Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка- детский сад № 130
г. Калининград, ул. Батальная, 71А, тел/факс: (4012) 39-58-56
Email: ds130@edu.klgd.ru
| «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 _________________Александрова В.Г. Пр. № ____-О от «__» _______ 20 21 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Калинка»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 года
Разработчик:
Музыкальный руководитель
МАДОУ ЦРР д/с № 130
Дубенская О.А.
г. Калининград - 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калинка» имеет художественную направленность. Содержание Программы направлено на развитие вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства детей 5 – 6 лет. Основу Программы составляет содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Актуальность программы
Программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей, обогащаются представления об окружающем мире, развивается чистота и мелодичность речи, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Необходимым условием организации образовательного процесса является атмосфера доброжелательности, творчества и созидания, что педагогически целесообразно для развития полноценной личности ребенка – дошкольника. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительные особенности программы
содержания Программы является то, что пение решает еще немаловажную задачу: оздоровительно - коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Обучение правильному режиму голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее действие на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-6 лет.
Объем и срок освоения программы
Программа предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), объем Программы – 22 занятия, срок реализации – 1 год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп: 10 – 12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Общее количество часов в год – 23 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет - 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте 5-6 лет. У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы). Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
Кроме того, в последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает ещё не маловажную задачу - оздоровительно – коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизации личности. С помощью группового пения можно адаптировать учащихся к сложным условиям или ситуациям. Для учеников с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для учеников всех возрастов занятия в вокальной студии «Блиц» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах.
Со временем пение становится для ребёнка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.
Задачи:
Обучающие
• Обучить детей вокальным навыкам;
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
• Привить навыки сценического поведения
• Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса.
Развивающие
• Развивать музыкально-эстетический вкус;
• Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;
• Расширять диапазон певческого голоса;
• Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Воспитательные
• Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;
• Формировать музыкальную культуру;
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оздоровительные
• Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;
• Формировать правильную осанку.
Принципы отбора содержания:
− принцип систематичности и последовательности;
− принцип доступности;
− принцип наглядности;
− принцип единства развития, обучения и воспитания;
− принцип учёта возрастных особенностей детей;
− принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний; − принцип постепенного и постоянного усложнения материала. Реализация программы осуществляется успешно лишь при условии
создания в детском саду благоприятной творческой атмосферы.
Основные формы и методы реализации Программы
• Коллективная работа;
• Индивидуальная работа;
• Беседа;
• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
• Дыхательная звуковая гимнастика;
• Артикуляционные упражнения;
• Музыкально-дидактические игры и упражнения;
• Концертные выступления;
• Участие в творческих конкурсах различного уровня.
Планируемые результаты
В результате освоения Программы достижения ребенка 5 – 6 лет выражаются в следующем:
Ребенок умеет:
– имеет опыт восприятия песен разного характера;
–имеет интерес к вокальному искусству;
– петь естественным голосом, протяжно;
– правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонирует;
– различает звуки по высоте, слышит движение мелодии, постепенное и скачкообразное;
– поет без помощи руководителя;
– проявляет активность в песенном творчестве;
– дети поют дружно не отставая и не опережая друг друга;
–точно воспроизводит и передают ритмический рисунок;
– умеет контролировать слухом качество пения;
– выработана певческая установка;
– может петь без музыкального сопровождения.
Механизм оценивания образовательных результатов
Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком Программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса: - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального кружка в открытых мероприятиях, оценка зрителей, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- исполнение вокальных партий индивидуально и малыми группами;
- открытое занятие;
- концерты;
- итоговые викторины и внутренние конкурсы;
- участие в фестивалях и конкурсах различных уровней.
Формы подведения итогов реализации программы
• Концерты;
• Выступления на праздниках и развлечениях;
• Участие в фестивалях и конкурсах уровня ДОУ и Муниципалитета.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
- Учебный план
Таблица 1
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество занятий | ||
Объем | Теория | Практика | ||
1 | Слушание песни | 2 | 1 | 1 |
2 | Интонационно-ритмическая работа над песней | 4 | 1 | 3 |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией | 2 | 1 | 1 |
4 | Пение | 7 | 2 | 5 |
5 | Русские народные хороводные игры | 7 | 2 | 5 |
6 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 24 | 8 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Таблица 2
№ | Тема | Количество минут | ||
всего | теория | практика | ||
1-3 | «Как на тоненький ледок» русская народная песня | 75 | 20 | 55 |
4 | Русская народная игра «Семь сыновей» | 25 | 10 | 15 |
5-7 | «В хороводе были мы» русская народная песня | 75 | 25 | 50 |
8 | Русская народная игра «Бай качи-качи-качи» | 25 | 10 | 15 |
9-11 | «Теремок» песня - игра | 75 | 25 | 50 |
12 | Русская народная игра «В клубок» | 25 | 10 | 15 |
13-15 | «А мы просо сеяли» песня - игра | 75 | 20 | 55 |
16-17 | Русская народная игра «Челнок» | 50 | 15 | 35 |
18-20 | «Я на камушке сижу» русская народная песня | 75 | 20 | 55 |
21-22 | «Вейся ты вейся капустка» | 50 | 15 | 35 |
23-24 | Повторение пройденного материала | 50 | 10 | 40 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Таблица 3
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокально – хорового кружка художественной направленности «Калинка» |
1 | Начало учебного года | 01 декабря |
2 | Продолжительность учебного периода на каждом году обучения | 36 недель |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий на каждом году обучения | 24 занятия |
6 | Количество часов всего | 10 часов |
7 | Окончание учебного года | 26 мая |
8 | Период реализации программы | 01.12.2021 – 26.05.2022 |
Организационно-педагогические условия реализации программы Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Материально-технические условия реализации программы Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – музыкальный зал, оборудованный согласно требованиям ФГОС.
Материально-техническое обеспечение:
− демонстрационный комплекс, включающий в себя: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер;
− фортепиано;
- музыкальный центр;
- методическая литература;
- детские музыкальные инструменты;
- детские костюмы/маски
Методическое обеспечение программы
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Музыкальные инструменты (фортепиано, шумовые инструменты), музыкальный центр, компакт-диски. Методические, нотные пособия, сборники произведений.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Применяются следующие формы контроля:
Методы педагогического мониторинга:
− опрос;
− наблюдение;
− практическое задание.
Формы педагогического мониторинга:
− контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
− собеседования.
Информационное обеспечение реализации программы
Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или выше).
Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome.
Список литературы:
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Список методической литературы
- Основная
- Истомина С.М. «Жар-птица творчества» Учебно-методическое пособие для учителей музыки, руководителей музыкальных студий, музыкальных воспитателей. Тюмень, 2013
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и дошкольного возраста. М. Просвещение, 2004г.
- Практические пособия
- Зимина А. Н. «Народные игры с пением» М., 2000
- Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического» Ростов – на – Дону, 2010
- Мерзлякова С.И. «Учим петь детей 5-6 лет» М., 2015
- З.Я. Роот «Улыбнемся песенке» Песни для детей дошкольного возраста Волгоград, 2018
- Н.Н. Алпарова, В.А. Николаев «Осень – добрая хозяйка» Музыкально – игровой материал для дошкольников Ростов – на – Дону, 2000
- Сборники русских народных игр и хороводов для детей младшего возраста «А мы просо сеяли» сост. М. Медведева
- В. Агафонников «Русские народные песни и хороводы» М., 1977
- Г.М. Науменко Полное собрание детских народных игр с напевами «Бояре мы к вам в гости пришли»
- Дополнительная литература
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
- Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. Просвещение, 1984г
- Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре. М. Музыка, 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...