Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «Речевое развитие» для детей 6-7 лет
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Жидовкина Светлана Анатольевна

Весь учебный материал разделен на тематические модули и темы недели. Даны рекомендации по форме организации НОД и образовательные задачи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspek_rechevoe_razvitie.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование  по освоению образовательной области «Речевое развитие» для детей 6-7 лет

М-ц

Неделя

Тем

модуль

Тема недели

Форма организации НОД

Образовательные задачи

Сентябрь

І

Диагностика

ІІ

ІІІ

І Золотая волшебница Осень

1.Осень. Изменения в природе

Составление описательных рассказов об осени.

ЗКР звук А.

1Закрепить основные признаки осени. Учить последовательно использовать схему, составлять описательные рассказы об осени. 2Активизировать словарь. Познакомить с понятием звук и «буква», учить выделять звук А.

3Воспитывать интерес к занятию

Твардовский А.Т. «Лес осенью»;

заучивание

1Познакомить детей с новым стихотворением. Помочь запомнить его

2.Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

3.Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

ІV

2.Овощи. Огород

Составление описательного рассказа об овощах по опорной схеме.

1Учить правильно описывать овощи по опорной схеме (цвет, форма, величина, вкус). Учить правильно согласовывать с прилагательными в роде, числе, падеже. Пользоваться обобщающим словом- овощи.

2Развивать связную речь, слуховое восприятие, мышление.

3. Воспитывать интерес и желание рассказывать

Волгина Т. «Мы корзиночки несем»

1Познакомить детей с новым стихотворением. Помочь запомнить его

2.Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

3.Воспитывать желание рассказывать стихотворение.

Октябрь

І

3.Фрукты. Сад

Расскажи о фруктах.

Учить составлять связные, описательные рассказы о фруктах по схеме и образцу рассказа педагога.

2.Развивать связную речь, слуховое восприятие.

3. Воспитывать интерес и желание рассказывать

У. Рашид «Наш сад»

ЗКР  «У».

1Познакомить детей с новым стихотворением. Помочь запомнить его . Способствовать четкому произношению звука У в словах., закреплять его на уровне слогов, слов, предложений.

2.Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

3.Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

ІІ

4. Деревья и кустарники

Составление описательных рассказов о растениях по плану

1Учить составлять связные описательные рассказы о растениях по плану. Учить пользоваться в речи обобщающими словами. Активизировать словарь по теме

2Развивать слуховое и зрительное восприятие, связную  речь

3Воспитывать интерес к занятию

Сухомлинский «Внучка старой вишни» пересказ

Высотская О. «Ёлочка»

1.Познакомить детей с новой сказкой. Учить внимательно слушать сказку. Отвечать на вопросы по тексту, грамматически правильно оформлять фразы.

2.Развивать связную речь, слуховое восприятие.

3. Воспитывать интерес к сказкам.

ІІІ

ІІ Дом, в котором ты живёшь

1.Детский дом. Территория детского дома

Составление рассказов об увиденном на экскурсии по участку детского дома

1Учить составлять связные описательные рассказы о детском доме и его территории из 4-5 фраз

2Развивать внимание, память, речь

3Воспитывать организованное поведение на занятии

Чтение «Гимн детского дома» Н. Сяурис,

ЗКР  «О»

1.Познакомить с гимном детского дома.Вырабатывать четкую артикуляцию при произношении зв. О. Способствовать четкому и правильному произношению зв. О в словах и  фразовой речи.

2.Развивать речевой слух, внимание, произвольную память, речь.

3.Воспитывать орг. поведение.

ІV

2.У каждого бывает день рождения

Составление описательных рассказов по схеме «Кто я и мой возраст»

1Учить составлять связные описательные рассказы о себе по схеме

2Развивать внимание, память, речь

3Воспитывать организованное поведение на занятии

В.Осеева «Волшебное слово»

1Познакомить детей с новым произведением; помочь осмыслить его содержание.

Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

Ноябрь

І

3.Люди работающие в детском доме

Составление описательных рассказов о профессиях детского дома

1Учить составлять связные описательные рассказы о профессиях по плану

2Развивать внимание, память, речь

3Воспитывать организованное поведение на занятии

Пословицы  о труде людей.

Загадки о профессиях.

ЗКР «Э»

1.Закрепить умение называть профессии по загадке.Вырабатывать четкую артикуляцию при произношении зв. Э. Способствовать четкому и правильному произношению зв. Э в словах и  фразовой речи.

2.Развивать речевой слух, внимание, произвольную память, речь.

3.Воспитывать орг. поведение.

ІІ

ІІІ На нашем дворе

1.Домашние животные и их детёныши. Их польза

Составление описательного рассказа по схеме о домашних животных или серия с/к «Кот и мышка»

1Учить составлять связные описательные рассказы о животных с использованием плана схемы.

2Развивать связную речь, внимание, наблюдательность.

3Воспитывать интерес к животным.

Русская народная сказка

«Кот, петух и лиса».

1Познакомить детей с новым произведением; помочь осмыслить его содержание.

Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

ІІІ

2.Домашние птицы. Их польза

Составление описательного рассказа по серии с\ к «Рождение цыпленка» или «Курица и цыплята»

ЗКР «И»

1Учить составлять связные описательные рассказы по серии с\к (4) со скрытым смыслом.Расширить и уточнить, активизировать словарь детей.

 Способствовать четкому произношению звука И  в словах, закреплять его на уровне слогов, слов, предложений. 

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

Ю. Дмитриев «Утята и цыплята»,  

русская народная сказка

«Гуси-лебеди»

1Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения персонажей. Отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о запомнившихся эпизодах произведениях. Побуждать рассказывать о своем отношении к тому или иному персонажу. 3.Воспитывать любовь к художественной литературе.

ІV

ІV Мир вещей

1.Одежда и её части. Головные уборы. Сезонные особенности

Составление описательных рассказов об одежде по образцу «Магазин одежда»

1Учить составлять связные описательные рассказы о своей одежде (цвет, части, сезон). Грамматически правильно оформлять фразы.

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

Л.Е. Улицкая «Сто пуговиц»

1Познакомить детей с новым произведением; помочь осмыслить его содержание.

Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

Декабрь

І

2.Обувь и её части. Сезонные особенности

Составление описательных рассказов об обуви по схеме.

Учить составлять связные описательные рассказы об обуви из 5-6 фраз по схеме. Согласовывать слова в предложениях. 2Развивать зрительное восприятие, мышление, связную речь

3Воспитывать желание рассказывать

Загадки про обувь 

ЗКР звук  «М»

1. Закрепить умение узнавать и называть обувь по загадке, отмечая при этом ее характерные особенности. Упражнять детей в правильном и четком произношении звука М, закрепить его произношение в словах и фразовой речи. Развивать длительный вдох.

2.Развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

3.Воспитывать интонационную выразительность речи.

ІІ

V Вот зима, кругом бело

1.Изменения в природе. Зима (зимующие птицы)

Составление описательного рассказа по серии с\ к «Как помочь птицам зимой» или «На кормушке»

1Учить составлять связные описательные рассказы по серии с\к )4). Закрепить названия зимующих птиц. Активизировать в речи обобщающие слова

2.Развивать внимание, зрительное  восприятие, речь.

3.Воспитывать интонационную выразительность речи.

Г. Скрибицкий, В. Чаплина «Появление синички»,

А. Дадьянов «Воробей»

1Познакомить детей с новым произведением; помочь осмыслить его содержание.

Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

ІІІ

2.Зимние забавы

«Зимушка-зима» Составление описательного рассказа о зиме по с/к.

ЗКР звук «Н»

1.Закрепить основные признаки зимы. Учить последовательно использовать схему, составлять описательные рассказы о зиме. Активизировать словарь.

Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звука  Н в звукоподражаниях и словах; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; упражнять в употреблении глагола хотеть в правильной форме; повторить стихотворение «Воробей» А. Барто; учить декламировать стихотворение четко, не напрягая голоса.

2.Развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

3.Воспитывать интонационную выразительность речи.

Чтение

«На катке», «На лыжах»

1.Познакомить детей с новой произведением. Учить внимательно слушатьновый рассказ. Отвечать на вопросы по тексту.

2.Развивать связную речь, слуховое восприятие.

3. Воспитывать интерес к сказкам.

ІV

3.Новый год

Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин «Новогодний праздник»

Учить составлять связные описательные рассказы по серии сюжетных картин «Новогодний праздник» из 6 фраз. Грамматически правильно оформлять фразы.

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

Н. Артюхова «Белый дед» или заучивание стихов на выбор

1.Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть.

2.Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

3.Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Январь

ІІІ

VІ Мир животных

1.Дикие животные наших лесов и их детёныши

Составление описательного рассказа о диких животных. ЗКР звук П.

1Учить детей составлять связные описательные рассказы по схеме о диких животных. Закрепить основные названия животных и их детенышей. Сравнивать животных, выделяя существенные признаки. Учить детей четко произносить изолированно звук у, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах; выделять в словах звук П.

2 Развивать внимание, связную речь, мышление

3Воспитыватьинтерес к миру животных, желание рассказывать самостоятельно.

И.С. Соколов-Микитов «Белка»,

Е. Чарушин «Ёж»

1Познакомить детей с новым произведением; помочь осмыслить его содержание.

Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

ІV

2.Дикие животные Севера

Составление описательных рассказов по схеме.

1Учить составлять связные описательные рассказы о животных х\с из 5-6 фраз по схеме. Закрепить названия животных. Способствовать четкому произношению звука И в словах., закреплять его на уровне слогов, слов, предложений.

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

С. Маршак «Детки в клетке»

1Познакомить детей с новым стихотворением. Помочь запомнить его

2Развивать память, внимание, речь

3Воспитывать интерес к занятию; желание самостоятельно рассказывать новое стихотворение

V

3.Дикие животные жарких стран. Зоопарк

Составление описательных рассказов по схеме

1Учить составлять связные описательные рассказы о животных ж\с из 5-6 фраз по схеме

2Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, связную  речь

3Воспитывать желание рассказывать самостоятельно

Заучивание

стихотворение

«Где обедал воробей».

1Познакомить детей с новым стихотворением. Учить внимательно слушать. Побудить детей к заучиванию отрывка.

2 Развивать речь, память через заучивание отрывка из стихотворения.

3Воспитывать интерес к занятию.

Февраль

І

VІІ Все работы хороши

1.Профессии

Составление описательных рассказов по с/к «Врач»

ЗКР звук «Т»

1Учить составлять связные описательные рассказы о профессиях детского дома из 4-5 и более фраз. Закрепить умение подбирать глаголы к существительным. Упражнять в подборе предметов, необходимых к той или иной профессии.

Учить детей четко произносить изолированно звуки Т, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах; выделять в словах звук Т.

2.Развивать внимание, зрительное восприятие, связную речь

3Воспитывать желание рассказывать

«Доктор Айболит»

1Познакомить детей с новым произведением. Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по его содержанию

2Развивать внимание, слуховое восприятие, память, речь,

интонационную выразительность речи

3Воспитывать интерес к занятию

ІІ

2.Материалы и инструменты

Составление описательных рассказов об инструментах

1Учить составлять связные описательные рассказы о профессиях детского дома из 4-5 и более фраз. Закрепить умение подбирать глаголы к существительным. Упражнять в подборе предметов, необходимых к той или иной профессии.

2Развивать зрительное восприятие, внимание, связную речь

3Воспитывать желание рассказывать

Ю. Тувим «Всё для всех»

1Познакомить детей с новым произведением; помочь осмыслить его содержание.

Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

ІІІ

3.Защитники Отечества

Считалка  «Аты-баты» 

ЗКР»Л»

1Закрепить представления детей о государственном празднике – день защитника отечества. Закрепить умение рассказывать новую считалку. Учить детей четко произносить изолированно звуки Л, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах; выделять в словах звук Л.

2Развивать слуховое восприятие, мышление, речь

3Воспитывать желание рассказывать

И. Винокуров «Кто водит самолёт»,

З. Александрова «Дозор»

1Познакомить с новым произведением, учить детей отвечать на вопросы педагога по тексту.

2Развивать слуховое восприятие, внимание, речь

3Воспитывать желание рассказывать  отрывок стихотворения

ІV

4.Продукты питания. Труд повара, продавца

Составление рассказов

По с\к «За обедом»

Учить составлять связные описательные рассказы по теме из 6 фраз. Закрепить названия продуктов.

Украинская сказка «Колосок»

1.Познакомить детей с новой сказкой. Закрепить ее содержание через беседу и рассматривание иллюстраций. Учить давать характеристику героям

2. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, речь.

3. Воспитывать интерес и эмоциональное отношение к героям сказки; трудолюбие

Март

І

VІІІ Приди, весна красная

1.Весенний праздник – женский день 8 марта

Составление описательного рассказа по с/к «8Марта»

1Учить составлять связные описательные рассказы по с\к. Уточнить представления детей о празднике

2Развивать слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, интонационную выразительность речи

3Воспитывать интерес к занятию

Е. Благинина «Посидим в тишине»

1Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно слушать стихи, вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.  Обращать внимание на иллюстрации к произведениям. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи. 2. Развивать внимание, память, речь.

3 Воспитывать заботливое отношение к девочки к маме, интерес к художественной литературе.

ІІ

2.Изменения в природе. Весна (перелётные птицы)

Составление описательных рассказов о перелетных птицах по плану.

ЗКР «Ф»

1Учить составлять связные описательные рассказы по плану о перелетных птицах из 6 и более фраз. Активизировать словарь детей

2Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, речь.

3Воспитывать орг. поведение и усидчивость на занятии.

Я. Аким «Апрель»,

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

1Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно слушать стихи, вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.  Обращать внимание на иллюстрации к произведениям. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи. 2. Развивать внимание, память, речь.

3.Воспитывать любовь к зимней природе, интерес к художественной литературе.

ІІІ

ІХ В мире полезных вещей

1.Мебель и её части

Составление описательного рассказа по картине «Дашина комната».

1Учить детей составлять описательные рассказы по картине, используя имеющиеся знания о предметах мебели, грамматически правильно оформлять фразы. Учить подбирать прилагательные к существительным.

2Развивать внимание , слуховое и зрительное восприятие, память, связную речь

 3Воспитывать бережное отношение к мебели

Е. Нефёдова «Мебель в доме берегут»

1.Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно слушать стихи. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

2Развивать внимание , слуховое и зрительное восприятие, память, диалогическую речь

 3Воспитывать бережное отношение к мебели, интерес к художественной литературе.

ІV

2.Посуда и её части

Д/и «Магазин посуды»

1Учить детей составлять связный описательный рассказ, пользуясь образцом. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в сравнении чайника и кружки.

2. Развивать внимание, память, речь.

3.Воспитывать желание самостоятельно рассказывать.

К. Чуковский «Федорино горе», Я. Аким «Мыть посуду я люблю»

1.Помочь детям понять юмор этого произведения, определять самые смешные эпизоды, выбрать отрывок, который понравился больше других. Учить отвечать на вопросы. Активизировать словарь: фарфоровые блюдца, медный таз, растопырила глаза, расфуфырили хвосты, побежали во всю прыть, темный бор.

2.Развивать слуховое восприятие, связную речь.

3. Воспитывать бережное отношение к посуде, оценить поступки героев.

Апрель

І

3.Наши заботливые помощники (бытовые

приборы и техника)

«Что мы знаем о бытовых приборах?» (рассказывание по плану-схеме.

ЗКР «В»

1Учить детей составлять описательный рассказ, пользуясь схемой. Согласовывать существительные в роде и падеже. Учить подбирать определения к существительным.

2. Развивать внимание, память, речь.

3.Воспитывать желание самостоятельно рассказывать.

К. Чуковский «Телефон»

1.Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживая героям. Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения.

2.Развивать внимание, диалогическую речь.

3. Воспитывать интерес к сказкам.

ІІ

Х Моя Родина - Россия

1.Мой город. Моя улица

Рассказ об увиденном и услышанном

«О нашем городе ведем мы свой рассказ»

1Учить рассказывать о городе, в котором живем с называнием некоторых улиц, главной улицы, адреса.

 2Развивать внимание, память, речь.

3Воспитывать желание самостоятельно рассказывать о своем городе.

Е. Серова «Родные края»

1.Познакомить детей с новым произведением. Учить понимать содержание, сопереживая героям. Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения.

2.Развивать внимание, диалогическую речь.

3. Воспитывать интерес к новым произведениям.

ІІІ

2.Моя Родина – Россия, столица России – Москва

Рассказывание о достопримечательностях Москвы

1Учить детей рассказывать об основных достопримечательностях Москвы

2. Развивать внимание, память, речь.

3.Воспитывать желание самостоятельно рассказывать.

Рассказывание о достопримечательностях Москвы (закрепление)

ЗКР «Б»

1Учить детей рассказывать об основных достопримечательностях Москвы

2. Развивать внимание, память, речь.

3.Воспитывать желание самостоятельно рассказывать.

ІV

3.Транспорт

Составление описательных рассказов по образцу «Магазин»

1.Учить детей составлять связные описательные рассказы о транспорте по плану и образцу из 4-6 фраз. Закрепить умение классифицировать транспорт (водный, наземный, воздушный)

2. Развивать внимание, память, речь.

3.Воспитывать желание самостоятельно рассказывать.

В. Мерясова «Едим с папой на машине»,

«Доскажи словечко»

1.Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно слушать стихи. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

2Развивать внимание , слуховое и зрительное восприятие, память, диалогическую речь

 3Воспитывать бережное отношение к мебели, интерес к художественной литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «ПОЗНАНИЕ» «Конструирование и ручной труд»

Планирование работы по освоению образовательной области "Познание" "Конструирование и ручной труд"...

Комплексно-тематическое планирование по освоению образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений» для детей 6-7 лет

Планирование осуществляется по тематическим модулям с указанием тем недели, форм организации НОД, образовательных задач....

Отчет логопеда о результатах мониторинга достижения детьми палнируемых результатов освоения образовательной области "Речевое развитие" адаптированной основной образовательной программы.

Презентация содержит отчет о результатах проделанной коррекционной работы за учебный год в таблицах и диаграммах, выводы и задачи на перспективу....

Перспективное комплексно-тематическое планирование ООД по образовательной области «Речевое развитие» ( обобщение педагогического опыта)

В         В программе «Детство» цель развития речи определяется как достижение коммуникативной компетентности ребенка, которая предполагает возможность  посредством речи решат...