Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. У многих детей проявляется ранний интерес к чтению. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего обучения, поэтому в теории и практике дошкольного образования разработаны различные методики по обучению чтению детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitayka.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Верхне — Матигорская СШ» детский сад №30 «Ромашка»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«ЧИТАЙКА»
Утверждена на педагогическом совете № 1
от « 21 » сентября 2015 года
2015 — 2016 учебный год
Руководитель:
Мокеева Светлана Сергеевна
Воспитатель
с. Матигоры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. У многих детей проявляется ранний интерес к чтению. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего обучения, поэтому в теории и практике дошкольного образования разработаны различные методики по обучению чтению детей дошкольного возраста.
Как доказали исследования последних лет, раннее обучение чтению невероятно развивает интеллектуальные способности ребёнка и помогает легче влиться в процесс обучения.
Дошкольный возраст – возраст игры. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данная методика превращает чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.
Таким образом, целью занятий в кружке «Читайка» является обучение чтению детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: обучение детей чтению слогов, односложных и двусложных слов, простых предложений.
Задачи:
- расширять знания и представления об окружающем мире;
- проводить фонематический разбор слова;
- закреплять умение соотносить звук и букву;
- читать слова, стихотворения, тексты;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- писать слова, предложения печатными буквами;
- познакомить с тетрадью в линейку, научить способам работы в ней с целью подготовки руки ребенка к письму;
- способствовать развитию логического мышления;
- формировать умение понимать прочитанный текст;
- развивать интерес и способность к чтению;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями;
- формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Планируемые результаты освоения программы.
К семи годам при успешном усвоении программы ребенок:
- проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентируется в звуко-буквенной системе языка;
- понимает смыслоразличительную функцию звуков, букв;
- записывает слова, предложения печатными буквами;
- разгадывает ребусы, кроссворды;
- читает слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимает прочитанный текст;
- ориентируется в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисует предметы в тетради в линейку;
- овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности (понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет, под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку, самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели).
Содержание дополнительной образовательной программы
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
сентябрь | Тема 1. Звуки и буквы (закрепление) Игр.упражнение «Прочитай и допиши правильно». Игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись». | Тема 2. Звуки и буквы (закрепление) Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки. Игр.упражнение «Прочитай и допиши правильно». | Тема 3. Слова и слоги (закрепление). Чтение пословиц. Игр.упражнение «Соедини правильно». Игр.упражнение «Кто в каком домике живет?» | Тема 4. Предложение, графические навыки (закрепление) Игр.упражнение «Прочитай и допиши правильно». Составление предложений по картинкам. Рисование по образцу в тетради в клетку. |
октябрь | Тема 5. В мире книг. Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц. Рисование колобка в тетради в линейку. | Тема 6. Игрушки. Игр.упражнения «Напиши правильно», «Допиши предложение». Чтение загадки. Рисование шариков в тетради в линейку. | Тема 7. Овощи. Игр.упражнения «Напиши правильно», «Соедини правильно». Чтение загадки. Рисование огурцов в тетради в линейку. | Тема 8. Фрукты. Игр.упражнения «Напиши правильно», «Учимся разгадывать кроссворд», «Что где растет». Рисование вишен, яблок в тетради в линейку. |
ноябрь | Тема 9. Осень. Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку. | Тема 10. Домашние животные. Игр.упражнения «Загадки и отгадки», «Отгадай и нарисуй», «Напиши правильно». Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька». | Тема 11. Дикие животные. Разгадывание кроссворда. Игр.упражнение «Допиши предложение», «Читаем, пишем, рисуем». | Тема 12. Сказки. Чтение пословиц о сказках. Игр.упражнение «Напиши правильно». Рисование Курочки Рябы в тетради в линейку. |
декабрь | Тема 13. Зима. Чтение загадок, рассказа о зиме. Составление рассказа по картинке. Рисование снежинок в тетради в линейку. | Тема 14. Новый год. Чтение рассказа про Новый год. Игр.упражнение «Напиши правильно». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Рисование елочных шариков в тетради в линейку. | Повторение – закрепление. | |
январь | Тема 15. Транспорт. Игр.упражнение «Загадки и отгадки», «Допиши пропущенные буквы». Рисование вагончиков в тетради в линейку. | Тема 16. Профессии. Игр.упражнение «Читай, пиши, соединяй». | ||
февраль | Тема 17. Природные явления. Игр.упражнения «Читай и подчеркивай», «Соедини правильно», «Читай, думай, пиши». | Тема 18. Лес. Игр.упражнения «Читай, думай, пиши», «Что перепутал художник», «Рисуем грибы и желуди». | Тема 19. Насекомые. Разгадывание кроссворда. Игр.упражнение «Раскрась и обведи». Рисование божьих коровок в тетради в линейку. | |
март | Тема 20. Птицы. Игр.упражнение «Напиши правильно». Чтение загадок, рассказа К.Д.Ушинского «Дятел». Рисование птички в тетеради в линейку. | Тема 21. Цветы. Разгадывание кроссворда. Игр.упражнение «Раскрась правильно». Рисование тюльпанов в тетради в линейку. | Тема 22. 8 марта. Чтение стихотворения Т. Шорыгиной. Написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов. Игр.упражнение «Думай, пиши, читай». | Тема 23. Весна. Чтение загадки, рассказа Л. Толстого. Игр.упражнение «Соедини правильно». Рисование подснежников в тетради в линейку. |
апрель | Тема 24. Лето. Чтение загадки и рассказа о лете. Игр.упражнения «Раскрась правильно», «Думай, пиши, читай». Чтение пословиц о лете. Рисование грибов в тетради в линейку. | Тема 25. Ребусы. Разгадывание ребусов. | Тема 26. Кроссворды. Разгадывание кроссвордов. | Тема 27. Скоро в школу. Чтение пословиц о школе. Игр.упражнение «Соедини правильно». Чтение вопросов и написание ответов на них. |
май | Повторение – закрепление. | Повторение – закрепление. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Колесникова Е. В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать». – Изд. 3-е, перераб./Е.В.Колесникова. - М.: «Ювента», 2016. – 64с.: ил.
- Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
- Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
- Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
- Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы (6-7 лет) "Умные пальчики"
Данная программа предназначена воспитателям в работе с детьми 6-7 лет по развитию мелкой моторики, графических умений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"
I. Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...
Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год
Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...
Эколого-краеведческая программа дополнительного образования для детей подготовительной группы.
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической...
Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы «Мы – творцы и фантазеры».(технология ТРИЗ).
Программа дополнительного образования для детей подготовительной группы «Мы – творцы и фантазеры».(технология ТРИЗ).Развитие мышления, как гибкость, подвижность, системность, д...
Рабочая программа дополнительного образования «Эрудит» для подготовительной к школе группы
Таким образом, следует признать, что в настоящее время, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первокласснико...
Рабочая программа дополнительного образования "Эрудит" для подготовительной школе группе
Рабочая программа дополнительного образования "Эрудит" для подготовительной школе группе...