Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимнюю лабораторию» для старшей возрастной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Тема: «Путешествие в зимнюю лабораторию».
- Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда через познавательно – исследовательскую, экспериментальную деятельность.
- Задачи:
- Познавательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, её признаках;
- Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и воды и состоянием снега и льда;
- Закрепить представления о свойстве снега и льда - таять от любого источника тепла.
- Обучающие:
- Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков - символов;
- Научить детей рассказывать о снеге с помощью знаков - символов.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, наблюдательность;
- Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы;
- Развивать желание помогать другим;
- Воспитывать аккуратность в работе..
- Коррекционно – развивающие:
- Развивать логическое мышление при выборе способа действия;
- Развивать умение разгадывать загадки;
- Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух;
- Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей;
- Развивать фантазию, память;
- Активизировать словарь по данной теме.
- Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»», «Физическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_.docx | 38.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ « Детский сад № 11 г. Выборга»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема «Путешествие в зимнюю лабораторию»
для старшей возрастной группы
Разработан: воспитателем
Алексеевой Еленой Геннадьевной
- Тема: «Путешествие в зимнюю лабораторию».
- Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда через познавательно – исследовательскую, экспериментальную деятельность.
- Задачи:
- Познавательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, её признаках;
- Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и воды и состоянием снега и льда;
- Закрепить представления о свойстве снега и льда - таять от любого источника тепла.
- Обучающие:
- Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков - символов;
- Научить детей рассказывать о снеге с помощью знаков - символов.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, наблюдательность;
- Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы;
- Развивать желание помогать другим;
- Воспитывать аккуратность в работе..
- Коррекционно – развивающие:
- Развивать логическое мышление при выборе способа действия;
- Развивать умение разгадывать загадки;
- Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух;
- Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей;
- Развивать фантазию, память;
- Активизировать словарь по данной теме.
- Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»», «Физическое развитие».
- Методы и приёмы:
Словесные: загадки, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые), пояснения, педагогическая оценка.
Наглядные: показ способа действий, знаки – символы, ориентировка по карте.
Практические: опыты и эксперименты.
Игровые: игровая ситуация, загадка. - Предварительная работа:
- Наблюдения во время прогулки, что происходит со снегом, с лужами на улице в разную погоду;
- Опыты по замораживанию воды в формочках;
- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», « Снегурочка».
- Чтение стихов и загадок о зиме, снеге.
- Материал к занятию:
- Конверт (в нём письмо, карта с указанием пути до лаборатории);
- звукозапись «вьюга» на магнитофоне;
- большие снежинки с заданиями- 3 шт.;
- имитация зимнего леса в группе – белое покрытие на полу (снег), искусственные ели, пейзажи зимнего леса на листах ватмана;
- разрезные картинки с разными временами года – пазлы;
- большая игрушка – снеговик;
- карточки с символами, обозначающими свойства снега;
- магнитная доска; фен;
- на каждого ребёнка – тарелочки со снегом, льдом, стаканы с горячей и холодной водой (на каждом стакане с горячей или холодной водой прикреплён соответственно синий и красный кружок), лупы.
- салфетки.
- Ход занятия.
1) Приветствие друг друга (ритуал).
- Дети, я вас приглашаю на интересное занятие. Вспомним наше приветствие перед занятием. «Ты ладошкой к другу прикоснись и ему приветливо улыбнись, пожелай доброго утра! ». Дети приветствуют друг друга.
- А теперь «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки): «Доброе утро!».
2) Мотивационная часть. Создание проблемной ситуации.
- Дети, я утром в группе на окне увидела конверт с письмом! (Показываю конверт). Посмотрите, какой красивый конверт, интересно, от кого это письмо? А вам интересно узнать? (отвечают)
- Но на конверте написано, хочешь узнать, от кого письмо, отгадай загадку!
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Правильно, ребята! Это зима нам прислала письмо! Давайте его скорее откроем и посмотрим, что там внутри! (открываю конверт, в нём письмо и карта).
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята, вы правильно отгадали загадку, и я, зима, приглашаю вас в свою снежную лабораторию. Находится она в зимнем лесу. В письме находится карта, которая подскажет вам путь к лаборатории. Но чтобы до неё дойти, вам надо ещё немного потрудиться, и отгадать мои задания. Задания ищите на больших снежинках в лесу».
- Ну что, ребята, хотите попасть в снежную лабораторию? (отвечают)
- Тогда нам надо побыстрее отправляться в путь и отгадать все задания зимы. -А на чём мы можем зимой поехать в зимний лес? (санки, коньки, лыжи, снегокат). Тогда быстрее одеваемся потеплее, каждый выбирает себе, на чём он поедет и отправляемся!
- «Вьюга снежная начнись, дети в зимнем лесу очутись!».
Звучит музыка вьюги, дети имитируют движения.
Во время движения отгадываем, кто на чём едет.
3) Путешествие по зимнему лесу.
- Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей.
Ничего не видно, всё белым – бело,
Наконец – то стихло, землю замело.
- Ребята, вот мы с вами доехали до опушки леса. Снимайте лыжи, коньки, теперь пойдём пешком.
- Давайте внимательно посмотрим на карту. Что отмечено на карте? На что мы должны обратить внимание? (Дети определяют направление пути, местонахождение снежинок с заданиями).
1 снежинка-задание: «Собери пазлы - картинки природы. Найди, где изображена зима».
Дети делятся на 4 команды (участники в команде по желанию) и каждая команда собирает картинку с одним временем года.
- Расскажи, какое время года на твоей картинке? Объясни, почему ты так думаешь?
2 снежинка-задание. «Отгадайте загадки о зимних явлениях».
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке. (Снежинки)
- Почему вы решили, что это снежинки?
Из небесного мешка
Вдруг посыпалась мука!
Засыпает всё вокруг -
Лес, поля, дома и луг.…
А как только ты возьмёшь
И муки той наберёшь…
Смотришь, а её уж нет!
Лишь остался мокрый след.
Что за странная мука?!
Не видать нам пирожка. (Снег)
- С чем снег сравнивается в этой загадке?
Растёт она зимою
До низу головою
Тоненькою прозрачною
Бело-голубою.
(Сосулька)
- Как вы отгадали, что это сосулька?
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий (Лед)
- С чем в загадке сравнивается лёд?
- Ребята, надо идти дальше. Смотрите по карте, где находится следующая снежинка?
3 снежинка-задание: «Нужно выбрать верные утверждения, исправить ошибку».
- Наступила зима. Кругом бело. Под деревьями появились подснежники.
2. Зима у нас морозная, снежная. Теплый снег падает на землю. Дети катаются на санках, играют в снежки.
3. Под окном кружится снег. В весеннем лесу трещит мороз.
4. Зимой в лесу тихо. Лишь изредка слышно, как стучит клювом по дереву дятел. Он ищет под корой червяков.
5. Зимой птицам холодно и голодно. Дети им помогают. Они насыпают в кормушки крошки хлеба, семечки и наливают сок.
6. Пройдёт зима, уйдут морозы и метели. И наступит лето.
7. Зимой дети катаются на лыжах, а летом - на велосипедах.
Дети слушают предложения, находят неверное утверждение, объясняют его.
- Смотрим дальше на карту. Куда мы должны двигаться?
- А вот и лаборатория!
Воспитатель обращает внимание на игрушку – снеговика.
Смотрите, кто это нас встречает? (ответы детей)
Снеговик: - Дети, вы пришли в зимнюю лабораторию. А кто знает, что такое лаборатория? (ответы детей). – А кто работает в лаборатории? (учёные, исследователи, лаборанты). - В каждой лаборатории есть правила работы. Как вы думаете, ребята, как нужно вести себя в лаборатории? (быть аккуратным, не торопиться во время опытов, быть очень внимательным).
- Приглашаю вас в лабораторию.
4) Исследовательская деятельность.
Опыт: «Что же такое снег?»
- Ребята, возьмите каждый на тарелочку немного снега и давайте его рассмотрим и назовём все свойства снега.
- Какой снег на ощупь? (холодный, мягкий)
- А что бывает холодное как снег? ( Мороженое, лед…)
- Какими символами можно отметить эти свойства снега? (Дети находят нужные символы – карточки и вывешивают их на магнитную доску).
- Чем пахнет снег? ( Морозом, холодом, свежестью…)
- А какой снег по цвету? (белый)
- С чем можно сравнить снег? На что он похож? (сахар, соль)
- А если его послушать? Подавить снег ладонью. ( Хрустит)
Давайте возьмём лупы и рассмотрим снег поближе!
- Из чего состоит снег? (из снежинок)
- Кто догадался, почему хрустит снег? (ответы)
- Какое ещё свойство снега мы узнали?? (Скрипучий, хрустящий, музыкальный)
- А можно лепить из снега? Что можно слепить?
( Снеговика, снежную бабу и т. д.).
- Значит снег какой? (липкий)
- Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло?
- Почему растаял снег на ладошке?
- Во что превратился снег?
- Так что же такое снег? (это вода)
- Мы можем сделать вывод: снег - это вода.
- Дети, предлагаю с помощью карточек – символов подвести итог, что же такое снег? ( Рассказ детей о снеге по карточкам – символам).
Опыт «Чего боится снег?»
- Как вы думаете, дети, чего боится снег? (ответы детей)
- Давайте проверим наши предположения!
- У нас есть фен, он выдаёт горячий воздух! (даю детям ощутить тёплый воздух)
- Направим тёплый воздух на снег! Что происходит? (тает)
- В какое время года бывает такой тёплый воздух? (Летом).
- Почему же снег бывает только зимой? (ответы).
Вывод: снег боится тепла.
- Теперь проверим, где снег быстрее растает, в горячей или холодной воде?
(Опускаем снег сначала в холодную воду, а потом в горячую).
Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее.
Опыт «Почему нельзя есть снег?».
- А снег можно кушать? (Нет, потому что он грязный и холодный).
- Давайте проверим это!
- Возьмём лупы и посмотрим на снег. Видим, что он грязный? (нет)
- У нас есть салфетки и фен. Положим снег на салфетки и разогреем его феном.
- Каким воздухом будем дуть на фен, чтобы он растаял? (горячим)
Теперь посмотрим на салфетку через нашу лупу. Что осталось на салфетке?
(Грязь)
Вывод: снег есть нельзя.
5) Соревнование по командам «Кто быстрее растопит лёд?»
- Ребята, а сейчас нам надо разделиться на 4 команды и провести ещё один опыт.
(Деление на команды с помощью вытаскивания снежков разного цвета).
В группу вносится лёд.
- Дети, посмотрите, что ещё есть в лаборатории? (Лёд).
- А что такое лёд? Как он получается? (ответы детей).
- Можно сказать, что лёд и снег родственники? Почему? (ответы детей)
- Задание командам: « Растопить льдинку самым быстрым способом». (Дети растапливают лёд).
Обсуждаем способы, которые ребята использовали при растапливании льда.
- Посмотрите, какие разные способы использовали ребята, молодцы!
Вывод: лёд быстрее тает на батарее, в тёплом месте.
6) Заключительная часть
- Пора прощаться со снеговиком и возвращаться в садик.
- Снеговик, спасибо тебе, что ты нам дал поработать в лаборатории и провести опыты. Передай от нас зиме привет и скажи, что нам очень понравилось в её снежной лаборатории.(Снеговик прощается с ребятами).
- Вставайте на лыжи, коньки и поехали обратно. (Звучит музыка вьюги, дети имитируют движения).
- «Вьюга снежная начнись, дети в садике очутись».
7) Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось в зимней лаборатории? Мне тоже очень понравилось!
- А что новое вы узнали про снег? (ответы)
- Какие опыты вам больше всего понравились? (ответы детей)
- А были задания, которые вы бы хотели повторить ещё раз? Какие? (ответы детей).
Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и из снега слепим большого снеговика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» с применением ИКТ с детьми старшей логопедической группы на тему «Космическое путешествие».
Цель: уточнять и закреплять знания детей по теме «Космос».Задачи:Коррекционно-образовательные задачи:·...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в космос» (старший дошкольный возраст )
Образовательная область «Познавательное развитие»:· Закреплять умение пользоваться картой и схемой,·...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в прошлое куклы»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну знаний» подготовительная к школе группа.
Конспект НОД...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема «Путешествие в зимний лес» для старшей возрастной группы
Формирование познавательной активности и творческого воображения у детей, интереса к природе. ...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Путешествие в страну звуков» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Задачи: Закрепить различение гласных и с...