Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В гостях у Хозяюшки» (старшая возрастная группа)
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)
Задачи:
· обобщить и закрепить знания о традициях русского народа; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях; продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;
· развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_gostyah_u_hozyayushki_po_fgos_do.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и др.
Возрастная группа: старшая.
Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)
Цель: повышение интереса к традициям русского народа.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания о традициях русского народа; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях; продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;
- развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности;
- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, чтение потешек, закличек, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (лепка жаворонка).
Оборудование: музыкальный центр; русский народный костюм (для воспитателя); соленое тесто, одна птичка – жаворонок из теста, семена ясеня и клена, одноразовые тарелки (по количеству детей), бусинки, бисер; шапочки птиц – синичек, грачей, тетеревов, дрозда для игры; оборудование для «Русской избы»
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
I. Вводная часть | ||
Детей встречает Хозяюшка | По музыку дети заходят в «избу» (в группу) | |
- Здравствуйте, здравствуйте, ребята! В гости ко мне пришли? Заходите, заходите в «избу», я в ней Хозяюшка. Садитесь на лавочки, а я вас всех разгляжу, про какого – то и потешку скажу. Хозяюшка ходит около детей, гладит их по головкам, кое - кого выводит на середину избы, а затем, сказав потешку, провожает на место. Наша Машенька в саду Что оладушек в меду, Что оладушек в меду, Сладко яблочко в саду!
У Ванечки руки в бок, глазки в потолок. Пошел за порог – упал поперек… И не заплакал! Встал и пошел, вот как хорошо!
А у Настеньки коса – Всему городу краса. Расти. Коса, до пояса. Не вырони ни волоса. Расти, коса. Не путайся, Настя, маму слушайся! | Дети здороваются. Их встречает Хозяюшка. Дети садятся на лавочки | |
- Всех я разглядела, на всех полюбовалась, теперь и вы оглядитесь в избушке. Хозяюшка обращает внимание детей на стол, где лежит блюдо с блинами, птичками. - Ребята, а вы знаете, как называется народный праздник, где главным и традиционным угощением всю неделю являются блины? Да, этот праздник называется Масленица. С зимой мы прощаемся, а весну встречаем. - Масленицу празднуют всю неделю: Понедельник – встреча Масленицы, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгуляй! Весь день веселись и домой не торопись! На базаре в этот день чего только не увидишь: и блины, и квас, и мед, и конфеты да орехи – ребячьи утехи. Тут и карусели, и горы, и тройки русские, и, конечно, скоморохи! Пройдет пятница – тещины вечера, пройдет суббота – золовкины посиделки, придет прощеное воскресенье. Днем гулянья уже на убыль пойдут, а вечером негромко зазвонят колокола, люди попросят друг у друга прощенья, сами всех за все простят. Так по-доброму, тихо и ласково кончается самый громкий, самый шумный, самый потешный праздник русского народа – Масленица. Не забудьте и вы про этот обычай – попросите прощения и сами простите всех в последний день этой веселой недели. Так всегда провожает Масленицу русский народ. А после Масленицы наступит другой весенний праздник, а называется он – Сороки! Птицы к нам с юга возвращаются: грачи, жаворонки и еще много других птиц сорок-сороков. Летят птички высоко, крылышками машут, весну - красну на крыльях несут. - Ребята, раньше в деревне весну зазывали, чтобы поскорей приходила. Лепили из теста птичек, поднимали их высоко-высоко и закличку кричали, настоящих птиц звали, чтобы они поскорей из дальних стран прилетели и весну с собой принесли. Закличка вот такая: Птички, птички, к нам летите И весну с собой несите, Весну ясную, Весну красную! - Давайте и мы так позовем птичек и Весну - красну? А для этого нам нужно приготовить птичек – жаворонков. Давайте жаворонков слепим? Где моя волшебная скатерть – самобраночка? Да, вот же она! Хозяюшка находит в «избе» скатерть – самобранку и обращается к ней. | Встают и осматривают « избу» Подходят к столу. Ответы детей Вспоминают. Ответы детей Ответы детей Слушают Дети повторяют закличку. Садятся за столы и рассматривают птичку – жаворонка. | |
II. Основная часть | ||
Скатерочка - самобраночка, дай, пожалуйста, нам тесто! Хозяюшка раскрывает скатерть и вместе с детьми находят там соленое тесто. - Вот и тесто. Спасибо, скатерть-самобранка! Посмотрите, несколько птичек уже прилетело к нам на стол. Давайте их рассмотрим. Из каких частей оно состоят? Для того чтобы у Вас получились птички, нужно слепить овальное тело и из него вытянуть голову, округлой формы и клюв. Хозяюшка показывает детям как это можно сделать, напоминает приемы лепки. - Ребята, а как вы думаете, из чего можно сделать глаза птичкам? Да, глаза можно сделать из бусин, а еще их можно использовать для украшения ваших птичек. Крылья и хвост мы можем сделать из семян клена и ясеня. Теперь можно приниматься и за дело! Хозяюшка по мере надобности оказывает помощь детям, обращая внимание детей на образец птички - жаворонка. Звучит музыка «Звуки природы. Лес». | Ответы детей Начинают лепить «жаворонков» из соленого теста. | |
- Посмотрите, какие красивые жаворонки у Вас получились. Теперь можно и весну звать. Давайте повыше заберемся! В старину, когда зазывали весну, даже на заборы залезали – повыше, чтобы птицы в небе услышали. | Рассматривают друг у друга птичек, исправляют возможные ошибки. | |
Хозяюшка еще раз повторяет слова заклички. Вместе с детьми встает с лавочки и предлагает детям полетать по «избе», помахать «птичками», исполняя закличку. - Хорошо позвали: громко, весело. Птицы услышат, прилетят, весну на крыльях принесут. Как весело мы с вами сегодня с птичками играли, весну зазывали! - Пока мы играли, некоторые птички уже прилетели, стали гнезда вить, новоселья праздновать. Слышите? Летят! Звучит музыка «Звуки природы. Голоса птиц». - Птицы к нам летят, поиграть с детьми хотят. Птичек на стол положите и ко мне все подойдите. А давайте сами в птичек превратимся? Шапочки птичек в «избе» у меня где - то есть. Ищет шапочки, надевает их детям – синички, грачи, тетеревы, дрозд и приговаривает: - Вот они, птички-невелички! Как они чирикают? Сестрички-синички – зинь-зинь-зинь, грачи – карр, гуси-лебеди – га-га-га. А это кто? Да это же две тетери! Игра «Догонялки». - Прилетайте птички к нам на лужок да поклюйте творожок, а как мы в ладоши хлопнем, да трещоткой затрещим, улетайте побыстрей! А эта птичка-невеличка называется дроздок. Присаживайся дружок на корточки, а мы встанем в круг. Скок-скок-поскок, (дети прыгают на месте) Молодой дроздок, Поскорей вставай Да ребят догоняй! | Встают, летают по «избе», повторяя слова заклички. Слушают голоса птиц. Кладут на стол в тарелочки своих птичек и подходят к Хозяюшке. Одевают шапочки птиц. Дети летают и клюют. Ребенок – дрозд садится на корточки, а остальные встают вокруг него, прыгают на двух ногах. Дети разбегаются, прячутся на лавочки. | |
III. Заключительная часть | ||
- Весело поиграли! А как бегали быстро и даже не заметили, что пришла пора нам прощаться, вам в группу возвращаться. -Понравилось ли вам гостить у меня? -Что мы с вами сегодня делали? - А на память о нашей встрече возьмите птичек с собой и подарите своим родителям на память и про праздник расскажите. До свидания! | Ответы детей Берут жаворонок, прощаются с Хозяюшкой. |
При составлении конспекта использовалась методическая литература:
- Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5 – 7 лет. Автор книги: М. Зацепина.
- О. Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Конспект занятия «В гостях у хозяюшки» Смоленсковой Ю.А. http://numi.ru/fullview.php?id=63270.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Форма: круг, квадрат, треугольник» (старшая возрастная группа)
«Форма: круг, квадрат, треугольник»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «У страха глаза велики» (старшая возрастная группа)
1.Формировать представление содержания сказки; обратить внимание нанеобычное название (это пословица). Пониматьэмоционально-образное содержание произведения.2.Совершенствовать образование слов с суффи...
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: Развитие игровой деятельности Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к Хозяюшке»
Цель: создание радостного настроения у детейЗадачи:Развивать коммуникативные способностиЗакрепить знания детей о домашних животных и птицах. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Экскурсия в «Дом книги» » (старшая возрастная группа)
Создание условий для формирования конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни....
Конспект ООД интегрированного вида. Познание на тему: «В гости к бабушке Оле». Возрастная группа: дети 3-4 лет с задержкой психического развития
Конспект ООД интегрированного вида.Познание на тему: «В гости к бабушке Оле».Возрастная группа: дети 3-4 лет с задержкой психического развития....
Тема: «В гости к тетушке - Марусе» Возрастная группа: II младшая группа Воспитатели: Квасова М.В. Вид занятия: игра – путешествие
Цель: познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий-низкий, выше-ниже.Задачи:Образовательная: совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов сп...