Дополнительная общеразвивающая программа Для детей 5-7 лет «Оч.умелые ручки» Срок реализации 2 года
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
«Оч.умелые ручки» - программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей нетрадиционным способам рисования разными материалами.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка с ОВЗ. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredelannoe_dop_programma.docx | 113.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
Принята на Утверждаю педагогическом совете Заведующий МКДОУ
МКДОУ «Д./С №18» Д./С. №18 Журавлева А.И.
Протокол №____1____ _30.08.2017__________ Приказ____________
Дополнительная общеразвивающая программа
Для детей 5-7 лет
«Оч.умелые ручки»
Срок реализации 2 года
Автор программы :
Воспитатель Дёмина .О.А.
Г. Коркино 2017г.
Оглавление
1.3.Практическая значимость программы 4
1.4.Педагогическая целесообразность 5
1.5.Цель и задачи программы. 6
1.6.Возраст детей, участвующих в реализации программы. 7
1.7.Сроки реализации программы. 7
1.9.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. 8
1.10.Формы подведения итогов. 10
Перспективный план. 1 год обучения 16
Перспективный план. 2 год обучения 25
1.Пояснительная записка
1.1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
«Оч.умелые ручки» - программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей нетрадиционным способам рисования разными материалами.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка с ОВЗ. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Очумелые ручки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
1.2.Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети с ОВЗ знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
1.3.Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
1.4.Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изо техник.
1.5.Цель и задачи программы.
Цель:
Создание благоприятных условий для развития художественных способностей детей оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребенка. Занятия по рисованию позволяют ребенку в увлекательной и игровой форме войти в мир прекрасного, создают условия для творчества, эстетических переживаний, дают ребенку новые знания об окружающем мире.
Задачи:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию,
- наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
_ Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
_ Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений
окружающей деятельности.
_ Формировать умение оценивать созданные изображения.
_ Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
_ Развивать творческие способности детей.
_ Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
_ Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества
1.6.Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет). Дети 5лет уже имеют первоначальные навыки изобразительного искусства, т.к. знакомство с первоначальными навыками и умениями по изобразительной деятельности начинаются уже на занятиях в группах младшего дошкольного возраста.
1.7.Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Первый год обучения: 5-6
лет, второй год обучения: 6-7 лет.
1.8.Формы и режим занятий.
Занятия проводятся с группой детей в кружке «Оч.умелые ручки», четыре раз в месяц, продолжительностью 25-30 минут. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы.
1.9.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к изобразительной деятельности, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Ожидаемые результаты освоения курса программы (5-7 лет)
Дошкольник должен знать | Дошкольник должен уметь |
1. Названия изобразительных материалов: гуашь, акварель, тушь, уголь, восковые мелки, карандаши; 2. Жанровую живопись; 3. Традиционные и нетрадиционные способы рисования. | 1. Смешивать краски и получать новые цвета; 2. Располагать рисунок на листе.
способами. |
Чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно судить о возможностях каждого ребенка и проводить групповую и индивидуальную работу с детьми.
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№ | ФИ | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | итог | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н. | К. | Н | К | Н. | К. | Н | К | ||
1 |
Н.- начало года К.- конец года
Критерии диагностики:
Высокий уровень. Ребѐнок умеет использовать нетрадиционные техники рисования; соблюдает законы композиции; аккуратно вы-полняет работу; выбирает материалы самостоятельно; легко определяет характер данных картин; к какому жанру живописи относится картина; какие средства выразительности использовал автор картины; легко определяет, какая картина ему больше нравится; хочет узнать новые нетрадиционные техники; самостоятельно выбирает технику рисования.
Средний уровень. Ребѐнок не достаточно умеет использовать нетрадиционные техники рисования; недостаточно соблюдает законы композиции; работа выполнена не достаточно аккуратно, цвета и контуры плохо различимы; долго определяется в выборе нетрадицион-ной техники; использует 1-2 нетрадиционные техники в работе; испытывает затруднение в определении характера картин, к какому жанру относится картина, какие средства выразительности использовал автор; интерес к нетрадиционным техникам не устойчив, легко пере-ключает внимание на другие темы; хочет узнать новые техник, но самостоятельно не интересуется; испытывает затруднения в выборе не-традиционных техник, но легко сочетает их в одном рисунке; разнопланово использует нетрадиционные материалы для рисования4 поль-зуется имеющимся набором печаток и штампов.
Низкий уровень. Ребѐнок не умеет использовать нетрадиционные техники рисования; не соблюдает законы композиции; работа вы-полняется не аккуратно, цвета не различимы, контуры предметов размыты, работа не эстетична; выбирает нетрадиционные техники и ма-териалы с помощь педагога; использует 1-2 техники, предложенные педагогом; не определяет характер картин; испытывает затруднение в определении жанров живописи; не знает, как можно применить несколько техник рисования.
1.10.Формы подведения итогов.
Итогами подведения работы кружка «Оч.умелые ручки» являются:
- выставки детских работ в течение года для родителей в группе,
- участие в тематических выставках ДОУ,
- участие в городских конкурсах.
1.11.Учебный план
Учебный план составлен на 2 года обучения
Тематический план на 2 год обучения.
Дата | Тема |
Сентябрь | «Верблюд в пустыне» «Осень на опушке краски разводила» |
Октябрь | «Плюшевый медвежонок» «Колючая сказка» «Осенние мотивы» «Черемуха» |
Ноябрь | «Музыкальный рисунок» «Цветик-разноцветик» «Веселые кляксы» «Осенние мотивы» |
Декабрь | «Дед Мороз» «Ветка рябины» «Пейзаж у озера» «Колючая сказка» |
Январь | «Зимние напевы» «Праздничный салют над городом» |
Февраль | «Красивые картинки из разноцветной нитки» «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы» «Морозный узор» «Веселые кляксы» |
Март | «Космический пейзаж» «Витражи для терема Лета» «Черемуха» «Цветик-разноцветик» |
Апрель | «Березка» «Волшебный карандашик» «Рисуем по шаблону» «Пейзаж у озера» |
Май | «КВН» «Ожившая сказка» |
Итого:30 |
Обеспеченность образовательной деятельности методическими материалами, средствами обучения и воспитания.
Наличие печатных образовательных ресурсов.
- Г.Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть М ; « Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80 с.
- Г.Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть М ; « Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 изд., Мозаика-Синтез, 2014;
- И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду Издательский дом « Цветной мир» Москва 2012;
- Ю.В. Рузанова Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности .КАРО Санкт-Петербург 2009
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М.: Карапуз - Дидактика, 2009.
Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения
Наименование кабинета для проведения практических занятий. | Перечень средств бучения и воспитания | Кол-во |
Групповая комната | магнитная доска | 1 |
Площадь-49,8м2 | Телевизор «SAMSYNG» | 1 |
фланэлеграф | 1 | |
мольберт | 1 | |
DVD – проигрыватель «LG» | 1 | |
Магнитофон «Panasonik» | 1 | |
простые карандаши | 15 | |
гуашь | 20 | |
акварель | 20 | |
восковые мелки | 10 | |
фломастеры | 20 | |
цветные карандаши | 20 | |
Одноразовые вилки | 15 | |
Паралон | 15 | |
тушь цветная | 5 | |
тычки | 15 | |
трубочки | 15 | |
свеча | 10 | |
шаблоны | 20 | |
схемы поэтапного рисования | 20 | |
трафареты | 10 | |
стаканы для воды | 10 | |
салфетки | 15 | |
нитки | 10 | |
клеѐнки | 3 | |
точилки | 5 | |
соль | 2 |
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изо студии. Издательский дом «Карапуз». Творческий центр Сфера Москва 2008.
- Лыкова и. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М.: Карапуз - Дидактика, 2009
- Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию. М., 1991
- Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
- Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
- Ю.В. Рузанова Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности .КАРО Санкт-Петербург 2009
- Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. – М ; « Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 80 с.
- Г.Н.Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М ; « Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.
- Г. А. Урунтаева Дошкольная психология, Академия, 2001
Приложение №1.
Перспективный план. 1 год обучения | ||||
Дата | Название техники рисования | Тема
| Программное содержание | Материал |
Сентябрь | Рисование декоративное | «Лето красное Прошло»
| -Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры |
|
Рисование по представлению | «Деревья в нашем парке» | -Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны |
| |
Октябрь | Рисование сюжетное | «Весёлое лето» | -Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами |
|
Рисование по содержанию загадок и стихов | «Загадки с грядки» | -Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения
|
| |
Рисование с натуры | «Осенние листья» | -Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит акварельными красками |
| |
Декоративное рисование на объёмной форме | «Нарядные лошадки» | -Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) |
| |
Ноябрь | Рисование декоративное по мотивам народной росписи | «Золотая хохлома и золотой лес» | -Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи |
|
Рисование сю жет ное | «Лиса кумушка и лисонька голубушка» | -Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности |
| |
Рисование экспе-рименти рование | «Чудесные превращения кляксы» (кляксография) | -Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание – «оживление» необычных форм |
| |
Рисованиедекоративное | «Расписные ткани» | -Рисование раппопортных узоров по всему пространству листа бумаги; развитие чувства цвета, ритма, формы |
| |
Декабрь | Рисование с элементами аппликации | «Белая берёза под моим окном…» (зимний пейзаж) | -Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник |
|
Рисование декоративное | «Волшебные снежинки» (краски зимы) | -Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам |
| |
Рисование с натуры | «Еловые веточки» | -Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок» |
| |
Рисование сюжетное с элементами аппликации | «Весело качусь я под гору в сугроб…» | -Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений) |
| |
Январь | Рисование с элементами аппликации | «Начинается январь,открываем календарь…» | -Составление гармоничных цветовых композиций, передающих впечатления о разных временах года. |
|
Рисование по замыслу | «Весёлый клоун» | -Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, смех) |
| |
Февраль | Рисование сюжетное | «Наша группа» | -Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада;сотворчество и сотрудничество |
|
Рисование по замыслу | «Фантастические цветы» | -Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков |
| |
Рисование с опорой на фотографию | «Папин портрет» | -Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди) |
| |
Рисование по представлению или с опорой на фотографию | «Милой мамочки Портрет» | -Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти) |
| |
Март | Рисование декоратив ное | «Солнышко, нарядись!» | -Рисование солнышка по мотивам декоративно$прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам) |
|
Рисование-экспериментирование | «Солнечный цвет» | -Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой,янтарный, медный, огненный, рыжий) |
| |
Рисование декоративное на объёмной форме | «Водоноски франтихи» | -Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игруш- ки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами)
|
| |
Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, плессировка) | «Весеннее небо» | -Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому» |
| |
Апрель | Рисование-экспериментирование | «Я рисую море…» | -Создание образа моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами |
|
Рисование коллективное по замыслу | «Морская азбука» | -Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которыхначинаются на разные буквы алфавита |
| |
Рисование на камешках по замыслу | «Превращения Камешков» | -Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). -Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы |
| |
Рисование предметное (дидактическое) | «Радуга-дуга» | -Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно$выразительными средствами |
| |
Май | Рисова ние экспе - рименти рование | «Зелёный май» | -Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение весенней палитры |
|
Рисованиефантази рование с элементами детского дизайна | «Чем пахнет лето?» | -Создание оригинальных композиций из флакона с ароматом, его аппликативной формы и рисунка с элементами письма; развитие синестезии (межсенсорных связей) |
|
Перспективный план. 2 год обучения | |||||
Дата | Название техники рисования | Тема | Программное содержание | Материал | |
Сентябрь | Расчесывание краски | «Верблюд в пустыне» | - Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения пере давать свои впечатления в рисунке. - Ознакомление с новым приемом рисования - «расчесывание» краски. - Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. - Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета. | • альбомный лист, размер А4; • набор гуашевых красок; • кисть N21, N24; • стаканчик с водой; • стека с зубчиками (пластмассовая вилка или пластинка с вырезанными по краю зубчиками); • салфетка; • набор репродукций с изображением растений, животных пустыни. | |
Печать листьев | «Осень на опушке краски разводила» | Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»; - воспитывать интерес к осенним явлениям природы; - развивать чувство композиции, цветовосприятия. | Листья разных пород деревьев (4-5 видов); - 2 альбомных листа; - набор гуашевых красок; - кисть; - стаканчик с водой; - салфетки; - репродукция И. Левитана. | ||
Октябрь | Рисование поролоном | «Плюшевый медвежонок» | - Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоном, губкой; - учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа; - побуждать детей передавать в рисунке образ игрушки; - развивать творческое воображение детей. | - Детские игрушки; - альбомный лист; - простой карандаш; - набор гуашевых красок; - 2 кусочка поролона, губки; - тонкая кисть; - стаканчик с водой; - салфетка. | |
Рисование штрихом | «Колючая сказка» | - Обучить ритмичному нанесению штриховки; - учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели; - развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном в разных направлениях без просветов. | - Репродукции с изображением ежа; - альбомный лист; - простой карандаш. | ||
Раздувание краски | «Осенние мотивы» | - Познакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности; - помочь освоить новый способ изображения; - развивать воображение, фантазию, мышцы рта. | - Репродукции с осенним пейзажем; - 2 альбомных листа; - дополнительный лист; - набор гуашевых красок; - кисть; - трубочка от коктейля; - стаканчик с водой; - салфетка; - фартук. | ||
Методом тычка | «Черемуха» | - Познакомить с техникой рисования тычком; - формирование чувства композиции; - расширять знания детей об окружающем мире; - познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи. | - Ветка черемухи (рисунок); - альбомный лист с черным фоном; - набор гуашевых красок; - кисть; - стаканчик с водой; - 2-3 ватные палочки; - салфетка. | ||
Ноябрь | Рисование музыки | «Музыкальный рисунок» | - Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. - Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.) - Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. - Развивать композиционные навыки в компоновке общеro панно. | • альбомный лист; • набор гуашевых красок; • кисть; • стаканчик с водой. | |
Смешивание цветов | «Цветик-разноцветик» | - Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков; - закреплять представления детей о цветовом многообразии, навыка закрашивания внутри контура. | - Спектральный круг; - альбомный лист с контурным изображением цветка; - дополнительный альбомный лист; - набор гуашевых красок; - кисть; - стаканчик с водой; - салфетка; - палитра. | ||
Кляксография | «Веселые кляксы» | - Познакомить с новым способом изображения – кляксография; - учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами; - развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества. | - Альбомный лист; - дополнительный лист; - гуашь; - набор фломастеров; - кисть; - салфетка. | ||
Раздувание краски | «Осенние мотивы» | - Познакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности; - помочь освоить новый способ изображения; - развивать воображение, фантазию, мышцы рта. | - Репродукции с осенним пейзажем; - 2 альбомных листа; - дополнительный лист; - набор гуашевых красок; - кисть; - трубочка от коктейля; - стаканчик с водой; - салфетка; - фартук. | ||
Декабрь | Рисование солью | «Дед Мороз» | - Обучить новому приему: присыпание солью по мокрой краске; - закрепить умения рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей, их расположение; - закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску; - побуждать детей к творческой активности. | - Игрушка Буратино; - альбомный лист; - набор гуашевых красок; - кисточка; - стаканчик с водой; - салфетка; - соль в солонке. | |
Рисование пальчиками | «Ветка рябины» | - помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. - учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. - закрепить прием вливания одного цвета в другой. -учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. | - лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета; - допольнительный лист, размер ½ А4; - набор гуашевых красок; - кисть; - влажная салфетка; - фартук; - гроздь рябины – натура или фотоиллюстрация; | ||
Монотипия | «Пейзаж у озера» | - Познакомить с новой техникой изображения пейзажа – монотипией; - закрепить знания детей об окружающем мире; - развивать умение детей создавать композицию. | - Иллюстрация с пейзажем «Отражение в озерке»; - альбомный лист с готовой линией сгиба (верхняя часть тонирована голубым цветом, нижняя – синим); - акварельные краски; - кисть; - салфетка. | ||
Рисование штрихом | «Колючая сказка» | - Обучить ритмичному нанесению штриховки; - учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели; - развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном в разных направлениях без просветов. | - Репродукции с изображением ежа; - альбомный лист; - простой карандаш. | ||
Январь | Набрызги | «Зимние напевы» | - Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»; - вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; - обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой. | - Репродукции с зимним пейзажем; - альбомный лист с готовым фоном; - набор гуашевых красок; - стаканчик с водой; - зубная щетка; - карандаш; - салфетка; - фартук. | |
Ожившие предметы | «Ожившая сказка» | - Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка; - развивать образную память, воображение, творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта. | - Альбомный лист; - простой карандаш; - цветные карандаши. | ||
Февраль | Рисование нитками | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | - Познакомить с новым способом рисования; - учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой; - учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру; - развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания; - развивать мелкую моторику рук. | - Альбомный лист с готовым фоном; - простой карандаш; - клей ПВА; - разноцветные нитки; - набор фломастеров; - ножницы; - салфетка; - фартук. | |
Клеевые картинки – техника выполнения витражей | «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы» | - Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения; - выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях; - закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью. | - Репродукции с зимними пейзажами; - альбомный лист; - набор гуашевых красок; - кисть; - стаканчик с водой; - палитра; - простой карандаш; - клей ПВА; - салфетка. | ||
Фотокопия | «Морозный узор» | - Помочь освоить метод спонтанного рисования; - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; - развивать воображение, творчество, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное. | - Альбомный лист; - дополнительный лист; - кусочек свечи ( мыла); - акварельные краски; - кисть; - стаканчик с водой. | ||
Кляксография | «Веселые кляксы» | - Познакомить с новым способом изображения – кляксография; - учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами; - развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества. | - Альбомный лист; - дополнительный лист; - гуашь; - набор фломастеров; - кисть; - салфетка. | ||
Март | Способ граттаж | «Космический пейзаж» | - Обучить новому способу – граттажу; - воспитывать стремление к познанию окружающего мира; - формировать умение получения четкого контура рисуемых объектов; - развивать мелкую моторику рук. | - Альбомный лист с готовой основой под граттаж; - заостренная палочка. | |
Клеевые Картинки – техника выполнения витражей | «Витражи для терема Лета» |
| - альбомный лист; - акварельные краски; - стаканчик с водой; - простой карандаш; - клей ПВА с дозированным носиком; - салфетка. | ||
Методом тычка | «Черемуха» | - Познакомить с техникой рисования тычком; - формирование чувства композиции; - расширять знания детей об окружающем мире; - познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи. | - Ветка черемухи (рисунок); - альбомный лист с черным фоном; - набор гуашевых красок; - кисть; - стаканчик с водой; - 2-3 ватные палочки; - салфетка. | ||
Смешивание цветов | «Цветик-разноцветик» | - Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков; - закреплять представления детей о цветовом многообразии, навыка закрашивания внутри контура. | - Спектральный круг; - альбомный лист с контурным изображением цветка; - дополнительный альбомный лист; - набор гуашевых красок; - кисть; - стаканчик с водой; - салфетка; - палитра. | ||
Апрель | Каракулеграфия | «Волшебный карандашик» |
| - альбомный лист; - простой карандаш; - набор цветных карандашей; | |
Батик | «Березка» | 1. Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке. 2. Познакомить детей с техни кой рисования - батиком, с разны ми способами создания рисунка на ткани. 3. Научить изображать конкретное дерево с характерными приз наками. 4. Продолжать развивать детское изобразительное творчество. | • репродукции картины и. Остроухова «Березы»; • подготовленный батик, размер А4; • простой карандаш; • набор гуашевых красок; • кисти N2 1, М4; • стаканчик с водой; • салфетка. | ||
Шаблонография | «Рисуем по шаблону» | - Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм; - научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон; - расширять представление детей о строении сложных предметов; - развивать мелкую моторику рук. | - Альбомный лист; - набор шаблонов геометрических фигур разного размера; - простой карандаш; - набор цветных карандашей; - набор геометрических фигур разного размера и цвета; - картинки – разгадки. | ||
Монотипия | «Пейзаж у озера» | - Познакомить с новой техникой изображения пейзажа – монотипией; - закрепить знания детей об окружающем мире; - развивать умение детей создавать композицию. | - Иллюстрация с пейзажем «Отражение в озерке»; - альбомный лист с готовой линией сгиба (верхняя часть тонирована голубым цветом, нижняя – синим); - акварельные краски; - кисть; - салфетка. | ||
Май | КВН | «Развлекательно-познавательный КВН по изобразитeльной деятельности» | - Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. - Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях. - Способствовать включению познанного ребенком через искусство и ознакомление с окружающим в собственную эстетическую и художественную деятельность. - Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды. - Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг, посвященный изобразительно-художественному искусству. | • 2 мольберта; • 2 фланелеграфа; • набор альбомных листов, размер А4, 1/2 А4; • наборы цветных карандашей, фломастеров; .2 фломастера, прикременные к половникам; • 2 листа бархатной бумаги; • отрезки цветных ниток; • маски зайцев, игрушка-ружье; • маска коня ; • подбор репродукций картин, по 2-3 каждого жанра; • листы фольги, размер А4; • лист картона с вырезанной замочной скважиной; • 2 набора пластилина; • скорлупа грецких орехов; • картонные силуэты закладок в виде пера и цветка; • набор округлых форм из цветной бумаги; • 2 клея-карандаша; • наборы геометрических фигур на бархатной основе для работы на фланелеграфе; • наборы элементов натюрморта и пейзажа на бархатной основе. | |
Проступающий рисунок | «Праздничный салют над городом» | - Формировать у детей представления о подвиге народа во время Великой Отечественной войны; - закрепление свойств разных материалов, используемых в работе: акварель, восковые мелки; - усвоение навыка проведения непрерывных линий; - развитие композиционных навыков, пространственных представлений. | - Репродукция с изображением салюта - альбомный лист; - набор восковых мелков; - акварельные краски; - кисть; - стаканчик с водой; - салфетка. |
Приложение №2
Дидактические игры по изобразительной деятельности.
1.Игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстриру-ется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти, нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо ис-пользовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать
- детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жи-тели», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к дос-ке несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, компо-зиционное видение.
2. Игра «Кони расписные»
Игра для закрепления знаний народных росписей или при проведение мо-ниторинга в старшей и подготовительной группах.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет па-стись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
3. Игра «Волшебный пейзаж»
Игра для изучения перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства простран-ственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью (подготовитель-ная группа).
4. Игра «Собери пейзаж»
20
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, зна-ния явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную ди-дактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при по-мощи своих знаний построить правильную композицию.
5.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»
Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отли-чать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, гла-зомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.
- Игра «Матрѐшкин сарафан»
Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матреш-ку.
- «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продол-жать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометри-ческие формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания: A) нарисуй «теплый» натюрморт; Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
- «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, рас-положенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми пред-метами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, ка-рандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскра-шивание их в необходимые цвета.
- «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично, передавать образ, отвлекаться от второсте-пенных признаков, передавая основные признаки.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фло-мастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют по-лочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
- «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
- «Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полоса-тый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выпол-ненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных
- похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выиг-рывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
- Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творче-ское воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:
Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); от-мечают, как это выражается в цвете.
На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «худож-ников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
«Главные художники» комментируют коллективные работы. Участни-ки игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая ком-позиция.
Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный ма-териал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.
- «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
- Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, жел-того) и становятся в круг;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков:
малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
- Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д. Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).
Игры на развитие мелкой моторики рук
Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного ка-
рандаша.
Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш между ладонями) Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным
и большим пальцами).
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между боль-шим и средним пальцами)
Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымян-ным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
Упражнение проделывается левой и правой рукой.
1. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками обеих рук.
Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчика-ми обеих рук)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и
- куда ему спешить? указательным пальцами обеих рук по столу) Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачка-
ми по столу)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
- ушел. (Ритмичные хлопки по столу) Газон засох.
- Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
(Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.)
(Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движе-ние обеими руками.) (Снова «плывут».)
- Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
- пушистого щенка! Гав! Гав!
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)
5.Пальчиковая игра «Я художник».
Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
- рядом с ним корову. Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек. На ветках яблочки висят, И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол –
Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произно-сят: «My-у!..»)
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздви-нутыми пальцами - «ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладо-
ни)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)
(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ла-донь правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вер-тикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице).
- Массаж пальцев «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальцы погулять.
(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
- стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Избалованный он самый. А мизинчик, хоть и мал, Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли
- домой пришли опять
(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне
левой руки (При повторении-правой руки начиная с большого.)
(Интенсивно растереть кисти. Энергично встряхивать кистями рук.)
- Пальчиковая игра «Осенний букет».
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя
Листья осины,
Листья дуба
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем
Песню осеннюю
Маме споем
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
(Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безы-мянный, мизинец.)
(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальное занятие по разделу "Предметно - практическая деятельность" (по дополнительной общеобразовательной программе для детей и подростков с ТМНР "Умелые ручки") на тему: «Ловкие пальчики»
Конспект занятия подготовил педагог высшей категории (воспитатель СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» Петродворцового район...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет по ручному труду «Умелые пальчики»
Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, при...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дош...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)
Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром сре...
Дополнительная образовательная программа для детей 3 -4 лет «Мастерята» Направленность: техническая Срок реализации: 1 год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерята» (далее – Программа) имеет техническую направленность. Реализуется в рамках модели мероприятия по ...