Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы «Мы – творцы и фантазеры».(технология ТРИЗ).
рабочая программа (подготовительная группа)

Хабибрахманова Айгуль Рафисовна

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы «Мы – творцы и фантазеры».(технология ТРИЗ).

Развитие  мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Развитие способностей ребенка: умения фантазировать, мыслить системно и вариативно; уметь устанавливать причинно-следственные связи: сравнивать объекты, устранять противоречия, анализировать и обобщать; овладеть арсеналом способов решения задач и умением находить выход из любой житейской ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МБДОУ “Детский сад комбинированного вида №21 “Незабудка” ЗМР РТ

протокол от ____________________ № ______

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 21 «Незабудка» ЗМР РТ

___________________ / Ахметзянова А.С.

приказ от _________________ №________

Программа дополнительного образования

для детей подготовительной группы

«Мы – творцы и фантазеры»

(технология ТРИЗ)

Срок реализации: 1 год

Разработала:

Хабибрахманова А.Р., воспитатель

г. Зеленодольск, 2020

Содержание

1.Целевой раздел                                                                                                                

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи программы

4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

4

1.4. Возрастные особенности детей

4

1.5. Целевые ориентиры

5

2. Содержательный раздел

2.1. Методы и приемы работы

6

2.2. Календарно-тематическое планирование

6

2.3. Взаимодействие с родителями

15

3. Организационный раздел

3.1. материально-техническое оснащение программы

16

3.2. Учебный план

16

3.3. Структура занятий

16

3.4. Список литературы

17

Приложение 1

18

Приложение 2

31

.

 I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС ДО - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

- РТВ - развитие творческого воображения;

- ОТСМ - общая теория сильного мышления;

- ТРТЛ - теория развития творческой личности;

- ТПФ - типовые приемы фантазирования.

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

1.2. Цели и задачи

Цель:  развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Задачи:

1. Развитие способностей ребенка: умения фантазировать, мыслить системно и вариативно;

2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи: сравнивать объекты, устранять противоречия, анализировать и обобщать

3. Овладеть арсеналом способов решения задач и умением находить выход из любой житейской ситуации;

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

 

1.4. Возрастные особенности детей

В коллективной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребенок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат.

Речь достигает высокого уровня развития. Ребенок не только безошибочно поизносит звуки, но и верно выделяет ударные слоги, изменяет слова по падежам, правильно образует сложные грамматические формы существительных, прилагательных и глаголов, согласует слова в предложении. Может объяснить значение сложных многозначных слов, а также точно выражать свое эмоциональное состояние. Свободно общается со взрослыми и сверстниками (отвечает на вопросы, задает вопросы, умеет выражать свою мысль).

Продолжается личностное развитие. Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношение к нему других людей (например, как его оценивают родители в той или иной ситуации). Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).

К концу дошкольного возраста достижения ребенка связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

1.5. Целевые ориентиры

Социально-коммуникативная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интеллектуальная сфера: острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно-прикладных занятиях и играх.

II. Содержательный раздел

2.1. Методы и приемы работы

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

 - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

 - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

 - Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).

 - Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

2.2. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Сроки проведения

Тема

Задачи

Краткое

содержание деятельности

сентябрь

Диагностика познавательных процессов воспитанников

Игра «Фантазия» (разные варианты)

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

октябрь

1-я неделя

«Сказочный овал»

Развивать творческое воображение, способствовать приобретению умений видоизменять,

Ход:

-сказочный сундучок,

-игрушка – помщник «Буратино» приносит картинки с изображением овалов –ассоцииации – мыльные пузыри.-

-предлагает детям дорисовать из мыльных пузырей сказочных героев,

-из получившихся героев сочиняем совместную сказку.

2-я неделя

«Знакомство с детским садом»

Цель: ознакомить детей с системным подходом в отношении к окружающей действительности;

-формировать умение обозначать символами реальные объекты;

Осуществлять классификацию предметов по различным признакам

Ход: д.и. «Превращаем группу в д.сад»: предложить детям из среды группы сформировать рабочие кабинеты д.сада: кухня, мед. кабинет, прачечная и др.

- «чудесный мешочек» дети на ощупь называют предмет и затем относят в соответствующую зону( кастрюлю на кухню)

- игрушки : разложить игрушки по признакам в две коробочки ( разные варианты признаков: материал, цвет и т.д) игрушка – помощник начинает путаться. Например нельзя разложить по признакам различным (деревянный и зеленый) А куда мы положим зеленый деревянный поезд?

-игра «Колючий – не колючий»

На слово колючий дети разжимают пальцы, гладкий - сжимают

3-я неделя

Волшебные кольца

Предложить игровые ситуации с кольцами Луллия, дать понятия «части – целое в игровой форме"

Детям ставится задача собрать в спектре Круга Луллия предмет.

Внутренний круг – предмет.

Внешний – его часть.

4-я неделя

Стройка

Цель: уточнить представление о системном подходе, ознакомить с различными свойствами материалов.

Ход: строим совместно с детьми помещение группы из игорового строительного материала, в ходе игры обсуждаем для чего нужна дверь, окна, стены, потолок, пол.

Игра «Вот –вот»: дети двигаясь в одном направлении показывают вот-вот  потолок и т.д., затем направление меняется.

ноябрь

1-я неделя

Фантазируем и собираем

Цель: формировать у детей навык переносить свойства одного предмета на другой, закрепить системное видение окружающего мира

Игра «Вот-Вот»

Беседа «Что будет если»: - например, потолок в дырочку,(обсуждение: почему?)

- усвоение понятий мокрый – холодный. Перенести свойства предметов на игрушки, например кукла –мокрая

- на кольцах Луллия расположить членов семьи и домашних питомцев, на втором кольце окружающий мир: лес, детский сад, дом, магазин и т.д. Каждому персонажу найти то место, где они бывают днем, ночью и т.д. Ребенок объясняет свой выбор. Случайное совпадение, например. Кошка –в детском саду. Плохо? Хорошо?

2-я неделя

««Что будет, если…».

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Солнце?» Ход игры: Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт

3-я неделя

Противоречия в ситуациях

Побуждать детей к выделению противоречий в различных жизненных ситуациях.

- болеть хорошо или плохо

- Игровая ситуация «Большие – маленькие»: подвести детей к тому что одно и тоже может быть большим и маленьким, например для слона собака – маленькая, а для вас большая.

4-я неделя

Забавные растения

Ознакомить детей с символической аналогией, дать первоначальные понятия о приеме «наоборот», закрепить умение пользоваться Кругами Луллия

1-е кольцо дикорастущие и культурные растения знакомые детям, 2-е – среда(лес, поле, сад). 3-е – символические аналоги выбранных растений по цвету и по форме(тень-дурдлы)

- «Наоборот» игрушка «Буратино все делает наоборот: в лесу копает картошку, в огороде собирает грибы.

декабрь

1-я неделя

«Хорошо – плохо».

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

Воспитатель называет любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.       Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему? Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему? Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

2-я неделя

«На что похоже»

Развивать ассоциативное мышление,

Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д

3-я неделя

«На что похоже»

Игры на сравнение систем - развитие ассоциативного мышления

Ассоциации с использованием Кругов Луллия

Внутренний круг- предметы окружающего мира (близкого окружения): ленточка, иголка, кубик, пуговица, туфелька, новогодняя сосулька, карандаш, тарелка.

Внешний круг: река. Елка, подарочная коробка, новогодний шар, сосулька на улице, лодочка(кораблик), фонарный столб (фонарь), пирог(пицца).

4-я неделя

«Кому что необходимо»

Знакомство с миром профессий

Пособие на кругах Луллия – профессии.

январь

1-я неделя

«Что каким сьесть?

Формировать чувственное познание мира, закрепить представление о функциональных возможностях окружающих предметов, частей своего тела.

Материалы: овощи и фрукты(свежие, вареные, сушенные, варенье).

Что можно делать ногами? Что умеет делать голова?, руки, ноги и т.д.

Предложить разложить продукты на две группы: можно есть сырыми и необходимо приготовить.

Пробуем: один и тот же продукт пробуем в разном виде(соленый сушеный, вареный)

2-я неделя

«Определи на ощупь».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя

«Да – нетка»

Познакомить детей с базовой игрой ТРИЗ на примере близкого окружения. Учить детей задавать вопросы.

У меня в шкатулке спрятано…

- можно кушать,

-сладкое и т.д

4-я неделя

«Дом»

Закрепить функциональный подход к окружающим предметам

Беседа о доме.

Кольца Луллия:

-1-у кольцо различные дома человека, животных, птиц.

2-е кольцо – люди, животные, птицы

Игра «Части –целое»(по темам дом, квартира, лес)

февраль

1-я неделя

«Игра «Один – много» Закреплять понятие «один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) Ёль – одна, шишек много и т.д.

2-я неделя

«Я расту»

Ознакомить детей с «моторчиком» собственного организма (сердцем), побуждать решать жизненные задачи, понимать формулировку противоречий, закрепить умение анализировать, что хорошо, что плохо

«Волшебные часы»

Стих. А. Барто «Я расту».

Что будет если не перестать расти, делаем вывод, что человек растет не бесконечно. А если родители стали маленькими? Как ходить на работу.

3-я неделя

Соответствие – несоответствие в размерах

Развивать воображение, побуждать к активизации познавательно – исследовательской и коммуникативной деятельности

Обыгрывают с помощью вырезанных картинок ситуацию: машина маленькая, а шофер большой. Хорошо? Плохо? Вариант решения – нужна большая машина.

-Чтение рассказа Н. Павловой «На машине»,

- д.и. Чем отличаются похожие предметы?

4-я неделя

«Едет, плавает, летает»

Формировать системный подход к окружающему транспорту, закреплять умение составлять символические изображения,

- загадки о транспорте,

Работа с картинками: виды транспорта и карточки-отгадки: земля, небо, море, город.

- дети собирают виды транспорта из палочек и кружков(блоки Дьенеша) (символические изображения).

А что если заменить все круги квадратами? Сможет ли машина ехать? Приземлится самолет?

- Игра Что делает? (самолет –летает ит.д)

март

1-я неделя

Волшебная страна и ее обитатели

Формировать умение использовать знакомые приемы фантазирования, побуждать детей использовать ближайшие ресурсы в своем виде деятельности

-воспитатель вносит детям нарисованную «волшебную страну».

-дети придумывают жителей страны, животных, описывают выдуманного героя.

-необычный самолет: дети придумывают транспорт, что он делает, как на нем можно путешествовать по волшебной стране, (Строят из мебели или изображают мимикой).

-рефлексия – подвести детей к тому что они были изобретателями.

2-я неделя

Светофор

Систематизировать представление детей о транспорте; формировать системное видение объекта;

- круги Луллия: транспорт(1-й круг – примеры, 2-ой – море, небо, город, поле.; 3-ий – пассажиры: люди, птицы, насекомые- любые представители живой природы.)

Сначала реальное сочетание, а затем предложить детям варианты, как будет передвигаться например корабль в небе.

- зачем нужны машины?(хорошо или плохо).

- загадки

- воспитатель превращает детей в светофор, физкультминутка, но вдруг светофор сломался, (варианты ситуаций). Дети придумывают неломающийся светофор.

3-я неделя

Генетическая линия. Прошлое предмета.

Формировать генетический подход к окружающим предметам, побуждать детей находить ближайшие ресурсы, способствовать становлению умения решать противоречия, закрепить умение анализировать, что хорошо. Что плохо.?

- игра « Что было раньше».

Воспитатель называет различные объекты, а дети коллективно отвечают, чем они были раньше или как появились. Например: птица – яйцо, платье – ткань, машина – телега, железо. Вывод: у любого предмета или существа есть прошлое (генетическая линия).

4-я неделя

Домашние животные

Закрепить понятие генетический подход (маленький – взрослый – старый), формировать умение ориентироваться в символах.

Дидактическая игра «Мама – детеныш». Предложить детям контурные одноцветные изображения домашних животных. Разложить контуры по парам: мама – детеныш, если затрудняются: рассмотреть цветные изображения.

- Пальчиковая игра «Кошка» ( с обсуждением других вариантов потешки), например корова слушает мышь в норушке.

- работа с приёмом «увеличение – уменьшение». Серия картинок: котенок – кот – старый кот. Как определить где кот?

Затем «превратить» детей в котят. Дети изображают котенка-кота – старого кота.

апрель

1-я неделя

Домашние животные 2

Закрепить знания о домашних животных, побуждать решать жизненные задачи, как реально, так и в области фантазии.

Кольца Луллия «Домашние животные»

Взрослые дом. Животные.

Места, где они живут.

Детеныши.

Реальное сочетание и что если ….

Прием «оживлялка» - нарисованные овалы превратить в детенышей или взрослых животных.

Решение ситуаций:

- собака хочет гулять. Как ей об этом сообщить хозяевам?

- Собака в деревне на цепи, косточка лежит далеко. Что делать, как собаке достать кость?.

2-я неделя

Фантазируем вместе

Формировать умение создавать совершенно новый образ животного, объяснить полученный результат; развивать фантазию.

- чтение стихотворения Чуковского К. «Закаляка». Дети выкладывают из различных частей животных свое животное. И  обьясняют зачем ему столько ног и т.д. (можно использовать комплект «Части и целое»).

- А. Милн «Хвосты».

Дети обсуждают ситуацию зачем животному хвост. Что если (поменяются, потеряют…)

-предложить детям нарисовать дома фантастическое животное.

3-я неделя

«Дразнилка»

формирование умения выделять функции объекта

Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Ход игры: Воспитатель: Кошка. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

4-я неделя

«Герои любимых сказок»

Развитие речи, образного мышления

Познакомить детей с третьим кругом Луллия.

На примере пособия «Сказки».

май

1-я неделя

Моделирование сказок

Помогать осуществлению личностно ориентированного подхода в развитии связной речи и детской креативности.

Вначале воспитатель показывает предмет – отправная точка  детской фантазии. Например, домик (это может быть домик Бабы Яги или  девочки). На следующих этапах изображения людей, явлений, персонажей, сказочных предметов. Ребенок сам выбирает следующий объект и связывает его с предыдущим. Воспитатель помогает. Когда дети освоят работу с картинками. Они уже сами смогут выкладывать модель из серии картинок и рассказать ее с опорой на модель.

2-я неделя

Маленькие человечки

Систематизировать представлении детей о свойствах веществ, развивать воображение, умение перевоплощаться.

Ситуация: калитка открывается и закрывается сама. Почему?

Беседа о «газообразных человечках», подвести к выводу  - игровой ситуации «Маленькие человечки»: твердые – держаться за руки. Жидкие – спокойно передвигаются, газообразные – бегают по группе. Воспитатель- называет оъекты.

3-я неделя

«Итоговое занятие»

Продолжать развивать навыки внимания, наблюдательности, воображения, повторить основные приемы, подвести итоги.

- игра « Что изменилось». В серии картинок меняет последовательность или вносит или убирает. Дети отмечают что изменилось. Как меняется сюжет.

- упражнение на противоречие «Что хорошо. Что плохо» в сюжете.

- прием «другая точка зрения». Оживляем волшебной палочкой предметы в группе. А дети от лица предмета рассказывают о себе.

- игра «твердое. Жидкое. Газообразное»

- попробуйте нарисовать волшебника- всезнайку.

Диагностика. Выводы. Свободные игры с пособиями круги Луллия.

2.3. Взаимодействие с родителями

Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. В целом, проблема интеллектуально-творческого воспитания дошкольников чрезвычайно сложна и многогранна и требует системной, разнообразной целенаправленной работы Очень важно, чтобы работа по осуществлению интеллектуально-творческого развития ребёнка продолжалась в семье, и поэтому важно взаимодействие и сотворчество с родителями.

Формы работы с родителями:

- Информация на стенде «Развиваем воображение малыша»;

- Памятка «Что такое ТРИЗ»?

- Памятка «Круги Луллия»;

- Родительское собрание «Знакомимся с технологией ТРИЗ»

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое оснащение:

- Многофункциональное дидактическое пособие Круги Луллия;

- Комплекты игр для Кругов Луллия;

- Наборы карточек и сюжетных картинок для игр ТРИЗ;

- Буратино, гном  Перепут, королева Живой природы, королева Неживой природы, королева Изобретений (рукотворный мир);

- Настольная игра «Умные помощники» (развитие представления детей о возможностях анализаторов и определения признаков объектов);

- Картотека игр: «Умные игры»;

- Картотека задач по ТРИЗ;

- Дидактическая игра «Веселый карусель»;

- Дидактическая игра «Теремок»;

- Дидактическая игра «Маленькие человечки»;

- Цветные и простые карандаши, ручки, ножницы, природный материал, ткань, нитки, ленточки, счетные палочки;

    - Мелкие предметы: игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка, семена подсолнечника, ракушки);

    - Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков;

    - Фигурные и геометрические трафареты;

3.2. Учебный план

   Образовательная деятельность проводится с октября по май включительно, продолжительность занятий 30 минут, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц; количество занятий в год  - 31, во 2-й половине дня (вторник в 15.25 -15.55).

 3.3. Структура занятий

Необходимо:

– организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический» характер;

– в конце занятий следует выделять этап «Подведение итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.).Итоги подводятся в самых разнообразных формах: в виде игр «Интервью» «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждения планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …»), продуктивной деятельности и обсуждения полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей к другим видам деятельности, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.

 – иметь специальную игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия; Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать игрушке существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки: необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «кубарик», «лошарик» и т. п. После «Подведения итогов» дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

 – проводить познавательные упражнения на втором году обучения не только как коллективные, но и как индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения также можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

 – быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

-  использовать в организации занятий ИКТ технологии: мультимедийные презентации, видео материалы, музыкальное сопровождение.

3.4. Список литературы

1. "Триз-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей».- Издательство: КТК Галактика, 2018 г/ «Калейдоскоп мышления»/авт.- сост. Елена Рябинина;

2. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. /авт- сост. О.М.Подгорных. – ИЗД.2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 123с.

3. http://triz-plus.ru/

4. http://vytvoryandia.ru/

5. https://vk.com/triz_tormashki

6. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997 г.

7. Гин Светлана ИвановнаРедактор: Мельников Дмитрий Анатольевич Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие.-М.: АРКТИ, 2017.-28с. ил.- (Растем умными (Технология ТРИЗ)).

8. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет.- М.:АРКТИ, 2018.- 40с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)).

9. С. И. Гин. «Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»\ С.И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.-112с.

10. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.

11. Гин Светлана ИвановнаРедактор: Мельников Дмитрий Анатольевич."Триз-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей».- Издательство: КТК Галактика, 2018г/

12. Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – АРКТИ, 2018. – 72с.6 ил.

13. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Задачи для изучающих ТРИЗ. /Изд.2-е, переработанное и дополненное. – М.:КТК «Галактика», 2018.- 140 с. ил.

14. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине : Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.- 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2014. – 40с.: ил.

Приложение №1

Игры для использования в кружковой работе

Игра «Камень, брошенный в пруд» (или «Цепочка слов»)

Цель: учить детей подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова должны быть объединены между собой, значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например, Зима-снежная-холодная;

-        А что бывает холодным? Мороженое, лед, ветер

-        За каждое слово ставится вагончик, воспитатель отталкивается от последнего слова.         

Все эти игры помогают нам решать задачи, которые ставит перед нами программа нашего ДОУ на основе программы «Детство» в соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе.

Игра «Найди своих друзей»

Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.

Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.

Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.

Игра "Маша - Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.

Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам?

Я буду в роли Машей (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):

Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы

решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все

остальное и т. д.

2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот

становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.

        

   Игра «Что будет, если…»

Цель:  на развитие мышления,  речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры.

 Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»

 Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

Ход игры:

Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если  в ванну с водой  упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т.д.

   

Игра «Солнышко светит»  

Цель: на развитие мышления,  речи, речи, гибкость ума, воображения.

Правила игры: 

 Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь — идет, а еще... солнышко — светит... собака — лает... паровоз — мчится...

Ход игры:

Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг... А еще? Греет солнышко, шуба, батарея... А еще? Гудит машина, поезд...

 

Игра «Хорошо – плохо»

 Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых  определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

1 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

2 вариант:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

Ознакомление с окружающим миром.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь - это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

В: Листопад - это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.           

Игра « Раз, два, три… ко мне беги»! 

Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.

 Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

 Ход игры:

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.

Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

Например: "Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).

Можно использовать задания на функцию объекта.

Например: "Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…

Интересно использование заданий на временную зависимость.

Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

Развитие речи.

При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник - пальто); задания на качество предметов (жесткое - мягкое, металлическое, фактура ткани…)

 

 Игра  «На что похоже»

 Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

 Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: Половник.

Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

Неживая природа.

В: На что похож дождь?

Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

В: А душ какой бывает?

Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Развитие речи

(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).

В: На что похожа иголка?

Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

Звуковая культ.речи  В. На что похож звук « Р» и слова с этим звуком        

Игра «Уменьшаем и увеличиваем» 

Цель игры: обогащать словарный запас детей, учить образовывать при помощи суффиксов: - ок, - чик, - чек, -ище.

Правила игры.

 Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.

 Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка.

 То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант.

 Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.

 

Игра « Назови, одним словом».

Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

Правила игры.

 Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например, утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка.

 

Игра  «Опиши, одним словом»

Цель: обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.

Правила игры.

 Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги — бумажный, варенье из клубники — клубничное, сок из яблока — яблочный.

 Пусть и ребенок потренируется в придумывании заданий для вас.

Игра  «Цепочка»

Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Правила игры:

Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться.

Ход игры:

Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку  картинку т.д.

 

Игра  «Расставь по порядку»

Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, речь.

Правила игры: 

Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.

После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка - большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?

При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?» дети используют знания из личного опыта.

Игра «Мои друзья»  

Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

Правила игры:

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.

В старшем дошкольном возрасте можно брать "сложные" объекты по функции. В 5- 6-и летнем возрасте роль ведущего может выполняться ребенком.

Ход игры:

В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.

В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:

В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.

В: Я - рыба. Мои друзья - это те слова, в которых есть звук "р" (в начале слова, в середине, в конце).

К ведущему подходят дети со словами: рак, воробей, фары.

Как усложнения для 6-7 лет.

Мои друзья - это слова, обозначающие действие, в которых есть звук "А".

Д: Бегать, прыгать, летать.

Примечание: Воспитатель заранее раздает детям по 2 предметные картинки с разными объектами. Например,

ребенок 1: стол и вода

ребенок 2: сахар и стакан с водой

ребенок 3: ручка и стол

ребенок 4: молоко и чашка чая

ребенок 5: краска и вода

ребенок 6: зонт и дождь

ребенок 7: часы и шкаф.

В: Что же взаимодействует между собой?

К ведущему подходят дети с картинками сахара и стакана с водой, молоком и чашкой чая, краски и воды.

В: Мои друзья - это то, что умеет отталкиваться друг от друга. К ведущему подходят дети с картинками зонта и дождя.

В: Мои друзья - это то, что не взаимодействуют.

К воспитателю подходят дети с картинками стола и воды, часов и шкафа, ручки и стола.

Примечание: В ходе игры дети объясняют причину взаимодействия - не взаимодействия, учатся строить предложения, тем самым решается задача развития монологической речи, формируется умение выражать свои мысли.

Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы:

В: Мои друзья - это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать.

Д: Лиса, волк.

В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.

Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь…           

Игра «Чем был - чем стал» 

Цель: на определение линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь.

Правила игры:

1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:

В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.

В: Что хорошего в стеклянном столе?

Д: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка.

В: А что плохого в таком столе?

Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

В: А что еще может быть из стекла?

Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.

В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?

Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.

В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!

Воспитатель обобщает ответы детей.

В: Телевизор.

Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.

В: Было семечком, а стало?

Д: Стало ростком.

В: Было головастиком, а стало?

Д: Лягушонком.

В: Был дождь, а стал?

Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.

В: Было деревом, а стало… Чем может стать дерево?

Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой

По варианту №1.

В: Я называю вам вещество неживой природы - песок. Это было раньше песком, а стало…

Д: стало цементом, стеклом, посудой.

В: Было раньше тканью, а стало…

Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…

В: Это раньше было акварельными красками, а стало…

Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…

 

Игра  «Волшебный светофор» 

Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь.

Правила игры:

У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом,  рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться.

Ход игры:

Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).

В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).

Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.

В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).

Живая и неживая системы.

В: Кактус. (поднимает зеленый кружок).

Д: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он может жить в комнате на подоконнике, а еще он живет в пустыне.

Воспитатель (в старшей и подготовительной группах - ребенок) поднимает красный кружок.

Д:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов.

В: Для чего кактусу колючки?

Д: Чтобы его не срывали, он так защищается.

Воспитатель поднимает желтый кружок.

Д: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в пустыне.

Воспитатель или ведущий - ребенок просит превратиться в кактусы: в цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном горшке, кактус в пустыне…

В: Дождь. (поднимает желтый кружок).

Д: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух.

Воспитатель поднимает красный кружок.

Д: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере.

В: К чему относиться дождь?

Д: К природному миру, к неживой системе.

Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета.

Д: Дождь - это много-много капелек воды.

В: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька дождя попала на листочек. Изобразите ее.

Развитие речи. Грамматический строй речи.

В: Слово "красиво". Поднимает желтый кружок. Что можно обозначить словом "красиво"?

Д: Красивым может быть платье, красивая мама, красивое небо, красивый дом, красивая книга ….

В: Этим слово можно обозначать признак предмета. Воспитатель поднимает красный кружок.

Д: Это слово может жить в предложении, в рассказе, в книге, в речи человека…

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

Д: Это слово состоит из звуков, слогов.

Примечание: более простые слова воспитатель предлагает детям разложить на звуки индивидуально со схематическим изображением гласных и согласных звуков или на слоги.

Ознакомление с художественной литературой.

(используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения).

В: "Мойдодыр" Чуковского К.И.

Воспитатель поднимает желтый кружок.

Д: Мальчик - грязнуля - главный герой, он не умывался, а его вещи - самовар, утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр - это герои рассказа.

Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту.         

Игра « Шкатулка со сказками» 

Цель: на развитие речи, мышления, воображения, обогащать словарный запас детей.

Понадобится коробочка с 8-10 (картинками).

Правила игры.

Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.

 

Игра  «Передай другому»

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.

Правила игры.

На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые».  Картинка передаётся следующему игроку. Другой игрок  называет своё слово – сочетание и  передаёт другому игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Ход игры:

Ребёнок вынимает любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «тапочки тёплые» и передаёт следующему игроку и т.д.

Игра  «Отгадай секрет».

Цель: учить детей строить гипотезы.

Ход игры: Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак ( например, мохнатая книга). Просит детей высказывать предложения, у какого объекта мог быть взят этот признак – мохнатость. Ответы детей – у медведя, собаки и т.д.          № 17 «К нам пришёл волшебник: я ощущаю только руками и кожей.»

Цель: учить детей  ощущать возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки.

Ход игры:

 Нужно представить ощущения, возникшие при воображаемом касании руками с объектом на картине.

Например: я глажу руками кошку и чувствую, что у неё пушистая шерсть; котенок лизнул мне руку, и я почувствовал, что язычок у него шершавый.

  № 18 «Путаница»  

Цель: закрепить умения детей находить типичные свойства объекта.

Ход игры: Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами ( например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёрзшая, стекло книжное) и просит детей восстановить порядок, т.е подобрать каждому объекту типичное свойство.

        .

Игра  «Угадай по описанию»

Цель: учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей.

Правила игры:

Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному из детей.

Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались о чём идёт речь.

Ход игры:

Ведущий показывает одному из детей картинку огурца. Ребёнок начинает описывать его – это овощ, растёт в огороде, он продолговатой  формы, зелёного цвета и т.д. Дети по этому описанию догадываются, что это огурец.        

Игра  «Дразнилка» 

Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.

Правила игры:

Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

В: Кошка.

Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…

В: Пылесос.

Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…

В: Мяч.

Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.

В: Снег.

Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.

В: Когда он может быть укрывалкой?

Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.

В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?

Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.

В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?

Д: Испарялочка, исчезалка…

В: Помидор.

Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.

Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.

В: Подразните его в этот момент!

Д: Украшалочка, украшалка.

   

Игра  «Что можно сказать о предмете, если там есть»

Цель: на определение под - системных связей объекта, развивать логическое мышление, речь, обогащать словарный запас детей.  

Правила игры:

Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

В: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Д: Это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.

В: Что можно сказать о системе, в которой есть много книг?

Д: Это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика.

В: Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшеные слова?

Д: Это такие слова как "спасибо", "здравствуйте", "будьте добры"? Это может быть вежливый человек, добрый человек, книга.

Развитие речи (обогащение словаря).

В: Что можно сказать о системе, в которой нет света?

Д: Это может быть темное помещение, почва, черный ящик, шкаф закрытый.

В: Что можно сказать об объекте, от которого вкусно пахнет?

Д: Это живой объект?

В: Да.

Д: Это может быть парикмахер (от него пахнет одеколоном), кулинар и повар (от них пахнет булочками, пирогами, ванилином, пряностями всякими.

В: А если это неживой объект, но от него тоже вкусно пахнет. Что это?

Д: Магазин парфюмерный, кухня в детском саду.

Звуковая культура речи.

В: Что можно сказать об объекте, если в нем есть звук "А" (можно использовать схемы).

Д: Мама, рама…

Живая и неживая природа.

В: Что можно сказать об объекте, если там есть "МЯУ"?

Д: Кошка, котенок.

В: Что можно сказать об объекте, если там есть журчание?

Д: Ручей, река, а еще в животе иногда журчит. Это может быть фонтан.

В: Что можно сказать об объекте, если там есть кора?

Д: Это может быть дерево, кустарник, пенек.

В: Что можно сказать о системе, если там есть сбор урожая, дожди, листопад?

Д: Это осень!

Ознакомление с окружающим миром.

В: Что можно сказать об объекте, если там есть мотор?

Д: Это или соковыжималка, или машина, или трактор, или самолет, или пылесос.

В: Что можно сказать об объекте, если там есть белый халат?

Д: Это может быть врач, парикмахер, аптекарь.

В: А если это неживая система?

Д: Тогда это шкаф, больница, аптека…         

Игра  «Давай поменяемся» 

Цель: учить детей выделять главную функцию объекта, развивать логическое мышление, речь, воображение.

 Правила игры:

Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

 Ход игры:

Р1: Я - часы. Я умею показывать время.

Р2: Я - книга. Я делаю человека умнее.

Р3: Я - комар. Я выбираю функцию - мешать людям.

Р4: Я - машина. Я перевожу людей.

В: Давайте поменяемся функциями.

Часы (ребенок 1) объясняют, как они делают человека умнее или каким образом машина может показывать время.

Живая и неживая системы.

Р1: Я -слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я - страус. Я могу прятать голову в песок.

Р3: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился прятать голову в песок, а страус сворачиваться клубком.

Неживая природа.

Р1: Я - лед. Я прозрачный и состою из твердых человечков.

Р2: Я - вода. Я состою из жидких человечков.

Р3: Я - пар. Я состою из газообразных человечков.

Затем идет обмен функциями: лед (ребенок 1) неожиданно стал состоять из жидких человечков, а пар (ребенок 3) стал твердым. Когда это бывает.

Игра  «Найди друзей»  

Цель: на развитие логического мышления, учить правильно, находить функции объектов и называть их.

 Правила игры:

Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, а можно и группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием "функция", после использования игры "Что может?". Игру можно сделать подвижной, с помощью набора предметных картинок, находящихся на некотором расстоянии от играющих. Детям надо будет добежать и выбрать правильную картинку, а может и несколько картинок, выполняющих названную ведущим функцию.

Другой вариант с использованием моделирования. Ведущий называет объект, а дети, находящиеся за столами, рисуют схемой объект (или объекты), выполняющие функцию заданного объекта.

Ход игры:

В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.

Д: Перевозят груз лошадь, самолеты, санки, слон …

В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?

Д: Умеет летать самолет, пчела, утка.

В: А самолет сам летает?

Д: Нет. Его человек ведет.

В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!

Д: Волшебная палочка, сапоги - скороходы.

В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

В: У меня в руке гвоздь. Каких человечков в нем больше всего? В каких еще предметах больше твердых человечков.

Д: Ножницы, топор, плита

В: Я возьму стакан с водой. В каких предметах есть и твердые, и жидкие человечки одновременно.

Д: Самовар, утюг, стиральная машина, чайник, крем в тюбике.         

Игра «Инопланетный язык»

Цель: на закрепление букв, слогов, учить детей образовывать слова из слогов, развивать речь, мышление детей.

Правила игры.

 Если малыш уже освоился с буквами, можно поиграть в игру со словами. Их несколько вариантов. Самый известный — кто больше придумает слов на одну букву.

 Другая игра — взрослый называет открытый слог (ка-, ми-, ру-, зо-и так далее), а ребенок придумывает слово, которое начинается на этот слог.

 Ребенок может назвать слово, придуманное им на ходу. Не стоит говорить, что такого слова нет. Лучше постарайтесь придумать вместе с ребенком, что бы оно могло значить. Одобряйте проявление выдумки и фантазии со стороны малыша. Специально придумывайте слова, которых не бывает в обычной жизни. Подходит любое сочетание звуков (цоканье, бульканье, свист и тому подобное). Можно придумывать названия инопланетных зверей или разных предметов. Поощряйте любое словотворчество ребенка.

        

Игра  «Маша-Растеряша»

Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь детей.

 Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. А также вспомните кто такие растеряшки.

Ход игры:

Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:

 - Ой!

 - Что с тобой?

 - Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?

 Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).

 В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.

анализаторы – помощники умной головы Параллельно с анализаторами знакомила детей с именами признаков (влажность, температура, размер, форма, запах, вкус, звук, цвет, место, направление, количество, действие, рельеф, материал, части, вес, время). Признак – это любая характеристика объекта, это та сторона, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит приметой, знаком объекта. Ознакомление с признаками проходило в определённом порядке: 1 этап: В гости к детям приходит признак, и по просьбе педагога воспитанники начинают искать значения данного признака в ближайшем окружении; 2 этап: Уточняются представления детей о понятиях «имя признака, значение имени признака»; 3 этап: Появление схематического изображения имени признака. Размещение схемы имени признака в игровом пособии «Познавайкин мир»; 4 этап: Самостоятельное определение детьми значения имени признака в окружающем мире. Ознакомление с именами признаков осуществляю в ходе игровых тренингов. Для проведения игровых тренингов необходимо подготовить карточки с изображением имён признаков. Игровой тренинг «Карусель» Цель: упражнять детей в умении находить значение признака в объекте. Наглядность: на полу по кругу разложены обручи, в каждом обруче лежит карточка с изображением имени признака. В середине круга стоит столик, на котором помещён любой объект. Ход игрового тренинга: Дети под музыку бегут по кругу, педагог выключает музыку, дети останавливаются, каждый напротив обруча с признаком. Задача детей найти значение имени признака в объекте. Целевыми ориентирами на этапе завершения           

Игра  «По кругу»

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, внимание, мышление.

Правила игры.

Дети сидят вокруг стола.  На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».  Картинка передвигается к следующему игроку. Каждый игрок  повторяет словосочетание предыдущего игрока и добавляет своё и передаёт картинку следующему игроку.  Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Ход игры:

Ребёнок вынимает любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «шуба пушистая и тёплая» и передаёт следующему игроку и т.д.

Приложение 2

Список детей:

1. Бушуева Василиса

2. Зиганшина Эльвина

3. Курамшина Раяна

4. Климов Роман

5. Мингазутдинов Мансур

6. Мингалеев Рамазан

7. Назаровский Максим

8. Семенов Андрей

9. Торопов Марат

            10. Хамидуллин Марат

11. Яковлев Юрий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Познаю мир" подготовительная группа

Программа предназначена для валеологического воспитания дошкольников....

Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...

Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УМКА» в подготовительной группе

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи....

Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка.  Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...

Эколого-краеведческая программа дополнительного образования для детей подготовительной группы.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической...

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе...