Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Рабочая программа дополнительного образования "Говорунчики" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_22-23.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Мозаика»

Рабочая программа  

дополнительного образования кружка  «Говорунчики»

по речевому развитию детей старшей группы

Составитель:

И.В. Пырева

Кокино 2021

Пояснительная записка

Познавательно-речевое воспитание ребенка включает в себя формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, стремления участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты и умение рассказать все это. Для речевого развития ребенка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Художественное творчество развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Цель программы

Развивать творческие и словесные способности детей, корректировать речь и эмоциональное развитие отдельных детей. Развивать фантазию, воображение. Учить элементам творческого рассказывания.

Задачи программы

Образовательные:

- Формирование и развитие фонематического слуха

- Развитие произносительных умений

- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

- Знакомство со слоговой структурой слова

- Формирование умения правильно строить предложение

- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

- Расширение словарного запаса детей

- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

Развивающие:

- Развитие слухового восприятия

- Развитие графических навыков

- Развитие мелкой моторики

- Приобщение детей к художественной литературе

Воспитывающие:

- Воспитание умения работать самостоятельно при выполнении заданий

-Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Сроки реализации программы

Возраст: программа рассчитана для детей 5-6 лет.

Режим занятий: С сентября 2021 года по май 2022 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Формы и методы

Словесные формы обучения: Устное изложение. Беседы.

Наглядный метод обучения: Показ иллюстраций; показ, исполнение педагогам. Наблюдение. Работа по образцу.

Практические методы о бучения: Игры, игровые упражнения, ситуации.

Ожидаемый результат:

Развить речь, память, умение составлять самостоятельно небольшие рассказы, сказки, истории.

Воспитать любовь к литературным произведениям и народному фольклору.

Планирование работы на сентябрь

Занятие № 1

Заучивание стихотворения об осени.

Цель: Учить детей заучивать наизусть стихотворение.

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

Занятие № 2

Рассказ по картине

«Кошка с котятами».

Цель: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать точные слова для характеристики действий Кошке и котятам изображенными на картине, придумывать концовку;

Занятие №3

Составление описательного рассказа о предметах посуды

Цель: Учить детей составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать различные предметы по материалу, по размеру, назначению.

Вспомнить с детьми названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая- мелкая, большой - маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)

Занятие №4

«Сказка с волшебными растениями»

Цель: Вспомнить сказки, в которых есть сказочные, волшебные растения, связанные с героями этих сказок. Развить память, воображение.

Выяснить в каких знакомых сказках присутствуют растения, которые совершают волшебство («Аленький цветочек»«Дюймовочка»«Цветик семицветик»).

Дать возможность вспомнить их самостоятельно.

Планирование работы на октябрь

Занятие № 1

Рассказывание о личных впечатлениях на тему: «Наши игрушки.

Цель: Учить давать описание внешнего вида игрушки

рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.

Занятие № 2

Заучивание стихотворения про осень «Осенний букет»

Цель: продолжать учить детей заучивать стихи наизусть.

Детский сад, детский сад

На прогулке будет рад –

Соберем скорей букет

Ах, каких в нем листьев нет.

Вот коричневый дубовый,

Золотистый весь кленовый.

Желтый от березы лист,

А у ивы – серебрист.

Красный – у рябинки,

Бурый – у осинки.

Листья все огнем горят.

В ладошках крепких у ребят.

Мы букет поставим в вазу

И станем любоваться сразу.

Занятие №3

«Добрые и злые герои»

Цель: Учить различать добро и зло, осторожно относиться к плохим поступкам и характерам героев. Вызвать состояние переживания, сочувствия, желания помочь.

Обсуждение русских народных сказок «Мальчик с пальчик»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Лиса и волк»«Лисичка со скалочкой»

Занятие №4

«Сочиняем рассказы о животных»

Цель: Развивать способность к самостоятельному творчеству, умению составлять описательный рассказ о любимом животном.

Предложить детям сочинить рассказ о любимом домашнем животном. Придумать необычную ситуацию, разрешенную с помощью воображения, фантазии детей.

Планирование работы на ноябрь

Занятие №1

«Природа добрая и злая»

Цель: Научить детей видеть связь человека, животных с природой, ответ на добрые и недобрые отношения людей и животных к природе.

Вспомнить с детьми произведения, в которых природные явления показывают свое отношение к поступкам героев: «Сказка о рыбаке и рыбке»«Лиса и кувшин»

Занятие №2

«Внешнее превращение героев»

Цель: Развивать в детях стремление к справедливости. Учить различать вымысел и реальность, перенося их в творчество.

Вспоминать с детьми сказки, в которых главные герои превращаются в животных, птиц, других людей – «Иван Царевич и Серый Волк»«Сказка о мертвой царевне»«Кот в сапогах»«Золушка» .

Занятие №3

«Волшебные предметы в сказках»

Цель: Предложить развивать фантазию, воображение, желание с помощью волшебных предметов делать добро.

Предложить детям придумать, что они могли бы сделать хорошего, доброго с помощью предметов из сказок (скатерть- самобранка, волшебная дудочка, горшочек.

Занятие №4

«Сочиняем сказку»

Цель: Учить детей самостоятельно творить, радоваться своему успеху и успеху сверстников. Развивать творческие способности.

Побуждать детей придумывать сказки вместе с родителями и записать их. Радоваться своему успеху своих и сверстников.

Планирование работы на декабрь

Занятие № 1

Заучивание стихотворения о зиме

«Пришла зима»

Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть.

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Занятие № 2

Составление рассказа по картине

«Река замерзла»

Цель: продолжать учить составлять рассказ по картине.

При описании событий помочь деткам указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным.

Занятие № 3

Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Цель: Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта,

говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи.

Занятие №4

Игра «Закончи предложение»

Цель: формировать умение составлять предложения, обогащать словарный запас.

План работы на январь

Занятие № 1

«Как добро побеждает зло»

Цель: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом при отрицательном отношении к жестокости.

Побуждать детей предлагать разнообразные, знакомые сказки для выявления добра, которое всегда побеждает зло. Поддерживать у детей позицию осуждения героев с плохими поступками.

Занятие №2

«Чем заканчиваются сказки»

Цель: Продолжать развивать у детей веру в победу добра над злом, воспитать чувство уверенности в своих силах, учить мечтать.

Вспомнить с детьми несколько окончаний сказок. Побуждать радоваться хорошему окончанию и счастью героев.

Занятие №3

«Любимые герои сказок»

Цель: Выявить отношение детей к различным героям сказок. Развивать память, речь.

Вызвать желание рассказать сверстникам о своем сказочном герое, на которого они хотят быть похожи.

План работы на февраль

Занятие №1

Заучивание стихотворения о зиме

«Снегопад»

Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть

Снегопад, снегопад!

Засыпает снегом сад,

И болота, и луга,

И речные берега,

И тропинки горные,

И поля просторные.

Все кругом белым-бело,

Все дороги замело.

В белых ватниках дубки,

Ели в белых платьицах.

Рады зайцы-беляки:

Легче будет прятаться.

Занятие № 2

Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Цель: Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений.

Предложить детям интересную игру используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ, приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией.

Занятие №3

«Что заставляет добрых героев пуститься в дорогу»

Цель: Вызвать у детей эмоциональное состояние сопереживания, желание помочь. Предложить детям в названных ими сказках найти причину, подвергающую способность спасать друзей, родных и т. д.

Занятие № 4

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цель: Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов и выразительно Объяснить деткам значение слова жать, составлять предложения с заданными словами, учить в игре составлять из отдельных слов предложение, учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая.)

План работы на март

Занятие №1

Заучивание стихотворения о весне «Март»

Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть.

Мы сегодня рано встали.

Нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись!

Говорят, пришла весна!

А на улице мороз.        

Снег летит колючий,

И ползут по облакам

В белых шубах тучи.

Ждём, весна. Давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето.

Занятие №2

«Сочини сказку любимой маме»

Цель: Вызвать желание у детей сочинить самую добрую сказку для самого дорогого человека в их жизни. Развивать воображение, фантазию, творческие способности.

Предложить несколько вариантов для сочинения сказки для мамы.

Учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя из двух, трех слов - самостоятельно.

Занятие №3

«Чтение придуманной сказки о весне»

Цель: Вызвать желание у родителей, принимать участие в работе кружка, сочиняя вместе с детьми необычные истории. Развивать словесное творчество, самооценку и оценку других.

Предложить детям послушать сочиненные сказки о весне и выбрать лучшее с интересным сюжетом.

Занятие №4

«Где живут сказочные герои»

Цель: Развивать умение видеть в сказке место расположения героев сказки, разных животных, человека.

Предложить выяснить почему герои сказки оказываются в местах, в которых в обычной жизни они не живут или не находятся.

План работы на апрель

Занятие №1

Драматизация сказки «Красная шапочка»

Цель: Развивать актерские способности, дружеские отношения, диалогическую речь, уверенность в себе.

Предложить детям сыграть разные роли в сказках и выяснить вместе со всеми, какие роли больше всего им удались.

Занятие №2

«Пушкин сказки нам писал»

Цель: Воспитывать любовь к произведениям А. С. Пушкина. Усидчиво, внимательно слушать сказки.

Вспомнить с детьми какие сказки А. С. Пушкина они знают, где слышали или видели экранизацию. Выяснить какая сказка лучше всего понравилась детям.

Занятие №3

«Литературная викторина по сказкам»

Цель: Развивать память, речь, быстроту логического мышления, слуховое внимание.

Предложить детям самостоятельно рассказывать отрывки из сказок. Отметить самых активных детей.

Занятие № 4

Сочинение рассказа на предложенную тему

Цель: Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; учить правильно отгадывать загадки.

План работы на май

Занятие №1

Заучивание стихотворения о весне «Май»

Цель: продолжать учить заучиванию стихотворения наизусть

Распустился ландыш в мае

В самый праздник — в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

Занятие № 2

Пересказ сказки В.Сутеева: «Кораблик»

Цель: Продолжать учить связно, рассказывать сказку.

Предложить деткам поговорить по ролям персонажей, соблюдать композицию сказки.

Занятие №3

«Весна похожа на сказку»

Цель: Побуждать детей наблюдать за прекрасным временем года. Весна, видеть красоту и волшебное превращение природы.

Выяснить у детей, как они относятся к Весне, к пробуждению природы, превращение ее в прекрасный рай.

Занятие №4

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. Выявление наличия или отсутствия положительной динамики.

Список используемой литературы

1. Бахарева К. С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» - Ростов н/Д: Феникс, 2009г.

2. Кошелева Г. А. «Развитие речи в детском саду»- Ярославль: Академия развития, 2009г.

3. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»- Москва: Просвещение, 1983г.

4. Киселева Г. А. «Книжка – учишка». Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет – Москва, 2011г.

5. Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» - методическое пособие, ж/л «Логопед»:Москва: творческий центр, 2011г.

6. Арефьева А. Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет»- Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

7. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М.:ТЦ СФЕРА, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в старшей, подготовительной группе

  Рабочая программа в старшей, подготовительной группе...

Рабочая программа для воспитанников подготовительной группы МБДОУ детский сад №3 на 2014-2015г.

Рабочая программа для детей ощеразвивающей направленности от 6 до 7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Дружные пальчики»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский Истоки сп...

рабочая программа воспитателя в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" ФГОС

рабачая программа воспитателя в подготовительной группе по фгос...

Рабочая программа в старше-подготовительной группе по программе "Детство"

Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС ДО. Она содержит целевой, содержательный и организационный разделы рабочей программы, которая разработана на основе образовательной програм...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...