Программа дополнительного образования "Познаю мир" подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Программа предназначена для валеологического воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznayu_mir.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
"Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."
В. С у х о м л и н с к и й
Здоровье - основное условие реализации физических и психических возможностей и способностей личности. Здоровье - наибольшая человеческая ценность, которую, многие люди начинают ценить и беречь, потеряв значительную часть этого сокровища, отпущенного нам природой.
К основным составным здоровому образу жизни принадлежат: образ жизни, уровень культуры, место здоровья в иерархии нужд, мотивация, обратные связи, установка на длинную здоровую жизнь, обучение здоровью.
Изучение и решение этих потребностей в поле зрения валеологии - науки о закономерностях и механизмах формирования, сохранение, укрепление, восстановление здоровья людей и передачи его потомкам. Термин "валеология" происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым". Валеология как наука возникла не так давно. "отцом" современной валеологии называют русского ученого И.И.Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
В связи с экологической обстановкой на Урале возросло значение валеологии. Поэтому вопрос воспитания человечества, сохранение человека как биологического вида является краеугольным камнем валеологии.
Содержание программы
Дошкольное воспитательное учреждение является органом образования и общественного воспитания детей возрастом от двух месяцев до семи лет, в котором осуществляется формирование просвещенной, творческой личности, становление ее физического, психического, духовного и социального здоровья, обеспечение приоритетного развития человека.
Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образования предлагает: обязательным компонентом новой системы национального образования должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, гигиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста.
Данная программа дополнительного образования является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здоровье".
Цель программы: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.
Задачи программы:
1 Обучающие:
- Формирование знаний о анатомии, здоровье человека как составной биосоциальной системы (природы и общества) ;
2 Развивающие:
-Совершенствование у детей валеологического сознания, бережливого и заботливого отношения к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;
3 Воспитательные:
- Совершенствование у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационной установки на приоритет здоровья перед болезнями.
Для осуществления данной программы дополнительного образования используются следующие приемы:
-сюрпризные моменты;
-проблемные ситуации;
-рассказ воспитателя;
- беседа;
- демонстрационный;
- практичный;
- метод экспериментирования;
-игровые ситуации.
Особенности организации учебного процесса
Программа дополнительного образования составлена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Встречи проводятся во 2-ой половине дня в подгруппах по 6-8 человек в музыкальном зале не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год-36, при частоте встреч- 1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПин-30 минут.
Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, включены физкультминутки для снятия эмоционального напряжения, обучение понимания своего эмоционального состояния.
Проведение встреч совместно с родителями дает возможность выявить проблемы в общении Родитель – Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.
Таким образом, создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы проделана предварительная работа: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.
Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.
В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимает проведение встреч с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека, с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения.
Одним из условий эффективного валеологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность через: самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников; самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологических основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаю валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляю с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам), совместные встреч для детей и родителей, круглые столы с привлечением специалистов (медсестра, физинструктор).
Мне удалось в работе по воспитанию валеологической культуры у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям и т.д.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечиваю через взаимодействие следующих педагогических условий:
1 Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
2 Валеологическая культура родителей;
3 Интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
4 Создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
5 Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры
Информационно-просветительская работа с родителями
№ | Сроки проведения | Формы работы | Тема встречи | Цели встречи |
1 | сентябрь | Встреча с родителями ознакомительная ( представление программы «Познаю мир») | « Быть здоровыми хотим» | Обсудить вместе с родителями средства и методы профилактики заболеваний и укрепления здоровья |
2 | декабрь | Совместная встреча с детьми ( с применением сказкотерапии) | «Очищение души» | Снятие негативных настроений, восстановление сил, развитие умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
3 | май | Круглый стол с привлечением специалистов(медсестра) | «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Выявить вместе с родителями степень готовности дошкольников к школе. |
Основные принципы педагогического подхода
Знакомство детей с валеологией строится на общедидактических и специфических принципах:
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
2 принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
3 онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей)
Психологические особенности детей дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Ожидаемые результаты программы:
В результате изучения данной программы дошкольники приобретают следующие знания:
1 элементарные представления о строении человека;
2 детских болезнях и их профилактике;
3 некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);
4 врачебных растениях, напитках, отварах, их оздоровительных ценностях;
5 доступных методах самолечения (питье чаев, элементы механического массажа и т.п.);
Календарно-тематическое планирование по валеологии
№ | Месяц | Тема | Цель | Материально-техническое обеспечение |
1 | сентябрь | «Что ты знаешь о себе?» | Выявить уровень знаний у детей о своем организме | Модель солнца, модель рисунка "Поговорки", набор иллюстраций - “Продукты питания”, макет дерева, рекламный мячик, аудиозапись для физкультурной минутки “Чунга–чанга” |
2 | сентябрь | «Я - человек» | Развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее | Разрезная азбука , ребус |
3 | сентябрь | « Наши верные друзья» | Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни | Наглядное пособие «Будь здоров» |
4 | сентябрь | «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны» | Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний | «Волшебный мешочек» -- морковка, отвар ромашки, марлевые салфетки и т.д. по усмотрению воспитателя, алгоритм гимнастики для глаз, запись музыки с шумами природы, атрибуты для путешествия домик, пещера, ширма, «бревно», «кочки», карточки для д /и «Что полезно, что вредно». |
5 | октябрь | «Мой замечательный носик» | Побеседовать с детьми о носе, как о важном органе; о его функциях | Картинки –изображение человека, фонограмма, фломастер, бумага, стих «Мой замечательный носик» Э. Машевская |
6 | октябрь | «Зачем человеку руки?» | Дать представление о назначении рук | На каждого ребенка: блюдце с небольшим количеством смеси из двух любых круп с крупными зернами (гречневой, перловой, овсяной и др.) либо фасоли и гороха; лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан или блюдце с водой, мяч. |
7 | октябрь | «Главная одежда человека» | Дать элементарные знания детям о коже человека | Костюм “Незнайки”, наглядный материал, плакат (Схема строения кожи), буквы (к,о,ж,а). |
8 | октябрь | «Кто управляет организмом человека?» | Расширять знания о правилах сохранения здоровья ( мозговая деятельность) | Магнитофон, аудио-кассета, картинка с изображением головного мозга |
9 | ноябрь | «Здоровое питание – здоровая жизнь» | Познакомить со строением и функцией пищеварительной систем | Опорные схемы "Гигиена ротовой полости", "Гигиена питания", медицинский халат, таблицы: "Строение пищеварительной системы", "Суточные нормы витаминов" |
10 | ноябрь | «Пейте, дети, молоко – будете здоровы» | Заложить основы здорового питания | Стаканы с молоком, коктейльные трубочки, чайные ложки на каждого ребёнка, салфетки; зеркальца на каждого ребёнка. Плоскостные модели: 2 большие мышки, 3 маленькие мышки, 2 стакана молока. 2 батона, 2 кусочка мяса; фланелеграф. |
11 | ноябрь | «Овощи- наши помощники» «Овощи наши помощники» | Продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма | Кукла-самоделка Витаминоед (который любит витамины), карточки с изображением овощей, таблица для воспитателей о нитратах в определенных частях овощей. |
12 | ноябрь | «Где живут витамины» | Уточнить представление о пользе овощей, фруктов, ягод для здоровья. | Овощи, фрукты, цветная бумага, кисточки, краски, пластилин, наглядное пособие : «Правила поведения в лесу» |
13 | декабрь | «Страна здоровых зубов» | Формировать умение детей заботиться о полости рта. | Обруч с натянутой тканью и надписью «Страна здоровых зубов»; витамины; изображения зубов, маска кариеса, зубная паста; гуашь |
14 | декабрь | «Семь золотых правил» | Закрепить понятие режима дня, его необходимости в успешной организации жизни и деятельности каждого человека. | Шкатулка с правилами валеологии; плакат с изображение режимных моментов и часов; макеты мальчика и девочки; заготовки дорожных знаков; муляжи овощей, фруктов и других продуктов; корзина с яблоками, блюдо с частями разрезанного яблока |
15 | декабрь | «Очищение души» | Развивать у детей умения сотрудничать, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. | Клубок ниток, волшебная палочка, картинка с изображением злого Карабаса-Барабаса, картинки по количеству детей с изображением Карабаса-Барабаса без лица, воздушные шары, цветные карандаши, мыльные пузыри. |
16 | декабрь | «Помоги себе сам и своему другу» | Дать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении | Телефон, медицинская сумка, таблица "Оказание первой медицинской помощи; при переломах и вывихах", платок, кукла, карандаш. |
17 | январь | «О вреде курения» | Формировать у детей представления о вреде курения | Наглядное пособие-сюжетные картинки «Рядом курят…» |
18 | январь | « Сказка про бактерию Туберкулезову» | Сформировать у детей представление, что большинство заболеваний носит инфекционный характер | Костюм доктора, игрушка-сова, микроскоп. |
19 | январь | «Если сладко спиться, сон хороший снится» | Показать значение сна в жизни человека | Опорные схемы "Гигиена сна", иллюстрированные картинки с туалетными принадлежностями, детские кровати, куклы, пастельные принадлежности, аудиозапись,художественные книжки. |
20 | январь | « Здоровье береги с молоду» | Показать необходимость бережного отношения к своему здоровью | Массажные маленькие мячи для активизации точек организма; «посылка» – коробка для мячей, письмо. |
21 | февраль | « Я-девочка.Я-мальчик» | Обратить внимание детей на характерные отличия между мальчиками и девочками | Наглядное пособие изображения мальчиков и девочек, куклы в одежде обоих полов, корзинка, предметы женской и мужской одежды, дидактическая игра «Фигура человека», мяч, кроссворд, карточки с именами-отгадками, «подсказки» |
22 | февраль | «На детской площадке» | Научить детей соблюдать меры безопасности на прогулке | Выносной материал |
23 | февраль | «Привычки человека» | Подвести детей к понятию о влиянии привычек на здоровье и жизнь человека | Наглядное пособие -сюжетные картинки, иллюстрации к произведению С.Я. Маршака “Вот какой рассеянный” ,К.И. Чуковский “Мойдодыр”, К.И. Чуковский“Федорино горе”, В.В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”). |
24 | февраль | «Его Величество Электричество» | Обобщать знания детей об электричестве | Наглядное пособие : « Бытовые приборы» |
25 | март | «Ты один дома» | Научить детей правилам безопасного пребывания дома | Костюмы героев,обстановка жилой комнаты, наглядное пособие: «Предметы быта» «Электроприборы», стенд с замками, аптечка |
26 | март | «Огонь-друг или враг?» | Продолжать учить детей правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. | Иллюстрации, рисунки детей, деревянная палочка, дощечка, лучина, свечи, керосиновая лампа, электрический фонарик, лампочка, спички, колокольчик, телефоны, шары, альбомные листы с предметами, красный карандаш. |
27 | март | «Планета земля в опасности» | Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности ( ухудшение экологии края) | Карта мира, глобус, картинки живой и неживой природы |
28 | март | «Будем беречь и охранять природу» | Развивать представление о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению. | Рисунки с двумя полянками – “веселой” и “грустной”, “Красная книга”, иллюстрации с изображением озера Байкал и Аральского моря, карта России, звукозапись «Шум воды» |
29 | апрель | « Однажды в лесу» | Расширять представление о жизни насекомых: строении, способах передвижения, питании. | Звукозапись Э. Грига “Утро”, игрушки-прототипы нысекомых ,сказка Н. Павловой “Желтый, белый, лиловый” |
30 | апрель | « Съедобные и ядовитые грибы» | Научить по внешнему виду отличать съедобные грибы от несъедобных. | Наглядное пособие: «Грибы»,дидактическая игра «Кузовок» |
31 | апрель | «Гроза» | Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга | «Сказка о тучах»Б.Зубкова ,картина К.Маковского «Дети, бегущие от грозы», картинки для рассматривания на тему : «Гроза» , “Сказка о Радуге» Т.И.Попова |
32 | апрель | «Растения лекарственные и ядовитые» | Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения | «Как появились цветы на земле»(авторская сказка Т.И. Поповой), панно черного изеленого цвета, картинки с цветами |
33 | май | «Удивительный мир насекомых» | Закреплять у детей понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми | Предметные картинки с изображением разных насекомых, их среды обитания,мяч |
34 | май | «Берегите лес» | Показать зависимость существования всех объектов природного мира | Наглядное пособие: «Деревья», «Ягоды», «Птицы», «Насекомые», звукозапись « Звуки леса» |
35 | май | «Кошка и собака – наши соседи». | Учить детей понимать состояние и поведение животных | Сказка “День рождения Васи” из серии “Осторожные сказки” Т.А. Шорыгиной |
36 | май | « Готов ли ваш ребенок к школе?» (Диагностика подготовленности детей к школе) | Выявить вместе с родителями степень готовности дошкольников к школе | Наглядное пособие «Сюжетные картинки», листы бумаги, схемы лабиринтов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования для подготовительной к школе группы «Придумай, вырежи, наклей!»
Программа написана для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.Аппликация – это один из самых простых, ...
«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год
Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...
Программа дополнительного образования в подготовительной группе «Мультик из кармана»
Лепка — увлекательное занятие. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельнос...
Программа дополнительного образования детей подготовительной группы
Программа по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет...
Программа дополнительного образования в подготовительной группе Юный математик в старшей группе
Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальней...
Программа дополнительного образования в подготовительной группе "Сундучок идей"
Методическая разработка...