Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимнюю лабораторию» для старшей возрастной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Алексеева Елена Геннадьевна
  • Тема: «Путешествие в зимнюю лабораторию».
  • Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда через познавательно – исследовательскую, экспериментальную деятельность.
  • Задачи:
  • Познавательные:

 -  Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, её признаках;

-   Подвести детей к пониманию связи между температурой  воздуха и воды  и состоянием снега и льда;

-    Закрепить представления о свойстве снега  и льда - таять от любого источника тепла.

 

 

  • Обучающие:

-    Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков -  символов;

-    Научить детей рассказывать о снеге  с помощью знаков - символов. 

 

  • Воспитательные:

-    Воспитывать  любовь к природе, наблюдательность;

-    Воспитывать  познавательный интерес к явлениям природы;

 -   Развивать  желание  помогать  другим;

-    Воспитывать  аккуратность в работе..

 

  • Коррекционно – развивающие:

-    Развивать логическое мышление при выборе способа действия;

-    Развивать  умение разгадывать загадки;

-    Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух;

-    Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей;

-    Развивать фантазию, память;

-    Активизировать словарь по данной теме.

 

  • Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад № 11 г. Выборга»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема «Путешествие в зимнюю лабораторию»

для старшей возрастной группы

Разработан:  воспитателем

Алексеевой Еленой Геннадьевной

  • Тема: «Путешествие в зимнюю лабораторию».
  • Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда через познавательно – исследовательскую, экспериментальную деятельность.
  • Задачи:
  • Познавательные:

 -  Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, её признаках;

-   Подвести детей к пониманию связи между температурой  воздуха и воды  и состоянием снега и льда;

-    Закрепить представления о свойстве снега  и льда - таять от любого источника тепла.

  • Обучающие:

-    Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков -  символов;

-    Научить детей рассказывать о снеге  с помощью знаков - символов

  • Воспитательные:

-    Воспитывать  любовь к природе, наблюдательность;

-    Воспитывать  познавательный интерес к явлениям природы;

 -   Развивать  желание  помогать  другим;

-    Воспитывать  аккуратность в работе..

  • Коррекционно – развивающие:

-    Развивать логическое мышление при выборе способа действия;

-    Развивать  умение разгадывать загадки;

-    Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух;

-    Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей;

-    Развивать фантазию, память;

-    Активизировать словарь по данной теме.

  • Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»», «Физическое развитие».
  • Методы и  приёмы
    Словесные: загадки, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые), пояснения, педагогическая оценка. 
    Наглядные: показ способа действий, знаки – символы, ориентировка по карте.
    Практические: опыты и эксперименты. 
    Игровые: игровая ситуация, загадка. 
  • Предварительная работа:

-    Наблюдения во время прогулки, что происходит со снегом, с лужами на улице в разную погоду;

-   Опыты  по замораживанию воды  в формочках;

-   Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», « Снегурочка».

-   Чтение стихов и загадок о зиме, снеге.

  • Материал к занятию:
  • Конверт (в нём письмо,  карта с указанием пути до лаборатории);
  •  звукозапись «вьюга» на магнитофоне;
  •  большие снежинки с заданиями- 3 шт.;
  • имитация зимнего леса в группе  – белое покрытие на полу (снег), искусственные ели, пейзажи зимнего леса на листах ватмана;
  •  разрезные картинки с разными временами года – пазлы;
  • большая игрушка – снеговик;
  • карточки с символами, обозначающими свойства снега;
  •  магнитная доска; фен;
  • на каждого ребёнка – тарелочки со снегом, льдом, стаканы с горячей и холодной водой (на каждом стакане с горячей или холодной водой  прикреплён соответственно синий и красный кружок), лупы.
  •  салфетки.

  • Ход занятия
    1) Приветствие друг друга (ритуал).

  -   Дети, я вас приглашаю на интересное занятие. Вспомним наше приветствие перед занятием. «Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись, пожелай доброго утра! ». Дети приветствуют друг друга.

-    А теперь «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки): «Доброе утро!».

2) Мотивационная часть. Создание проблемной ситуации.

-   Дети, я утром в группе на окне  увидела конверт с письмом! (Показываю конверт). Посмотрите, какой красивый конверт, интересно, от кого это письмо? А вам интересно узнать? (отвечают)

-    Но на конверте написано, хочешь узнать, от кого письмо, отгадай загадку!

-    Запорошила дорожки,

     Разукрасила окошки,

     Радость детям подарила

     И на санках прокатила. (Зима)

-    Правильно, ребята! Это зима нам прислала письмо! Давайте его скорее откроем и посмотрим, что там внутри! (открываю конверт, в нём письмо и карта).

     Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята, вы правильно отгадали загадку, и я, зима,  приглашаю вас в свою снежную лабораторию. Находится она в зимнем лесу. В письме находится карта, которая подскажет вам путь к лаборатории.  Но чтобы до неё дойти, вам надо ещё немного потрудиться, и отгадать мои задания. Задания ищите на больших  снежинках в лесу».

 

-    Ну что, ребята, хотите попасть в снежную лабораторию? (отвечают)

-    Тогда нам надо побыстрее отправляться в путь и отгадать все задания зимы.  -А на чём мы можем зимой поехать в зимний лес? (санки, коньки, лыжи, снегокат). Тогда быстрее одеваемся потеплее, каждый выбирает себе, на чём он поедет и отправляемся!

-   «Вьюга снежная начнись, дети в зимнем лесу очутись!».

     Звучит музыка вьюги,  дети имитируют движения.

     Во время движения отгадываем, кто  на чём едет.

3)  Путешествие по зимнему лесу.

 -   Завертелась вьюга, словно карусель.

     Медленно сначала, а потом быстрей.

     Ничего не видно, всё белым – бело,

     Наконец – то стихло, землю замело.

-    Ребята, вот мы с вами доехали до опушки леса. Снимайте лыжи, коньки, теперь пойдём пешком.

-    Давайте  внимательно посмотрим на карту. Что отмечено на карте? На что мы должны обратить внимание? (Дети определяют направление пути, местонахождение снежинок с заданиями).

1    снежинка-задание: «Собери пазлы - картинки природы. Найди, где изображена зима».

     Дети делятся на 4 команды (участники в команде по желанию) и каждая команда собирает картинку с одним временем года.

-    Расскажи, какое время года на твоей картинке? Объясни, почему ты так думаешь?

2   снежинка-задание. «Отгадайте загадки о зимних явлениях».

     Что за звёздочки резные

     На пальто и на платке?

     Все сквозные, вырезные,

     А возьмёшь — вода в руке. (Снежинки)

 

-   Почему вы решили, что это снежинки?

     Из небесного мешка

     Вдруг посыпалась мука!

     Засыпает всё вокруг -
Лес, поля, дома и луг.…

      А как только ты возьмёшь
И  муки той наберёшь…
Смотришь, а её уж нет!
Лишь остался мокрый след.
Что за странная мука?!
Не видать нам пирожка. (Снег)

-    С чем снег сравнивается в этой загадке?

      Растёт она зимою
До низу головою
Тоненькою прозрачною
Бело-голубою.
                          (Сосулька)

-    Как вы отгадали, что это сосулька?

     В зимний день на пруд легло

     Очень скользкое стекло.

     Нас в хоккей играть зовет

     Синий крепкий гладкий   (Лед)

-   С чем в загадке сравнивается лёд?

-   Ребята, надо идти дальше. Смотрите по карте, где находится следующая  снежинка?

3   снежинка-задание: «Нужно выбрать верные утверждения, исправить ошибку».

  1. Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.

2.  Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю. Дети катаются на санках, играют в снежки.

3.  Под окном кружится снег. В весеннем лесу трещит мороз.

4.  Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.

5.  Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.

6.  Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.

7.  Зимой дети катаются на лыжах, а летом - на велосипедах.

     Дети слушают предложения, находят неверное утверждение, объясняют его.

-   Смотрим дальше на карту. Куда мы должны двигаться?

-    А вот и лаборатория!

     Воспитатель обращает внимание на  игрушку – снеговика.

     Смотрите, кто это нас встречает? (ответы детей)

      Снеговик: - Дети, вы пришли в зимнюю лабораторию. А кто знает, что такое лаборатория? (ответы детей). – А кто работает в лаборатории? (учёные, исследователи, лаборанты). - В каждой лаборатории есть правила работы. Как вы думаете, ребята, как нужно вести себя в лаборатории? (быть аккуратным, не торопиться во время опытов, быть очень внимательным).

-    Приглашаю вас в лабораторию.

4)  Исследовательская деятельность.

     Опыт:  «Что же такое снег?»

-    Ребята, возьмите каждый на тарелочку немного снега и давайте его рассмотрим и назовём все свойства снега.

-    Какой снег на ощупь? (холодный, мягкий)

-    А что бывает холодное как снег? ( Мороженое, лед…)

-   Какими символами можно отметить эти свойства снега?  (Дети находят нужные символы – карточки и вывешивают их на магнитную доску).

 -  Чем пахнет снег? ( Морозом, холодом, свежестью…)

 -   А какой снег  по цвету? (белый)

-    С чем можно сравнить снег? На что он похож? (сахар, соль)

-    А если его послушать? Подавить снег ладонью. ( Хрустит)

     Давайте возьмём лупы и рассмотрим снег поближе!

-    Из чего состоит снег? (из снежинок)

 -   Кто догадался, почему хрустит  снег? (ответы)

-    Какое ещё свойство снега мы узнали?? (Скрипучий, хрустящий, музыкальный)

-    А  можно лепить из снега? Что можно слепить?

     ( Снеговика, снежную бабу и т. д.).

-    Значит снег какой? (липкий)

-    Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло?

-    Почему растаял снег на ладошке?

-    Во что превратился  снег?

-   Так что же такое снег? (это вода)

-   Мы можем сделать вывод: снег - это вода. 

-    Дети, предлагаю с помощью карточек – символов  подвести итог, что же такое снег? ( Рассказ детей о снеге по карточкам – символам).

     Опыт «Чего боится снег?»

-    Как вы думаете, дети, чего боится снег? (ответы детей)

-    Давайте проверим наши предположения!

-    У нас есть фен, он выдаёт  горячий воздух! (даю детям ощутить тёплый воздух)

-    Направим тёплый воздух на снег! Что происходит? (тает)

-    В какое время года бывает такой тёплый воздух? (Летом).

-    Почему же снег бывает только зимой? (ответы).

     Вывод: снег боится тепла.

-   Теперь  проверим, где снег быстрее растает, в горячей или холодной воде?

     (Опускаем снег сначала в холодную воду, а потом в горячую).

     Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее.

     Опыт «Почему нельзя есть снег?».

-   А снег можно кушать? (Нет, потому что он грязный и холодный).

-   Давайте проверим это!

-   Возьмём лупы и посмотрим на снег. Видим, что он грязный? (нет)

-   У нас есть салфетки и фен. Положим снег на салфетки и разогреем его феном.

-   Каким воздухом будем дуть на фен, чтобы он растаял? (горячим)

    Теперь посмотрим на салфетку через нашу лупу. Что осталось на салфетке?

     (Грязь)

     Вывод: снег есть  нельзя.

5)  Соревнование по командам «Кто быстрее растопит лёд?»

-    Ребята, а сейчас нам надо разделиться на 4 команды и провести ещё один опыт.

     (Деление на команды с помощью вытаскивания снежков разного цвета).

     В группу вносится лёд.

-    Дети, посмотрите, что ещё есть в лаборатории?  (Лёд).

-    А  что такое лёд? Как он получается? (ответы детей).

-    Можно сказать, что лёд и снег родственники? Почему? (ответы детей)

-    Задание командам: « Растопить льдинку самым быстрым способом». (Дети растапливают лёд).

     Обсуждаем способы, которые ребята использовали при растапливании льда.

-    Посмотрите, какие разные способы использовали ребята, молодцы!

     Вывод: лёд быстрее тает на батарее, в тёплом месте.

6)  Заключительная часть

-    Пора прощаться со снеговиком и возвращаться в садик.

-    Снеговик, спасибо тебе, что ты нам дал поработать в лаборатории и провести опыты. Передай от нас зиме привет и скажи, что нам очень понравилось  в её снежной лаборатории.(Снеговик прощается с ребятами).

-    Вставайте на лыжи, коньки и поехали обратно. (Звучит музыка вьюги, дети имитируют движения).

-    «Вьюга снежная начнись, дети в садике очутись».

7)  Рефлексия.

-    Ребята, вам понравилось в зимней лаборатории? Мне тоже очень понравилось!

-    А что новое вы узнали про снег? (ответы)

-    Какие опыты вам больше всего понравились? (ответы детей)

-    А были задания, которые вы бы хотели повторить ещё раз? Какие? (ответы детей).  

     Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и из снега слепим большого снеговика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в космос» (старший дошкольный возраст )

Образовательная область «Познавательное развитие»:·        Закреплять умение пользоваться картой и схемой,·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимний лес» для старшей возрастной группы

Формирование познавательной активности и творческого    воображения у детей, интереса к природе. ...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...