Непосредственно образовательная деятельность по теме «Форма: круг, квадрат, треугольник» (старшая возрастная группа)
учебно-методический материал по математике (старшая группа) на тему

Рудник Ольга Дмитриевна

«Форма: круг, квадрат, треугольник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma.odt27.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №124комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербург



                                                                                            Ольга Дмитриевна Рудник

воспитатель

Непосредственно образовательная деятельность

по теме «Форма: круг, квадрат, треугольник»

(старшая возрастная группа)


D:\Pictures\Детский сад\i.jpg

 

 

Санкт-Петербург 2014 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема НОД: «Форма: круг, квадрат, треугольник».

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель:  создать условия для  выделения общего признака предметов: цвета, формы.

Задачи:

- формировать представления о форме, цвете; размере, умение разбивать множество на классы по цвету и форме; пересчитывать и записывать полученные числа; ориентироваться на плоскости относительно себя; формировать понятие о пространственных отношениях: слева, справа, верхний правый угол, нижний левый угол, центр (середина).

- развивать  внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планировать свои действия, делать выводы;

- воспитывать умения помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти на помощь.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная,  в парах, в малых группах.

Форма реализации видов деятельности детей: дидактические игры, решение проблемной задачи.

Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, формы  и размера; четыре коробки (три из них для классификации по цвету: на одной красная полоса, на другой – синяя, на третьей – желтая; одна коробка с изображением круга); счетные палочки; цветные карандаши, фланелеграф, переносная доска, пособие «Моя математика»; рисунок с изображением «коврика», коробочки с разными по цвету и форме геометрическими фигурами (на каждую группу детей).

Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор». Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: развивает  внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планирует свои действия, делать выводы, учится  помогать друг другу при выполнении заданий, приходит на помощь, проявляет интерес к выполнению упражнений.

.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

                                    I.Вводная часть

1. Дидактическая игра, подводящая к открытию и формированию нового: «Наведем порядок на столе» (игра по знакомым правилам).

У воспитателя три коробки: на одной красная полоска, на другой – синяя, на третьей – желтая.

Педагог предлагает  поиграть. «Я – хозяйка дома, а вы мои помощники. Представьте, что мы с вами вернулись домой, а дома беспорядок».

- Посмотрите, что у вас лежит на столах?

- Они сейчас разбросаны в беспорядке. Давайте наведем порядок: разложим фигуры в нужные коробки. Рассмотрите свои фигуры и подойдите к нужной коробке, но не кладите фигуры в коробку сразу.

2. Открытие нового. Формирование темы и основной цели НОД.

- Какие фигуры мы не можем положить ни в одну коробочку?

На столах разложены геометрические фигуры красного, синего и желтого цвета. Среди них 3 круга разного цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый).

- Разные фигуры.

Дети разбирают, показывают свою геометрическую фигуру и объясняет, почему  он решил, что относится к этой команде.

У меня зеленый треугольник, положу его в коробку с зеленой полосой.

Все остальные слушают, и. если объяснение верно, фигура кладется в коробку. Но у трех ребят фигуры другого цвета и они не попадают ни в одну команду.

- Маленький зеленый круг.

- Большой оранжевый круг

- Фиолетовый круг.

- Почему?

- Какое слово все время повторялось?

- Что это значит?

- Какой же у них общий признак?

- Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов?

- Так что же мы сегодня будем делать?

- Круги другого цвета.

- Круг.

- У всех этих фигур одинаковая форма.

- Форма.

- Коробку, в которую можно складывать круги.

- Собирать предметы одинаковой формы.

II. Основная часть

1. Игра по новым правилам.

Ставит перед детьми коробку, на которой  изображен круг.

- Положите в эту коробку все круги.

- Присаживайтесь удобнее. Открываем книжку на закладке.

- Расскажите, что вы видите на рисунке?

- Придумайте к рисунку вопросы со словом «сколько».

- Называйте, отсчитывайте и зачеркивайте по одному кругу, выкладывайте счетные палочки, ставьте точки на числовой карточке рядом с изображением круга.

- Сосчитайте число треугольников самостоятельно.

- Расскажите, что у вас получилось?

- Сосчитайте число квадратов самостоятельно.

- Расскажите, что у вас получилось?

- Поднимите правую руку, положите ее на правую страницу. Рассмотрите рисунки на этой странице. На верхнем рисунке надо обвести фигуры одинаковой формы линией одного цвета, а фигуры другой формы – линиями другого цвета.

Педагог показывает образец работы на

В коробку кладутся в первую очередь карточки тех детей, которые не могли участвовать в общей игре, а затем дети перекладывают из других коробок круги красного, желтого и синего цвета.

- Геометрические фигуры.

- Сколько здесь треугольников?

- Сколько на картинке квадратов?

- Сколько на столике  кругов?

- Всего два треугольника, записал это число точками на числовой карточке.

- Записал число три. Столько же точек, сколько квадратов.

- Найду первый круг, зачеркну его, положу одну счетную палочку, нарисую одну точку на числовой карточке. Буду считать круги до тех пор, пока не зачеркну их все.

По просьбе педагога кто-то

переносной доске, на которой  изображения фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной линией.

- Сейчас мы будем работать в парах. Внимательно слушаем задание, советуемся и помогаем друг другу.

- Возьмите карандаш красного цвета. Обведите только круги.

- Сосчитайте число кругов, поставьте столько же точек на числовой карточке рядом с изображением круга.

- Расскажите, как вы будете отсчитывать круги?

- Считайте.

- Какое число получилось?

- У кого получилось другое число?

- Обведите каждую группу фигур линиями другого цвета самостоятельно.

- Сколько получилось разных групп?

- Посмотрите на нижний рисунок. Как можно собрать эти фигуры в группы, по-другому?

- Обведите фигуры одинакового цвета линией одного цвета, а фигуры другого цвета – линиями другого цвета.

Воспитатель показывает детям образец работы на переносной доске: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией.

- Сколько получилось разных групп?

- Мы навели порядок в комнате. Разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелем в этой комнате такие же  коврики,  как на рисунке, чтобы  стало уютно и красиво.

- Расскажите про этот коврик, какие фигуры его украшают? Как они расположены?

- Будем работать в группах, помогая друг другу.

Педагог распределяет детей по группам: у фланелеграфа, на ковре, у переносной доски, где в коробках лежат разные по цвету и форме геометрические фигуры.

один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает; если педагог посчитает нужным, он предлагает второму ребенку в паре уточнить ответ.

Дети обводят цветными карандашами фигуры одинаковой формы.

Ответы детей.

- По цвету.

Дети обводят фигуры одинакового цвета.

Ответы детей.

Ответы детей (справа, слева, в центре, в верхнем правом углу, в  нижнем левом и т.д.)

Дети советуются друг с другом, сравнивают свою работу с работами других детей. Если найдена ошибка, то дети называют их.

Найдите нужные геометрические фигуры и сделайте такой же коврик, как на рисунке.

- Молодцы! Посмотрите, как мы украсили группу!

III. Заключительная часть

Что мы сегодня делали?

- Что нового узнали?

- Что получилось?

- Что понравилось больше всего?

Ответы детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"

В основе непосредственно образовательной деятельности  на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «У страха глаза велики» (старшая возрастная группа)

1.Формировать представление содержания сказки; обратить внимание нанеобычное название (это пословица). Пониматьэмоционально-образное содержание произведения.2.Совершенствовать образование слов с суффи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «В гостях у Хозяюшки» (старшая возрастная группа)

Тема НОД: «В гостях у хозяюшки».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям)Задачи: ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Жаворонки летите-весну красну принесите!» Возрастная группа: старшая

Образовательные: • Познакомить с народным весенним праздником – Сороки; • Расширять знания детей о народных приметах; • Знакомить с малыми фольклорными формами; • Расширять словарный запас детей; ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:«Чудесные превращения квадрата» (старшая возрастная группа)

Чудесные превращение квадрата с использованием логико-математической игры по сказке В.В.Воскобовича "Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях превращения Квадрата". Ведуща...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Экскурсия в «Дом книги» » (старшая возрастная группа)

Создание условий для формирования  конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни....