Непосредственно образовательная деятельность по теме «Форма: круг, квадрат, треугольник» (старшая возрастная группа)
учебно-методический материал по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №124комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербург
Ольга Дмитриевна Рудник
воспитатель
Непосредственно образовательная деятельность
по теме «Форма: круг, квадрат, треугольник»
(старшая возрастная группа)
Санкт-Петербург 2014 г.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема НОД: «Форма: круг, квадрат, треугольник».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: создать условия для выделения общего признака предметов: цвета, формы.
Задачи:
- формировать представления о форме, цвете; размере, умение разбивать множество на классы по цвету и форме; пересчитывать и записывать полученные числа; ориентироваться на плоскости относительно себя; формировать понятие о пространственных отношениях: слева, справа, верхний правый угол, нижний левый угол, центр (середина).
- развивать внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планировать свои действия, делать выводы;
- воспитывать умения помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Форма реализации видов деятельности детей: дидактические игры, решение проблемной задачи.
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, формы и размера; четыре коробки (три из них для классификации по цвету: на одной красная полоса, на другой – синяя, на третьей – желтая; одна коробка с изображением круга); счетные палочки; цветные карандаши, фланелеграф, переносная доска, пособие «Моя математика»; рисунок с изображением «коврика», коробочки с разными по цвету и форме геометрическими фигурами (на каждую группу детей).
Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор». Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: развивает внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планирует свои действия, делать выводы, учится помогать друг другу при выполнении заданий, приходит на помощь, проявляет интерес к выполнению упражнений.
.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | |
I.Вводная часть | ||
1. Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового: «Наведем порядок на столе» (игра по знакомым правилам). У воспитателя три коробки: на одной красная полоска, на другой – синяя, на третьей – желтая. Педагог предлагает поиграть. «Я – хозяйка дома, а вы мои помощники. Представьте, что мы с вами вернулись домой, а дома беспорядок». - Посмотрите, что у вас лежит на столах? - Они сейчас разбросаны в беспорядке. Давайте наведем порядок: разложим фигуры в нужные коробки. Рассмотрите свои фигуры и подойдите к нужной коробке, но не кладите фигуры в коробку сразу. 2. Открытие нового. Формирование темы и основной цели НОД. - Какие фигуры мы не можем положить ни в одну коробочку? | На столах разложены геометрические фигуры красного, синего и желтого цвета. Среди них 3 круга разного цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый). - Разные фигуры. Дети разбирают, показывают свою геометрическую фигуру и объясняет, почему он решил, что относится к этой команде. - У меня зеленый треугольник, положу его в коробку с зеленой полосой. Все остальные слушают, и. если объяснение верно, фигура кладется в коробку. Но у трех ребят фигуры другого цвета и они не попадают ни в одну команду. - Маленький зеленый круг. - Большой оранжевый круг - Фиолетовый круг. | |
- Почему? - Какое слово все время повторялось? - Что это значит? - Какой же у них общий признак? - Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов? - Так что же мы сегодня будем делать? | - Круги другого цвета. - Круг. - У всех этих фигур одинаковая форма. - Форма. - Коробку, в которую можно складывать круги. - Собирать предметы одинаковой формы. | |
II. Основная часть | ||
1. Игра по новым правилам. Ставит перед детьми коробку, на которой изображен круг. - Положите в эту коробку все круги. - Присаживайтесь удобнее. Открываем книжку на закладке. - Расскажите, что вы видите на рисунке? - Придумайте к рисунку вопросы со словом «сколько». - Называйте, отсчитывайте и зачеркивайте по одному кругу, выкладывайте счетные палочки, ставьте точки на числовой карточке рядом с изображением круга. - Сосчитайте число треугольников самостоятельно. - Расскажите, что у вас получилось? - Сосчитайте число квадратов самостоятельно. - Расскажите, что у вас получилось? - Поднимите правую руку, положите ее на правую страницу. Рассмотрите рисунки на этой странице. На верхнем рисунке надо обвести фигуры одинаковой формы линией одного цвета, а фигуры другой формы – линиями другого цвета. Педагог показывает образец работы на | В коробку кладутся в первую очередь карточки тех детей, которые не могли участвовать в общей игре, а затем дети перекладывают из других коробок круги красного, желтого и синего цвета. - Геометрические фигуры. - Сколько здесь треугольников? - Сколько на картинке квадратов? - Сколько на столике кругов? - Всего два треугольника, записал это число точками на числовой карточке. - Записал число три. Столько же точек, сколько квадратов. - Найду первый круг, зачеркну его, положу одну счетную палочку, нарисую одну точку на числовой карточке. Буду считать круги до тех пор, пока не зачеркну их все. По просьбе педагога кто-то | |
переносной доске, на которой изображения фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной линией. - Сейчас мы будем работать в парах. Внимательно слушаем задание, советуемся и помогаем друг другу. - Возьмите карандаш красного цвета. Обведите только круги. - Сосчитайте число кругов, поставьте столько же точек на числовой карточке рядом с изображением круга. - Расскажите, как вы будете отсчитывать круги? - Считайте. - Какое число получилось? - У кого получилось другое число? - Обведите каждую группу фигур линиями другого цвета самостоятельно. - Сколько получилось разных групп? - Посмотрите на нижний рисунок. Как можно собрать эти фигуры в группы, по-другому? - Обведите фигуры одинакового цвета линией одного цвета, а фигуры другого цвета – линиями другого цвета. Воспитатель показывает детям образец работы на переносной доске: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией. - Сколько получилось разных групп? - Мы навели порядок в комнате. Разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелем в этой комнате такие же коврики, как на рисунке, чтобы стало уютно и красиво. - Расскажите про этот коврик, какие фигуры его украшают? Как они расположены? - Будем работать в группах, помогая друг другу. Педагог распределяет детей по группам: у фланелеграфа, на ковре, у переносной доски, где в коробках лежат разные по цвету и форме геометрические фигуры. | один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает; если педагог посчитает нужным, он предлагает второму ребенку в паре уточнить ответ. Дети обводят цветными карандашами фигуры одинаковой формы. Ответы детей. - По цвету. Дети обводят фигуры одинакового цвета. Ответы детей. Ответы детей (справа, слева, в центре, в верхнем правом углу, в нижнем левом и т.д.) Дети советуются друг с другом, сравнивают свою работу с работами других детей. Если найдена ошибка, то дети называют их. | |
- Найдите нужные геометрические фигуры и сделайте такой же коврик, как на рисунке. - Молодцы! Посмотрите, как мы украсили группу! | ||
III. Заключительная часть | ||
- Что мы сегодня делали? - Что нового узнали? - Что получилось? - Что понравилось больше всего? | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"
В основе непосредственно образовательной деятельности на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «У страха глаза велики» (старшая возрастная группа)
1.Формировать представление содержания сказки; обратить внимание нанеобычное название (это пословица). Пониматьэмоционально-образное содержание произведения.2.Совершенствовать образование слов с суффи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В гостях у Хозяюшки» (старшая возрастная группа)
Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)Задачи: ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Жаворонки летите-весну красну принесите!» Возрастная группа: старшая
Образовательные: • Познакомить с народным весенним праздником – Сороки; • Расширять знания детей о народных приметах; • Знакомить с малыми фольклорными формами; • Расширять словарный запас детей; ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:«Чудесные превращения квадрата» (старшая возрастная группа)
Чудесные превращение квадрата с использованием логико-математической игры по сказке В.В.Воскобовича "Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях превращения Квадрата". Ведуща...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Экскурсия в «Дом книги» » (старшая возрастная группа)
Создание условий для формирования конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни....