тщательной подготовки и соблюдения правил техники безопасности.

Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи

Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с конструкторами HUNA;
  • дать первоначальные знания по робототехнике;
  • учить основным приёмам сборки робототехнических моделей;

Развивающие:

  • развивать конструкторские навыки;
  • развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • развивать коммуникативную компетенцию: участия в беседе, обсуждении;
  • развивать социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Формы организации учебных занятий

-беседа (получение нового материала);

-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия);

-ролевая игра;

-соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);

- разработка творческих проектов и их презентация;

-выставка.

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

Сроки реализации программы

  • Программа рассчитана на 1 год обучения.
  • Годовая нагрузка на ребенка составляет 36 учебных часов.
  • 4 учебных часов в месяц.
  • 1учебный час в неделю.
  • Продолжительность занятий 25-30 минут в подготовительной группе.

Ожидаемые результаты

К концу учебного года дошкольник должен:

ЗНАТЬ:

  • технику безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;
  • основные компоненты конструкторов;
  • основы механики, автоматики
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
  • основные приемы конструирования роботов;
  • конструктивные особенности различных роботов;

УМЕТЬ:

  • создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;
  • демонстрировать технические возможности роботов;
  • собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
  • создавать собственные проекты;
  • демонстрировать технические возможности роботов;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов.

ОБЛАДАТЬ:

  • творческой активностью и мотивацией к деятельности;
  • готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению.

Методы обучения

Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)

Систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)

Соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).

Виды и формы контроля

При подведении итогов разделов программы используются следующие формы контроля:

  • Осуществление сборки моделей роботов;
  • Создание индивидуальных конструкторских проектов;
  • Создание коллективного выставочного проекта;
  • Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, состязаний или выставки роботов.

Итоговый контроль по темам проходит в виде игровых состязаний роботов, способных выполнить поставленные задачи.

Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов.

Критериями выполнения программы служат: знания, умения и навыки детей.

Формы работы с родителями

  • Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями.
  • Выступления на родительских собраниях.
  • Открытые занятия.
  • Семинар-практикум.
  • Фотовыставки.
  • Выставки детских работ.

II. Учебно-тематический план, содержание программы (подготовительная группа)

Тема

Цели

Оборудование

Кол-во занятий

Предполагаемый результат

СЕНТЯБРЬ

Вводное занятие

Введение (Знакомство с конструктором, организация рабочего места. Техника безопасности).

Конструктор, планшет,

Схемы Kicky

Basic.

1

Уметь задумывать содержание постройки, знать название деталей, способы крепления.

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам

Жираф

Формировать понятие схемы и навык правильно скреплять детали. Сочетать в постройке детали по форме и цвету

Конструктор, планшет,

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам

Страус

Формировать понятие схемы и навык правильно скреплять детали

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам

Краб

Формировать понятие схемы и навык правильно скреплять детали. Закреплять навыки конструирования.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети  действуют по этапам,  понимают схему сборки.

ОКТЯБРЬ

Шотландский баран

Познакомить детей с конструктивными особенностями разных животных. Закреплять навыки конструирования.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Лев

Закреплять навыки конструирования животного.  Учить понимать схему по образу и правильно скреплять детали. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Работа в команде. Дети понимают схему сборки, действуют по этапам

Лиса

Совершенствовать навыки конструирования. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Работа в команде. Дети понимают схему сборки, действуют по этапам

Проект «Ферма»

Создание модели
животного из конструктора по замыслу детей на примере изученных моделей. Воспитывать творческие способности

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Работа в команде. Умение распределять обязанности.

НОЯБРЬ

Качели

Закреплять навыки конструирования качелей и изобретать свою схему. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам

Горка

Совершенствовать конструкторские навыки. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам

Дом

Учить строить здание по схеме. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Проект «Детский сад»

Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Работа в команде. Умение распределять обязанности.

ДЕКАБРЬ

Вертолет

Познакомить детей с различными видами воздушного транспорта и их конструктивными особенностями.

Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Самолет

Закрепить знания детей о воздушном транспорте. Изучить конструктивные особенности самолета.  Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования

Конструктор, планшет,

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Лодка

Познакомить детей с водными видами транспорта. Развивать способность анализировать, делать выводы. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Воспитывать творческие способности

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Автомобиль

Познакомить детей с конструктивными особенностями автомобилей. Учить строить машину по схеме. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

ЯНВАРЬ

Мышь

Обратить внимание на конструктивные особенностями строения мышки. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команды

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Улитка

Познакомить детей с улиткой, ее особенностями. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Кролик

Познакомить детей с конструктивными особенностями кролика. Воспитывать самостоятельность , чувство ответственности за результат своей деятельности в работе команды

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам. Работа в команде

Лягушка

Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность. Работа в команде

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

ФЕВРАЛЬ

Колесо обозрения

Познакомить детей с различными видами аттракционов и их конструктивными особенностями.  Развивать навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Вращающиеся чашки

Познакомить детей с различными видами аттракционов и их конструктивными особенностями. Развивать навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Карусель

Познакомить детей с различными видами аттракционов и их конструктивными особенностями. Развивать навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Проект «Парк аттракционов»

Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Работа в команде. Умение распределять обязанности.

МАРТ

Миксер

Совершенствовать знания детей в области бытовой техники. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Электрическая зубная щетка

Закреплять у детей умение создавать знакомые предметы по схеме. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам. Работа в команде

Танцующие куклы

Воспитывать эстетический вкус на примере шкатулки с танцующими куклами. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Самоделки

Развивать у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт.

Конструктор

1

Самостоятельная работа.

АПРЕЛЬ

Биплан

Закрепить знания детей о воздушном транспорте. Изучить конструктивные особенности биплана. Развивать навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Мотоцикл

Закрепить знания детей о наземном транспорте. Изучить конструктивные особенности мотоцикла. Развивать навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Гоночный автомобиль

Закрепить знания детей о наземном транспорте. Изучить конструктивные особенности гоночного автомобиля. Развивать навыки конструирования

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

Поезд

Закрепить знания детей о наземном транспорте. Изучить конструктивные особенности поездов. Развивать навыки конструирования.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам Работа в команде

МАЙ

Рыбы, черепаха, осьминог

Закреплять у детей умение создавать конструкции по схеме. Передавать характерные особенности в построенной модели. Развивать мелкую моторику рук.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Basic.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам. Самостоятельная работа.

Рыба

Совершенствовать знания детей о подводном мире и его разнообразии. Закреплять у детей умение передавать характерные особенности в построенной модели.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам.

Краб

Закреплять у детей умение создавать конструкции по схеме. Передавать характерные особенности в построенной модели. Развивать мелкую моторику рук.

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

1

Дети понимают схему сборки, действуют по этапам.

Проект «Подводный мир»

Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества

Конструктор, планшет,  

Схемы Kicky  Junior.

1

Работа в команде. Умение распределять обязанности.

III.Методическое обеспечение программы

Программное обеспечение программы «Трансформер» включает в себя 3 вида конструкторов линейки HUNA-MRT: Kicky Basik, Kicky Junior и Kicky Senior. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, минимум электроники. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 5-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям.

Одним из плюсов этого конструктора является то, что модели этого уровня не программируются и дети получают быстрый результат своей работы, не тратя время на разработку алгоритма, написание программы и т.п. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Следующим достоинством этого программного обеспечения является наличие готовых подробных инструкций и методических материалов. Весь материал изложен в игровой форме – это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.

Работа с данным конструктором дает возможность создавать яркие «умные» игрушки, наделить их интеллектом, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором.

IV. Кадровое обеспечение

Участниками образовательного процесса, реализующими выполнение данной программы являются:

педагог имеет высшее профессиональное образование/

V. Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в групповом помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к конструированию, развития конструкторского мышления, в группе создана предметно-развивающая среда:

  • столы, стулья (по росту и количеству детей);
  • проекционная доска;
  • демонстрационный столик;
  • технические средства обучения (ТСО) -  компьютер;
  • презентации  и учебные фильмы  (по темам занятий);
  • наборы конструкторов HUNA-MRT;
  • игрушки для обыгрывания;
  • технологические карты, схемы, образцы, чертежи.

Санитарно-гигиенические требования

Численность детей, одновременно находящихся в группе составляет не более 10 человек. Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста. Продолжительность занятий 25-30 минут в подготовительной группе.

VI. Литература

  1. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение» 1976
  2. Козлова В.А, Робототехника в образовании [электронный ресурс] - //http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.
  3. Конструкторы HUNA – MRT как образовательный инструмент при реализации ФГОС в дошкольном образовании. – М. : Издательство «Перо», 2015. – 85 с.
  4. Кружок робототехники, [электронный ресурс] // http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego
  5. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO».  – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Робототехника для малышей"

Образовательная программа "Робототехника для малышей" рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей (подготовительная группа)....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» Срок реализации - 4 года Возраст детей - 3-7 лет

Цель программы:Создание благоприятных условий  для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей  на основе LEGO– конструир...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «РОБОТОТЕХНИКА». Это пособие разработано в помощь педагогу.  Расчитан на 1 год обучения. Данная программ...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (начальный уровень) технической направленности

Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культ...

Презентация Программы дополнительного образования по робототехнике «ТРАНСФОРМЕР» Козачок И.Н.

Развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ»

Дополнительная общеразвивающая программа   «Робототехника и лего-конструирование в ДОУ» разработана в соответствии с ФГОС  дошкольного образования    на основ...