Исследование по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие»
статья (подготовительная группа)
Статья содержит рекомендации воспитателям по проведению мониторинга детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 125.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение исследования по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» с помощью художественной литературы
Воспитатель:
Никулина Ольга Сергеевна
ГБДОУ № 66 комбинированного вида
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Чтение – это окошко, через которое дети
Видят и познают мир и самих себя.
(В. Сухомлинский)
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольника на развитие и обогащение его речи.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин:
во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;
во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения;
в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей;
Педагогический процесс современного детского сада направлен на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности, создание возможностей раскрытия способностей. Залогом этого является наличие информации о возможностях, интересах, проблемах каждого воспитанника.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Каковы цели и задачи литературного воспитания ребенка? Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где приобщение детей к художественной литературе рассматривается как часть двух направлений развития: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяется как:
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико–синтетической активности как предпосылки обучению грамоте.
- формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);
- стимулирование переживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Таким образом, знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связанной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.
Разработанные исследования образовательной области «Речевое развитие»: Художественная литература» MIMIO проект «Путешествие по Литературной стране» не требует длительного исследования, а позволяет относительно быстро и в полном объеме определить реальный уровень освоения детьми «литературного багажа», а также выявить причины не успешности и найти пути помощи ребенку в его развитии. Исследовательскую деятельность можно использовать как первичное, промежуточное и итоговое исследование образовательной области «Речевое развитие». А также он может применяться на всех этапах деятельности:
- непрерывно образовательной деятельности
- совместной деятельности педагога с ребенком
- самостоятельной деятельности детей, как индивидуально, так и в подгруппах.
При использовании итогового продукта достигаются следующие педагогические эффекты:
- происходит уточнение, расширение, активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, совершенствуются навыки доказательной речи. Развиваются индивидуальные способности в творческой речевой деятельности.
- развиваются психические процессы: слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, вербальное мышление, творческое воображение.
- совершенствуются навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
- повышается интерес к художественной литературе.
- реализуется личностный подход, так как ребенку предлагается включиться в путешествие и только от него зависит, как будет протекать это приключение.
- создается обстановка успеха и происходит получение наиболее точных результатов исследования, так как представлены разно-уровневые задания.
Разработанный мониторинг представлен в виде игровых проблемных ситуаций, требующих решение поставленных задач и применения освоенного литературного опыта. Ребенку предлагается стать участником событий, дать оценку поступку героев, принять решения. Данная форма мониторинга мотивирует ребенка к выполнению заданий.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: литературное развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие социального и эмоционального интеллекта, уровень усвоения норм и ценностей, принятых в обществе.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Изучить особенности литературного опыта детей
- Выявить наличие и особенности читательских интересов
- Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров
- Выявить возможность использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности.
- Изучить усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, сформированность умений правильно оценивать свои поступки и поступки других.
- Изучить уровень сформированности социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ: презентация «Путешествие по Литературной стране»
ОЦЕНКА УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ РЕБЁНКОМ НЕОБХОДИМЫМИ НАВЫКАМИ И УМЕНИЯМИ:
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – менее 2,2 баллов
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - от 2,3 до 3,7 баллов
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – более 3,8 баллов.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛИТЕРАТУРНУЮ СТРАНУ»
1 страница – «Начало приключений»
Цель: Введение в игру.
Ворота с надписью «Литературная страна». Воспитатель задает вопрос: «Хотите отправиться в путешествие по Литературной стране, стране рассказов, сказок и стихотворений»? Дети отвечают: «Да». Воспитатель: «Тогда придётся преодолевать препятствия, участвовать в приключениях, спешить на помощь сказочным героям. Давайте войдем в калитку».
2 страница – «Начало приключений»
Цель: Введение в игру, сюрпризный момент.
Картинка с домом и садом. Нужно потянуть за значок «роза» и выплывет окно с надписью: «Снаружи смотришь – дом как дом, но нет жильцов обычных в нем. В нем книги интересные стоят рядами тесными».
3 страница – «Книги на полках»
Цель: Повышение мотивации к выполнению задания.
Нужно потянуть за значок «книги» и выплывет окно со стихами: «У стихов, рассказов, сказок и у толстых повестей посмотри-ка, сколько сразу собралось у нас гостей. Наши книги испугались, свалились с полок и смешались. Книгам ты помоги – их на полки положи».
4 страница - Пустые полки и книги
Ребёнку необходимо расставить упавшие книги по полкам в соответствии со своим жанром (сказка, рассказ, стихотворение, басня, повесть, поэма, роман, фэнтези, для взрослых), иначе продолжить путешествие невозможно, так как книги перекрыли дверь.
Цель: Определить уровень элементарных знаний о видах и жанрах художественных текстов:
5 страница - Дома
На поляне стоят три дома: сказочников, поэтов и писателей, перед домами стоят герои с пригласительными билетами на встречу с читателями, но они не знают, куда им идти. Ребёнку необходимо поместить героя перед тем домом, который соответствует написанному в приглашении тексту.
Цель: Определить уровень элементарных знаний о видах и жанрах художественных текстов.
Низкий уровень – отсутствие выраженного интереса к литературе, не знает жанров. Предпочтение отдает одному виду литературы. Ребёнок часто отвлекается и стремится перейти к следующему заданию.
Средний уровень – характерно обще положительное осознанное отношение к литературе. Читательские интересы неглубоки и слабо мотивированны. Знания о видах и жанрах литературы фрагментарны и не всегда адекватны.
Высокий уровень - литературный опыт ребёнка достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребёнок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики. Может объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов.
6 страница - «Архипелаг сказок»
Поляна со сказочными домами. Ребёнку необходимо назвать героев сказок, которые могут жить в: Башне страха (Кощей бессмертный, Баба-яга, ведьма, леший, колдунья), Доме доброты (Айболит, Золушка, Старичок-лесовичок), Чудесной гостиной (феи, волшебники), Рыцарском замке (богатыри, принцы).
Цель: Изучить особенности литературного опыта детей, выявить наличие и особенности читательских интересов
7 страница - «Кладовая потерянных вещей»
В кладовой находятся сказочные предметы, которые кто-то потерял, ребёнку нужно назвать хозяев вещей и способы их применения.
Цель: Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра:
Низкий уровень – требуется помощь при назывании сказочных героев, не может объяснить назначение предметов, затрудняется в назывании их хозяев.
Средний уровень – интерес к сказкам выражен ярко, называет 3-4 знакомые. Знает много героев, но не может объяснить их функции в сказках и испытывает затруднения в идентификации сказочных предметов.
Высокий уровень – ярко положительный эмоциональный интерес к сказкам. Может назвать более 5 любимых. Называет некоторые жанровые особенности. Правильно заселяет персонажей и может идентифицировать 5 предметов.
8 страница, 9 страница – Иллюстрации из сказок и герои
Ребёнку необходимо вспомнить и переместить героя к той сказке, где он есть. Рядом с одной сказкой могут оказаться несколько героев.
Цель: Выявить знания детей о литературном багаже сказок
10 страница – «Найди пару»
Ребенку необходимо подобрать отрицательную пару к положительному герою (Н: Чиполлино – синьор Помидор).
Цель: Выяснить знание сказочных героев и определить, в какой степени ребенок может рассуждать о понятии добра и зла.
11 страница – «Хорошо или плохо»
Ребенок должен выбрать и нажать на стрелку, появится иллюстрация к сказке с изображением какого-то поступка героя. Ребенок должен дать оценку действиям героя.
Цель: Выяснить способность дать нравственную оценку своим и чужим поступкам\действиям.
Низкий уровень – Не понимает и не использует в речи слова, выражающие моральную оценку качеств личности. Не может связать моральную оценку с личностью литературного героя. Не может привести конкретных примеров на моральное качество. Не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Средний уровень – Понимает, но не использует в речи слова, выражающие моральную оценку качеств личности. Не всегда может связать моральную оценку с личностью литературного героя. Выражает оценку поступкам сверстников с помощью взрослого. Проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь.
Высший уровень – Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности, с помощью конкретных примеров раскрывает их смысл. Связывает моральную оценку с личностью литературного героя. Принимает активное участие в обсуждении поступков литературных героев, высказывает своё мнение. Выражает своё отношение к поступкам сверстников. Оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками.
12 страница – «Расскажи о настроении»
Ребенок должен выбрать и нажать на пузырь, появится картинка с изображением какого-то эмоционального состояния ребенка. Ребенок должен описать настроение, может сказать, как исправить плохое.
Цель: Выяснить понимает ли ребенок и употребляет ли в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние человека
Низкий уровень – Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Ребенок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера. Поведение часто определяется непосредственными побуждениями.
Средний уровень – Ребенок внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков. Поведение и общение положительно направленны.
Высший уровень – Ребенок правильно понимает эмоциональные состояния других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Поведение и общение ребенка устойчиво положительно направлено.
13 страница, 14 страница, 15 страница, 16 страница – «Поэтические тропы»
Ребёнку необходимо досочинить стихотворение и отгадать стихи-загадки-обманки, с заведомо неправильной подсказкой-картинкой, которая подходит по рифме, но является неправильным ответом.
Цель: Исследование поэтического развития детей старшего дошкольного возраста:
Низкий уровень – не может вспомнить ни одного стихотворения или вспоминает стихи младшего возраста, затрудняется в прочтении наизусть, не может объяснить образные выражения, ошибается в договаривании рифмующихся строк, не видит ошибки при назывании подходящего ответа по рифме, но не по значению.
Средний уровень – вспоминает 2-3 стихотворения соответствующих возрасту, но не может прочесть ни одного наизусть, допускает ошибки при объяснении образных выражений, допускает одну ошибку в рифмующихся строках и сбивается, но исправляет ошибки в загадках-обманках.
Высокий уровень – вспоминает 3 стихотворения соответствующих возрасту, выразительно читает своё любимое, может объяснить образные выражения, рифмующиеся строки без ошибок, нет ошибок в загадках-обманках.
17 страница, 18 страница - «Волшебный мир театра»
1. «Театральное закулисье» - Ребенок должен переместить на сцену картинки с видами театров, которые он знает.
2. «Гримерка» - Ребенку необходимо переодеть несоответствующего роли героя в соответствующий костюм.
Цель: Выяснить представления о театре (виды, жанры):
Низкий уровень – недостаточные, фрагментарные знания о театре. Интерес к театрализованной деятельности неустойчив, немотивирован, недифференцирован. Воображение развито недостаточно, что не дает возможности целостно воспринимать содержание, сюжет и образы героев.
Средний уровень – имеет общее представление о театре, его устройстве и людях, работающих в нем. С помощью взрослого обнаруживает интерес к творчеству в процессе воображения и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности.
Высокий уровень – глубокие представления о театре, знает его назначение, знаком с жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, зверей и пр.), ребёнок активен и самостоятелен в поиске способов выражения образа героя. Проявляет творчество и стремится к импровизации.
19 страница, 20 страница, 21 страница – «В мире детских слов и мыслей»
Ребенку необходимо сочинить сказку на основании картинок, спрятанных под пузырями, которые ребёнок открывает в любом понравившемся ему порядке.
Цель: Выявить способности к самостоятельному сочинению загадок и сказок, определить отношение детей к творческой речевой деятельности:
Низкий уровень – не различает прозу и поэзию как жанры, соглашается придумать сказку (или составить загадку) после примера взрослого. Жанровых предпочтений нет. Попытка самостоятельного сочинительства неудачна.
Средний уровень – различает прозу и поэзию, жанровых предпочтений не обнаруживает. Может придумать одну загадку или составить сказку по стимулирующим вопросам воспитателя.
Высокий уровень – различает прозу и поэзию. Проявляет интерес к сочинению сказок и загадок. Самостоятельно может придумать 1-2 загадки и небольшую сказку.
22 страница – «Там, на неведомых дорожках»
Цель: Завершение игры, сюрпризный момент.
На странице сказочные герои, и большое слово СПАСИБО. Воспитатель: «Ну, вот и закончилось наше путешествие, сказочные герои благодарят вас за помощь, и приглашают снова с ними встретится, на страницах книг». Если нажать на букет – раздадутся аплодисменты.
23 страница – «Там, на неведомых дорожках»
Цель: Завершение игры, повышение мотивации к чтению книг.
Книга в очках и стихотворение: «Приходите, дети, снова в гости к нам. Книга будет рада всем своим друзьям». Если нажать на нос книги, то зазвучит песня из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…»- «Приходите в гости к нам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «Речевое развитие» для детей 6-7 лет
Весь учебный материал разделен на тематические модули и темы недели. Даны рекомендации по форме организации НОД и образовательные задачи...
Отчет логопеда о результатах мониторинга достижения детьми палнируемых результатов освоения образовательной области "Речевое развитие" адаптированной основной образовательной программы.
Презентация содержит отчет о результатах проделанной коррекционной работы за учебный год в таблицах и диаграммах, выводы и задачи на перспективу....
Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области "Речевое развитие"для детей 7-8 лет
Составлен по образовательной программе дошкольного образования...
Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ
Непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Речевое развитие»с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗЦель: создание условий для усвоения дет...
Технологическая карта НООД по освоению образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи» (Путешествие в прошлое)
Карта разработана для работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью пополнения словаря воспитанников новыми словами и выражениями, для развития интереса к жизни и традициям ...
Рабочая программа по освоению образовательной области "Речевое развитие" ООП ДО
Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» разработана на основе ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 77» на уровень дошкольного образования.Реализуется гр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» разработана на основе ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 77» на уровень дошкольного образования.Реализуется группах ...