Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «У страха глаза велики» (старшая возрастная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
1.Формировать представление содержания сказки; обратить внимание на
необычное название (это пословица). Понимать
эмоционально-образное содержание произведения.
2.Совершенствовать образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными).
3.Развивать зрительное и слуховое внимание — умение
рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев
сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь
взрослого, отвечать на поставленный вопрос.
Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с.Иваниха Перелюбского муниципального района
Саратовской области».
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: «У страха глаза велики»
(старшая возрастная группа)
Воспитатель:
Паксеева Елена Николаевна
2015 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цели: Создать условия для детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь
персонажей; объяснять значение слов; дать представление о наперстке, колоде, подпечье.
Задачи:
1.Формировать представление содержания сказки; обратить внимание на
необычное название (это пословица). Понимать
эмоционально-образное содержание произведения.
2.Совершенствовать образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными).
3.Развивать зрительное и слуховое внимание — умение
рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев
сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь
взрослого, отвечать на поставленный вопрос.
Прививать интерес к русскому народному творчеству.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов физминутки.
Оборудование: зайчик-игрушка, ширма, «яблоня», картинки-схемы с героями- заменителями, яблоки-эмоции, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток, маски, плакат.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Ребята, к нам на занятие пришли гости, поэтому постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. | |
- Здравствуйте, гости дорогие. «Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление) Я на коврике лежу, Прямо в потолок гляжу. Лежат ровно пяточки, Плечики, лопаточки. Спинка ровная, прямая. А могла бы быть кривая. - Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает. (Звучит медленная, спокойная музыка.) Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу. - Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие. | Дети здороваются. Дети лежат на коврике Дети подходят к озеру Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу. |
Самомассаж лица Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим нежно умываем, Пальчики сгребают все плохие мысли. Ушки растираем сверху вниз мы быстро. Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки, А потом руками трогаем мы щёчки. Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. (запись) - Что за странный звук? - Ой, ребята, кто это? Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко. | Дети повторяют движения за воспитателем Ответы детей Ответы детей (зайчик) |
II. Основная часть | |
- Ребята, зайчик только что мне сказал, что он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик. Вы согласны? | Ответы детей |
Речевая разминка.( на фоне музыки «В гостях у сказки») - А чтобы попасть в сказку, надо взяться за руки и чётко повторять за мной волшебные слова: «Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора, Ги-ги-ги – нам, зайчонок, помоги. (зайчонок первый ) - Отправляемся! Большие ноги шли по дороге Топ-топ-топ, топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ-топ-топ, топ-топ-топ. | Дети берутся за руки и повторяют за воспитателем
Идут по дорожке Дети садятся на стульчики |
Первичное знакомство со сказкой. Прослушивание сказки. -Я предлагаю познакомиться с русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики». Раз, два, три, четыре, пять – Можно сказку начинать» | Прослушивание грамзаписи. |
Беседа по содержанию. - Кто запомнил, как называется сказка? - Как вы понимаете название сказки? Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика». - Что такое мимика? -Что может выражать мимика лица? - Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица. Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх. - Ребята, а название этой сказки ещё является и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором. -А теперь давайте разберемся, кто и чего в этой сказке испугался. - Вспомните, как начинается сказка. - Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки. - Как называли бабушку? - Как называли внучку? - Как называли курочку? - Как называли мышку? Воспитатель демонстрирует детям первую схему. - А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники. - Посмотрите, большой кружок – это бабушка… - Куда герои ходили каждый день? - С чем они ходили за водой? - Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки?… Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение) Демонстрирую вторую схему. - Откуда брала воду бабушка?... Если дети затрудняются, помогаю, что из колоды, при этом поясняю, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто. Обращаю внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий. Демонстрирую следующую схему. - Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? - Почему они так названы? - В этот день водоносы донесли воду? - Кто им помешал? - Где он сидел? - Как он помешал? -Давайте покажем.- А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб! Демонстрируется следующая схема. - Что произошло с водоносами? - Куда спряталась бабушка? - Куда спряталась внучка? - Куда взлетела курочка? - Куда спряталась мышка? Демонстрируется очередная схема. - Кто со страху померещился бабушке? Обращается внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке. - Почему медведище сказано в сказке? - Кто привиделся внучке? курочке? мышке? Демонстрируется следующая схема. - Что произошло с зайчиком? - Как вы думаете, что он испытал? - Кто привиделся зайчику? - Какова концовка сказки? Произносят вместе с воспитателем. | У страха глаза велики. Ответы детей. Когда человек пугается, у него на лице появляются большие выпученные глаза. Ответы детей. Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние. Ответы детей. Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду. Закрывают маской лицо. Дети произносят хором. Ответы детей. Ответы детей. - Жили-были… - Старушка. - Хохотушка. - Клохтушка. - Норушка За водой С ведрами Большие, поменьше, с огурчик, с наперсток. Показывают дети. Из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа. Ответы детей. -Водоносы. - Потому что каждый день носили воду. - Нет -Зайка. -Под яблоней. -Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам. Ушки показали. Руками машут. По лбу хлопают.
-Они побросали ведра и убежали домой. -На лавку. -За бабушку. -На печку. -Под печку. -Медведище. -Потому что большущий медведь привиделся бабушке -Волк -Лиса -Котище -Спрятался в лесу под кустом -Страх -Четыре охотника - У страха глаза велики: чего нет, и то видят |
Физминутка. -Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев. Покружитесь, покружитесь в героев сказки превратитесь! «Бабушка-старушка ведёрки взяла И по воду пошла . А за ней вприпрыжку Внучка да мышка. А за ними бегом Курочка с ведром. Воды набрали и Домой зашагали». -Давайте опять превратимся в ребяток. Покружитесь, покружитесь И в ребяток превратитесь! | Еле-еле идут, охают Бегут, смеются, пищат Бегом, кудахчет :ко-ко-ко Подходят к озеру ,черпают воду из озера и идут по дорожке назад Спокойно идут |
Повторное прослушивание сказки и пересказ по схемам. - Послушайте сказку еще раз, а затем предлагаю вам пересказать ее по схемам. | Прослушивание сказки. Дети индивидуально рассказывают сказку по схемам. |
III. Заключительная часть | |
Подведение итогов. – Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось? - Чему вас научила эта сказка? - Если чего-то испугался, нужно подумать , а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх. - Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии.. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к дереву и они больше не упадут, и не испугают тебя. (Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко) Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться. Вот пенёк. А что внутри? Если хочешь, Посмотри! Посмотрели детишки А в пенёчке -шарики! -Ребята, зайчик хочет подарить шариков.– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова: «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора» Спасибо | Ответы детей
Ответы детей - Надо сначала убедится так -ли это страшно…… Выбор детей – Дети открывают и заглядывают Дети повторяют волшебные слова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийный урок по развитию речи во 2й младшей группе. Тема: "У страха глаза велики"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "У страха глаза велики"...
Мультимедийный урок по развитию речи во 2й младшей группе. Тема: "У страха глаза велики"
Данное занятие можно использовать в качестве развлечения, мы же таким необычным способом познакомили детей с новым произведением устного народного творчества - сказкой "У страха глаза велики"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы Тема: «У страха глаза велики» /старшая группа/
занятие по сказке...
Непосредствеенная образовательная деятельность по теме"У страха глаза велики" в младшей группе
конспект занятия по чтение художественной литературы...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: "У страха глаза велики!"
Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики».Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название...
Конспект ННОД на тему"Пересказ сказки "У страха глаза велики" старший дошкольный возраст
конспект ННОД...
Занятие по ЧХЛ в старшей группе. Тема:«У страха глаза велики»
Цель: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи: Формировать умение содержательно и выразительно пересказывать литературный те...