Программа дополнительного образования "Познаю мир" подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Коноплева Римма Васильевна

Программа предназначена для валеологического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznayu_mir.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."                                                               

                                                                        В. С у х о м л и н с к и й

Здоровье - основное условие реализации физических и психических возможностей и способностей личности. Здоровье - наибольшая человеческая ценность, которую,  многие люди начинают ценить и беречь, потеряв значительную часть этого сокровища, отпущенного нам природой.

К основным составным здоровому образу жизни принадлежат: образ жизни, уровень культуры, место здоровья в иерархии нужд, мотивация, обратные связи, установка на длинную здоровую жизнь, обучение здоровью.

Изучение и решение этих потребностей в поле зрения валеологии - науки о закономерностях и механизмах формирования, сохранение, укрепление, восстановление здоровья людей и передачи его потомкам. Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым". Валеология как наука возникла не так давно. "отцом" современной валеологии называют русского ученого И.И.Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения  практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.

В связи с экологической обстановкой на Урале  возросло значение валеологии.  Поэтому вопрос воспитания человечества, сохранение человека как биологического вида является краеугольным камнем валеологии.

Содержание программы

Дошкольное воспитательное учреждение является органом образования и общественного воспитания детей возрастом от двух месяцев до семи лет, в котором осуществляется формирование просвещенной, творческой личности, становление ее физического, психического, духовного и социального здоровья, обеспечение приоритетного развития человека.

Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образования предлагает: обязательным компонентом новой системы национального образования должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, гигиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста.

Данная программа дополнительного образования  является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здоровье".

Цель программы:  создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.

Задачи программы:

1 Обучающие:

- Формирование знаний о  анатомии, здоровье человека как составной биосоциальной системы (природы и общества) ;

2 Развивающие:

-Совершенствование  у детей  валеологического сознания, бережливого и заботливого отношения к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;

3 Воспитательные:

- Совершенствование  у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационной установки на приоритет здоровья перед болезнями.

Для осуществления данной программы дополнительного образования используются  следующие приемы:

-сюрпризные  моменты;

-проблемные ситуации;

-рассказ воспитателя;

- беседа;

- демонстрационный;

- практичный;

- метод экспериментирования;

-игровые ситуации.

Особенности организации учебного процесса

Программа дополнительного образования составлена  с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Встречи проводятся во 2-ой половине дня в подгруппах по 6-8 человек  в музыкальном зале не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год-36, при частоте встреч- 1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПин-30 минут.

Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, включены физкультминутки для снятия эмоционального напряжения, обучение понимания своего эмоционального состояния.

Проведение встреч совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель – Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.

Таким образом,  создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.

С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы проделана предварительная работа: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку  элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать.  Если ребенок  чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.

Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.

В содержании работы  по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение встреч с детьми познавательного характера:  знакомлю детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения.

Одним из условий эффективного валеологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность через: самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников; самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологических основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.

Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляю с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам), совместные встреч для детей и родителей, круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, физинструктор).

Мне удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям и т.д.

Таким образом, воспитание  валеологической культуры дошкольников обеспечиваю через взаимодействие следующих педагогических условий:

1 Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;

2 Валеологическая культура родителей;

3 Интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;

4 Создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;

5 Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры

Информационно-просветительская работа с родителями

Сроки проведения

Формы

работы

Тема

 встречи

 Цели встречи

1

сентябрь

Встреча с родителями ознакомительная

( представление программы  «Познаю мир»)

« Быть здоровыми хотим»

Обсудить вместе с родителями средства и методы профилактики заболеваний и укрепления здоровья

2

декабрь

Совместная встреча с детьми

( с применением сказкотерапии)

«Очищение души»

Снятие негативных настроений, восстановление сил, развитие умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

3

май

Круглый стол с привлечением специалистов(медсестра)

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Выявить вместе с родителями степень готовности дошкольников  к школе.

Основные принципы педагогического подхода

Знакомство детей с валеологией  строится на общедидактических и специфических     принципах:

  1. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

2    принцип доступности и посильности: реализуется в делении                       изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

           3  онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей)        

Психологические особенности детей   дошкольного возраста (6 – 7  лет)

Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

 Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

 Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

 Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

 Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

  Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

  В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

   Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

   Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

    У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

    В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

      Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Ожидаемые  результаты программы:

В результате изучения данной программы дошкольники приобретают следующие знания:

1  элементарные представления о строении человека;

2  детских болезнях и их профилактике;

3 некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);

4  врачебных растениях, напитках, отварах, их оздоровительных ценностях;

5  доступных методах самолечения (питье чаев, элементы механического массажа и т.п.);

Календарно-тематическое планирование  по валеологии

Месяц

Тема

Цель

Материально-техническое обеспечение

1

сентябрь

«Что ты знаешь о себе?»

Выявить уровень знаний у детей о своем организме

Модель солнца, модель рисунка "Поговорки", набор иллюстраций - “Продукты питания”, макет дерева, рекламный мячик, аудиозапись для физкультурной минутки “Чунга–чанга”

2

сентябрь

«Я - человек»

Развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее

Разрезная азбука , ребус

3

сентябрь

« Наши верные друзья»

Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни

Наглядное пособие «Будь здоров»

4

сентябрь

«Глазки, уши и носы быть здоровыми должны»

Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний

«Волшебный мешочек» -- морковка, отвар ромашки, марлевые салфетки и т.д. по усмотрению воспитателя, алгоритм гимнастики для глаз, запись музыки  с шумами природы, атрибуты для путешествия домик, пещера, ширма, «бревно», «кочки», карточки для д /и «Что полезно, что вредно».

5

октябрь

«Мой замечательный носик»

Побеседовать с детьми о носе, как о важном органе; о его функциях

Картинки –изображение человека, фонограмма, фломастер, бумага, стих  «Мой замечательный носик» Э. Машевская

6

октябрь

«Зачем человеку руки?»  

Дать представление о назначении рук

 На каждого ребенка: блюдце с небольшим количеством смеси из двух любых круп с крупными зернами (гречневой, перловой, овсяной и др.) либо фасоли и гороха; лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан или блюдце с водой, мяч.

7

октябрь

«Главная одежда человека»

Дать элементарные знания детям о коже человека

Костюм “Незнайки”,

наглядный материал, плакат (Схема строения кожи),

буквы (к,о,ж,а).

8

октябрь

«Кто управляет организмом человека?»

Расширять знания о правилах сохранения здоровья ( мозговая деятельность)

 Магнитофон, аудио-кассета, картинка с изображением головного мозга

9

ноябрь

«Здоровое питание – здоровая жизнь»

Познакомить со строением и функцией пищеварительной систем

Опорные схемы "Гигиена ротовой полости", "Гигиена питания", медицинский халат, таблицы: "Строение пищеварительной системы", "Суточные нормы витаминов"

10

ноябрь

«Пейте, дети, молоко – будете здоровы»

Заложить основы здорового питания

Стаканы с молоком, коктейльные трубочки, чайные ложки на каждого ребёнка, салфетки; зеркальца на каждого ребёнка. Плоскостные модели: 2 большие мышки, 3 маленькие мышки, 2 стакана молока. 2 батона, 2 кусочка мяса; фланелеграф.

11

ноябрь

«Овощи- наши помощники»

        «Овощи наши помощники»

Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма

 Кукла-самоделка Витаминоед (который любит витамины), карточки с изображением овощей,  таблица для воспитателей о нитратах в определенных частях овощей.

12

ноябрь

«Где живут витамины»

Уточнить представление о пользе овощей, фруктов, ягод для здоровья.

Овощи, фрукты, цветная бумага, кисточки, краски, пластилин, наглядное пособие : «Правила поведения в лесу»

13

декабрь

«Страна здоровых зубов»

Формировать умение детей заботиться о  полости рта.

Обруч с натянутой тканью и надписью «Страна здоровых зубов»; витамины; изображения зубов, маска кариеса, зубная паста; гуашь

14

декабрь

«Семь золотых правил»

Закрепить понятие режима дня, его необходимости в успешной организации жизни и деятельности каждого человека.

Шкатулка с правилами валеологии; плакат с изображение режимных моментов и часов; макеты мальчика и девочки; заготовки дорожных знаков; муляжи овощей, фруктов и других продуктов; корзина с яблоками, блюдо с частями разрезанного яблока

15

декабрь

«Очищение души»

Развивать  у детей умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Клубок ниток, волшебная палочка, картинка с изображением злого Карабаса-Барабаса, картинки по количеству детей с изображением Карабаса-Барабаса без лица, воздушные шары, цветные карандаши, мыльные пузыри.

16

декабрь

«Помоги себе сам и своему другу»

Дать понятие о первой медицинской помощи  при  солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах,  отравлении

Телефон,  медицинская сумка, таблица "Оказание первой медицинской помощи; при переломах и вывихах", платок,  кукла, карандаш.

17

январь

«О вреде курения»

Формировать у детей представления о вреде курения

Наглядное пособие-сюжетные картинки «Рядом курят…»

18

январь

« Сказка про бактерию Туберкулезову»

Сформировать у детей представление, что большинство заболеваний носит инфекционный характер

Костюм доктора, игрушка-сова, микроскоп.

19

январь

«Если сладко спиться, сон хороший снится»

Показать значение сна в жизни человека

Опорные схемы "Гигиена сна", иллюстрированные картинки с туалетными   принадлежностями, детские кровати, куклы, пастельные принадлежности, аудиозапись,художественные книжки.

20

январь

« Здоровье береги с молоду»

Показать необходимость бережного отношения к своему здоровью

Массажные маленькие мячи для активизации точек организма; «посылка» – коробка для мячей, письмо.

21

февраль

« Я-девочка.Я-мальчик»

Обратить внимание детей на характерные отличия между мальчиками и девочками

Наглядное пособие изображения мальчиков и девочек, куклы в одежде обоих полов, корзинка, предметы женской и мужской одежды, дидактическая игра «Фигура человека», мяч, кроссворд, карточки с именами-отгадками, «подсказки»

22

февраль

 «На детской площадке»

Научить детей соблюдать меры безопасности на прогулке

Выносной материал

23

февраль

«Привычки человека»

Подвести детей к понятию о влиянии привычек на здоровье и жизнь человека

Наглядное пособие  -сюжетные картинки, иллюстрации к произведению С.Я. Маршака “Вот какой рассеянный” ,К.И. Чуковский “Мойдодыр”,  К.И. Чуковский“Федорино горе”,  В.В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”).

24

февраль

«Его Величество Электричество»

Обобщать знания детей об электричестве

Наглядное пособие :   « Бытовые приборы»

25

март

«Ты один дома»

Научить детей правилам безопасного пребывания дома

Костюмы героев,обстановка жилой комнаты, наглядное пособие: «Предметы быта» «Электроприборы», стенд с замками, аптечка

26

март

«Огонь-друг или враг?»

Продолжать учить детей правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём.

Иллюстрации, рисунки детей, деревянная палочка, дощечка, лучина, свечи, керосиновая лампа, электрический фонарик, лампочка, спички, колокольчик, телефоны, шары, альбомные листы с предметами, красный карандаш.

27

март

«Планета земля в опасности»

Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности

( ухудшение экологии края)

Карта мира, глобус, картинки живой и неживой природы

28

март

«Будем беречь и охранять природу»

Развивать представление о том,  какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.

 Рисунки с двумя полянками – “веселой” и “грустной”, “Красная книга”, иллюстрации с изображением озера Байкал и Аральского моря, карта России, звукозапись «Шум воды»

29

апрель

« Однажды в лесу»

Расширять представление о жизни насекомых: строении,  способах передвижения, питании.

Звукозапись Э. Грига “Утро”, игрушки-прототипы нысекомых ,сказка Н. Павловой “Желтый, белый, лиловый”

30

апрель

« Съедобные и ядовитые грибы»

 Научить по внешнему виду отличать съедобные грибы от несъедобных.

Наглядное пособие: «Грибы»,дидактическая игра «Кузовок»

31

апрель

«Гроза»

Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга

«Сказка о тучах»Б.Зубкова ,картина К.Маковского «Дети, бегущие от грозы», картинки для рассматривания на тему : «Гроза» , “Сказка о Радуге» Т.И.Попова

32

апрель

«Растения лекарственные и ядовитые»

Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения

«Как появились цветы на земле»(авторская сказка Т.И. Поповой), панно черного изеленого цвета, картинки с цветами

33

май

«Удивительный мир насекомых»

Закреплять у детей понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми

Предметные картинки с изображением разных насекомых, их среды обитания,мяч

34

май

«Берегите лес»

 Показать зависимость существования всех объектов природного мира

Наглядное пособие: «Деревья», «Ягоды», «Птицы», «Насекомые», звукозапись « Звуки леса»

35

май

«Кошка и собака – наши соседи».

Учить детей понимать состояние и поведение животных

Сказка “День рождения Васи” из серии “Осторожные сказки” Т.А. Шорыгиной

36

май

« Готов ли ваш ребенок к школе?»

(Диагностика подготовленности детей  к школе)

Выявить вместе с родителями степень готовности дошкольников  к школе

Наглядное пособие «Сюжетные картинки», листы бумаги, схемы лабиринтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования для подготовительной к школе группы «Придумай, вырежи, наклей!»

Программа написана для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.Аппликация – это один из самых простых, ...

«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год

Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...

Программа дополнительного образования в подготовительной группе «Мультик из кармана»

Лепка — увлекательное занятие. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельнос...

Программа дополнительного образования детей подготовительной группы

Программа по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет...

Программа дополнительного образования в подготовительной группе Юный математик в старшей группе

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше. Знания  и умения,  приобретенные в дошкольном возрасте,  фундамент для дальней...