Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Шахматные фигуры». Воспитатель: Другова О. А.
методическая разработка (подготовительная группа)

Другова Ольга Александровна

Челябинская область

Златоустовский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 91"

 

 

 

 

 

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы

на тему  «Шахматные фигуры».

 

 

 

 

 

                                                                                Воспитатель: Другова О. А.

 

 

 

 

 

Златоуст, 2022г.

Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре.

Задачи:

Обучающая:

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Развивающая:

Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

Воспитывающая:

Воспитывать партнерские отношения между детьми.

Материал: демонстрационные шахматные фигуры; «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; наборы шахмат, коробочка,письмо,16 лент (8 белых, 8 черных)

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылкадля детей нашей группы. (Воспитатель показывает детям посылку)

 Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке ещё есть письмо. Сейчас я её прочитаю (читает письмо).

Письмо от Шахматной Королевы: «Ребята! Кто – то  хитрый, кто-то вредный моё чёрно-белое  королевство заколдовал и раскрасил .  Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания и расколдовать королевство.   Жду вашей помощи! А за помощь я приготовила вам подарок в посылке »

Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданийИ так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).

Воспитатель: Итак, задание первое. «Волшебный мешочек» (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру).

Задание 2. «Отгадайка» (дети отгадывают загадки)

Шагаем лишь вперед, а не наоборот.

По чину нам положен один короткий шаг.

Зато назад не может нас передвинуть враг.(Пешка)

 

Стою на краю. Путь откроют - я пойду.

Только прямо хожу, как зовут, не скажу.(Ладья)

 

Не живет в зверинце, не берет гостинца.

По косой он ходит, хоботом не водит.( Слон)

 

Прыгнет он – подковы звяк.

Необычен каждый шаг,

Буква Г и так и сяк.( Конь)

 

С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.
(Шахматы)

 Задание 3. Игра «Собери доску»:16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

Физкультминутка:

«Мы поднялись, потянулись – Это раз!»

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны пошире – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

Задание 4. «Блиц - опрос»:

– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

– Без какой фигуры не бывает игры? (король)

– Где возникли шахматы? (Индия)

– Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

 Задание 5. Практическое упражнение «Расставь фигуры» – правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

 Задание 7. Игра «Что изменилось»: на доске – 6 фигур, дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

Воспитатель: Молодцы, задание все выполнены, и шахматное королевство расколдовано (посылка открылась).

 Итог занятия.

Воспитатель:Чем мы с вами сегодня занимались?(ответы детей)Какие задания вам понравились?Какие задания вызвали затруднения? Мне очень понравилось с вами играть. На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48. 

2.     Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.

3.     Владимиров, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.

4.     Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб. пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.

5.     Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.

6.     Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.

7.     Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

8.     Сухин, И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

9.     https://po-ymy.ru/zagadki-pro-shaxmaty-i-pro-shaxmatnye-figury.html

 

 

 

 

 

«Ребята! Кто – то  хитрый, кто-то вредный моё чёрно-белое  королевство заколдовал и раскрасил .  Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания и расколдовать королевство.   Жду вашей помощи! А за помощь я приготовила вам подарок в посылке »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_shahmatam.docx268.23 КБ

Предварительный просмотр:

Челябинская область

Златоустовский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 16"

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы

на тему  «Шахматные фигуры».

                                                                                Воспитатель: Другова О. А.

Златоуст, 2018

Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре.

Задачи:

Обучающая:

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Развивающая:

Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.

Воспитывающая:

Воспитывать партнерские отношения между детьми.

Материал: демонстрационные шахматные фигуры; «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; наборы шахмат, коробочка,письмо,16 лент (8 белых, 8 черных)

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес нашего детского сада пришла посылкадля детей нашей группы. (Воспитатель показывает детям посылку)

 Давайте посмотрим, что в ней, но к посылке ещё есть письмо. Сейчас я её прочитаю (читает письмо).

Письмо от Шахматной Королевы: «Ребята! Кто – то  хитрый, кто-то вредный моё чёрно-белое  королевство заколдовал и раскрасил .  Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания и расколдовать королевство.   Жду вашей помощи! А за помощь я приготовила вам подарок в посылке »

Чтобы открыть посылку нужно выполнить ряд заданийИ так вы готовы, к выполнению заданий (ответы детей).

Воспитатель: Итак, задание первое. «Волшебный мешочек» (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру).

Задание 2. «Отгадайка» (дети отгадывают загадки)

Шагаем лишь вперед, а не наоборот.

По чину нам положен один короткий шаг.

Зато назад не может нас передвинуть враг.(Пешка)

 

Стою на краю. Путь откроют - я пойду.

Только прямо хожу, как зовут, не скажу.(Ладья)

 

Не живет в зверинце, не берет гостинца.

По косой он ходит, хоботом не водит.( Слон)

 

Прыгнет он – подковы звяк.

Необычен каждый шаг,

Буква Г и так и сяк.( Конь)

С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.
(Шахматы)

 Задание 3. Игра «Собери доску»:16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.

Физкультминутка:

«Мы поднялись, потянулись – Это раз!»

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны пошире – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

Задание 4. «Блиц - опрос»:

– Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

– Без какой фигуры не бывает игры? (король)

– Где возникли шахматы? (Индия)

– Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)

– Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

– Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

 Задание 5. Практическое упражнение «Расставь фигуры» – правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

 Задание 7. Игра «Что изменилось»: на доске – 6 фигур, дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.

Воспитатель: Молодцы, задание все выполнены, и шахматное королевство расколдовано (посылка открылась).

 Итог занятия. 

Воспитатель:Чем мы с вами сегодня занимались?(ответы детей)Какие задания вам понравились?Какие задания вызвали затруднения? Мне очень понравилось с вами играть. На следующем занятии мы продолжим наше знакомство с этой увлекательной игрой.

Список используемой литературы

  1. Михайлова Ю.В. Интеллектуальное развитие дошкольников посредством обучения игре в шахматы // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 43-48. 
  2. Винокурова, Я.Г. Знакомьтесь – шахматы [Текст]: учеб. Пособие /Я.Г. М. Владимиров. – Просвещение, 2003.– 82 с.
  3. Владимиров, Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников/ [Текст] сост.Н.К. Винокуров.- Просвещение, 2008.– 102 с.
  4. Максаков А.И. Учите играя/ [Текст ]: учеб. пособие/А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.
  5. Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 2. [Текст]:/ Л.В.Кузнецова // Учимся, играя М.: Школьная пресса, 2002.– 76 с.
  6. Кузнецова, Л.В. Воспитание школьников. № 3. .[Текст] сост./ Л.В.Кузнецова. – М.: Школьная пресса 2002. – 80 с.
  7. Сухин, И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  8. Сухин, И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  9. https://po-ymy.ru/zagadki-pro-shaxmaty-i-pro-shaxmatnye-figury.html

«Ребята! Кто – то  хитрый, кто-то вредный моё чёрно-белое  королевство заколдовал и раскрасил .  Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания и расколдовать королевство.   Жду вашей помощи! А за помощь я приготовила вам подарок в посылке »http://mdou-176.ucoz.ru/Galina-Aleks/queen.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Весна-Красна"

Уточнить и закрепить представления детей по лексической теме "Весна":- уточнение и закрепление представлений детей о весне;- развитие изобретательских задач;- учить находить сходства и отличия предмет...

Методическая разработка непосредственно - образовательной деятельности для детей подготовительной группы по ФЭМП "Путешествие с математикой"

Данная разработка интересная, увлекательная, познавательная. Подходит для открытого мероприятия....

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема:"Кто работал в ателье?"

Выводы, отражающие место данной НОД  в системе образовательной работы и результативность его.Данная НОД была проведена в рамках творческого проекта «Я- модельер», входит в основную часть проекта....

" Ой ты, Масленица" методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

Изготовление теста (с помощью алгоритма) и выпекание блинов – увлекательнейшие занятия, которые помогут эмоционально окрасить впечатления о празднике Масленица....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Шахматное королевство»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы.Тема: «Шахматное королевство»Цель: познакомить детей с шахматной доской....

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы на тему «Право на имя». Воспитатель: Другова О. А.

Челябинская областьЗлатоустовский городской округМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 91"     Методиче...