Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В гостях у Хозяюшки» (старшая возрастная группа)
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Феофилова  Гульнара  Владимировна

Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)

Задачи:                     

·                   обобщить и закрепить знания о традициях русского народа; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;  продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

·                   развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_gostyah_u_hozyayushki_po_fgos_do.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.

Возрастная группа: старшая.

Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)

Цель: повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:                    

  • обобщить и закрепить знания о традициях русского народа; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;  продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;
  • развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности;
  • приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, чтение потешек, закличек, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (лепка жаворонка).

Оборудование: музыкальный центр; русский народный костюм (для воспитателя); соленое тесто, одна птичка – жаворонок из теста, семена ясеня и клена, одноразовые тарелки (по количеству детей), бусинки, бисер; шапочки птиц – синичек, грачей, тетеревов, дрозда для игры; оборудование для «Русской избы»

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Детей встречает Хозяюшка

По музыку дети заходят в «избу» (в группу)

- Здравствуйте, здравствуйте, ребята! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в «избу», я в ней Хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про какого – то и потешку скажу.    

Хозяюшка ходит около детей, гладит их по головкам, кое -  кого выводит на середину избы, а затем, сказав потешку, провожает на место.

             Наша Машенька в саду

              Что оладушек в меду,

              Что оладушек в меду,

             Сладко яблочко в саду!

       

 У Ванечки руки в бок, глазки в потолок.

   Пошел за порог – упал поперек…

          И не заплакал!

  Встал и пошел, вот как хорошо!

     

             А у Настеньки коса –

          Всему городу краса.

         Расти. Коса, до пояса.

          Не вырони ни волоса.

          Расти, коса. Не путайся,

          Настя, маму слушайся!

Дети здороваются. Их встречает Хозяюшка.

Дети садятся на лавочки

- Всех я разглядела, на всех полюбовалась, теперь и вы оглядитесь в избушке.

 Хозяюшка обращает внимание детей на стол, где лежит блюдо с блинами, птичками.

        -   Ребята, а вы знаете, как называется народный праздник, где главным и традиционным угощением всю неделю являются блины? Да, этот праздник называется Масленица. С зимой мы прощаемся, а весну встречаем.

 - Масленицу празднуют всю неделю: Понедельник – встреча Масленицы, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй! Весь день веселись и домой не торопись! На базаре в этот день чего только не увидишь: и блины, и квас, и мед, и конфеты да орехи – ребячьи утехи. Тут и карусели, и горы, и тройки русские, и, конечно, скоморохи! Пройдет пятница – тещины вечера, пройдет суббота – золовкины посиделки, придет прощеное воскресенье. Днем гулянья уже на убыль пойдут, а вечером негромко зазвонят колокола, люди попросят друг у друга прощенья, сами всех за все простят. Так по-доброму, тихо и ласково кончается самый громкий, самый шумный, самый потешный праздник русского народа – Масленица.

Не забудьте и вы про этот обычай – попросите прощения и сами простите всех в последний день этой веселой недели. Так всегда провожает Масленицу русский народ.

          А после Масленицы наступит другой весенний праздник, а называется он – Сороки! Птицы к нам с юга возвращаются: грачи, жаворонки и еще много других птиц сорок-сороков. Летят птички высоко, крылышками машут, весну - красну на крыльях несут.

- Ребята, раньше в деревне весну зазывали, чтобы поскорей приходила. Лепили из теста птичек, поднимали их высоко-высоко и закличку кричали, настоящих птиц звали, чтобы они поскорей из дальних стран прилетели и весну с собой принесли. Закличка вот такая:

Птички, птички, к нам летите

И весну с собой несите,

Весну ясную,

Весну красную!

- Давайте и мы так позовем птичек и Весну - красну? А для этого нам нужно приготовить птичек – жаворонков. Давайте жаворонков слепим? Где моя волшебная скатерть – самобраночка? Да, вот же она!

Хозяюшка находит в «избе» скатерть – самобранку и обращается к ней.

   Встают и осматривают « избу»

Подходят к столу.

Ответы детей

Вспоминают.

Ответы детей

Ответы детей

Слушают

Дети повторяют закличку.

Садятся за столы и рассматривают птичку – жаворонка.

II. Основная часть

Скатерочка - самобраночка, дай, пожалуйста, нам тесто!

Хозяюшка раскрывает скатерть и вместе с детьми находят  там  соленое тесто.

- Вот и тесто. Спасибо, скатерть-самобранка! Посмотрите, несколько птичек уже прилетело к нам на стол. Давайте их рассмотрим. Из каких частей оно состоят? Для того чтобы у Вас получились птички, нужно слепить овальное тело и из него вытянуть голову, округлой формы и клюв.

Хозяюшка показывает детям как это можно  сделать, напоминает приемы лепки.

- Ребята, а как вы думаете, из чего можно сделать глаза птичкам? Да, глаза можно сделать из бусин, а еще их можно использовать для украшения ваших птичек. Крылья и хвост мы можем сделать из семян клена и ясеня. Теперь можно приниматься и за дело!

Хозяюшка по мере надобности оказывает помощь детям, обращая внимание детей на образец птички - жаворонка.

Звучит музыка «Звуки природы. Лес».

Ответы детей

Начинают лепить «жаворонков» из соленого теста.

- Посмотрите, какие красивые жаворонки у Вас получились. Теперь можно и весну звать. Давайте повыше заберемся! В старину, когда зазывали весну, даже на заборы залезали – повыше, чтобы птицы в небе услышали.

Рассматривают друг у друга птичек, исправляют возможные ошибки.

Хозяюшка еще раз  повторяет слова заклички. Вместе с детьми  встает с лавочки и предлагает детям полетать по «избе», помахать «птичками», исполняя закличку.

- Хорошо позвали: громко, весело. Птицы услышат, прилетят, весну на крыльях принесут. Как весело мы с вами сегодня с птичками играли, весну зазывали!

- Пока мы играли, некоторые птички уже прилетели, стали гнезда вить, новоселья праздновать. Слышите? Летят!

Звучит музыка «Звуки природы. Голоса птиц».

- Птицы к нам летят, поиграть с детьми хотят. Птичек на стол положите и ко мне все подойдите. А давайте сами в птичек превратимся?  Шапочки птичек в «избе» у меня где - то есть.

Ищет шапочки, надевает их детям – синички, грачи, тетеревы, дрозд и приговаривает: - Вот они, птички-невелички! Как они чирикают? Сестрички-синички – зинь-зинь-зинь, грачи – карр, гуси-лебеди – га-га-га. А это кто? Да это же две тетери!

Игра «Догонялки».

- Прилетайте птички  к нам на лужок да поклюйте творожок, а как мы в ладоши хлопнем, да трещоткой затрещим, улетайте побыстрей! А эта птичка-невеличка называется дроздок. Присаживайся дружок на корточки, а мы встанем в круг.

Скок-скок-поскок,

(дети прыгают на месте)

Молодой дроздок,

Поскорей вставай

Да ребят догоняй!

Встают, летают по «избе», повторяя слова заклички.

Слушают голоса птиц.

Кладут на стол в тарелочки своих птичек и подходят к Хозяюшке.

Одевают шапочки птиц. Дети летают и клюют.

Ребенок – дрозд садится на корточки, а остальные встают вокруг него, прыгают на двух ногах.

Дети разбегаются, прячутся на лавочки.

III. Заключительная часть

 - Весело поиграли! А как бегали быстро и даже не заметили, что пришла пора нам прощаться, вам в группу возвращаться.

-Понравилось ли вам гостить у меня?

-Что мы  с вами сегодня делали?

- А на память о нашей встрече возьмите птичек с собой и подарите своим родителям  на память и про праздник расскажите.

До свидания!

Ответы детей

Берут жаворонок, прощаются с Хозяюшкой.

При составлении конспекта использовалась методическая литература:

  1. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5 – 7 лет. Автор книги: М. Зацепина.
  2. О. Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  3. Конспект занятия «В гостях у хозяюшки» Смоленсковой Ю.А. http://numi.ru/fullview.php?id=63270.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «У страха глаза велики» (старшая возрастная группа)

1.Формировать представление содержания сказки; обратить внимание нанеобычное название (это пословица). Пониматьэмоционально-образное содержание произведения.2.Совершенствовать образование слов с суффи...

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»

Цель:  создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Экскурсия в «Дом книги» » (старшая возрастная группа)

Создание условий для формирования  конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни....

Конспект ООД интегрированного вида. Познание на тему: «В гости к бабушке Оле». Возрастная группа: дети 3-4 лет с задержкой психического развития

Конспект ООД интегрированного вида.Познание на тему: «В гости к бабушке Оле».Возрастная группа: дети 3-4 лет с задержкой психического развития....

Тема: «В гости к тетушке - Марусе» Возрастная группа: II младшая группа Воспитатели: Квасова М.В. Вид занятия: игра – путешествие

Цель: познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий-низкий, выше-ниже.Задачи:Образовательная: совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов сп...