Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме: «Весна пришла и птицы прилетели» (старшая возрастная группа)
методическая разработка (старшая группа)
Тема НОД: «Весна пришла и птицы прилетели».
Цели: Создать условия для развития и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Задачи:
-формировать представление о порядке построения птиц при перелёте в тёплые края;
-развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Материалы и оборудование: Фотографии с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
Формы организации: Групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа, рассказы воспитателя и детей, отгадывание загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_prishla_i_ptitsy_prileteli_2.docx | 64.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 14
г. Балаково Саратовская область
Конспект
непрерывно образовательной деятельности
по теме:
«Весна пришла и птицы прилетели»
(старшая возрастная группа)
Воспитатель:
Конаныхина Юлия Николаевна
2021 г.
Тема НОД: «Весна пришла и птицы прилетели».
Цели: Создать условия для развития и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Задачи:
-формировать представление о порядке построения птиц при перелёте в тёплые края;
-развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Материалы и оборудование: Фотографии с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
Формы организации: Групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: Беседа, рассказы воспитателя и детей, отгадывание загадок.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Воспитатель выставляет на доске картинку на которой изображены перелетные птицы. | |
- Здравствуйте ребята! Какое время года у нас наступило? Какие изменения происходят в природе с приходом весны? | Дети здороваются. Ответы детей Ответы детей |
Воспитатель: «На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю заел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны...»» - О чем это стихотворение? - Птицы возвращаются с зимовок. - Ребята, а как одним словом называют птиц которые прилетают с юга? Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад. | Ответы детей. Ответы детей. |
Воспитатель: - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? | Ответы детей |
II. Основная часть | |
Воспитатель: - Почему весной птицы возвращаются к нам из теплых стран? - Правильно, ребята, многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. | Ответы детей. |
Воспитатель: - Каких перелетных птиц вы знаете? | Ответы детей. |
Воспитатель: - Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей? Всех перелетных птиц черней Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица... Воспитатель показывает на экране фотографии грачей. - Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жесткие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетали самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Грачи достигают размера 45 - 47 см, имеют черное, с фиолетовым отливом оперенье. Грачи всеядны, питаются различными насекомыми, дождевыми червями, мелкими грызунами (которых они находят копаясь в земле своим крепким клювом). Уничтожением вредителей сельскохозяйственных растений приносят несомненную пользу. Один раз в год бывает одна кладка из 3-7 яиц. Птенцы появляются в начале - середине апреля. Воспитатель показывает фотографии гнездования грачей. | Ответы детей. |
Воспитатель: - Кто следует за грачами? «Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его песни, и полет Вошли в стихотворения.» Воспитатель показывает на экране фотографии жаворонка. - Ребята кто изображен на этих фотографиях? - Исходя из текста загадки расскажите об особенностях жаворонка. Жаворонок размером немного больше воробья, и имеет привлекательную окраску оперенья. Спина коричнево-желтая с пестрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь имеет коричневые пестрые перья. Голова украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья. Окраска полевого жаворонка помогает ему прятаться в траве и на земле. Крик — негромкое «чрр-ик», песня — долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко. Питаются полевые жаворонки растительной пищей в виде семян различных трав и злаковых растений. Мелкие жучки, паучки, личинки различных насекомых, куколки бабочек - эти насекомые составляют основную пищу все лето. Охотится эта птица всегда на земле. Гнезда вьет жаворонок в поле. Больше всего подходят поля засеянные озимыми и яровыми хлебами. Жаворонок строит свое гнездо из стебельков и корешков травы, выстилается мягким пухом и шерстью. Гнездо очень тщательно маскируется, его практически невозможно заметить. Самка откладывает от 4 до 6 яиц. Птенцы появляются в середине - конце мая. Воспитатель показывает фотографии гнездования жаворонка. | Ответы детей. Ответы детей |
Воспитатель: «Он выступает перед вами, Как молодой весны гонец, Он рад увидеться с друзьями, Ну а зовут его ...» Воспитатель показывает на экране фотографии скворца. - Скворец небольшая птица, длиной 18 - 21 см. Имеет массивное тело с короткой шеей. Клюв длинный, острый и слегка изогнутый вниз. Оперение скворца имеет фиолетовый, зеленоватый, сиреневатый, бронзовый оттенки. Скворцы сбиваются в стаи и селятся небольшими колониями, обычно по несколько пар недалеко друг от друга. Иногда их можно увидеть летящими огромной группой в несколько тысяч особей, при этом они синхронно повторяют повороты, парят и приземляются на землю, рассыпаясь на значительной площади. Издавна любят скворцов в народе потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскиваю различных гусениц, жуков-листоедов. Самка откладывает до 5-8 яиц. Птенцы появляются в начале - середине мая. Выкармливая птенцов, скворцы прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас их там живет немало. Гнезда устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делает полезное дело! Воспитатель показывает на экране фотографии гнездования скворцов в природе, и в скворечниках. | Ответы детей. |
Воспитатель: - Отгадайте еще одну загадку. Прилетают к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепят домик под окном Из травы и глины. - Ну конечно, это ласточка! Воспитатель показывает на экране фотографии ласточек. - Длина тела ласточки составляет от 12 до 24 см. Формы ее очень обтекаемые. Оперенье плотное и хорошо прилегает к телу. Грудь широкая, шея недлинная, голова плоская. Крылья у ласточки длинные и заостренные. Хвост длинный, раздвоенный или имеет выемку посередине. Ноги недлинные, плохо развитые, с длинными тонкими пальцами. Свои гнезда они лепят глины, грязи и илистого песка, смачивая комочки своей необычайно липкой слюной. Ласточки откладывают от 4 до 6 яиц и самка с самцом по очереди высиживают свое потомство. Птенцы появляются в мае. Воспитатель показывает на экране гнездование ласточек. | Ответы детей |
Физминутка «Грачи» Вот на ветках, грачи! Не кричи! Чёрные сидят грачи Разместились в гнёздышке,
Распушили пёрышки, Греются на солнышке, Головой вертят, Полететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Полетели, прилетели И опять все в гнёзда сели. | Указательный палец на губы Присели Показать руками гнездо перед собой Встать, руки в стороны Повороты головой вправо, влево Хлопки, руки в стороны, бег на носочках Летают Присели |
Дети садятся на своим места, проверяют осанку. | |
Воспитатель: - А вот еще одно стихотворение: Не знаю, когда прилетел соловей, Не знаю, где был он зимой, Но полночь наполнил он песней своей, Когда воротился домой. Весь мир соловьиною песней прошит. То слышится где-то свирель, То что-то рокочет, журчит и стучит И вновь рассыпается в трель. С. Маршак - Ребята, о ком идет речь в этом стихотворении? - Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само пение его слышали далеко не все. Воспитатель показывает на экране гнездование соловья. | Ответы детей. |
Воспитатель: - О ком следующая загадка? «Когда весенний лес весну Торжественно встречает, Колдунья серая в лесу Усердно годы нам вещает. Шумит листва, лучится свет. Ку-ку! А сколько в веке лет? А ну, кто первый даст ответ?» - Ребята, а кто знает, чем отличается эта птица от всех других? - Послушайте одну историю. «Бездомная скиталица» Согласно народным поверьям, когда Бог создал землю, он дал каждому животному право выбрать свое жилище. Аисту понравились высокие сухие деревья и крыши, чибису и жаворонку — бескрайние поля, ласточка поселилась под крышей. Только кукушка так ничего и не смогла выбрать себе по душе. Вот и летает она в бесплодных поисках, нигде не устраивая гнезда и подкидывая кукушат в чужие гнезда. Когда приходит пора откладывать яйца, кукушка облетает всю свою территорию в поисках подходящего гнезда будущих воспитателей своего потомства. Причем это будет вовсе не первое попавшееся гнездо. Кукушка подбирает гнездо, похожее на то, в котором вылупилась сама. Есть еще одно необходимое условие: в облюбованном гнезде уже должны лежать яйца хозяев. Найдя такое гнездо, кукушка некоторое время прячется неподалеку, потому что если те увидят ее, то поднимут страшный шум. Как только будущие воспитатели улетят достаточно далеко — кукушка подкладывает свое яйцо. Делает она это, в зависимости от обстоятельств, по-разному. Если гнездо открытое и прочное, то кукушка садится прямо на него и откладывает яйцо. Если же выбранное место находится в дупле или имеет боковой вход, то кукушка откладывает яйцо на земле, а потом в клюве переносит его в гнездо. Воспитатель показывает на экране гнездование кукушки. | Ответы детей. Ответы детей. |
Воспитатель: - А что происходит в жизни птиц весной? Какие опасности их могут подстерегать? Послушайте стихотворение Р. Рождественский «Просьба» Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивает птица. Люди-исполины, люди-великаны, Есть у них винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце - сердце человечье! Люди - человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как-то расплатится, Пусть расправит крылья раненая птица! - О какой просьбе идет речь? | Ответы детей. Ответы детей. |
Воспитатель: - С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В Красной книге есть целый раздел, посвященный редким и исчезающим птицам. - Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы придя в лес, мы смогли услышать чудесное пение птиц! - А чем же мы можем помочь птицам? | Ответы детей. |
Воспитатель: - Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Мы можем:
| |
Воспитатель: - И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам сами. Не разоряйте птичьего гнезда - Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится. Храните дерево от топора: Оно, высокое и вековое, Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует все живое. | |
III. Заключительная часть | |
Воспитатель: - Что происходит в жизни птиц с приходом весны? - Почему нельзя беспокоить, важно охранять птиц и в эти теплые времена года? - И чем мы с Вами можем помочь братьям нашим меньшим? На этом наше занятие окончено. Спасибо вам ребята! | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Форма: круг, квадрат, треугольник» (старшая возрастная группа)
«Форма: круг, квадрат, треугольник»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «У страха глаза велики» (старшая возрастная группа)
1.Формировать представление содержания сказки; обратить внимание нанеобычное название (это пословица). Пониматьэмоционально-образное содержание произведения.2.Совершенствовать образование слов с суффи...
Спортивно - познавательный праздник «Закончились метели - птицы прилетели!» (старшая подготовительная группы)
Цели: Дать знания о традициях русского народа: в день птиц выпускают птиц на волю, пекут жаворонков, кричат заклички., показать многоцветие и разнообразие мира птиц, воспитывать бережное и заботливое ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимнюю лабораторию» для старшей возрастной группы
Тема: «Путешествие в зимнюю лабораторию».Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда через познавательно – исследовательскую, экспериментальную деятельность.За...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В гостях у Хозяюшки» (старшая возрастная группа)
Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)Задачи: ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимний лес» для старшей возрастной группы
Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей, интереса к природе. ...
Конспект образовательной деятельности на тему " Весна. Путешествие за волшебным цветком" в старшей логопедической группе для родителей .
Занятие на тему " Весна. Путешествие за волшенбным цветком" было проведено , как итоговое. Цель: обобщить знания детей по лексическим темам "Весна", "Насекомые" ; р...